-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fine_music

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 357


ANDANTE MAESTOSO

Среда, 26 Ноября 2008 г. 16:14 + в цитатник
Прослушать Остановить
8262 слушали
150 копий

[+ в свой плеер]


Хочу поделиться редкой записью - Andante maestoso, концертная обработка для фортепиано финала из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик", сделанная великим, на мой взгляд, пианистом Михаилом Плетнёвым. В его же исполнении.

Мне посчастливилось в 1978 году посмотреть по телевизору - целиком! - конкурс им. Чайковского, кажется, IV, на котором Плетнёв получил гран-при.
Помню, мне тогда очень понравился французский пианист Паскаль Девуайон - изумительный Сен-Санс звучал у него!
И я "болела" за него, а не за нашего Плетнёва.
Но вот последний тур конкурса, I-й концерт Чайковского, играет Девуайон, закрыв глаза - тонко, одухотворённо, пронзительно нежно - я обливаюсь слезами:))).
И выходит Плетнёв, спокойный, без внешних эффектов, играет тот же концерт...
Боже! Тут не я одна - все почувствовали.
Не буду расписывать, что именно почувствовали: если не поленитесь скачать файл mp3 - сами поймёте.
Запись, конечно, скверная: во-первых, я её переписывала на магнитофон со старой-престарой, 1978 года, запиленной до невозможности виниловой пластинки, воспроизводимой таким же древним проигрывателем; во-вторых, с магнитофона переписывала на комп.
В таких случаях я обычно утешаюсь тем, что гения всё равно слышно, несмотря на все акустические кошмары.
Бывает хуже. Но реже:)))
Наверное, есть где-нибудь CD с плетнёвской сюитой из "Щелкунчика" - но мне не попадался...
И всё же послушайте эту уникальную во всех смыслах:))) запись!

Плетнёв играет Чайковского как никто иной.
Чайковского, как и Шопена, редко исполняют прилично - то в слащавость впадают, то в чрезмерную патетику, то ещё хуже: сухо и деревянно играют.
Загадочные славянские души... Как их играть?
(Как на них играть? Гамлет, издевательски предложивший сыграть на флейте...)
А что касается балетов Чайковского - тут у меня есть одна дурацкая особинка: я не могу их смотреть, меня "царапает" классическая хореография М.Петипа и даже Ю.Григоровича. В Чайковском такая страсть и мощь, такое величие, которые, по моему ощущению, не в состоянии передать классический балет - я, глядя на сцену, сжимаю кулаки и тяжело дышу, мне хочется взорвать все эти красоты - но авангардная постановка Чайковского тоже неприемлема. Это Вам не "Весна священная", не а-ля рюс.
И что прикажете делать?
Не смотреть.
Закрываю глаза, пытаюсь наслаждаться музыкой - тоже не то. Всё очень ритмично. Нет динамики.

Плетнёв открыл мне НАСТОЯЩЕГО Чайковского.
Его транскрипции "Щелкунчика" примирили меня с балетной музыкой великого композитора.
Особенно это Andante maestoso, которое я хочу подарить вам, друзья мои, незадолго до Рождества.
Ведь сказка Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" - рождественская сказка.
О любви торжествующей, о доброте и верности, пробивающихся сквозь все злые козни бытия.
И, наверное, никто, кроме Чайковского, не смог бы дать ТАК почувствовать эту силу - силу любви - потому что всё, что выходит из-под его пера, окрашено трагизмом, слушая его, понимаешь, что ничто легко не даётся, за прекрасное и светлое надо платить огромную цену, и чтобы высоко поднять факел своего сердца - иногда надо разорвать себе грудь, пойти на крест, выиграть битву...
Рождественские чудеса не так просты и сусальны, как кажется.
Надо быть Чайковским, чтобы ТАК интерпретировать Гофмана.
Надо быть Плетнёвым, чтобы ТАК передать эту интерпретацию.

Слова Волшебника из "Обыкновенного чуда": "Слава храбрецам, которые осмеливаются любить - так, будто они вечны!"  

 

Плетнёв Михаил Васильевич (родился в 1957), пианист, дирижер. Игра Плетнева отличается гармоничностью, ясностью исполнительского замысла. Выделяются интерпретации произведений П. И. Чайковского. Автор музыкальных произведений, транскрипций. 1-я премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1978). Основатель (1990), художественный руководитель и главный дирижер Российского национального симфонического оркестра.


Михаил Плетнев - один из самых выдающихся музыкантов современности, пианист, дирижер, композитор. Михаил Плетнев неоднократный лауреат государственных и международных премий, обладатель Гран-при конкурса им. П.И.Чайковского (1978), обладатель самой престижной европейской премии в области звукозаписи "Граммофон эворд" (1996), обладатель двух "Грэмми", обладатель премии "Триумф" (2005), основатель и художественный руководитель Российского Национального Оркестра. За время своего творчества Михаил Плетневым было записано более пятидесяти CD, многие из которых отмечены самыми престижными наградами. Более десяти лет Михаил Плетнев сотрудничает с самой престижной звукозаписывающей компанией мира в области классической музыки "Дойче Граммофон" (Universal music).

Мистический Дроссельмейер

В ряду прославленных современных российских музыкантов Михаил Плетнев занимает особое место. И не только благодаря многогранности дарования, позволяющей ему с равным успехом проявлять себя в самых разных сферах творческой деятельности. Он стал для многих не столько кумиром (это определение здесь не очень уместно из-за непоправимого оттенка легкомысленной рекламности), сколько олицетворением подлинного художника, в сам факт существования которого в нашей суетной повседневности поверить почти невозможно. Имя Плетнева замыкает уходящий в прошлое ряд имен, являющихся символом русской культуры. И потому кажется преисполненным символического значения факт присвоения ему в 2001 году титула почетного профессора Московской консерватории, первым обладателем которого стал П.Чайковский - композитор, чья музыка как никакая другая входит в резонанс с самыми яркими свойствами плетневского творческого почерка.
.......................................................


Игру Михаила Плетнева очень трудно назвать исполнением. Скорее, это что-то вроде воссочинения, мистического соавторства - настолько однозначно убедительным кажется движение его мысли.

Ольга ФИЛИППОВА

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=485&crubric_id=100431&rubric_id=204&pub_id=470320

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку