-Цитатник

О учителях - (0)

Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страст...

Микрорайон "Ватутина" - (0)

Микрорайон "Ватутина" Микрорайон Ватутина обустраивался в 80-х гг. XX века строите...

 -Музыка

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
12:32 27.12.2011
Фотографий: 2

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Школьный_музей_36

 -Подписка по e-mail

 


Трудовое обучение и профориентационная работа в школе.

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 13:43 + в цитатник
(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)

Организуя трудовое обучение учащихся, педколлектив руководствовался пар-тийно-правительственными документами. На основании их разработанными подроб-ными инструктивными письмами МП РСФСР.
А в них сказано: «… усилить работу по профессиональной ориентации учащих-ся с учетом склонностей молодежи и потребностей народного х-ва в квалифициро-ванных кадрах».Разумно поставленная ориентация прежде всего на массовые произ-водственные специальности приобрела в то время государственную значимость . Это объяснялось тем, что в индустриально-развитой стране научно-техническая револю-ция настойчиво предъявляла свои требования . Ребята задумываются о своем буду-щем призвании очень рано . Правда , в более старших классах прогнозы и желания заметно изменяются .Но пригодность к интересующей профессии нужно определять в пору детства и юношества.
В процессе трудового обучения требуется дать им целую систему сведений о профессиях .которая будут выбираться (какие им должны соответствовать знания , здоровье и др. данные) сведения о потребностях народного хозяйства в специалистах . Следует помогать учащимся овладевать начальной квалификацией .Это позво-лит им глубже познать основы и принципы современного производства
Самое главное в трудовом обучении и воспитании учащихся – привлечение к этой очень ответственной работе высококвалифицированных, знающих свое дело, неравнодушных специалистов технического и обслуживающего труда в школе , а в производственные мастерские должны быть привлечены передовые люди производ-ства , знающие своё дело, технику и любящие детей.
Первый и необходимый этап в политехническом обучении учащихся – это школьные мастерские технического и кабинеты обслуживающего труда.
Это на их плечи легла непростая задача – создать в кратчайшее время матери-ально – техническую базу для трудового обучения и воспитания учащихся: Устано-вить станочное и машинное оборудование в слесарной столярной мастерских, в швейном классе – цехе и кабинете – кулинарии, приобрести необходимые техниче-ские средства обучения, наглядные пособия, т.е. все необходимое для плодотворной работы.
Глубокое знание, настойчивость, высокое чувство ответственности позволили им профессионально и грамотно поставить учебно – воспитательную работу.
Они, знакомя учащихся в объеме программы с элементами труда, не только приобщали их к изучению элементов техники. Труд использовался в работе с детьми как воспитательное средство. Ибо только в коллективном труде, в труде, который уважается и ценится в обществе, воспитывается у человека целый ряд свойств, необ-ходимых, чтобы личность была ценной и прочной. Должно быть обязательное уча-стие учащихся в общем трудовом процессе, которым занято все население страны,
Наш ученик должен уяснить, что труд – это то, на чем держится общество. Поэтому каждый человек должен быть человеком труда.

Пушкарев Владимир Николаевич.
Пушкарев Владимир Николаевич, 1947 года рождения, в 1971г. электротехниче-ский факультет Тюменского индустриального института.
В школе №36работал с 1981г. по 1997г. учителем технического труда. В школу пришел по призванию и показал общую и техническую культуру, пытливую инже-нерную мысль, хорошие умения и навыки по обработке металла и древесины, знания учебной программы и настойчивое стремление овладеть и постоянно совершенство-вать методику преподавания предмета. По характеру выдержан, общителен, любит работать с детьми.
Глубоко понимая назначение и цели трудового и профессионально – технического обучения для будущей жизни подростка, Владимир Николаевич заложил основы и полностью оборудовал и оформил учебные мастерские по столярному и слесарному делу согласно требованиям времени. В них сосредоточены станки, необходимый ин-струмент и материалы. В марте 1986 г. учебные мастерские аттестованы с хорошей оценкой.
Юноши – старшеклассники, получив подготовку в школе у Пушкарева В.Н., ус-пешно овладевали рабочими профессиями через систему учебно– производственного комбината района.
Его уроки носят практическую направленность, учитель разработал грамотную технологию выполнения операций, настойчиво отрабатывал у учащихся умение пользоваться инструментом, работать на станках.
Под руководством Владимира Николаевича смонтирована, технически обслужива-лась и работала в течение 10 лет система обработки воды в плавательном бассейне.
Он добросовестно выполнял обязанности инженера по технике безопасности, из-бирался членом профкома.
Школы г. Тюмени и области накопили определенный опыт в организации произ-водственного и трудового обучения учащихся, а для нас это была хорошая помощь.
Справка: Уже в конце 50– х гг 20 века во всех семилетних и средних школах рабо-тали учебные мастерские. В некоторых школах организовывались теплицы, а в сель-ских школах пришкольные участки. Для ребят старших классов на некоторых пред-приятиях вводилось обучение производственной технике.
Для подготовки преподавателей технического труда и черчения для школ юга на-шей области в 1970 г. в Голышмановском педучилище было открыто трудовое отде-ление, директор Калиничев М.Ф.
С 1975 г. стали создаваться межшкольные учебные комбинаты: задача организации производственного обучения старшеклассников на предприятиях города.
В нашей школе установлено станочное учебное оборудование в учебной мастер-ской, верстаки, наборы необходимых для работы инструментов – словом все, что бы-ло предусмотрено для школы. Приобретались и использовались в учебном процессе технические средства обучения.
Мальчики 4-х классов в учебных мастерских знакомились с работой на сверлиль-ных станках, занимались резкой и рубкой листового металла, опиливанием, обработ-кой древесины…
Мальчики 5-х классов осваивали сверление, рубку, опиливание и гибку металла… И все как один в рабочих халатах, уже это что-то для них значит!
Наши базовые предприятия очень внимательно относились к запросам школы. Подробно все не осветишь, и все таки…
С началом 1984-1985 учебного года УТТ ГТНГ взялось капитально реконструиро-вать и пополнить техническое оснащение учебных мастерских, см. таблицу:
№ ТТ ГТНГ выделяет и устанавливает в школьных учебных мастерских следую-щее оборудование:
1. Токарный станок по металлу – 10 штук
2. Фрезерный станок – 3 штуки
3. Механическая пила по металлу – 1 штука
4. Э/ножницы по металлу – 1 штука
5. Заточный станок – 3 штуки
6. Станки по дереву токарные – 3 штуки
7. Муфельная печь – 1 штука
8. Сверлильный станок – 3 штуки
9. Стол для паяния, набор паяльников.
10. Набор инструмента – по заявке.
11. Материалы: металл, дерево, пиломатериалы, фанера, ДВП…
12. Оборудует учебный класс: киноаппарат – 1 штука, эпидиаскоп – 1 штука, диа-проектор – 1 штука.
Обязывалось постоянно контролировать и обеспечивать накладку и ремонт стан-ков.
Для учащихся старших классов на базовых предприятиях была организована подготовка по следующим специальностям (подготовка проводилась на базе произ-водственных мастерских, в цехах):
Специальность Класс Кол-во учащихся Мастер пр. обучения Базовое предпри-ятие
1. Автослесарь 7-8 12 Чемагин В.В. Институт ГТНГ
2. Механосборщики 7-8 10 Калинин А.Д. Институт ГТНГ
3. Каменщики 7-8 25 Ламбин С.П. Институт ГТНГ
4. Штукатур-маляр 7-8 25 Ламбин С.П. Институт ГТНГ
5. ЭВМ 9 Луговой А.И. Институт ГТНГ
6. Основы топографии и геоде-зии 9 60 Биндер В.А. Институт ГТНГ
7. Переплётное дело 6 60 Котляров Институт ГТНГ
8. Автослесари:,(моторный, шиномонтажный, техобслу-живание, Э/слесарь: слесарь-карбюраторщик, гидравлика, по сварке… 9 20 Бойн Ф.П. УТТ ГТНГ
9. Токарь 8 Институт ГТНГ
10. Столяр 5 Институт ГТНГ
План утверждён на 1984-1985 учебный год.
Выше названные мастера пром. обучения в БП очень ответственными товари-щами, знающими своё производство и понимающие необходимость этой работы.

Наши старшеклассники проходили производственное обучение в УПК (Учеб-но-Производственный Комбинат) Центрального района г. Тюмени. И надо отметить, что на большинстве предприятий, где учащиеся проходили производственное обуче-ние, мастера производственного обучения были подобраны серьёзные, добросовест-ные, ответственные, профессионально знающие своё дело.
Так, на заезде Строймашин (Строймаш) начальником производственного обу-чения был назначен Елесин Виктор Яковлевич, а мастером – Ефтеев Владимир Вик-торович. Они работали с учащимися долгие годы, это были настоящие наставники молодёжи.
Между прочим, от них я слышал, что учащиеся школы № 36 отличаются более серьёзным и ответственным отношением к учёбе, дисциплинированностью. Слы-шать это было приятно. Приходилось на заводах Строительных машин и Судост-роительном встречать своих парней, которые по окончанию нашей средней школы шли работать на эти заводы токарями, слесарями… И были довольны выбором!
Чудесным мастерством – наставником в Тюменском швейбытобъединении для наших девочек была уважаемая Тиморшина Н.П. и её бригада, они готовили девочек по специальности швея-моторист.
И ещё не всё… В совхозе им. Калинина (д. Ембаево) каждое лето организовы-вался трудовой лагерь «Романтик», в нём работали учащиеся на прополке, в теплицах – по уходу и выращиванию рассады… А осенью (сентябрь) активно участвовали в этом же сезоне на уборке урожая (морковь, картофель).
Так осенью 1984 г. за 15 раб. дней убрали урожай с 25 с половиной га.
Таким образом в 1984 г. учащиеся заработали 3618 руб., в том числе на убороч-ных работах – 2645 руб., в труд. лагере «Романтик» - 973 руб.. Заработанные деньги распределялись по классам с учётом участия в сельхоз. работах. Распределение про-водили только ученические общественные организации. Заработанные деньги, как правило, шли на оплату туристических поездок по городам СССР, и всё это с согла-сия ребят. Так, сохранился список учащихся в количестве 26 человек, совершивших туристическую поездку в город Ленинград.
-(список прилагается).
Отдел народного образования центрального района подвёл итоги профориента-ционной работы по школам района. ( на 1.10.1985г.)
-Учащиеся, оканчавшие 8 классов, распределились так:
- в 9 класс – наша школа заняла 7 место в районе,
- приём в техникумы – 1 место в районе,
- приём в ГПТУ – 3-е место в районе.
Заняла 2-е место (общее) среди школ района. Цифры говорят, что мы кое- чего доби-лись… 12 декабря 1985 г. в нашей школе проведён по линии гороно семинар «Трудо-вое воспитание школьников» (Делились опытом наши коллеги: Демьянова Н.А., На-лимова Л.В.) Наши товарищи с поставленной задачей справились вполне успешно.
Школьная реформа на 1986 – 1990 г.г.
Содержание школьной реформы на 1986 – 1990 г.г. и до 2000 года изложено в ма-териалах апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и 1-й сессии Верховного Сове-та СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессио-нальнотехнической школы» А направления такие:
- Компьютерное обучение учащихся.
- Организация трудового обучения, профориентационной работы, общест-венно-полезного и производительного труда учащихся.
- Профессиональная подготовка учащихся для базовых предприятий (с 1987 года) О дальнейшем совершенствовании внеурочной работы с детьми.
- Превращение школы в центр активной воспитательной работы с детьми микрорайоне.
В 1986 – 1987 уч.г. в старших классах введены новые предметы: « Основы производства » , «основы информатики», «выбор профессии».
-
Отсюда школа должна:
1. Убедить каждого ученика, его родителей, что главное – научно – техническое революция в производстве и к этому нужно готовиться.
2. Создать соответствующую учебно – производительную базу в школе реконст-руировать учебные мастерские. наладить соответствующие учебные цеха, осна-стить их необходимым остаточным оборудованием, подобрать соответствую-щие кадры – мастеров производственного обучения.
3. Наладить надёжную профориентационную подготовку уч–ся через УПК. При этом строго соблюдать принцип добровольного выбора специальности и ника-кого принуждения.
И работа началась, вернее – продолжилась, только с большим размахом, инициативой и взаимной поддержкой. Вот здесь на деле подтвердилась истина необходимости союза: Школа – Родители – базовые предприятия – внешколь-ные учреждения мик-на.
В марте 1986 г. на педсовете был утверждён перспективный план – осу-ществления школьной реформы.
Заключены договора на период до 1990 г. между школой и базовыми предприятиями: Институтом Гипротюменнефтегаз , Управлением технологиче-ского транспорта ГТНГ, Тюменским швейбытобъединением, Тюменским гео-физическим трестом Глатюменьгеологии в полном соответствие с Положением о базовых предприятиях.
Теперь базовые предприятия обязаны считать и школьные мастерские своими структурными подразделениями, оснащать их соответствующим техни-ческим оборудованием.
Ход выполнения договорных обязательств между школой и БП рассмат-ривался ежеквартально на межведомственном совещание на уровне – директор школы – заместители директора базовых предприятий.
К имеющемуся станочному оборудованию в школьной мастерской, было добавлено или замечено в 1986 – 1987 уч.г.:
УТТ ГТНГ изготовит столярные верстаки ,обеспечивает иструментом по сле-сарному и столярному делу по 25 комплектов/1986г./
С 1987г. базовые предприятия оборудуют у себя учебно-производственные це-ха для производительного труда учащихся : Институт ГТНГ, УТТ ГТНГ , Тюменьоб-лшвейбыт – по 25 рабочих мест.
Утверждена Программа организации профессиональной подготовки старше-классников для базовых предприятий на 1986-1990г.





Специальность за пятилетку 1986-1990г.
Учащихся 9 кл. Учащихся 10 кл.
1.Оператор ЭВМ
2.Геодезист-картограф
3.Автослесарь
4.Строитель-отдельщик
5.Швея-моторист
6.Воспитотель дет. сада
7.Повар-кулинар
8.Машинистка
9.Медицинский работник
10.Телеграфист
11.Продавец


Приказом по школе /5.09.1985г./ определено : на трудовое профессиональное обучение отвести в 4-8-х классах – по 2 часа ., в 9-х классах по 3 часа., в 10-х классах –4 часа в неделю. Профессиональное обучение начать с 7 класса.
Общественно полезный труд учащихся организовывать на основе социалисти-ческого соревнования и оплаты труда детей. Ежегодная трудовая практика учащихся должна проводиться согласно учебному плану: 4 – 7-е классы – 10 дней по 3 часа в день, 8 – 9 классы – 16 дней по 4 часа в день, 10 классы – 20 дней по 6 часов в день.
«На трудовое лето 1986 г. были созданы трудовые объединения школьников в количестве 1023 человека:
- Трудовой лагерь «Романтика» (Ембаево) – 100 человек – 7-е классы.
- Завод АТЭ – старшие классы – 30 человек: токари, слесари.
- Школьный пионерский лагерь – 34 человека, вожатые.
- В пионерский лагерь «Луч» - 4 человека, вожатые.
- Гастроном «Северный» - 12 человек – старшие классы, помощники продавца.
- В детские сады микрорайона – 34 человека – воспитатели.
- В аптеку – 54 человека, сбор лечебных трав.
- Оператор ЭВМ в институт ГТНГ – 24 человека.
- Геофизический трест Главтюменгеологии – операторы ЭВМ – 18 человек.
- Автослесари в УТТ ГТНГ – 29 человек.
- «Портняжка» (швейный цех школы, Швейбытобъединение) - 94 человека из 6-х классов, 42 человека из 9-х классов.
- Ремонтники (школьные мастерские) – 108 человек из 6-х классов.
- «Озеленители» - 429 человек из 4 – 5-х классов – территория школы.
- Связистов – 3, медработников – 5, вязальщиц – 6, токарей – 3, почтальонов – 4.
С указанными предприятиями и учреждениями заключены трудовые договоры, определены объёмы работ, сроки выполнения».
(Информация организатора внеклассной работы Никитиной Т.Б.)
Вопросы трудового обучения и профориентационной работы с учащимися бы-ли под постоянным вниманием администрации школы, района, РК партии.
Утверждался план производства промышленной продукции учащихся на каж-дый учебный год ( в БП, через УПК, в учебных мастерских школы, на сельхозработах в совхозе…). Так, на 1986 г. предусмотрено силами учащихся выполнить работу на 26 тысяч 670 рублей.
Определялся план направления выпускников 10-х классов на работу по специ-альностям УПК6, в том числе на базовые предприятия, на учёбу в ГПТУ, в ССУЗ (средние специальные учебные заведения), в вузы, в том числе по направлению базо-вых предприятий.
В октябре ежегодно проводилось общее школьное собрание учащихся на тему: «Итоги летней трудовой четверти и сельско-хозяйственных работ в совхозе имени Калинина».
В ноябре на совещании Совета общественности микрорайона рассматривались итоги организации трудового обучения и профориентационной работы с учащимися силами школы и базовых предприятий (за учебный год) и корректировался план ра-боты на новый учебный год.
В конце 1985 г. в школе начали работу слесарный и швейный цеха.
В швейном цехе 4-е – 5-е классы выполняли заказ Института Гипротюменнеф-тегаза – породные мешочки и марлевые полога. 6-е – 7-е классы – заказы школы: ра-бочая форма учащихся для работы в столовой (фартуки и береты) – 100 штук, рабо-чую форму учащимся для уборки в школе (халат, пилотка, косынка) – 150 комплек-тов. Выполнялись заказы подшефных детских садов №№113,123,133.
В 1986 г. базовые предприятия приобрели: микро ЭВМ «Искра» - 1 штука, мик-рокалькуляторов МК-54 – 7 штук, микрокалькуляторов Б-34 – 5 штук, микрокальку-ляторов МКШ-2-20 штук.
И в школе создали учебный кабинет «Основы информатики и вычислительной техники». Кроме этого на базе института ГТНГ и Геофизического треста 42 ученика проходят теперь эту технику надо освоить, в совершенстве научиться на ней работать в первую очередь преподавателям: Пушкарёву В.Н., Пономарёву С.В., Могилёвой Г.Н, Токаревой С.Н.. А самое главное – научить на ней работать при строжайшем со-блюдении техники безопасности наших учащихся. А это не просто, нужно время и немалое. Это подтверждают факты, вот конкретный пример: На 1985-1986 учебный год был заключён договор школы с базовыми предприятиями по производству для них в учебных мастерских конкретных изделий: гаек, шайб, болтов, зубил, металли-ческих совков, ручек к молоткам, кувалдам, лопатам… Учебный год прошёл, заказ школой был не выполнен, так как результативность занятий мастерских была пока низкой.
