-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Музыка Древней Греции

Среда, 04 Июня 2014 г. 12:53 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Древнегреческая музыка, музыка Древней Греции — составная часть древнегреческой античной культуры. Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Из греческого произошло само слово «музыка».

От древнегреческой музыки сохранилось лишь несколько полностью записанных сочинений; остальная часть наследия (ок. 40 пьес) сохранилась в виде фрагментов на папирусе, пергаменте, в виде настенной живописи, в эпиграфике на камне и т.д. Полностью сохранились сколий Сейкила, 3 гимна Месомеда, два гимна Аполлону (138 и 128 до н.э.).

Гимн Аполлону



Сведения о древнегреческой музыке черпаются по большей части из музыкально-теоретических трактатов греков и римлян, из вторичной литературы (трудов древнегреческих мыслителей и поэтов); музыкальными сюжетами богаты памятники греческого изобразительного искусства (скульптура, керамика и т.п.).

Дельфийский камень, на котором высечен гимн Аполлону. Музыкальная нотация выполнена строкой отдельных символов, стоящих над основной строкой — текстовой.

Древнейшие источники относятся к третьему и второму тысячелетиям до нашей эры. Это изображение древнейших струнных инструментов и сцен игры на лире и авлосе с Крита, статуэтки арфиста и флейтистов с Кикладских островов. B поэмах Гомера, отразивших быт микенского общества конца 2-го тысячелетия до н. э., говорится об использовании музыки в трудовых процессах, религиозных церемониях и народных праздниках. На аттических дипилонских вазах (8-7 век до н. э.) встречаются изображения процессий, исполняющих песню хором.

Музыка и мифология

Музыка нашла свое отражение в древнегреческой мифологии. Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического силена Mарсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Фригийское происхождение Марсия указывает на влияние музыкальной культуры Малой Азии на Грецию.

Аполлон и Марсий. Барельеф на колонне в Мантинее

Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, игра которого на золотой арфе очаровывала не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в ад, чтобы спасти погибшую от укуса гадюки жену - нимфу Эвридику. Игра на флейте позволила ему очаровать Харона, который согласился перевезти Орфея через Стикс, однако нарушив запрет не смотреть на жену до возвращения домой, Орфей навсегда потерял Эвридику и впоследствии погиб сам. Этот сюжет использовали древнегреческие драматурги (Эсхил, Еврипид), а в новое время - ряд оперных композиторов ( К. Монтеверди, Глюк и другие).

Законодателем древнейших правил игры на авлосе и законов гармонии считался Олимп. Музыкальные законы понимались как совершенство, согласованность, благозвучие. Его учеником, по преданию, был Талет с Крита, который принес в Спарту обычай музыкального сопровождения (на флейте) гимнов Aполлону, a также xopовое пение. О принесении хорового пения с Крита упоминается также в «Илиаде» Гомера.

Женщина играет на авлосе. Краснофигурная чаша, 5 в. до н.э.


Музыкальные инструменты

В музыкальной практике греки использовали разнообразные инструменты. Обширна группа струнных щипковых инструментов (за редчайшими исключениями греки не использовали смычковых):

Форминга - инструмент с корпусом полукруглой формы, с боковыми планками, соединенными вверху поперечным бруском. В 5-4 веках до н.э. была вытеснена лирой и кифарой.
Лира - согласно мифу была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. Лира как носитель культа Аполлона противопоставлялась духовому авлосу, связанному с культом Диониса.

Аполлон с лирой, ок. 460 до н.э. Археологический музей в Дельфах.


Кифара состояла из корпуса - узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикреплённых к корпусу в продольном направлении) и перекладины (ига), соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н.э. с семью струн, позже 12.

Эрос играет на кифаре. Скульптура 1 в. до н.э.


Самбика (или самбука) - ближневосточного происхождения типа угловой арфы (другое название тригон).
Псалтерий имел треугольный или четырехугольный, чаще трапециевидный корпус. Струны защипывали пальцами или плектром.

Среди духовых инструментов встречаются как язычковые, так и флейтовые:
Авлос - язычковый инструмент, пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела с 3-5 (позднее более) пальцевых отверстий. Существовало несколько разновидностей авлосов, из которым известны такие названия как бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.

Игра на авлосе. Изображение на древнегреческой керамике

Флейта Пана, известная также под названием сиринга - многоствольная флейта, что представляла собой от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. Согласно мифу ее создал страстно влюбленный в Сирингу бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестер превратить ее в трость, Пан же сделал из этой трости свирель, которая стала его любимым инструментом.

Предшественником современных медных духовых можно считать длинный рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяемым раструбом в конце. Звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя.

Из многочисленных древнегреческих ударных инструментов наиболее известны тимпан (предшественник литавр), кимвалы (предшественник тарелок) и кроталы.

В 3-2 веках до н.э. в Греции появился предшественник современного органа - гидравлос, сконструированный александрийским механиком Ктесибием. Инструмент имел от 4 до 18 труб, а давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Гидравлос был распространен в Римской империи, затем в Византии.

Расцвет музыкальной культуры

Рост полисов, в которых проходили большие культовые и гражданские праздники, привёл к развитию xopового пения под аккомпанемент духового инструмента. Вместе с авлосом вошла в употребление металлическая труба. Постоянные войны стимулировали развитие военной музыки. Вместе с тем развивалась и лирическая поэзия, которая распевалась под аккомпанемент музыкальных инструментов. Среди известных авторов песен - Алкей, Архилох и Сапфо.

Ancient Greek Music: Sappho's Wedding Hymn




Классиком xopовой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и причудливостью ритмов. Ha основе гимнов Пиндара развились дифирамбы, исполнявшиеся на дионисийских празднествах (около 600 до н.э.).

Музыка была неотъемлемой частью театральных представлений. Трагедия сочетала в себе драму, танец и музыку. Авторы трагедий - Эсхил, Софокл, Еврипид подобно древнегреческим лирическим поэтам, были одновременно и создателями музыки. Пo мере развития в трагедию вводились музыкальные партии корифея и актёров.

Еврипид в своих произведениях ограничил введение xоpовых партий, сосредоточив основное внимание на сольных партиях актеров и корифеев, по образцу, так называемого, нового дифирамба, отличавшийся большим индивидуализацией, эмоциональностью, подвижным, виртуозным характером. Создателями стиля нового дифирамба стали Филоксен из Китеры и Тимофей Милетский. Aвторы древнегреческих комедий часто использовали многострунные кифары для сопровождения литературного текста, вводили в спектакль народные песенные мелодии. Вместе с тем комедиографы критиковали трагедию за изыски и иностранные влияния и нередко пародировали музыку трагедий, следы чего сохранились в тексте комедии «Лягушки» Аристофана.

Учение о музыке

В Древней Греции развивалась также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Гераклит указал на диалектическую природу музыки. Пифагор связывал музыкальную гармонию с гармонией мира и дал математическое обоснование музыкальной интервалике. Аристоксен на первое место ставил живое восприятие музыки человеком. Многие древнегреческие философы занимались проблемами музыкальной этики и эстетики, в частности Платон и Аристотель.

Основополагающим для европейской теории музыки считается учение Пифагора, которому приписывают установление математических соотношений между частотами колебаний отдельных звуков и изобретение так называемого пифагорова строя. По легенде, идея математического объяснения музыкальных интервалов пришла мыслителю, когда тот проходил мимо кузницы, и удары молотов по наковальне показались ему благозвучными и гармоничными. Философ взялся изучать кузнечный инструментарий и заметил, что размеры молотков имеют простые соотношения - один превышал другой в полтора или в два раза, что соответствовало музыкальным интервалам квинты или октавы. Воодушевленный первыми открытиями, Пифагор взялся экспериментировать со струнами одинаковой длины, которые он прикрепил к горизонтальной балке и стал подвешивать на них грузы разного веса, которые влияли на высоту их звучания. Вероятней всего, Пифагор исследовал природу музыкальных интервалов работая с монохордом — однострунным инструментом.

Пифагор

Пифагор считал, что музыкальная гармония отражает гармонию вселенной, а музыкальные интервалы соответствовали интервалам между Землей, планетами и «неподвижным» звездным небом. Эта философская концепция была известна под названием «гармония сфер» (или лат. Musica universalis) и получила новое дыхание в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера. Символом гармонии сфер стала тетрада, связываемая с четырьмя стихиями, гармонией сфер, а также основными консонансами — октавой, квинтой и квартой.

Гармония мира, 1806 г.

Другой взгляд на акустическую сторону музыки представлен Аристоксеном, который является автором трактатов «Элементы гармоники» и Элементы ритмики», а также многих других (не сохранились). Исследуя природу пения и речи, Аристоксен установил между ними типологическое различие в колебаниях высоты тона и определил минимальный для слуха интервал высоты звука величиной в диесу. Не рассматривая математических выражений музыкальных интервалов, Аристоксен вывел все музыкальные интервалы из соотношения с основными - квартой, квинтой и октавой.

Вопросы музыкальной эстетики

Вопросы музыкальной эстетики и этики были разработаны в трудах ряда античных философов, в частности Платона и Аристотеля.

В «Законах» Платона находим размышления о дифференциации песнопений по жанрам: "Тогда у нас музыкальное искусство различалось по его видам и формам. Один вид песен составляли молитвы к богам, называемые гимнами; противоположность им составил другой вид песен - их большей частью называют Фрэн, потом шли пеаны и, наконец, дифирамб, одним своим названием намекает, как я думаю, на рождение Диониса. Как некий особый вид песен дифирамбы называли «номами», а точнее - «кифародичными номами». После того как это было установлено, не разрешено стало злоупотреблять обращением одного вида песен в другой".

Вместе с тем мыслитель жаловался на современное ему смешение жанров и стремление угодить широкой публике: "Впоследствии, с течением времени, зачинщиками невежественных беззаконий стали поэты, одаренные природой, но не сведущие в том, что справедливо и законно в области Муз. В вакхическом исступлении, более чем надо одержимы наслаждением, смешивали они фрэны с гимнами, пеаны с дифирамбами, на кифаре следовали флейтам, перемешивая все между собой; невольно, по недоразумению, они испортили мусическое искусство, словно оно не содержало никакой правильности и словно мерилом в нем служит только наслаждение. Составляя такие произведения и излагая подобные учения, они вселили большинству беззаконное отношение к мусическим искусствам и дерзкое высокомерие, побудившей их считать себя достойными судьями. Поэтому-то театры, прежде спокойные, стали шуметь шумом, будто зрители понимали, что является прекрасным в музах, а что нет, и вместо господства лучшего в театрах воцарилась какая непристойная власть зрителей".

Аристотель, который развил учение о катарсисе, как очистке и воспитании человека силой искусства, отмечал и воспитательное, очистительное значение музыки. Рассматривая проблемы воспитания, философ выделял четыре искусства, которые можно считать воспитательными средствами: грамматику, рисование, гимнастику и музыку. Роль музыки философ объяснял следующим образом: «музыка имеет воспитательное значение потому, что она смягчает строгий элемент мужества, но она должна быть ограничена, поскольку кроме воспитательной музыки есть еще музыка расслабляющая, которая размягчает и развращает. Музыка полезна и в другом отношении: она способствует благоустройству печальных состояний души, подобно трагедии, она заполняет наш отдых и досуг ».

Объяснение воспитательной роли музыки содержится и в работах Аристоксена, который рассматривал нравственный идеал как отражение в человеческом обществе космической красоты и космического порядка. По мнению философа, музыка способна оказывать свое моральное влияние благодаря тому, что она сама проникнута этой красотой и этим порядком. Если опьянение приводит в расстройство и тело, и ум, то музыка, «благодаря присущему ей порядку и симметрии», оказывает противоположное вину влияние и умиротворяет человека.

Нотация

Древнегреческая музыка была преимущественно одноголосной (монодийной), хотя в пении под аккомпанемент музыкальных инструментов, как считают некоторые исследователи античности, могли образовываться и многозвучия. Такие догадки можно сделать из следующего отрывка «Законов» Платона, в котором говорится о воспитании музыкантов: "разноголосица и разнообразие звучаний лиры, когда струны издают один напев, а поэт составил другую мелодию, когда добиваются созвучий и противозвучий сообщением плотности и разреженности, ускорение и замедление, повышение и понижение и точно так же приспосабливают пестрое разнообразие ритмов к звучанию лиры , - все это не приносит пользы при обучении детей, раз им надо быстро, в течение всего лишь трех лет, овладеть тем, что есть полезного в музыке".

Мелодия записывалась с помощью греческих и финикийских букв, причем различные графемы (буквы и их графические модификации) использовались для вокальной и инструментальной музыки. Схема ниже иллюстрирует соответствие греческой буквенной нотации и классической пятилинейной:

Древнегреческая нотация и классическая пятилинейная. Верхняя строка символов — так называемая вокальная нотация, нижняя — инструментальная (более древняя). Ноты транскрипции, которые могут восприниматься как энгармонически равные (из-за ограничений, накладываемых классической нотацией, приспособленной к равномерно темперированному строю), в действительности означают разные высо́ты: ноту с диезом следует петь/играть выше "энгармоничной" ноты с бемолем.

Музыка Древней Греции



Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 16 пользователям

Alexander_Kaliinin   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 14:39 (ссылка)
Музыка Древней Греции не менее совершенна, чем другие виды древнегреческого искусства и может вызывать не менее возвышенные эстетические чувства. Не столь широкая известность музыки связана с тем, что она не так "наглядна", как, например, архитектура и, соответственно, не так доступна. Может быть, неплохо было бы, если бы в музеях показ древнегреческой скульптуры или живописи сопровождался звучанием этой древней, но прекрасной музыки.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 14:59 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за интересное сообщение! Древняя музыка красивая, но по современным меркам однообразная
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 16:22 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
eole-69   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 16:27 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Исавель   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 17:06 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 17:32 (ссылка)
Интереснейший пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Наточка познавательно,спасибо за труд!! Среда, 04 Июня 2014 г. 19:29 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Жанна_николаевна   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 19:54 (ссылка)
Отличный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Galja_les   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 20:17 (ссылка)
Как приятно напитать пытливый рассудок чудесами Древней Греции. И особенно редкими записями древнегреческой музыки. Ведь само слово "музыка" пришло в мир из греческой культуры. Благодарю Вас сердечно за совершенную подачу такого интересного материала.
Ответить С цитатой В цитатник
Говорящая_Собака_Чау   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 20:25 (ссылка)
Браво! Редкая тема, интересный материал, четкое изложение. Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛЕДИ_МИЛА   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 23:23 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
таила   обратиться по имени Четверг, 05 Июня 2014 г. 17:03 (ссылка)
благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
таила   обратиться по имени Четверг, 05 Июня 2014 г. 17:04 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

Спасибо Надюша!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:07 (ссылка)

Ответ на комментарий таила

таила, спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:09 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛЕДИ_МИЛА

ЛЕДИ_МИЛА, большое спасибо за отзыв! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Говорящая_Собака_Чау

Говорящая_Собака_Чау, спасибо большое за тёплый отзыв! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

Galja_les, спасибо огромное за такой тёплый отзыв! Очень приятно, что пост Вам понравился! Доброго, удачного дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Жанна_николаевна

Жанна_николаевна, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:21 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, большое спасибо, Наденька! Хорошего, удачного дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:22 (ссылка)

Ответ на комментарий мария_карчина

мария_карчина, большое спасибо за внимание и отзыв, Мария!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Исавель

Исавель, пожалуйста! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:34 (ссылка)

Ответ на комментарий eole-69

eole-69, большое спасибо за внимание и отклик! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, да, Тамара, правда современная музыка тоже тяготеет к минимализму. Спасибо большое за внимание и отзыв! Хорошего, удачного дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 10:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Alexander_Kaliinin

Alexander_Kaliinin, да, я тоже думаю, что это было бы замечательно. Тем более музыке в Древней Греции отводилось очень важное место. Один из наиболее крупных философов античной классики, Платон считал, что занятия музыкой должны быть основой государственной системы воспитания.
Ответить С цитатой В цитатник
Говорящая_Собака_Чау   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 13:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Чау в очередной раз поразилась своему невежеству - про музыку Древней Греции узнала от Вас. Очень благодарна!
Ответить С цитатой В цитатник
Let_is_be   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 21:56 (ссылка)
Очень необычная музыка..интересная..)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2014 г. 18:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Let_is_be

Let_is_be, да, Дина, эта музыка переносит даже не на столетия, а на тысячелетия вглубь истории... Как изменилась музыка с тех времён и отношение к ней тоже изменилось...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2014 г. 19:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Говорящая_Собака_Чау

Говорящая_Собака_Чау, доброго, приятного вечера !
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2014 г. 08:13 (ссылка)
Очень благодарна за такой интересный и познавательный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку