М.Глинка, Трио "Не томи, родимый" из оперы "Иван Сусанин" |
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
Автор либретто — барон Георгий Розен. В советский период Сергеем Городецким была сделана новая редакция либретто.
Действие 1
В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.
Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.
Что меня восхищает в этой опере - как и во всех музыкальных произведениях русских композиторов - это образ врага. В нём нет ничего отталкивающего: музыка 2 акта, изображающего бал польской шляхты, готовящейся к походу на Русь, божественно прекрасна. Это традиция русской музыки - изображать врага не мерзким уродом каким-то, а наоборот: отображать в музыке характерный национальный колорит, показывать врага не "врагом", а просто давать портрет другого народа. В этом я вижу проявление нашего природного дружелюбия и своеобразной гордости: враг должен быть достоин уважения, иначе нет никакой чести в победе над ним.
А трио "Не томи, родимый" - самый любимый мой фрагмент из самой любимой оперы.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |