-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ермоловская_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2008
Записей: 11906
Комментариев: 18682
Написано: 31775


Русский анимационный прорыв.

Четверг, 29 Января 2015 г. 18:26 + в цитатник
Ashampoo_Snap_2015.01.29_17h55m24s_010_ (700x302, 39Kb)
Всего десять лет понадобилось отечественной полнометражной анимации, чтобы пройти путь от финансового небытия до выхода на международный рынок

Еще не так давно лицом русской анимации был прежде всего «Ежик в тумане» — глубокомысленное, немного странное, очень душевное и очень короткое анимационное кино. Сегодня, по прошествии сорока лет, которые отдаляют нас от премьеры «Ежика» и его ошеломляющего успеха на всех фестивалях мира, отечественный анимационный арт-хаус, который почти не выходил за пределы короткого метра, всегда равнялся на произведения высокого искусства и конфликтовал с реальностью, живущей по коммерческим законам, еще жив — но в отличие от полнометражной анимации пребывает в кризисе. Почти четверть века Юрий Норштейн работает над «Шинелью», и конца-края этому проекту не видно. Александр Татарский ушел из жизни, так и не сняв ни одного полнометражного фильма, — запустить проект «Безумные волосы», сценарий которого разрабатывался десять лет, он не успел. С того момента, как еще один русский гений-одиночка, Александр Петров, получил «Оскара» за «Старика и море», прошло 15 лет. Показательно, что японский аниматор Хаяо Миядзаки, прославившийся на весь мир только в 2002 году, когда на Берлинском фестивале победили его «Унесенные призраками» (в следующем году за них же Миядзаки получил «Оскара»), успел в статусе международной звезды сделать четыре полнометражных анимационных фильма и даже завершить свою карьеру.


Богатыри

Коммерческий потенциал полнометражного мультипликационного кино мировая киноиндустрия открыла для себя в середине 1990-х. Именно тогда Стив Джобс в качестве исполнительного продюсера выпускает первый фильм с трехмерной анимацией «История игрушек» и совершает очередную в своей биографии технологическую революцию. Анимационному детищу Стива Джобса суждено было стать самым кассовым фильмом 1995 года, и с тех пор большие экраны превратились в основное поле битвы за зрителя между анимационными лентами.

Россия вступила в эту борьбу на внутреннем рынке в 2003 году с фильмом по сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос», продюсером которого в числе прочих выступил легендарный Сергей Сельянов. Именно с этого проекта началась студия «Мельница», сегодняшний флагман русской анимационной индустрии. При общих затратах в 2,5 млн долларов «Карлик Нос» собрал в прокате чуть больше полумиллиона. Но очевидная коммерческая неудача не остановила Сельянова и его соратника по анимационному бизнесу Александра Боярского (ныне — генеральный директор «Мельницы»). Почти случайно, благодаря безвестному автору, спонтанно отправившему сценарную заявку на электронный адрес студии, им удалось найти формулу коммерчески успешных анимационных фильмов: комедийное повествование о приключениях фольклорных персонажей с аллюзиями на современность.

Франшиза была запущена в 2004 году. Первый фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» при затратах 4 млн долларов принес 1,7 млн. Дальше пошло по нарастающей: «Добрыня Никитич» — 3,6 млн, «Илья Муромец» — 9,7 млн, «Три богатыря и Шамаханская царица» — 19,1 млн. В 2012 году студия с «Тремя богатырями на дальних берегах» достигла пикового значения по сборам — 30,8 млн долларов: на сегодня это самый кассовый российский анимационный фильм. Показатели новейших «Трех богатырей. Ход конем» в долларовом эквиваленте не так впечатляют, хотя и здесь речь идет почти о 15 млн, зато количество зрителей за первые две недели показов — 3,3 млн (первое место среди всех фильмов, стартовавших 1 января 2015 года, в том числе таких блокбастеров, как «Седьмой сын» и «Исход: цари и боги») — сопоставимо с показателями трехлетней давности: тогда «Богатырям» за все время проката удалось привести в кинотеатры 4 млн российских зрителей.

«Три богатыря» за десять лет превратились в мощный бренд, которому неизменно удается оправдывать зрительские ожидания. Несмотря на внешнюю простоту, это очень тонко сконструированная интеллектуальная продукция. Сергей Сельянов не устает повторять, что главный смысл любого отечественного кинохита не столько в том, что он приносит прибыль, сколько в том, что он «объединяет страну». По его мнению, у кино это получается намного лучше, чем у телевидения, в силу особенностей эмоционального восприятия кинотеатральных показов. И сами зрители это понимают — поход на «Богатырей» вместе с детьми для них не только приятное времяпрепровождение, это еще и акт национальной самоидентификации.

В фольклорной основе заключается и сила «Богатырей», и их слабость. Это первое, что бросается в глаза потенциальным зарубежным прокатчикам. (Фильмы, правда, с успехом идут в украинских кинотеатрах: все-таки место действия большинства картин цикла — Киев.) Никого не смущает, что это 2D-анимация. Изобразительный ряд «Богатырей» с каждым фильмом усложняется, экшн-сцены становятся все более впечатляющими (в последнем, «Ходе конем», это схватка с пиратами на корабле). Хотя скромный по мировым меркам бюджет — около 200 млн рублей — иногда бросается в глаза. Скажем, в финальном поединке богатырей с силами зла, предстающими в облике дуба, который соблазняет князя и его подданных азартными играми, графика выглядит упрощенной, а пластика персонажей — слишком предсказуемой. Возможно, дети и не придадут этому значения, но вот их родители, скорее всего, заскучают. Еще одно слабое место «Богатырей» — музыкальный ряд: цикл за все время существования не отметился ни одним запоминающимся музыкальным номером.

Вообще, в рядах наиболее активных зрителей и профессиональных критиков заметна общая усталость от сюжетного однообразия, но на сборах это не сказывается. Если что-либо не ломается, тогда, может быть, и чинить это не стоит? Тем более что у «Мельницы» есть и другие проекты, в том числе уже запущенный в производство 3D-фильм «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Выход в широкий прокат намечен на следующий год.

Королева

Воронежская студия Wizart Animation пошла по принципиально другому пути — сразу нацелились на мировой рынок. Поэтому их первый анимационный проект «Снежная королева» выполнен в 3D-графике. Для международного проката, после не оправдавшей финансовые ожидания рисованной «Принцессы и лягушки» студии Уолта Диснея, это стандарт. Сюжет классической сказочной истории переработан так, чтобы избавить его от привязок к каким-либо культурным традициям. Действие происходит в условном сказочном мире, который понятен и близок всем без исключения. Герои и окружающая их действительность прорисованы без претензий на реалистичность. Исполнительный продюсер проекта Владимир Николаев настаивает, и справедливо, что финансово затратная детализация изображений не гарантирует зрительского успеха. В этом можно убедиться на примере провалившихся в прокате масштабных анимационных проектов Роберта Земекиса «Беовульф» и «Рождественская история», в которых большое внимание было уделено именно детальной проработке изображений.

Уже сейчас можно говорить о том, что стратегия, избранная Wizart Animation, оправдывает себя. Первый фильм, в который было вложено 7 млн долларов, вышел в прокат в двух десятках стран. «Снежной королеве» удалось проникнуть даже в очень взыскательные арабские государства. В студию со всего мира посыпались письма аниматоров. Профессионалы разглядели в «Снежной королеве» успешный проект, где они могли бы реализовать свои творческие амбиции, и выразили готовность ради него переехать жить в Воронеж. Второй фильм «Снежная королева: перезаморозка» тоже вышел весьма убедительным. В России он пошел в прокате 1 января и привел в кинозалы больше миллиона зрителей. Мировая премьера состоялась тремя неделями раньше в Великобритании. Зарубежные кассовые сборы, под данным на 11 января, превысили 5 млн долларов. Фильм оказался невероятно успешен в Южной Корее — там его посмотрело более 600 тыс. человек. «Снежная королева» стала одним из двух иностранных проектов (второй — завершающая часть трилогии Питера Джексона по произведениям Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит: битва пяти воинств»), которому удалось продержаться на протяжении двух недель в топе-10 по кассовым сборам. Прокат «Снежной королевы-2» продолжается. Весной ленту увидят в Турции, Израиле, Австралии и Новой Зеландии, Японии, Малайзии, Индонезии, Таиланде и Китае.

«Снежная королева», которая началась как история со сложным сказочным сюжетом, устойчиво эволюционирует в сторону комедии. По словам исполнительного продюсера проекта Владимира Николаева, в третьем фильме франшизы ставка будет сделана в первую очередь на юмор. Еще один проект, «Волки и овцы», который реализуется под руководством Сергея Сельянова, заявлен как комедия положений.

Если студия «Мельница» чаще идет интуитивным путем, то Wizart Animation старается тщательно просчитывать свои шаги. Сценарий еще на стадии написания обсуждается с зарубежными прокатчиками; авторов, работающих над ним, может быть больше десятка. Цель — начинить историю удачными шутками, а один-два автора нужного количества, как правило, не придумают. Создание сценария — ключевой и, возможно, самый сложный момент во всей производственной цепочке. Четких критериев, позволяющих понять, получится ли из сценария, который на бумаге кажется первоклассным, востребованное зрителем кино, у аниматоров нет. Александр Боярский признается, что по этой причине некоторые уже запущенные проекты приходилось останавливать на полдороге. О хорошем сценарии мечтают не только отечественные аниматоры, но и кинематографисты. Сценарист — одна из самых востребованных профессий в российской киноиндустрии. У анимационного кино есть как минимум одно преимущество перед игровым — неприхотливые исполнители главных ролей. Рисованные персонажи не требуют гонораров, не стареют и готовы по первому зову являться на съемочную площадку. При этом зрители любят их ничуть не меньше, чем обычных актеров. Эту любовь можно объяснить тем, что анимационные герои однозначны, они проще эмоционально считываются зрителем, в большей степени наделены качеством иероглифа, которое так стремятся приобрести киноактеры и которое позволяет им провоцировать устойчивые ожидания зрителей, что, в конечном счете, и заставляет людей приходить в кинозалы, увидев знакомое имя на афише. Эта любовь — главное топливо, на котором работает двигатель анимационной индустрии. Вероятность того, что оно никогда не иссякнет, очень велика.

Вячеслав Суриков. «Эксперт»


bc983c5a35f0ce22b7cbe37ca72961f9 (85x41, 9Kb)
ertata
Рубрики:  КУЛЬТУРА/Кино, Театр.
МОЯ РОССИЯ/Сделано в России.
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку