-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Галинэ_Искра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.03.2011
Записей: 11618
Комментариев: 2875
Написано: 23497


Суррогатное материнство: выход или вызов.

Суббота, 28 Апреля 2012 г. 12:05 + в цитатник



Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Наиболее точной формулировкой следует признать формулировку, принятую Всемирной организацией здравоохранения в 2001 году: «Гестационный курьер: женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов, принадлежащих третьей стороне, сперматозоидами, принадлежащими третьей стороне. Она вынашивает беременность с тем условием или договором, что родителями рожденного ребенка будут один или оба человека, чьи гаметы использовались для оплодотворения.»

Тем не менее, о суррогатном материнстве говорят и в случае искусственного оплодотворения женщины спермой мужчины с последующей передачей родившегося ребенка этому мужчине и его жене (если он женат). В таком случае суррогатная мать является и генетической матерью ребенка.

Суррогатное материнство - это не дань моде, не элементарная лень или боязнь нежелательных последствий для красивой фигуры… Бесплодных пар в России (по разным оценкам) около 6 миллионов или приблизительно 17%. Вдумайтесь: это каждая шестая семья.

История.

Первая известная нам программа так называемого традиционного суррогатного материнства была реализована почти 4000 лет тому назад. Эта история описана в Ветхом Завете (Бытие, 16): Сара, жена Авраама, была бесплодна и наняла свою служанку Агарь, чтобы она выносила ребенка Авраама.

"И сказала Сара Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Авраам послушался слов Сары."

Преклонный возраст Авраама (86 лет) ничуть не помешал зачатию и в 1910 году до нашей эры у Авраама и Агари родился мальчик, которому дали имя Исмаил. Сара приняла его на свои колени как родного сына.

Свои особенности имело и распространение суррогатного материнства в Египте. Для того чтобы "солнечная" кровь не смешивалась с кровью обычных людей, египетские фараоны брали себе в жены своих родных сестер. Вследствие этого дети, рождавшиеся в таком кровосмесительном браке, не отличались особым здоровьем.

Поэтому многие египетские фараоны пользовались услугами наложниц для продолжения рода. Так, например, у Аменхотепа I, фараона Нового царства, правившего в XVI веке до н. э., не было наследника, и ему пришлось прибегнуть к помощи суррогатной матери-наложницы, чтобы на свет появился продолжатель его рода - будущий великий фараон Тутмос I.

Ещё Плутарх описывал ситуацию, напоминающую современное суррогатное материнство: "Стратоника, понимая, что ее мужу необходимо иметь законных детей для передачи по наследству его царской власти и не рожая сама, убедила его произвести детей с другой женщиной и позволить ей, Стратонике, принять их как своих родных. Дейотар, восхищенный ее самоотвержением, предоставил ей свободу действий, и она, выбрав из числа пленных прекрасную девушку по имени Электра, свела ее с Дейотаром, а родившихся от этого союза детей воспитала как своих законных, с любовью и великолепной щедростью"

В Древнем Риме мужчины отдавали своих жен внаем (ventrem locare) супружеским парам, где жена была бесплодна, и ребенок, рожденный с помощью "наемной" матери в последующем являлся законным ребенком бесплодной супружеской пары.

У древних евреев бездетные женщины прибегали к помощи служанок-наложниц, которые рожали ребенка от мужа такой женщины. Но первой на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца.

У кикуйю вдова, если ее возраст не позволяет ей родить ребенка, который унаследовал бы имущество покойного мужа, от любовника, может нанять женщину, чтобы она родила такого наследника. Такая женщина рассматривается как супруга умершего, поскольку нанята за счет его имущества.

Научно-технический прогресс и процесс женской эмансипации способствовали поиску новых путей решения проблемы бесплодия. Современное суррогатное материнство стало возможным после появления технологий искусственного оплодотворения и экстракорпорального оплодотворения. Это сделало возможным получение генетического материала от генетических родителей с последующей "подсадкой" его для вынашивания и рождения ребенка в естественный биологический инкубатор — организм суррогатной матери.

Этические проблемы.

Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Многие феминистки считают, что такая практика означает эксплуатацию женщин, а религиозные деятели видят в ней безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также обоснованные опасения того, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребенка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

В социальной концепции Русской Православной Церкви суррогатному материнству даётся следующая критическая оценка:
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания…
Протоирей Дмитрий считает, что "суррогат-материнство есть худшая форма проституции, основанная на фашистских технологиях..."
Интервью протоиерея Димитрия Смирнова телеканалу "Рен-ТВ" об отношении церкви к суррогатному материнству как к худшему виду проституции и о том, кто будет пользоваться услугами женщин-коров. ..."Суррогатное материнство это худшее из видов проституции-это торговля своим телом. Женщина торгует не только первой стадией своей родовой деятельности, а даже и самой деятельностью. Её используют как ферму, как корову за деньги. Это доступно только для богатеньких. Богатеньким все дозволено: превращать женщину в корову, использовать ее как ферму. С моей точки зрения это обыкновенный фашизм..."

Сторонники использования суррогатного материнства возражают, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически родным для обоих супругов (при экстракорпоральном оплодотворении и пересадке суррогатной матери полученного эмбриона) или только для мужа (при искусственном оплодотворении суррогатной матери спермой мужа). Они указывают, что эта процедура не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от приносимой другим людям пользы.
49955088_183152ux2he8i4ws (407x86, 9Kb)


Суррогатное материнство в России

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:
Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

«Белые пятна» в законодательстве России

Ошибочно считать, что услугами суррогатной матери в России может воспользоваться только супружеская пара. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо запретов или ограничений по признаку супружеского статуса или пола при реализации программ суррогатного материнства.

Закон не запрещает регистрацию детей, родившихся у одиноких женщин и мужчин с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, включая и суррогатное материнство, а только регулирует порядок регистрации детей, родившихся вследствие реализации программы суррогатного материнства у лиц, состоящих в браке (п. 4, ст. 51 СК РФ), устанавливая в качестве единственного условия такой регистрации получение предварительного согласия суррогатной матери.

Ссылки на п. 7 приказа Минздрава РФ от 26.02.2003 года №67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» несостоятельны, т.к. первый абзац упомянутого пункта прямо указывает на то, что правовые аспекты суррогатного материнства определены иными нормами действующего законодательства, т.е. данный документ не регулирует никакие правовые вопросы, связанные с суррогатным материнством.

П. 5 ст. 16 Закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-ФЗ устанавливает, что при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Получается, что никакого документа, доказывающего, что это не продажа ребенка одной женщиной другим людям, а суррогатное материнство, нет. Ни Семейный кодекс, ни другие законодательные акты не требуют, чтобы регистрация "суррогатного младенца" производилась через суд (как усыновление) и при этом рассматривались документы, свидетельствующие о медицинских процедурах (подсаживании оплодотворенной клетки конкретных лиц для вынашивания женщине-"контейнеру").

Делая вывод из нашего законодательства, ребенка проще купить, чем заказать, а в ЗАГСе оформить, как "суррогатного". Ведь разница в цене при этом может составлять десятки тысяч долларов…

Получается, что сколько конкретно детей в нашем государстве рождается от суррогатных матерей, не скажет никто? А сколько донорских яйцеклеток россиянок когда-нибудь превратятся в иностранных граждан? Ведь следуя логике, не все те дети, которые появляются в России, непременно рождаются от собственных, а не суррогатных матерей. И где гарантия, что все те дети, которые регистрируются как собственные, не являются "купленными" у матерей-кукушек?

В соответствии с вышесказанным предлагаем внести следующие дополнения в Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и Семейный кодекс:

1. Суррогатное материнство предполагает вынашивание и рождение ребенка, включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового.

2. До заключения договора женщина, желающая стать суррогатной матерью, обязана предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также результаты медико-генетического обследования. Материальные расходы, связанные с прохождением суррогатной матерью медицинского обследования, в том числе медико-генетического, несут лица, заключающие с ней договор.

3. Договором суррогатного материнства является соглашение между лицами, желающими иметь ребенка, и женщиной, давшей свое согласие на применение метода имплантации эмбриона.

Договор суррогатного материнства должен содержать:

1) данные лиц, желающих иметь ребенка, и женщины, изъявившей желание стать суррогатной матерью;

2) порядок и условия оплаты материальных расходов на содержание суррогатной матери;

3) права, обязанности и ответственность сторон;

4) условия и меры в отношении суррогатной матери в случае отказа от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор, а также к этим лицам в случае их отказа от принятия ребенка;

5) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор суррогатного материнства заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, расторжение договора о суррогатном материнстве возможно в случае намеренного нарушения суррогатной матерью режима вынашивания беременности.

4. Суррогатная мать обязана:

1) встать на медицинский учет на раннем сроке беременности (до двенадцати недель);

2) регулярно наблюдаться у врача и строго выполнять его рекомендации;

3) постоянно следить за состоянием своего здоровья;

4) информировать лиц, заключивших с ней договор, о течении беременности.

Суррогатная мать не вправе отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор, а равно передавать ребенка иным лицам.

5. Лица, решившие применить метод суррогатного материнства, несут материальные расходы, связанные с его применением, а также оздоровлением суррогатной матери в период беременности, родов и в течение пятидесяти шести дней (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей — семидесяти календарных дней) после родов.

6. В случае отказа от ребенка лица, заключившие договор с суррогатной матерью, не вправе требовать от суррогатной матери возмещение материальных расходов, затраченных ими на медицинское обследование суррогатной матери, применение вспомогательных репродуктивных технологий, оздоровление, иных затрат, а также сумму вознаграждения при наличии такового.

При отказе лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка и при принятии ребенка суррогатной матерью эти лица обязаны выплатить суррогатной матери компенсацию в размере и порядке, устанавливаемых договором.

7. В случае отказа лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка право материнства остается за суррогатной матерью.

8. Суррогатная мать после передачи ребенка его родителям теряет все права на данного ребенка.

В ст. 155 Уголовного кодекса РФ следует добавить: «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, а также разглашение тайны использования методики суррогатного материнства, вопреки воле сторон „суррогатного“ договора, совершенное лицом, обязанным хранить данный факт как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных побуждений».

Данные предложения являются очередным шагом на пути решения проблемы увеличения рождаемости, так как позволят сделать отношения между субъектами (суррогатной матерью и супругами, желающими иметь ребенка) юридически прозрачными и защищенными. Это повысит правовую ответственность суррогатной матери, а также будет способствовать исключению обеспокоенности супругов остаться впоследствии без долгожданного ребенка и осмысленному принятию супругами ответственного решения по выбору нетрадиционных методов деторождения.

86516111_0_8d134_7257df63_XL (696x121, 115Kb)
Рубрики:  История семьи и брака
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку