-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в дубыня

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 4748


Прыжки через костёр

Воскресенье, 29 Января 2017 г. 10:30 + в цитатник

Главной особенностью, считающейся характерной только для купальского обряда, было перепрыгивание через костры.

Купальскому огню приписывается особая сила, подобно тому, как в этот день приписывали особую силу травам.

Этот огонь возжигали не от другого огня, а через трение. 

Новый огонь возжигался потому, что такому огню приписывали волшебную, магическую силу - создавать и сохранять здоровьем и жизнь и исцелять от болезней.

На данный вопрос существует следующие теории:

самая распространенная - теория очистительная. Эту теорию четко отразил Аничков: «Зажигание костров и прыганье через них имеет целью освобождение от враждебной силы болезни, смерти и связанных с последнею мифических существ» (Аничков, 1903 - 1905, I, 265).

Теория солнечная. Зажигание огней должно было поддержать убывающую энергию солнца (Карский, III, 153). Мы можем сказать, что «купальские огни имеют силу давать урожай и прогонять смерть не сами по себе, а потому, что изображают солнце». Эта теория однако не объясняет перепрыгивания.

Существует и наименее распространенная теория об обряде отпугивания злых сил.

Наши наблюдения привели нас к следующим выводам: когда перепрыгивали через костер, в котором сжигалось воплощение сил природы (чучело Купалы, деревце и т.д.), перескакивали через него в одиночку или парами, то этим как бы приобщали себя к этой силе.

Если кукла не сжигалась, с ней перепрыгивали через огонь, крепко прижимая ее к себе. «Это представление есть исконное, наиболее древнее, архаическое, но забытое».

Сохранились также представления об очистительной силе огня, т.к. этот день самый длинный в году, все силы природы мыслились в состоянии повышенной активности.

Таким образом, представления об очистительной силе огня привели к теории, что «весь Купальский обряд возжжения костров и перепрыгивания через них есть исконный очистительный обряд, а вместе с тем обряд апотропеический, т.е. отпугивающий, предохраняющий людей и скот от болезней».

Никольская Т.М. Семиотические аспекты Купальского обряда.

источник

Рубрики:  Славянское наследие
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку