Одеваясь модно, мы делаем это, прежде всего, для публики, для кого-то постороннего. Потому что и сама мода, если вдуматься, это такая общественная игра. А на самом деле одеваться нужно, в первую очередь, для себя самого. Но так, чтобы и другим смотреть на тебя было интересно.
Сложно? Да. А никто не говорил, что легко. Я и пишу эту книжку, чтобы постараться объяснить все то, чему, как мне кажется, я сама, в какой-то мере, научилась. Но пока училась, я тоже сделала массу всевозможных ошибок.
Из чего складывается стиль? Пожалуй, нельзя вывести какую-то специальную формулу – возьмите вот это, это и вон то, причем вон то должно быть непременно таким-то – и получится стильно. Стиль, класс – это что-то неуловимое, состоящее из множества мелких деталей, которые трудно сразу схватить и расшифровать. И это не имеет отношения ни к возрасту, ни к уровню благосостояния. Только к красоте и стоящей за ней внутренней работе.
Ведь когда о ком-то говорят, что он выглядит очень стильно, то подразумевают именно какое-то свое внутреннее восприятие этого человека. Речь вовсе не идет о дороговизне его рубашки или сапог. И как любое ощущение, его нужно понять, к нему надо прислушаться, его надо развить и воспитать.
И богатство, и старость могут быть и красивыми, и некрасивыми. Я очень люблю разглядывать женщин вокруг меня. Это как игра, но одновременно игра развивающая, потому что всегда можно подметить какие-то существенные детали, научиться каким-то важным мелочам.
Я точно знаю, что женщина, которая любит себя и следит за собой, будет красивой в любом возрасте. Я хожу по Петербургу и иногда встречаю замечательно красивых старушек. Как это у них получается? Хорошая осанка, гордая посадка головы, блеск в глазах, аккуратно уложенные седые волосы. Какой-нибудь беретик, кружевной воротничок, пусть старый, но чистый. Вся она собрана, несет себя с большим достоинством. Такая старость вызывает только уважение и даже немножечко… зависть.
Как-то я сидела в ресторане, и напротив меня сидели две женщины. В одной из них совершенно отчетливо чувствовался класс. Казалось бы, обычная фланелевая рубашка, обыкновенные черные брюки, какой-то шарф, даже непонятно, дорогое на ней все это или нет, что за фирма..? Но во всей ее простоте была такая элегантность, просто – класс! А рядом с ней была ее подруга, разодетая в пух и прах, в золото и перья. И они выглядели, как небо и земля, несмотря на то, что за версту видно было, сколько денег подруга вбухала во все эти перья.
Но интересно - первое, что я на ней заметила, это были черные полусапожки, которые абсолютно не подходили к ее золотому костюму. Забавно, как все-таки четко сформулированы прописные истины. "Никогда не надевайте полусапожки с юбкой!" Юбка отрежет ноги сверху, полусапожки – снизу, а вам что останется? Даже если у вас ноги растут от ушей, и вы спорите по этому поводу с Надей Ауэрманн, все равно – так делать нельзя. Либо юбка и высокие сапоги, либо полусапожки с брюками – третьего не дано. Даже с длинной юбкой можно надеть, в лучшем случае, сапоги до середины икры.
Обувь должна сочетаться по цвету с одеждой. А вот с сумкой – необязательно. Они могут быть похожими, но не одинаковыми. А если они явно представляют один комплект, да еще какой-то сложный да навороченный, к примеру, из крокодила или страуса, то это не только скучно, но и считается дурным тоном. Гораздо лучше выглядит, если они разные, но выдержаны в одном ключе, в одной теме.
Таких "правил хорошего тона" в одежде существует немыслимое количество. Они создавались веками, причем для каждого века – свои. В Испании времен инквизиции, например, верхом неприличия считалось, когда кто-то вообще увидит женскую туфлю. И тут уж было не до того, сочетается ли она с сумкой или нет. Впрочем, сумок тогда у дам, кажется, еще вообще не было – за ними все носили служанки.
Но любые правила не являются чем-то застывшим и замершим навсегда. Меняется наша жизнь, меняются правила игры, меняется мода – и стиль, выбранный нами однажды, тоже не должен стоять на месте, он обязан меняться вместе с нами, отражая то, что мы собою представляем в данный момент, на данном отрезке жизни.
Жизнь в крупных городах сегодня устроена так, что мы, как правило, одеваемся один раз в сутки. В течение дня, что бы ни ожидало вечером, у нас уже нет возможности переодеться. Работа, поход по магазинам, вечеринка в клубе, ужин в ресторане, театр – во все эти места мы идем в том, в чем вышли из дома утром. Ну, если уж только предстоит какой-то очень важный прием, из тех, куда на приглашениях пишут "Black tie", то есть верхний предел парадности – фрак или смокинг для кавалеров и вечернее платье для дам, тогда, деваться некуда, заедем домой переодеться. Но такое случается нечасто. А так – что получается? Или ты весь день должен выглядеть нелепо в вечернем ярком наряде, или наоборот, весь день ходишь в джинсах, а вечером откровенно чувствуешь себя не в своей тарелке. Это создает очень большие проблемы, и приводит к тому, что люди стараются одеваться, по возможности, нейтрально, чтобы как-то вписаться и туда, и туда.
Так возникла специфическая мода мегаполиса, немного спортивная, немного деловая, достаточно комфортная и, в целом, неяркая. Одним словом – то, что называется, кежуал.
Существует еще одно негласное, но золотое правило хорошего стиля – лучше быть недо- , чем пере- наряженным. Лучше прийти на любое мероприятие "недоодетым", чем выглядеть слишком нарядным. Это – плохой тон.
Но у этого явления есть и обратная сторона. Если вечером зайти в любой, даже самый дорогой ресторан или театр, то вряд ли удастся встретить там хоть одну девушку в вечернем или хотя бы в так называемом платье для коктейля. Скорее, это будут джинсы, юбки, сапоги... А если вы сами все-таки его наденете, вас с недоумением спросят: "Чего это ты так вырядилась?" И вообще, нарядная девушка воспринимается скорее негативно. Вот и получается, что нарядное платье потихоньку умирает, как жанр. Лично меня это очень расстраивает, но тут ничего не поделаешь. Это суровые реалии московской жизни.
Пожалуй, Москва, в смысле одежды и отношения к ней, очень специфичный город. Больше, наверное, нигде – ни в Париже, ни в Милане, может быть, только в Нью-Йорке, да и то не в такой степени - всех окружающих, даже если они с тобой незнакомы, волнует, как ты одета. И мне пришлось прочувствовать это на себе. Когда я переехала в Москву из Петербурга, то внимание, которое я изначально к себе привлекала, очень во многом вызывалось тем, что я не всегда понимала, куда и что одевать. В Петербурге, может быть, отчасти из-за некоторой провинциальности, было принято наряжаться по любому поводу и без него. Даже если просто выходишь куда-нибудь вечером с друзьями – ты одеваешься, готовишься, наряжаешься. Это занимает время – накраситься, причесаться. Надо заранее продумать, что к чему, что с чем сочетается. Так принято. Вечер – это целая программа. Это выход в свет.
В Москве совершенно другой ритм. Времени ни на что нет. Все бегут, и всюду опаздывают. Все в джинсах и майках. Поначалу мне казалось это диким, но постепенно я привыкла, и теперь мне кажется странным специально готовиться, скажем, к походу в ресторан.
В Москве в модных кругах считается плохим тоном, если видно, что ты для чего-то серьезно одевался. Даже если это "что-то" вполне важное мероприятие. И это, кстати, на мой взгляд, неправильно. Бывают мероприятия, на которые просто необходимо приходить в вечернем туалете. В конце концов, существуют традиции. Но и тут – придя в такое место, как полагается, в длинном платье, ты все равно рискуешь встретить знакомых все в тех же джинсах и нарваться на их удивленный взгляд – чего это ты, дескать? Словно считается делом чести нарушить некогда кем-то установленный дресс-код. Очевидно, должно пройти время, чтобы кто-то однажды не пустил к себе на прием нарушителей традиций.
Но никто безнаказанным, на самом деле, не остается. Все не так просто. Потому что эти самые модники (или анти-модники), которые плюют на красивые традиции, на самом деле мучаются со своими джинсами ничуть не меньше.
Я открою секрет. Модная московская тусовка – это своего рода тайное общество. И тут, как и в каждом порядочном тайном обществе, есть свой пароль. Этот пароль – джинсы. И пароль, как и положено, раз в два-три месяца меняется. И джинсы должны меняться вместе с ним. То, что никакой член "модной секты" не носит джинсы от Версаче и Гуччи, понятно само собой. Нельзя носить то, что общепризнано. Это плохой тон. Кто так делает, тот явно "не в теме". А чтобы быть в теме, надо носить джинсы-пароль. Это могут быть самые обычные, даже вовсе недорогие джинсы, но какой-нибудь маленькой и никому неизвестной фирмы. Потому что купить джинсы в "Дольче-Габбана" может каждый дурак. А вот, пойди, найди такие…
И создается такой искусственный дефицит, о котором знают только свои. И свои должны очень внимательно следить за сменой паролей – а это тонкий момент. Казалось бы, только-только узнал, где достать предыдущий вариант, добыл, надел, попал "в тему" – а пароль уже начал меняться. И всякий раз, например, когда происходит очередная смена пароля, я порой не знаю, где найти новый.
Конечно, это просто игра. Для взрослых. Театр абсурда. Ни к моде, ни к стилю это никакого отношения не имеет. Иногда думаешь – а может, лучше честно выполняли бы дресс-код?
Это, конечно, какая-то подмена понятий, издержки, без которых, наверное, нигде не обойтись, но, в целом, я считаю, нам сейчас очень повезло. Мы живем в замечательное время.
Во-первых, потому, что у нас сейчас есть абсолютно другие возможности, чем были, скажем, у наших мам, которым раньше в условия хронического дефицита вещи приходилось не покупать, а "доставать". Рассказывают, что одна остроумная советская женщина как-то горько посетовала: "Неужели я умру, и никто и никогда не узнает, какой у меня был вкус?!"
А во-вторых, потому, что сейчас, как это странно ни прозвучит, модно все. Или ничего. Модно быть немодным.
И это самое лучшее, что случилось с нами за последнее время".