Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта Ваш текст... Ваш т...
Домашняя карамель - (0)Домашняя карамель https://www.sloosh.ru/ Ингредиенты: ½ стакана меда...
Они целовались под сильным дождем... - (0)Они целовались под сильным дождем... Они целовались под сильным дождем, под зонтом. Их губы слив...
Осенние схемы оформления - (0)Осенние схемы оформления
Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич - (0)Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич "Тратата та та та та. Выш...
Зинаида Гиппиус. К Дню рождения |
Совершенно неожиданно для самой себя я окунулась в художественный мир, созданный Зинаидой Гиппиус, хотя поклонницей её творчества никогда не была, а теперь- то , тем более, уже и не стану. Обнаружила, что , как бы я ни сопротивлялась ( по простой причине: чтение подобных жизнеописаний никогда не вызывает у меня эстетических откликов, скорее – противоположные) , пришлось перелистывать страницы жизнеописаний « златокудрой Зинаиды», так как творчество Зинаиды Гиппиус крепко срослось с её естеством, а следовательно, и с биографией, наполненной многообразными чрезвычайными внешними событиями, бросающей свет на её одержимую натуру, её особый писательский поиск.
Официальную часть биографии Зинаиды Гиппиус можно изложить короткими строками. А что скрывается между ними , каждый читатель предпочтёт ( или не предпочтёт) в меру проявленного интереса узнать самостоятельно.
Зинаида Николаевна Гиппиус ( 8 (20) ноября 1869 - 9 сентября 1945) - поэтесса, критик, писательница. В возрасте 19-ти лет познакомилась с Дмитрием Мережковским, молодым, образованным, умным литератором . Через полгода состоялось венчание, после которого они прожили вместе 52 года.
"Литературный образ" Гиппиус (в замужестве Мережсковской) неотделим от сознания эпохи начала 20 века, влияние его на литературный процесс признавалось едва ли не всеми литераторами-символистами: Андреем Белым, Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым и многими другими. Сильное волевое начало, подчас злое, точность и яркость многих литературных оценок, неистовое проповедничество - черты личности, выразившиеся в творчестве "декадентской мадонны", "сатанессы", "ведьмы".В 1900-10-х годах Гиппиус - признанный литератор. Начав свой творческий путь с публикации стихов, в 1890-1901 годах сотрудничает с журналом "Мир искусства", где публикует свои первые литературно-критические статьи, потом становится соредактором журнала "Новый путь". При содействии Гиппиус в журнале состоялся поэтический дебют Александра Блока. Ведет непримиримую борьбу не только с "отступниками" своего круга (Брюсовым), но и против писателей-реалистов (Максима Горького и Леонида Андреева).В начале 20-х годов Гиппиус и Дмитрий Мережковский нелегально переходят русско-польскую границу. С конца 1921 года Гиппиус - организатор литературных воскресений в Париже, общества "Зеленая лампа" (1925-1940), собирающего представителей разных поколений литературной эмиграции.Зинаида Гиппиус пережила своего мужа на пять лет, скончавшись в эмиграции, в одиночестве, 9 сентября 1945 года.Литературное наследие З.Гиппиус разнообразно: пять сборников стихотворений, шесть книг рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика и публицистика, дневники. И все-таки самое ценное из ее наследия - это все же, пожалуй, поэзия. Как и все ее творчество, ее стихи, прежде всего, отличает их пресловутая неженственность.
Даже внешне Зинаида Гиппиус выделялась из общего круга. Надежда Тэффи вспоминала:
« Одевалась она очень странно. В молодости оригинальничала: носила мужской костюм, вечернее платье с белыми крыльями, голову обвязывала лентой с брошкой на лбу. С годами это оригинальничанье перешло в какую-то ерунду. На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль". А секретарь Мережковских Злобин, имевший возможность наблюдать Гиппиус в обыденной обстановке, признавался: "Странное это было существо, словно с другой планеты... Цель ее мистификаций - отвлечь от себя внимание. Под разными личинами она скрывает, прячет свое настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не узнал, кто она, чего она хочет".Это о ней писал Бердяев в "Самопознании": "Я считаю Зинаиду Николаевну очень замечательным человеком, но и очень мучительным. Меня всегда поражала ее змеиная холодность. В ней отсутствовала человеческая теплота. Явно была перемешанность женской природы с мужской, и трудно было определить, что сильнее. Было подлинное страдание. Зинаида Николаевна по природе несчастный человек".Стихи, которые она подписывала своим именем, были написаны в основном от мужского лица. В этом была и доля эпатажа, и проявление ее действительно в чем-то мужской натуры , и игра.Современному читателю, привыкшему иметь дело с поэзией А. Ахматовой , М. Цветаевой,Н. Матвеевой, Б. Ахмадуллиной, стихи Гиппиус нередко кажутся странными, прежде всего, потому, что написаны от лица мужчины. В одном из немногих случаев, когда стихотворение было написано в женском роде, Гиппиус сразу же столкнулась с волной непонимания и неприятия, ее лирическая героиня ( Боль) была отождествлена критиками и пародистами с нею самой, и анекдотические выводы, сделанные из этого отождествления, стали тут же достоянием прессы. В стихах хотели видеть истинное лицо поэтессы, тогда как она предпочитала прятаться за маской некоего отстраненного повествователя.
Нередко она подписывалась и мужскими именами, самый известный из ее псевдонимов – Антон Крайний ( Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер и др.).
Все исследователи творчества Гиппиус высказывают мысль о том, что ее поэзия напоминает лирический дневник. В монологах-исповедях лирический герой Зинаиды Гиппиус пытается выразить «несказанное», непостижимое:
В поэзии Зинаиды Гиппиус явственно ощущается классический конфликт, описанный и в философии, и в психологии, и в литературе; конфликт между притязаниями человека и несовершенством мира. Лирический герой, наделенный непомерностью требований, желаний, часто необъяснимых, до конца не осознанных , одинокий, чуждый всему, что происходит вокруг него, но всё- таки не утративший до конца надежду найти себя, может быть, полюбить, бунтует против всего: против Бога, против судьбы, против несправедливых социальных условий.
Часто такие душевные порывы выливаются в форму молитвы.
В одной из книг Мариэтты Шагинян, посвященной поэзии Гиппиус, даже сделаны подсчеты: «Перед нами в обеих книгах всего 161 стихотворение. Из них более пятидесяти являются выражением отношения автора к Богу, прямого или косвенного, с неизменным упоминанием имени Божьего; причем одиннадцать из этих стихотворений суть прямые — по форме и содержанию — молитвы, сознательно облеченные автором в стихотворную форму»
Зинаида Гиппиус записывала в дневник: «Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю; может быть, это все потому, что никто из них меня, в сущности, не любил? У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не „моя“ Любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь…».
В одном из стихотворений Гиппиус дала свою формулу видения мира:
Любовь, Смерть, Бог — вот главные темы, вокруг которых концентрируется творчество Гиппиус, и эта триада является отражением духовных исканий, заполняющих существо поэта.
.Те несколько вечеров ( и без того окрашенных печалью осени), посвященных чтению стихотворений Зинаиды Гиппиус, наполнились нерадостным, тоскливым настроением. Ведь поэзию мы читаем сердцем... Ощущение давящей тяжести, безысходности . И не хватает воздуха, как будто попала в вакуум. В её поэзии мне не удалось увидеть связи с душевно здоровым , естественным началом. Кажется, что вокруг неё лежат зыбучие ,мёртвые пески, плывущие лавиной, всепоглощающие, и нет под ногами почвы, и не на кого и не на что опереться.
Тягостные чувства вызывают такие стихотворения… И отторжение…
Стихи Зинаида Гиппиус начала сочинять в семилетнем возрасте. В первом она писала:
Здесь похоронены З. Гиппиус и Д. Мережковский
Фотографии взяты из Интернета.
У неё очень сильная, чёткая позиция по отношению к революции, обстановке того времени. Казалось бы, что с её мировидением она должна приветствовать обновление мира, купаться в этом творческом демонизме, но нет, она же тигрицей кидалась на Блока, Белого, Ходасевича, решительно отказывала революции в стихийном характере, в свободной воле людей. Россия этого времени представлялась ей парализованной страной, которой управляет кучка трусливых, но могущественных вождей, опирающихся на жестокую вненациональную силу (в дневнике эта сила конкретизирована как латышские, башкирские и китайские волки). В отечестве уже не остается ничего дорогого ее столь неуспокоенному сознанию, направленному на выявление духовных возможностей человека. Сразу же Гиппиус заявила о неприятии свершившегося и до конца жизни была противником всего, что делалось в России и СССР. Для нее не было и не могло быть примирения с этим.
Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно — жить!
Лежим, заплеваны и связаны,
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.
Столпы, радетели, водители
Давно в бегах.
И только вьются согласители
В своих Це-ках.
Мы стали псами подзаборными,
Не уползти!
Уж разобрал руками черными
Викжель — пути… 9 ноября 1917
-------------------------
А вот это так и бьёт, как холодный колючий дождь с ветром в лицо
Щетинятся сталью, трясясь от страха,
Залезли за пушки, примкнули штык.
Но бегает глаз под серой папахой,
Из черного рта — истошный рык…
Присел, но взгудел, отпрянул кошкой…
А любо! густа темь на дворе!
Скользнули пальцы, ища застежку,
По смуглым пятнам на кобуре…
Револьвер, пушка, ручная граната ль,-
Добру своему ты господин.
Иди, выходи же, заячья падаль!
Ведь я безоружен! Я один!
Да крепче винти, завинчивай гайки.
Нацелься… Жутко? Дрожит рука?
Мне пуля — на миг… А тебе нагайки,
Тебе хлысты мои — на века! 12 января 1918
А любовь к России осталась в ней навсегда
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
Рубрики: | писатели и судьбы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Неонила_Кручинина
Спасибо,Оль.Ответ на комментарий Milendia_Solomarina
Спасибо,Марина.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |