7 января 2010 года один из самых молодых театров Петербурга – Театр Дождей – отпраздновал свое двадцатилетие. Вместе и ним праздновала свой успех его основательница Наталья Никитина. Именно она в тяжелые перестроечные годы набралась мужества и решилась открыть свой театр.
Дожди – не редкие гости Санкт-Петербурга. Именно под этим именем, а также под рисунком улыбающейся белой вороны с зонтиком под дождём живёт и творит на берегу Фонтанки «Театр Дождей». Это театр непростой. Несмотря на сравнительную молодость театра, каждый раз здесь собираются аншлаги, а люди, основавшие и работающие в театре Дождей бесконечно талантливы.
Этот маленький театр, камерное пространство которого во многом и определило его художественные особенности, при близком знакомстве оказывается уникальным явлением городской театральной культуры. Нельзя сказать, что поэтическое название отражает программу театра — напротив, в его маленьком небе нет ни туч, ни гроз, погода ясная, ровная, хотя, конечно, не безоблачная. Название, пожалуй, лишь «охраняет» театр, отдает должное месту рождения и проживания — серый грустный дождь продолжает хлестать по Фонтанке за стенами полуподвальчика, в котором всего 55 зрительских мест.
Необычность этого театра ещё и в том, что художественным руководителем и главным режиссёром здесь стала женщина, талант которой признан многими критиками и искусствоведами. Её имя Наталья Никитина, 7 января 1990 года она создала свой собственный театр, «Театр Дождей», а в 2004 году она стала победителем первого фестиваля «Режиссер – профессия женская». Она получила сразу две награды: «От мужчин-режиссеров – за любовь к актерам» и приз от ассоциации «Женщины и Бизнес».
И репертуар, и постановочные принципы, и принципы этические существуют здесь такими, как будто бы их не коснулись информационные и социальные бури постперестроечного времени, словно не было пьес Петрушевской, Шипенко, Оли Мухиной или Нины Садур (хотя в репертуар одно время входил спектакль «Ехай»). Здесь порой возникает ощущение, что театр, как подводная лодка, задраив все люки, проплыл мимо целых континентов постмодернистской и постсоветской культуры с ее растерянностью, амбивалентностью и непременным матом (Театр Дождей, может быть, единственное место в стране, где мата не услышишь), проплыл мимо, не задев, и благополучно миновал острые углы неразрешимых противоречий конца века. Есть ли особый смысл в игнорировании целого пласта драматургии последних десятилетий — или это выбор «случая», когда расклад ролей, амплуа и индивидуальностей ведущих актеров определяет вынужденные предпочтения режиссера? Чем объясняются особенности репертуара, большую часть которого занимают «хиты» прошлого столетия: «Дом, где разбиваются сердца» Шоу, «Опасный поворот» Пристли, «Эвридика» Ануя, «Продавец дождя» Нэша?
Некоторые вопросы просто исчезают, когда знакомство с театром становится более близким, некоторые, напротив, — звучат острее.
В «Театре Дождей» всегда полные залы, сюда приходят и жители Санкт-Петербурга, и гости Северной столицы. А привлекают зрителей весьма своеобразные постановки классических пьес, таких, как «Три сестры», «Чайка» А.П.Чехова, «Эвридика» Жана Ануя, «Продавец дождя» Ричарда Нэша, «Опасный поворот» Дж.Б.Пристли. Таковы особенности работы женщины-режиссёра: её постановки всегда образные, не похожие на другие, оставляющие яркое впечатление.
Очень актуальную для нашего времени мысль высказал в середине XIX века английский искусствовед Джон Рескин: «Самая великая вещь, какая только доступна душе человека в этом мире, — это увидеть и рассказать об увиденном понятным языком. На одного думающего приходятся сотни говорящих, но на одного видящего приходятся тысячи. Ясно видеть — это и поэзия, и пророчество, и религия одновременно».
«Ясно видеть» — это сознательная позиция театра
Сегодня «Театр Дождей» приглашает зрителей с детьми и готов преподнести всё самое интересное и взрослым, и маленьким посетителям.