Читаю новую книгу Дмитрия Емца из серии про Таню Гроттер - "Таня Гроттер и болтливый сфинкс", и огорчаюсь до состояния околоверблюжьих плевков. Как же расстроил меня этот дядька...
Когда я впервые познакомилась с данной серией, то пришла почти в восторг. Как же, наша книга, на действительно родном материале, да ещё и пародия! Пародии я вообще очень люблю (если бы не так - был бы у меня в интересах Мэл Брукс?), и горе тем, кто станет говорить, что сама идея Тани Гроттер украдена у Роулинг. Какой украдена, если с самого начала заявлено было, что это - пародийная вещь?
И поначалу действительно было очень весело, смешно, иронично. Чего стоили постоянные приколы над депутатами Думы, привидение поручика Ржевского, буянящий перстень с душой дедушки, любовь преподавателя к русалке, и многое другое. И поначалу там говорились действительно умные вещи - что надо дружить, что неважно, на каком отделении ты учишься, главное, чтобы ты был нормальным человеком; и отстаивалась родная, русская мифология - с русалками, лешими, домовыми... Но с каждой следующей книгой стал нарастать некий процент... гм, генетических ошибок, что ли. Постепенно стало заметно, что Емец предпочитает давать эпиграфы из самого себя, потом он начал ударяться в какую-то доморощенную философию, а позже - направо и налево разрешать вопросы добра и зла. Окончательно всё очарование (если оно ещё оставалось) рухнуло, когда я узнала, что он издал книгу прикольных фразочек из своих же книг. Да, некоторые из этих фразочек были удачными и яркими, но всё-таки далеко не все. Да и неестественно это выглядит, когда все герои - от 8 до 80 - говорят одним и тем же языком и шутят одними и теми же шутками. А тут ещё и автор сам себя прижизненно в классики произвёл, издав "избранное".
Ну а в последних книгах Емец, окончательно задвинувшийся на противостоянии Света и Тьмы (разумеется, только с больших-больших букв), только и делает, что нудно и многословно рассуждает о том, как хитра Тьма и как она пускается на уловки, чтобы обмануть людей, и как эти люди с лёгкостью ей поддаются... Дело не в том, о чём он пишет, а в том, - как. Потому что очень это получается самодельно. На философа он явно не тянет, но усиленно из себя его строит.
Обидно, что книга, которая могла бы быть лёгкой ироничной пародией, стала тяжеловесной, а зачастую и неграмотной философией, собранной, как вертолёт народным умельцем - на колене, одной левой.
Настроение сейчас - писательскоеВ колонках играет - тихий шум машин