-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bogsve

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2012
Записей: 13274
Комментариев: 5650
Написано: 24043


Христианский художник Ирина Затуловская

Воскресенье, 27 Апреля 2014 г. 03:40 + в цитатник

Художник Ирина Владимировна Затуловская - "наивная" живопись

“Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде, – пишет о ней известный московский священник, протоиерей Димитрий Смирнов, – берет железку и почти ничего в нее не добавляет, возьмет две красочки, чуть-чуть помажет, и вот он, художественный образ... У нее ясное детское зрение на мир сохранилось, вернее, восстановилось. Нет никакого обмана”.
Отношение к материалу – важный признак, по которому Ирину Затуловскую можно определить как художника христианского. Ирина редко пишет на холсте, ее фирменный знак – живопись по дереву или железу. Материал для своих будущих работ она, как правило, находит на помойках, в старых деревенских домах, – словом, там, где они уже давно утратили не только свою первозданную чистоту, но и заданную им функциональность. Несколько прикосновений, две-три краски – образ рождается от соединения аскетического жеста художника и тех следов, которые оставили на поверхности природа, люди, время...
Это не просто эстетический прием, придающий объектам Ирины неповторимый вкус. Это еще и этический, нравственный выбор. Затуловская как бы спасает, реабилитирует то, что оказалось ненужным, отброшенным, лишним, она через творческий жест возвращает эти “деревяшки” и “железяки” в новую жизнь преображенными. Это уже не старая стиральная доска или проржавевший лист кровельного железа, а искусство.
Этот жест – как метафора спасения. Вновь сошлюсь на отца Димитрия Смирнова:
“Ее искусство христианское в том смысле, что отражает одну простую вещь: жизнь духовная никак не связана с тем, чтобы встать в красивую позу, как Иоанн Креститель у Александра Иванова, она, жизнь, очень простая... Ее искусство является христианским и в том, что это правда. Бог – в правде”.

http://www.foma.ru/fotos/journal/47/b_141.jpg

Портрет Юрия Норштейна. 1995 г. Дерево, масло.

Портрет Николая Гоголя. 1998 г. Дерево, золото, масло

Портрет Николая Гоголя. 1998 г. Дерево, золото, масло

http://baibakovartprojectsrus.files.wordpress.com/2013/08/white-to-start.jpg?w=584&h=188

Белые начинают. 1999

http://www.zatulovskaya.net/Gostinaya/images/78a.jpg

Пасха. Автопортрет. 2000

http://www.zatulovskaya.net/Gostinaya/images/082_p93_big.jpg

Соловки показались. 2000

http://stat21.privet.ru/lr/0c0d432ad706eb132995017d27364ecf

Мирская яичница. 1999.

Сахар. 2002 г. Железо, масло

Сахар. 2002 г. Железо, масло

http://www.zatulovskaya.net/Gostinaya/images/076_077.jpg

Реквием. Серия портретов

http://www.tsaritsyno-museum.ru/18vsi.jpg

Едоки картофеля. 2003

Портрет Федора Достоевского. 2004 г.

Портрет Федора Достоевского. 2004 г.

http://platonovfest.com/files/images/2/68908552324778f76b136650ae504f8e.jpg

Андрей Платонов. 2004

Портрет Велимира Хлебникова. 2005 г.

Портрет Велимира Хлебникова. 2005 г.

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7442.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7443.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7436.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7441.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7459.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7457.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7465.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7468.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7462.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7450.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7460.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7467.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7451.jpg

http://i216.photobucket.com/albums/cc257/myrka555/IMG_7464.jpg

"К работам Затуловской также трудно приклеить новомодный ярлык «объекты», как назвать рухлядью вещи из бабушкиного сундука. Эти произведения, сохранившие в себе дух старины, будто заставляют зрителя относиться к себе с особым почтением, словно они – дожившие до наших дней современники Пушкина, Чехова, Мандельштама.
   Кроме того, интересна сама живописная манера Затуловской. Упрощённые, словно выполненные рукой ребёнка изображения создают очень сложный образ, психологический портрет писателя. Колорит и техника задаются самими предметами: исполненный на потемневшем стекле, рассохшемся дереве, ржавом металле живописный рисунок как будто выцвел, местами утратился. Подобно лику плохо сохранившейся иконы, он смутно проступает «из недр» доски, преодолевая расстояние в годы, десятилетия, века.
   Но самое ценное в творчестве художницы  - смысловое наполнение каждой работы, её сложная символика, являющаяся ключом к пониманию психологии образа. Михаил Булгаков на осколке разбитого зеркала, словно залитого кровью; изображения черепа рядом с портретом Велимира Хлебникова; нескладная фигура Даниила Хармса, «прогуливающегося» по шахматной доске… Всё это - интеллектуальная игра художника со зрителем. Её суть – разгадать зашифрованное в символах послание, без которого произведение теряет свой истинный смысл."

Белый с сахаром, черный с солью. 2007

Три фигуры в красных кофтах. 2007

http://arte-cuadro.ru/wp-content/gallery/column/gl_zatulovskaya_2.jpg

Осип Мандельштам и армяне. 2008

http://arte-cuadro.ru/wp-content/gallery/column/gl_zatulovskaya_1.jpg

«Из Мандельштама: уж до чего шероховато время». 2008

И. Затуловская. «Солдатики». 2008

Солдатики. 2008

http://ic.pics.livejournal.com/galereja_hlam/14630847/5732/5732_640.jpg

http://artchronika.ru/wp-content/gallery/lubok/grusha.jpg

Девушка, груша и гитара. 2007. Кровельное железо, масло

http://arte-cuadro.ru/wp-content/gallery/column/gl_top_feature_zatulovsk.jpg

Ирина Затуловская "Спор берлинской лазури и ультрамарина" 2011

«Спор берлинской лазури и ультрамарина».  2011

http://art1.ru/wp-content/uploads/2014/02/2014_02_19_anons_5.jpg

Песнь. 2013

 

"Ее творчество всегда балансирует на границе между сакральным и светским искусством. Пожалуй, только раз Затуловская нарушила это хрупкое равновесие, создав проект часовни, посвященной преподобномученице Елизавете Федоровне.
Проект зародился в голландском городе ден Бош. Там, в крупном керамическом центре, Ирина создала пол будущей часовни, кадильницы, голгофу, керамические тондо – круглые образа с житием преподобномученицы и евангельскими сюжетами.
Непонятно было только, где появится будущая часовня. В 1997 году проект сначала оказался в Швеции, затем попал на фестиваль в Хельсинки. Здесь Затуловская познакомилась с православным финном Харитоном Тукканеном, поваром и владельцем трех ресторанов. Оказалось, что Харитон мечтает создать в пригороде Хельсинки православный монастырь. Так Ирина оказалась в местечке Иорвас.
Место для часовни нашлось не сразу, но, в конце концов, Затуловская и Тукканен обнаружили заброшенный гранитный карьер. Когда его замерили, выяснилось, что круглое дно карьера полностью совпадает с размерами проекта. Но это было еще не все. Оказалось, что карьер появился здесь в год казни святой Елизаветы в 1918 году."

Фрагменты оформления экстерьера часовни

Фрагменты оформления экстерьера часовни

Фрагменты оформления экстерьера часовни

Фрагменты оформления экстерьера часовни

Фрагменты оформления экстерьера часовни

Фрагменты оформления экстерьера часовни

Вид часовни крайне необычен. Мы не найдем здесь ни купола, ни стен в традиционном понимании. Куполом стало небо, стенами – лес вокруг. Образа врезаны в стены и скомпонованы вокруг изображения святой, рядом крест. Фрагменты пола, тоже керамического, вмонтированы в гранитную породу. В центре пола изображение агнца – символа жертвы и искупления. Часовня не защищена от дождя, снега и холода, но созданные из шамота образа оказались удивительно стойкими к суровой финской природе.
По словам очевидцев, часовня особенно красива на закате, когда лучи скупого северного солнца долго мерцают на нимбах святых и апостолов.
Когда видишь это чудо органичного сочетания природы и христианского труда, того, что на самом деле и составляет смысл творчества в его православном понимании, задаешься вопросом: почему этого не происходит в России и возможно ли подобное сегодня у нас?

http://ic.pics.livejournal.com/inessa_ra/14707888/84980/84980_original.jpg

Ирина Владимировна Затуловская (род. 1954, Москва, СССР) —
российская художница, член Союза художников СССР (1979).

Родилась в 1954 году в Москве в творческой семье. С 1966 года училась в Детской художественной школе на Красной Пресне, в с 1971 по 1976 годы — в Московском полиграфическом институте.  В 1979 году вступила в Московское отделение Союза художников СССР. В 1997 году избрана в Финляндии Художником года. В 2004 году награждена премией «Мастер».
В период 1997—1998 годов художница выполнила дизайн и элементы керамического убранства в гроте старого гранитного карьера на территории Покровского братства в местечке Йорвас, близ Хельсинки, где по её проекту была устроена часовня в честь святой Елизаветы Федоровны.
Работы художница находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва); Государственном Русском музее (Санкт-Петербург); Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (Москва); Новосибирском государственном художественном музее, Московском музее современного искусства; Городском художественном музее и Музее современного искусства Kiasma (Хельсинки, Финляндия); Городском музее Варшавы (Польша); Музее современного искусства в Тренто и Роверето (Италия); а также в других музеях и собраниях в России и других странах.

Источники:
http://www.foma.ru/article/index.php?news=2148
http://bitchart.livejournal.com/2382.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Сайт художника:
http://www.zatulovskaya.net/

Серия сообщений "Художники наивного искусства":
Часть 1 - Natasha Mishano (Наташа Матвеенкова) и ее милые картины
Часть 2 - Наивный художник Волкова Елена Андреевна - главный специалист по раю
...
Часть 18 - Наивная живопись французских художников Fabienne и Michel Delacroix
Часть 19 - Современное наивное искусство Natasha Villone (Наталия Виллоне)
Часть 20 - Христианский художник Ирина Затуловская
Часть 21 - Tinga Tinga - живопись восточной Африки
Часть 22 - Художник Светлана Румак - Картинки для детской комнаты
...
Часть 45 - Алёна Азёрная стиль - наивное искусство
Часть 46 - Творчество художницы Lucy Grossmith
Часть 47 - Наивное искусство. Iwona Lifsches

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ/Религиозная живопись
ЖИВОПИСЬ/Современные российские художники
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 4 пользователям

ludnov   обратиться по имени Воскресенье, 27 Апреля 2014 г. 05:33 (ссылка)
Интересное ощущение мира и действительности у художницы. Благодарю,за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Апреля 2014 г. 11:30ссылка
Спасибо за внимание и отзыв. Вот открыла для себя новое имя в российской наивной живописи.
lira_lara   обратиться по имени Среда, 16 Декабря 2015 г. 16:18 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 16 Декабря 2015 г. 16:27ссылка
Спасибо за внимание.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку