Я никогда не писала об этом. Потому что по воспитанию - интернационалистка, потому что боюсь рукопашной в коментариях. Но сегодня мне реально стало страшно.
Я попытаюсь как-то сформулировать. Но сразу оговорюсь - к спорам не готова, ответов не имею.
В Москве все больше и больше нерусских лиц, точнее - лиц азиатских и кавказских. Они везде. Отдельные категории граждан просто уже и невозможно представить иначе: ехала на днях в маршрутке, водитель был русский, поймала себя на мысли что это нонсенс. Дворники, строители, торговцы на рынках. Все болше и больше охрана.
Мне неуютно. Мне плохо. Но почему?! Я жила и в Казахстане, и в Узбекистане - почему ничего похожего не ощущала я там? До разношерстной, разноперой смеси национальностей в районном узбекском городке Москве еще ой как далеко..
А все дело в качестве. Качестве смеси. Между "там" и "здесь" разница примерно такая же как между раствором и суспензией.
"Там" жизнь была общей, "здесь" мы не сливаемся как масло и вода. Сколько нас не бултыхай - не соединяемся. И дело не в том, что москвичи смотрят сверху вниз, и не в том что "инородцы" не знают русского. Это совсем иное: сознательно возводимая ими стена отчуждения.
Москвичи! Припомните, вы хоть раз перекинулись репликой с условно назовем его гастарбайтером? С продавцом? Ну да. Только эти слова всего лишь униформа, как оранжевая жилетка на дворниках. А еще с кем-нибуль? Ну хоть с кем-нибудь? Хоть кто-нибудь спросил у вас "который час", "где останавливается автобус", "не подскажите, сколько стоит?" Они все равно отдельно. В кучки, в стайки. И вот от сюда ощущение угрозы. Молчаливого выдавливания. А вовсе не от того, что кто-то человек, а кто-то недочеловек.
Они непрозрачны для нас. Старательностью дворников, безотказностью строителей, неизменной приветливостью продавцов они отражают естественные процессы взаимопонимания, которые вроде как непременно должны были бы возникнуть, не пускают внутрь, не дают смешаться и не смешиваются сами. Это черный ящик.
Вспомнился фильм "Брат". Герой Бодрова именно этим поразил меня. Нормальный, спокойный парень. А потом пойдет и убьет. Без всяких рефлексий и предупреждающих "оскалов".
Сегодня в метро ехала группа из трех кавказских мужчин. С вполне приятными лицами, не выражавшими ни малейшей агрессии. Старший крупный, с усталыми глазами и явно рабочими руками, вагон тряхнуло и он схватился за поручень. Рубашка задралась - на поясе кожанный чехол с ножом далеко не перочинного размера. Горец без оружия не горец? И мне так вдруг ясно представилось - этот тоже пойдет и убьет, спокойно и без размышлений. Руководствуясь какими-то своими представлениями о справедливости. А может и нет. Нам никогда не узнать, они никогда не впустят нас в свою голову.
Скинхеды - симптом, крайне несимпатичный симптом, но он не на пустом месте и сегодня я тоже говорю - надо что-то делать. Естессно, не с топором по улице ходить, естессно, без надписей "только для белых". Решения должны быть системны и носить стратегический характер.
Национализм ли это? Не думаю. В основе не идея о "плохих" народах. В основе идея "чужих" народов, подтвержденная убеждениями этих самых народов.