день вышиванки |
Чудесный праздник!
Как вы думаете, ребята, если б не ситуация в Украине, была бы вышиванка в такой большой моде? ))
1. Вышиванка - это праздничная, а не повседневная одежда. В будни украинцы носили так называемые "будэнки" - неброские рубашки, а на праздники надевали богато вышитые сорочки.
2. Вышивка наносилась прежде всего с сакральной целью, как оберег, защищая части тела, незакрытые одеждой. Некоторые вышиванки изначально создавались как ритуально-обрядовые.
3. Своими особенными вышиванками может похвалиться не только каждый регион Украины, а даже отдельные села. Сорочки могут отличаться по фасону, цвету, узору.
4. Раньше вышивание было исключительно женским занятием. Традиционно, прежде чем начать вышивать девушка постилась, молилась и мыла руки. Сейчас вышивают не только женщины, но и мужчины.
5. Вышивка одной сорочки может занимать от двух недель до трех лет - в зависимости от сложности техник.
6. Тончайшая вышивка "белым на белом" была распространена среди европейской знати и украинской шляхты, которая носила вышитое таким образом нижнее белье и нательные сорочки.
7. Вышивка крестиком, которую многие считают традиционно украинской, пришла в Украину из Европы только в XIX веке, преимущественно с появлением компании Brocard, которая использовала для своей парфюмерии рекламные упаковки с изображением схем-вышивок.
8. В наше время исследователи вышивки насчитывают более 200 старинных швов на основе 20 техник вышивания (среди них гладь, колосковый шов, низь, узелки, шнурочек, крученый шов, вырезание, выкалывание, козлик, плетенка, мережка).
9. Популярные нынче маки как элемент узора практически не использовались в традиционной украинской вышивке, поскольку символизировали печаль и смерть, а широкое распространение получили в конце XX века.
10. Орнаментами украинской вышивки с недавних пор украшают не только сорочки, но и автомобили, предметы быта, их используют как узоры для тату и маникюра.
Во многих местностях на свадьбу парни раньше надевали две сорочки. Отсюда «своя рубашка ближе к телу» — ведь под той, что вышила любимая, была еще одна, вышитая мамой, родовая. Некоторые регионы использовали свадебную одежду трижды — на свадьбу, спустя неделю после свадьбы в церковь и на смертном одре, чтобы и на том свете эти души могли узнать друг друга.
В Украине существует более 250 вышивальных швов, которые базируются на 20 техниках. Например, «мережання» (т. е. вышивание по ткани с выдернутыми нитями) — это техника, на основе которой делается более тридцати отдельных швов — мережек. Орнаментальное богатство, которое наносилось на одежду, защищало человека, способствовало его комфортному энергетическому состоянию, служило сигнальной функцией (повествуя о семейном, социальном статусе), и только в последнюю очередь было декором. Каждый узор, каждый цвет в народной вышивке несет свой смысл. Женщины вышивали для самых близких: мамы — детям и мужу, девушки — любимым. Нитка и иголка — это инструменты, с помощью которых возможно запрограммировать ткань на добро. И начали это делать давным-давно, есть отпечатки тканей на сосудах Трипольской культуры.
Первая сорочка шилась ребенку на три года — из крыжмы (полотно, состоящее из множества крестиков). Само полотно уже было оберегом. На нем мать наносила простые символы — восьмиугольные звезды, символизирующие Бога, Солнце, зарю, восемь сторон света, восемь архангелов и... предков в четвертом колене — четырех прадедов и четырех прабабок (по лучу звезды на каждого предка). Дальше — девичья и юношеская одежда, более наполненная элементами, сложнее. Девушки нашивали ромбы (женское начало), поделенные косым крестом (символ Луны) на четыре части — получался символ плодородия, который изображен еще на трипольских ритуальных фигурках. А еще — цветы. Мужчинам шили в основном геометрические орнаменты — прямые кресты, солярные знаки, звезды и др. Замужние женщины не носили на сорочках цветы — это только для девушек, а нашивали себе плоды, ягоды — калины, рябины и так далее, которые означали детей. А вот листья дуба были универсальным символом для обоих полов и символизировали крепость духа.
Чем старше становился человек, тем скромнее была вышивка, все меньше красного (в пост красный тоже не приветствовался) — все больше синего, черного и белого. А некоторые женщины и вовсе надевали белые сорочки с черным орнаментом, символически изображая бытие и небытие, жизнь и смерть.
Основных цветов народной вышивки пять: белый, красный, черный, синий и желтый. Расшифровка в каждом регионе была своей. Полещуки не любили черный, считали его цветом смерти. А подоляне, напротив, шили черным по белому, что символизировало землю и богатство. Цвета имеют множество значений. Вот некоторые из них. Белый — символ Света, чистоты, символ Творца, цвет силы. Красный — любовь, кровь, энергия, огонь. Синий — вода, а желтый — Солнце.
Рубрики: | мода праздники и традиции |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |