Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта Ваш текст... Ваш т...
Домашняя карамель - (0)Домашняя карамель https://www.sloosh.ru/ Ингредиенты: ½ стакана меда...
Они целовались под сильным дождем... - (0)Они целовались под сильным дождем... Они целовались под сильным дождем, под зонтом. Их губы слив...
Осенние схемы оформления - (0)Осенние схемы оформления
Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич - (0)Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич "Тратата та та та та. Выш...
Робин Гуд советского периода: интересные факты о фильме «Берегись автомобиля» |
Рождению фильма предшествовало одно важное событие — встреча Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Лента «Берегись автомобиля» стала их первым совместным детищем. А свел их старший редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко, который, видимо, почувствовал внутреннюю творческую близость этих двух людей. Тогда, в 1963 году, они решили что-то написать вместе, искали сюжет.
И вдруг Юрий Никулин рассказывает Эльдару Рязанову историю о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их, а деньги переводил в детские дома. Стали наводить справки. Но документального подтверждения существования отечественного Робин Гуда не оказалось даже на Петровке, 38. И все же сценарий под названием «Угнали машину» был написан. Только вот председателю Госкино Алексею Романову он не понравился: тот посчитал, что такое кино может спровоцировать советского зрителя на… нехорошие поступки. Рязанова подобный ответ ошарашил. К тому же писался сценарий под Юрия Никулина, а его неожиданно на полгода отправили на гастроли с цирком. |
Романов подписал приказ о «консервировании производства». Но рукописи, как известно, не горят. Дуэт авторов не успокоился, превратив сюжет в повесть. Она и получила название «Берегись автомобиля». Читатель ее принял с восторгом, что позволило в 1965-м вернуться к идее снять фильм. И — о, чудо! — Рязанову после долгих хождений по кабинетам все же удалось добиться разрешения на съемки. Но возникла иная проблема: почти все кандидаты на роли за эти годы куда-то испарились. В наличии были только Ольга Аросева и Юрий Яковлев. Последний должен был играть следователя Максима Подберезовикова, но в итоге только прочитал закадровый текст. Правда, получилось это у него неподражаемо. На роль следователя пробовались Петр Щербаков, Алексей Эйбоженко и Олег Борисов, а выбран был Олег Ефремов.
Вскоре от переутомления Смоктуновский серьезно заболел и отлеживался на даче. К тому же у него родился второй ребенок — дочь Маша. В общем, великому актеру было явно не до творчества. И он отправил в Москву телеграмму с отказом от роли.
Пришлось пробовать других артистов. Но у замечательного Леонида Быкова складывался образ народного мстителя с украинским акцентом (возможно, выступающего против москалей). У Леонида Куравлева получался другого типа мститель — пролетарский, с Красной Пресни. На роль пробовался даже Олег Ефремов, но волевой образ будущего руководителя МХАТа не совпадал с образом Деточкина. В отчаянии Рязанов вновь отправился в Северную столицу. Уже утвержденный на роль милиционера Георгий Жженов был близким другом Смоктуновского. Войдя в положение режиссера, он нарисовал план местности, где находилась дача будущего Деточкина. «Когда я вошел, Смоктуновский спал. Шум разбудил его. Он проснулся и увидел страшное зрелище, — вспоминал в одном из своих телевизионных интервью Эльдар Рязанов. — Стоял толстый человек в плаще. Шел дождь, и с плаща стекала вода… Я смотрел вопросительно на Иннокентия Михайловича, а Иннокентий Михайлович вопросительно смотрел на меня. Ему польстило, что режиссер приехал, чтобы уговаривать его».
В июле 1965 года группа-«созвездие» приступила к съемкам. Чтобы не терять время в ожидании выздоровления Смоктуновского, начать решили с трюков. В незабываемых сценах погони за рулем «Волги» сидел, конечно, не Смоктуновский, а его дублер, профессиональный автокаскадер Александр Микулин. А вот «Волгу» заполучить было непросто. На съемках начальник мосфильмовского гаража неустанно следил, чтобы с драгоценным авто ничего не произошло: машина-то была одна-единственная. До съемок Смоктуновский ни разу не садился за руль, и, чтобы сыграть Деточкина, ему надо было непременно сдать на права. Учить актера пришлось Микулину. Уже много лет «Волга» Деточкина живет на «Мосфильме». Она «снялась в роли» такси героя Олега Ефремова в картине «Три тополя» на Плющихе» (1967) и была знаменитым «такси на Дубровку» героя Анатолия Папанова — контрабандиста Лелика — в фильме «Бриллиантовая рука» (1968).Поручив одну из ролей Ольге Аросевой (кстати, она стала любимой у актрисы), Рязанов сказал: дело это серьезное, надо водить троллейбус, а значит, от тебя зависит жизнь людей. Ольга Александровна окончила курсы в троллейбусном парке и управляла троллейбусом сама (дублер садилась за руль лишь в крайних случаях). Актриса позже вспоминала: «На первой же съемке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Меня предупредили: затормозишь в трех с половиной метрах от Смоктуновского. Пассажиры даже не знали, что за рулем артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю: лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила».
Знаменитая сцена возвращения Деточкина, пожалуй, самая трогательная в фильме, а слова «Здравствуй, Люба. Я вернулся» — часто цитируемые. Этот эпизод снимали ранней весной на Крымской эстакаде, соединяющей Комсомольский проспект и Остоженку (тода улица Метростроевская). Актер подбегал к троллейбусу и произносил свою фразу. Очень долго не удавалось добиться от Смоктуновского нужного эффекта. А вся группа то и дело заливалась от смеха, и приходилось снимать заново. Дело в том, что камера сначала вела Ольгу Аросеву, потом поворачивалась на Смоктуновского, Ольга Александровна отстранялась, и на ее место усаживался с камерой сам Эльдар Александрович. «Здравствуй, Люба. Я вернулся», — актер произносил, обращаясь к режиссеру. Долго у него эта сцена не получалась, и наконец он заявил Рязанову: «Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду все время на твою физиономию смотреть, пусть лучше Оля будет в кадре». Аросеву посадили «за штурвал», Смоктуновский произнес свой текст, продолжал махать рукой и улыбаться, а Рязанов не успел сказать: «Стоп!» Вот этот странный кадр и оставили. В начале 1960-х, после выхода на экраны двух культовых картин — «Человек-амфибия» и «Я шагаю по Москве», — имя молодого ленинградского композитора Андрея Петрова гремело на всю страну. И Рязанов пригласил его на фильм «Берегись автомобиля». В одном из интервью Петров вспоминал: «Я очень плохо «показывал» свою музыку. Я ему сыграл один раз. Рязанов попросил еще раз сыграть. Я это сделал. Но он ничего не понял и подумал, что с композитором они дали маху… А потом Рязанов попросил наиграть музыку, которую он знал из фильма «Я шагаю по Москве», и сказал, что все понял: вы играть не умеете, но музыка мне нравится». После фильма «Берегись автомобиля» режиссер и композитор сняли 15 картин и проработали вместе около 40 лет.
Случается, в душу самого проницательного режиссера закрадываются сомнения в правильности выбора актера… даже если этот актер — Анатолий Папанов. В какой-то момент Рязанову показалось, что тот переигрывает — роль получалась чересчур сочной. Масла в огонь добавил и худсовет, заявив, что Папанов нарушает стилистику фильма. Но Рязанов подумал-подумал и актера в картине сохранил.
Евгений Евстигнеев помимо всех своих талантов обладал очень важным качеством — умением беречь энергию. «Он мог уснуть стоя, сидя на горячем электрическом приборе. Но, открыв глаза, шел в кадр и играл гениально», — рассказывал режиссер.
Премьера фильма состоялась в мае 1966 года: народ уже начал разъезжаться в отпуска, и собрала она публики очень немного. Но картина оказалась живучей. И сегодня, во многом благодаря телевидению, трудно найти человека в нашей стране, который не видел бы эту ленту. Самое смешное, что после съемок Смоктуновский приобрел себе «Волгу». Можно только представить, как реагировали люди на улицах, когда кумир миллионов, лучший актер 1966 года, так же как и его знаменитый герой Деточкин, выезжал на улицы города на ГАЗ-21.
А сам странноватый персонаж покорил сердца зрителей. В 2012 году в честь 85-летия Эльдара Рязанова в Самаре Юрию Деточкину даже установили памятник
— Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. И каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. |
— Здравствуйте. Вы знаете, у нас заедает правый поворот. |
— Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя, родную дочь сотру в порошок. |
— Товарищи, деньги пока еще никто не отменял! |
— Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли, и воблы подадут. |
— Жениться нужно на сироте! |
— Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете ли, работала у шлифовального станка. |
— Он, конечно, виноват, но он… не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи. |
— У кого нога? |
— Я погиб… Ко мне приходил следователь. |
— Кто свидетель? |
— Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира? |
— Свободу Юрию Деточкину! |
— Он хоть и вор, но бескорыстный, честный человек! |
http://www.tele.ru/cinema/hits/robin-gud-sovetskog...o-filme-beregis-avtomobilya/1/
Рубрики: | история одного фильма |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |