Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...
Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...
ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал ...
Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...
Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...
Голландский художник Питер де Хох (1629-1684) и его "укромный" талант |
Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам — после 1684, Амстердам) — голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи, чьи творения бесценны, известно очень мало.
Zelfportret van de schilder Pieter de Hooch? (1648 - 1649, Rijksmuseum Amsterdam)
Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году (крестили его, как явствует из церковных книг, 20 декабря) в семье каменщика и повитухи. Он был первенцем у своих родителей, после него в семье родились друг за другом еще четверо детей, но, вероятнее всего, до совершеннолетия ни один из них не дожил.
О жизни Хоха в родительском доме мы почти ничего не знаем. Известно, впрочем, что семья его не отличалась богатством и существование вела самое скромное, хотя и не бедствовала. Судя по всему, предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика и тем доставит кусок хлеба и себе, и своим стареющим родителям. О том, чтобы заниматься развитием художественных способностей мальчика, речи, естественно, не шло. Да вряд ли на них кто-нибудь из близких и обращал внимание. Похоже, посвятить себя живописи было личным волевым решением Питера.
Семнадцати лет от роду Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже пробавлялся писанием «итальянизированных» пейзажей, в которых природа представала в «облагороженном» виде. Подобные пейзажи пользовались большим спросом, и подмастерья Берхема занимались обыкновенно лишь тем, что копировали произведения «мэтра» и создавали вариации на заданные им темы. Питер де Хох, очевидно, не был в восторге от такого метода обучения. Итальянские же ландшафты и пасторальные сценки Берхема так набили ему оскомину за два года учебы у него, что в дальнейшем он никогда к ним не возвращался. Гораздо больше юному живописцу нравились харлемские жанристы круга Франса Хальса. Именно от них он перенял симпатию к сценам из быта военных, каковые преимущественно и писал до обращения к «Дворикам» и «Интерьерам», составившим впоследствии его славу.
В 1648 году Хох вышел из мастерской Берхема и вплоть до 1650 года, по-видимому, перебивался с хлеба на квас в Харлеме, совершенствуя свое живописное мастерство и зарабатывая на жизнь писанием жанровых картин. .
Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому торговцу тканями Юстусу де ла Гранже. Специальностью де ла Гранже были сукна, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, — коллекционирование картин. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Такая двойственность положения, очевидно, не тяготила его. Он не чувствовал ни малейшего унижения для себя в том, что по утрам чистил костюм своего господина, а днем писал для него картины. О том, что Хох и де ла Гранже сумели найти общий язык, говорит хотя бы тот факт, что художник состоял на службе у последнего более десяти лет.
Кроме сытости и возможности не задумываться о завтрашнем дне, Хох получил еще одну, чрезвычайно важную для развития его таланта, возможность — путешествовать. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден, Амстердам. В поездки он неизменно брал с собой своего камердинера. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, несомненно, много значили для него, хотя и не находили «сюжетного» выражения в его творчестве.
В 1652 году (или что-то около этого времени) Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт, рассудив, что здесь ему будет удобнее вести свои дела. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой имел семерых детей; здесь же мастер написал лучшие свои работы.
В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Хотя он и вступил в Гильдию святого Луки в 1653 году, то есть двумя годами раньше де Хоха, он еще не развился в того великолепного мастера бытового жанра, каким знает его весь мир. О «влиянии Вермера на Хоха» (эта тема весьма любима искусствоведами) можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60). В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха.
О бытовых обстоятельствах жизни Питера де Хоха в Делфте не имеется ровным счетом никаких сведений. Как уже говорилось, спустя два года после переезда сюда он женился. Дети, рождавшиеся один за другим, требовали непрестанного поиска средств к существованию, поэтому вполне логично предположить, что в это время Хох писал не только «для себя» и своего хозяина, но и для посторонних заказчиков, если таковые находились. Вероятнее всего, жить он продолжал в доме Юстуса де ла Гранже и сюда же привел молодую жену
Около 1660 года (иногда исследователи говорят о 1661-м или даже 1662 годе) Юстус де ла Гранже переехал в Америку. Отныне Хоху больше незачем было оставаться в Делфте. Да, жилось здесь спокойно и относительно дешево, однако на большой успех рассчитывать не приходилось. Тем более что внимание потенциальных заказчиков было приковано в эту пору к Вермеру. Он становился единственной делфтской «звездой», заслонившей собой весь местный художественный небосклон. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме
Небольшой капитал, скопленный им за годы службы у де ла Гранже, он употребил на то, чтобы перевезти семью на новое место и обзавестись новым хозяйством. Деньги таяли с угрожающей быстротой, а жители Амстердама вовсе не спешили заказывать Хоху картины. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил переменить стилистику. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «сладкой жизни». Но — увы — Хох был действительно простоват и плохо понимал, как живут настоящие богачи». Он не чувствовал быта «патрициев» и. прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Кроме того, в Амстердаме уже имелись живописцы, сделавшие своим главным «жанром» именно сценки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), и поэтому подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им), и все-таки он не мог обеспечить свою семью должным образом. А она, между тем, продолжала увеличиваться: последнего своего ребенка мастер крестил в 1672 году.
Конец жизни художника страшен. К середине 1670 х годов он впал в настоящую нищету и даже не имел средств, чтобы платить необходимые подати. Неудачно складывалась и судьба старших детей Хоха: по крайней мере, они не могли материально поддерживать своего престарелого родителя. Несчастья пошатнули здоровье художника. Рассудок его начал мутиться Свои дни Хох, некогда писавший удивительно светлые и целомудренные картины, окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Он ни с кем не говорил и никого не узнавал, и был ли кто нибудь рядом с ним в момент кончины — неизвестно. По крайней мере, ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен, мы не знаем. В биографиях обычно говорится, что умер Хох после 1684 года.
Художественная галерея №189
St. Peter Liberated from Prison (1650-55, Formerly Ch. de Roy van Zuydewijn, Amsterdam)
Soldier Smoking (c. 1650, Philadelphia Museum of Art)
The Morning of a Young Man (c.1650s, Pushkin Museum, Moscow)
Bringer of Bad News (circa 1655, Museu Nacional d'Art de Catalunya)
Soldiers Playing Cards (1657 - 1658, Private collection, Zurich)
Tric-Trac-Spieler (circa 1652-1654, National Gallery of Ireland, Dublin)
The Empty Glass Tavern scene with maid trying to fill the glass of a cavalier (circa 1652, Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam)
A Seated Soldier with a Standing Serving Woman (1652-55)
Maid in a Barn (Philadelphia Museum of Art)
Fröhliche Trinker (circa 1650, Gemäldegalerie, Berlin)
Two Soldiers and a Serving Woman with a Trumpeter (1654 - 1655, Kunsthaus Zürich)
A Couple Playing Cards, with a Serving Woman (Metropolitan Museum of Art, New York)
The Visit The Visit (circa 1657, Metropolitan Museum of Art, New York)
Soldier and Serving Woman with Card Players (c. 1655, Wallraf-Richartz-Museum, Cologne)
Woman Drinking with Soldiers (1658, Louvre Museum, Paris)
Paying the Hostess (1658)
Interior with Two Gentleman and a Woman Beside a Fire
Man Offering a Glass of Wine to a Woman (circa 1653, Hermitage Museum, Saint Petersburg)
A Woman and Two Men in an Arbor (Metropolitan Museum of Art, New York)
A Woman Drinking with Two Men (circa 1658, National Gallery, London)
Cardplayers in a Sunlit Room (1658, Royal Collection, Windsor Castle, Berkshire)
Hof mit zwei Offizieren und trinkender Frau (circa 1658-1660, National Gallery of Art, Washington, D.C.)
Binnenplaats met een rokende man en een drinkende vrouw (ca. 1658-1660, Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague)
Figures Drinking in a Courtyard (1658, National Gallery of Scotland, Edinburgh)
The Courtyard of a House in Delft (1658, National Gallery, London)
Woman and Child in a Courtyard (1658/60, National Gallery of Art, Washington)
The Soap Bubbles
Frau mit Bohnenkorb im Gemüsegärtchen (1651, Kunstmuseum Basel)
Portrait of a Family in a Courrtyard in Delft (1658 - 1660, Academy of Fine Arts Vienna)
Woman and a Maid with a pail (circa 1660, Государственный Эрмитаж, С.-Петербург)
Courtyard in Delft at Evening: a Woman Spinning (1656 - 1657, Royal Collection of the United Kingdom)
Maid with bucket in a courtyard (c. 1660, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe)
Zwei Frauen mit einem Kind im Hof (circa 1657, Toledo Museum of Art)
Woman and Maid in a Courtyard (1660, National Gallery, London)
и Frau und Magd in einem Hof (circa 1660-1665, Hermitage Museum, Saint Petersburg)
Eine Frau und ein Kind auf einer Bleichwiese (circa 1657-1659)
Woman Peeling Vegetables in the Back Room of a Dutch House (circa 1657, Musée du Louvre, Paris)
A Woman with a Baby in Her Lap, and a Small Child (1658)
Binnenhuis met moeder en kind, 'Moedervreugd' (c. 1665-68, Amsterdam Museum, Amsterdam)
Interior with a Mother delousing her child's hair, known as 'A Mother's duty' (1658 - 1660, Rijksmuseum Amsterdam)
Interior with Women beside a Linen Chest (1663, Rijksmuseum Amsterdam)
Mother Lacing Her Bodice beside a Cradle (1659 - 1660, Gemäldegalerie, Berlin)
A Woman with a Baby in Her Lap, and a Small Child (1658, Aurora Art Fund, New York)
Woman with a Child and a Maid in an Interior (before 1684, Worcester Art Museum)
Nursemaid with baby in an interior and a young girl preparing the cradle (Johnny van Haeften Gallery, London)
Suckling Mother and Maid (1663 -1665, Kunsthistorisches Museum, Vienna)
The Bedroom (1658/1660, National Gallery of Art, Washington, D.C.)
Children in a Doorway (1658-60, The National Trust, Polesden Lacey, England)
Interior with a Child Feeding a Parrot
A Boy Bringing Bread (circa 1663, Wallace Collection, London)
A Woman Preparing Bread and Butter for a Boy (circa 1660-63, J. Paul Getty Museum, Los Angeles)
A Soldier with Dead Birds and Other Figures in a Stable (1655-57, National Gallery, London)
The Fireside
Mother and Child with a Serving Woman Sweeping (1655-57)
Woman Nursing an Infant (1658-60, Fine Arts Museums of San Francisco)
Woman Peeling Apples (circa 1663, Wallace Collection, London)
Woman hands over money to her servant (1670, Los Angeles County Museum of Art)
Unterricht im Laufen (Die Apfelschälerin) (etwa 1668/72, Museum der Bildenden Künste, Leipzig)
Woman with needlework and a child (c. 1662-1668, Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid)
Woman with a Child in a Pantry (circa 1658, Rijksmuseum Amsterdam)
Het aanreiken van een brief in een voorhuis ((1670, Rijksmuseum Amsterdam)
Woman Reading a Letter (1664, Museum of Fine Arts, Budapest)
Woman with a Water Pitcher, and a Man by a Bed ('The Maidservant') (Metropolitan Museum of Art, New York)
JEUNE FEMME ET SA SERVANTE (Lille ; musée des beaux-arts)
The Asparagus Vendor
Woman plucking a duck (1665 - 1668, National Museum, Gdańsk)
Mother Nursing Her Child, (ca.1674/76, Detroit Institute of Arts, Michigan)
В поздние годы Хох, ностальгируя по делфт- ским временам, писси иногда такие картины, как «Мать, кормящая ребенка» (1674 76)
A Sick Child. (c.1670s. Pushkin Museum of Fine Art, Moscow)
Interior with a Young Couple (Metropolitan Museum of Art, New York)
A Woman Reading a Letter and a Man at a Window (1668-70, Nationalmuseum, Stockholm)
Die Goldwägerin (circa 1664, Gemäldegalerie, Berlin)
A Company in the Courtyard behind a House.(circa 1663-1665, Rijksmuseum Amsterdam)
Картину «Во дворе» Хох написал уже посге переезда в Амстердам, в 1663 году. Вскоре милые делфтские «дворики» бесследно исчезнут из его творчества
Conversation (1663-1665, National Museum of Ancient Art, Rua das Janelas Verdes)
Porträt einer musizierenden Familie (1663, Cleveland Museum of Art)
Interior with Figures Interior with Figures (1663 - 1665, Metropolitan Museum of Art)
Couple with Parrot (1668, Wallraf-Richartz-Museum, Cologne, Germany)
Game of Skittles, copy of 1660-68 painting by Pieter de Hooch in the Saint Louis Art Museum (c. 1680, Cincinnati Art Museum)
Portrait of the Jacott-Hoppesack Family (c. 1670, Amsterdam Historical Museum, Amsterdam)
Going for a walk (Musée des Beaux-Arts de Strasbourg)
Paying the Hostess (1670 ca, Metropolitan Museum of Art)
The Messenger, (c.1669, Hamburger Kunsthalle)
A Man Reading a Letter to a Woman (1670-74, The Kremer Collection, The Hague)
Les joueurs de cartes (1663 - 1665, Louvre Museum, Paris)
An Officer and a Woman Conversing, Soldier at the Window (1663-65, Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg)
A Music Party (about 1675, Indianapolis Museum of Art, Indiana)
The Council Chamber in Amsterdam Town Hall (1661 and circa 1670, Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid)
Family Portrait on a Terrace (1667)
Card Players at a Table (1670 - 1674)
A Music Party in a Hall (1663-65, Museum der bildenden Künste, Leipzig)
A Musical Conversation (1674, Honolulu Museum of Art)
Musical Party in a Courtyard Musical (1677, National Gallery, London)
Musical Scene in Amsterdam (Johnny van Haeften Gallery, London)
Merry Company with a Man and Two Women (1668-70, Manchester City Art Galleries, Manchester)
Merry Company (c. 1675, Wellington Museum, Apsley House, London)
Interior con dos mujeres y un hombre bebiendo y comiendo ostras 1681
Interior with figures (c. 1675, Philadelphia Museum of Art, Philadelphia)
A Lady and a Child with a Serving Maid (c. 1674-76, Philadelphia Museum of Art)
Concert. (c.1680. Hermitage, St. Petersburg)
Ссылки:
http://en.wikipedia.org/wiki/Pieter_de_Hooch
http://www.pubhist.com/person/153/pieter-de-hooch
http://www.artcyclopedia.com/artists/hooch_pieter_de.html
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/h/hooch/index.html
http://www.allposters.com/-st/Pieter-de-Hooch-Posters_c25282_.htm
Рубрики: | Живопись/нидерландская и фламандская живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |