На простой вопрос «Какой телевизор лучше выбрать?» трудно найти на страницах специализированных изданий вразумительный ответ. Конечно, порой проводится т. н. «тестирование» некоторыми редакциями околотехнических журналов. Но есть вероятность, что оно сводится к тому, что в редакцию передаётся безвозмездно «на период тестирования» (т. е. навсегда), например, телевизор или монитор, а редакция пишет о нём хорошо. Выбор сделать поможет наука, правда, умершая — советская. В СССР было поставлено огромное количество экспериментов по оценке параметров изображений — огромное настолько, чтобы учесть различное восприятие качества изображения самыми разными людьми — в том числе людьми со сверхрезким зрением (имеющим угловое разрешение не менее одной угловой минуты и объясняемым колебаниями светотени за растровой решеткой сетчатки глаза, происходящими с частотой тремора).
Главный критерий выбора очевиден из названия товара: покупается телевизор не черно белый, а цветной. И, хотя говорят чаще всего о разрешении, но разрешение — слишком уж «технический» параметр, что показывает следующая аналогия. В кинематографической системе наиболее важным показателем качества экранного изображения является информативность изображения, определяющая число деталей, передаваемых изображением. Последнее оценивается информационной ёмкостью и рассчитывается по формуле, где N — разрешающая способность экранного изображения; Р — площадь кадра, мм2; n — показатель степени функции, аппроксимирующей форму пространственно частотной характеристики кинематографической системы; значением n оценивается резкость изображения.
О цвете в этой формуле ничего напрямую не сказано. Однако если мы, чтобы увеличить вдвое информационную ёмкость увеличим при том же разрешении вдвое площадь кадра, то на телеэкране вдвое увеличится и площадь «тёмных» (т. е. тех, где отсутствует цвет) участков в строчной (пиксельной) структуре. Перейти в этой аналогии от кино к ТВ позволил тот факт, что обычно принимаемое за эталон кинематографическое качество изображения — вещь относительная. К решающим преимуществам киноплёнки перед другими нынешними носителями относят её сравнительно малую зернистость. Но как велико это преимущество? Визуально зернистость экранного изображения воспринимается в виде флуктуации яркости его участков. При этом баллом «отлично» в кинематографе оценивалось изменение яркости участков экранного изображения до 4%, от 5 до 10% — «хорошо», более 11% — «удовлетворительно».
Следующая проблема — неустойчивость проецируемых кадров, воспринимаемая визуально как качание или размытость. Так вот, для 35 мм киноплёнки оценка «отлично» давалась при погрешности не более 0,06 мм, «хорошо» — до 0,11 мм, «удовлетворительно» — более 0,12 мм. Для 16 мм фильмокопий эти оценки, соответственно: до 0,045, до 0,08 и от 0,09 мм. Кроме того, при кинопроекции происходят вертикальное и горизонтальное качание изображения кадров, прогиб проецируемого кадра вследствие нагрева, погрешности фокусировки и т. д. По данным всё тех же исследований в кинематографической системе на 35 мм киноленте кинопроектор снижает информационную плотность (т. е. качество изображения) фильмокопии на 5—6%, а объектив — на 10—15%. Но примерно то же происходит и на экране телевизора, где качество изображения снижается из за проблем в антенно-кабельном тракте, а также бликов, грязи и т. п. проблем кинескопа. В итоге, абстрактный недостаток разрешения это конкретное отсутствие цвета там, где он должен быть. Да, информацию в изображении передаёт не только цвет — но и не столько цвет. Когда человек на что то смотрит, он чаще всего хочет получить от созерцания не информацию, а удовольствие (для получения только информации дешевле купить черно белый телевизор) — то есть, поучаствовать через цвет в жизненном процессе. Много ли информации мы получаем из телевизионных передач? Почти никакой. Скорее информацию несёт цветопередача телевизора или монитора — слепок с образа жизни их владельца: тусклые краски у нищих и насыщенная палитра у богачей. По аналогии, если на экране видны строки или пиксели — это не в полной мере дисплей: его вряд ли следует применять для просмотра ответственных видеоматериалов.
Сокращенный текст 2-го выпуска справочника "Кто есть кто в робототехнике" (фрагмент)

РЕТРОСПЕКТИВА
Видеопроекторы: потребность российской школы в них растёт. Причина этого в том, что число компьютеров в наших школах, с одной стороны, увеличивается, но, с другой стороны, слишком медленно: в начале 2001 г. их было один на 500 учеников, в конце 2002 г. - один на 113 учеников. Такие цифры привела замминистра образования РФ Елена Чепурных на пресс-конференции корпорации Intel, посвященной благотворительной программе Intel “Обучение для будущего”. В рамках этой программы в России будут созданы 20 новых региональных центров обучения методам использования компьютерных технологий в школьном преподавании. Таким образом, в стране количество региональных центров обучения методам использования ПК в учебном процессе достигнет 29, а общее число школьных преподавателей и студентов педагогических ВУЗов, прошедших программу, составит 20 тыс. человек, из них 10 тыс. - к маю 2003 г.
Так в каталоге “Института новых технологий образования” показано, как в учебных аудиториях инсталлируются видеопроекторы
То есть, уже сейчас в классах и учебных аудиториях необходимо установить 10000 видеопроекторов, ибо только так 113 учеников, имея в классе один на всех компьютер, смогут увидеть демонстрируемый с него обучающий курс. Преподаватели, обучившись методам использования компьютерных технологий в школьном преподавании, делают теперь замечательные мультимедийные учебные курсы по преподаваемым ими дисциплинам, включая в эти курсы иллюстративный материал на основе графики, видео, музыки, аудиотекстов. О комплекте “Microsoft Office в школе”, позволяющем делать такие “видеоучебники” силами самих учителей, рассказывалось в “ТКТ” № 2 за 2003 г., стр. 57, и с тех пор число заказываемых (и бесплатно получаемых) школами этих комплектов существенно выросло - о чем сказал на этой же пресс-конференции представитель Microsoft Роман Кузнецов. А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 5, 2003 г
Серия сообщений "Видео и ТВ-техника":Антенны, телевизоры, оборудование
Часть 1 - Экспозиция высокоточных приводов
Часть 2 - Миллион условненьких единичек в день
Часть 3 - ТВ-прием на компьютер
Часть 4 - Беспроводная видеосистема «Видеоняня WW5000»
Часть 5 - О качестве изображения на экране: интерполяция, фильтрация, калибровка
Часть 6 - Большеэкранные системы: видеостены и экраны видеопроекторов
Часть 7 - Микровизоры μViso
...
Часть 48 - Измеритель светового коэффициента пропускания автомобильных стекол
Часть 49 - АВТОМОБИЛЬ ДОСТАВИТ ГРУЗ ПО ВОДЕ И ПОСУХУ
Часть 50 - Умный дом: управление системой освещения