Но наши преподаватели рук не опустили, не запаниковали, а ещё с большим упорством и настойчивостью продолжали своё нелёгкое дело. Главное – они владели методикой обучения и знали технику.
И был сделан вывод: темпы, глубина и результаты выполнения школьной ре-формы пока не удовлетворяют, на это нужно время и настрой педагогического кол-лектива.
В декабре 1986 г. на семинаре директоров школ, заведующих окргоррайоно Тюменской области директор школы №36 Калиничев М.Ф. выступил с информацией на тему: «Работа педагогического коллектива школы по интенсификации учебно-воспитательного процесса в условиях школьной реформы».
В школе №36 72% учебных кабинетов паспортизированы, остальные – атте-стованы.
Создана вполне удовлетворительная материальная база по Начальной военной и фи-зической подготовке: Кабинет НВП, оружейная комната, стрелковый тир по типово-му проекту, 2 спортивных зала, плавательный бассейн, корт, стадион.
Преподавание физкультуры с 1 – го по 10 – е классы и в детсадах микрорайона опытные специалисты. Все юноши старших классов проходят подготовку в кружке парашютистов, получают удостоверение: выполнил 3 пробных и 3 зачётных прыжка.
По трудовому обучению школа имеет учебные мастерские с современным ста-ночным оборудованием, занятия ведут 2 учителя со специальным образованием и достаточным педагогическим стажем. Имеется 2 кабинета обслуживающего труда, в одном – 13 бытовых швейных машин. Занятия проводят опытные специалисты.
Начальные классы имеют свой кабинет ручного труда со своим специалистом. На учебной базе школы и базовых предприятий ( Институт ГТНГ, Тюменский геофи-зический трест Главтюменьгеологии и УТТ ГТНГ ) готовятся учащиеся старших классов по 4 – м специальностям:
 оператор по подготовке данных ЭВМ ( ежегодно выпускается по 22 – 24 ч.).
 геодезист – картограф ( в 1987 г. выпущено 12 юношей ).
 швея – моторист ( уч. Группы 7 произвдственных машин класса 597).
 автослесарь (8 – 10 классы – по 1 уч.группе).
Остальные учащиеся старших классов через УПК Центрального района г. Тю-мени осваивают другие специальности.
Проблема компьютеризации школы на сегодня решена не полностью.
Создан кабинет «Основы информатики и вычислительной техники:», в нем установ-лены 20 МКШ – 2, 7 микрокалькуляторов МК – 54, 5 микрокалькуляторов марки Б – 34.
К началу следующего учебного года будет установлена малая ЭВМ марки «Ис-кра» 12 – 56 У, это будет вторая малая ЭВМ в школе.
Для учителей введен компьютерный всеобуч. С БП положительно решается во-прос подготовки кадров по обслуживанию компьютерной техники в школе.
Школьная реформа заставила еще более настойчиво работать над повышением идейно – теоретического уровня и профессионального мастерства учительских кад-ров. В нашем педколлективе существует правило: «Каждый учитель должен иметь высшее педагогическое и политическое образование».Э то очень важно для нашего коллектива, ибо в нем до 40% - учителя комсомольского возраста. На 1987 год закон-чили педвузы – 6 чел., об обучаются в педвузах – 6 чел. В университете марксизма – ленинизма обучаются 12 чел.
Для молодых специалистов ( их 22, из них 7 имеют педстаж до года) определе-ны наставники. С ними проводится интересная содержательная работа.
Все учителя современно проходят курсовую подготовку…
Пушкарев Владимир Николаевич вспоминает:
«… Имея образование инженера, я работал на одной из нефтеперекачивающих стан-ций Тюменского нефтегазового комплекса.
Познакомившись с партийно-правительственными требованиями … «усилить и совершенствовать работу по трудовому воспитанию и профессиональной ориента-ции, начиная со школьной скамьи», я осознанно и решительно повернулся к пробле-мам школы.
Я понимал, что для решения этих непростых задач школе нужны специалисты инженеры, тем более знающие производство, а в школах их нет.
В нашем микрорайоне строилась будущая школа № 36.
И, наконец, мой сын Сережа и племянник – Витя в сентябре 1981 г. шли учить-ся в 1-й класс.
И я не жалею о своем выборе.
Непросто пришлось осваивать учебные программы, методику.
А создание и оборудование учебных мастерских по техническому труду всем необходимым для учебного процесса: установка учебного станочного оборудования, технических средств обучения, обеспечение необходимыми инструментами, мате-риалами … все это потребовало мобилизоваться серьезно и надолго.
В начале 1986г. наши учебные мастерские были паспортизированы с хорошей оценкой. И мы были готовы к выполнению требований школьной реформы на 1986 – 1990 г.г.
Необходимо отметить неоценимую помощь школе со стороны наших базовых предприятий – шефов: Институт Гипротюменнефтегаз, Управление технологического транспорта, Главтюменьгеологии… Какое понимание, какая забота.
Так силами, в первую очередь специалистов-комсомольцев Института ГИПРО под руководством Юрия Николаевича Пушкарева и учебных мастерских быстро и умело были установлены учебные станки, проложен кабель, подсоединены станки, выполнено электроосвещение…
Нам без всяких затруднений и проволочек завезли различные материалы для работы с детьми: металл, древесина, краски…
Был случай: приходит в учебные мастерские отец одного ученика, интересуется как его паренек учится.
Получив полную положительную информацию о сыне, он поинтересовался со-держанием учебной программы и какие испытываем трудности.
И через несколько дней в школу пришла грузовая машина, полностью загру-женная необходимыми нам материалами. Перебоев с материалами мы не испытыва-ли.
Наши коллеги-трудовики из других школ по-хорошему завидовали нам в этом.
Мы очень слажено работали с Пономаревым Сергеем Васильевичем. Это был хорошо подготовленный специалист – трудовик со специальным педагогическим об-разованием, инициативный, энергичный.
Он окончил отделение технического труда и черчения Голышмановского пед-училища, позднее – Нижнетагильский индустриально-педагогический институт.
Еще одно направление моей работы в школе.
Был построен плавательный бассейн. По моей инициативе:
 Отказались от обработки воды для бассейна хлором – как по проекту.
 Нашли на складах Управления магистральных нефтепроводов специаль-ные установки обеззараживания воды.
 Отрегулировали круглосуточную циркуляцию воды в бассейне.
 Организовали фильтрацию воды через специальные фильтры.
Все годы работы плавательного бассейна на меня была возложена обязанность его технического обслуживания.
Перебоев в работе бассейна не было, а работал он и в субботние и выходные дни.
Моими надежными работниками по обслуживанию бассейна были: медицин-ский работник Голдобина Лидия и ее мама Подгурская Мария Илларионовна.
И это стоило всем нам напряженного, ответственного ежедневного труда».
Из творческого отчета Могилевой Галины Александровны
(учитель обслуживающего труда).
Из информации опытного специалиста Могилевой Галины Александровны мы прекрасно видим ,какие прекрасные возможности заложены в трудовом воспитании на формирование гармонично развитой личности.
”Подготовка школьников к труду. Трудовое воспитание осуществляется в про-цессе всей учебно – воспитательной работы в школе ,а это единство идейно полити-ческого ,трудового ,и нравственного воспитания учащихся .
Задачи воспитания на уроках обслуживающего труда и обучения таковы :
1. Осуществление идейно – политического воспитания учащихся.
Показ достижений советской науки и техники и перспектив развития
Научно – технического прогресса .
2. Формирование у школьников устойчивого интереса к труду , творческого и сознательного отношения к нему и на этой основе психологической готовности тру-диться в отраслях народного хозяйства страны .
3. Воспитание нравственных качеств : уважение к людям труда ,
трудовым традициям ,чувство коллективизма , товарищеской взаимопомощи , береж-ливости к общественной собственности ,любви к природе
4.Ориентация учащихся на профессии материального производства и сферы об-служивания с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .
5.Эстетическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности на уроках .
Осуществление перечисленных задач веду в тесном единстве взаимодействий и на каждом занятие .
А материальная база наша такова:
-16 швейных машин . Есть полностью оборудование для работ по теме :
”Кулинарные работы ” .Из технических средств обучения есть фильмоскоп ,проигрыватель ,выполнено затемнение и можно демонстрировать фильмы .
На сегодня в кабинете есть почти все , что требуется по перечню оборудования за исключением того ,что идет под индексом ”Н” – не поступает.

Методические средства и приемы, которыми я пользуюсь
1. Метод убеждения
2. Метод упражнения – этот прием способствует выработке и закреплению оп-ределенных умений, навыков и привычек. Так, при кулинарных работах систематиче-ски добиваюсь правильной сервировки стола, выполнение правил культуры за сто-лом.
При работе с изделием никогда не соглашаюсь с выполненной операцией на «3» приходится переделывать(по 2-3 раза).
3. Метод требования. Используя этот метод, добиваюсь правиьной организации труда, воспитываю усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, желание выполнить работу творчески.
В 4-м классе часто повторяю: «Делай так и только так».
В 5-м классе: «Мне думается, это лучше сделать так, но попробуй по-своему и, ес-ли получится хуже моего, переделай».
В 6-м классе: «Постарайся, пожалуйста, сделать еще лучше или, Лена, помоги, по-жалуйста, Тане».
4.Метод стимулирования положительных качеств личности – поощрение и наказа-ние. «Молодец, сделала аккуратно». «Сделала лучше всех». Метод наказания – заме-чание в дневнике.
5.Важный прием – развитие самоконтроля, взаимоконтроля. Постоянно слежу за организацией рабочего места учащихся (и учу их этому), за умением комментировать свои действия, оценивать результаты своего труда, труда учащихся.
7.Приемы активизации трудовой деятельности учащихся, ибо эффективность вос-питания учащихся в процессе обучения зависит от активности самих учащихся.
8.Много работаю над привитием интереса к дополнительной литературе, собираю материал из газет «Неделя», журналов «Работница», «Крестьянка». Поручаю уча-щимся подготовить информацию по технологическим, научным темам.
9.Работая над эстетическим воспитанием учащихся и их развитием, раскрываю красоту труда, находим в сравнении прекрасное с уродливым. И начинаю эту работу с первого урока, а именно, с внешнего вида, с того, как косынка повязана. Веду эту работу систематически и направленно, помня, что именно в школьные годы заклады-вается фундамент будущей личности, проявляются природные задатки, формируются характер и убеждения, взгляды на всю жизнь.
10.На занятиях мы знакомим учащихся с большим количеством профессий: повар-кулинар, кондитер, пекарь, официант, продавец, закройщик, модельер-конструктор, швея-сметчица, мотористка, цветовод. Ежегодно экскурсии в ателье №20, швейную форму, суконно-комвольный комбинат, ГПТУ-16.
Рубрики:  История школы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку