-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Старая Москва...Кремль.......

Понедельник, 07 Февраля 2011 г. 23:07 + в цитатник



Первый каменный мост в Москве на картине Ф. Алексеева


Воскресенские ворота - Москва
( все фото, иллюстрации, информация - из разных источников интернета )


Дорога к Московскому Кремлю у Иверских ворот. Акварель начала XIX века.


Аполлинарий Васнецов. Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города — сооружение между зданием Городской думы и Историческим музеем.
Сооружены в 1680 году, разобраны в 1931 году. Двухпролётный арочный проезд с двухэтажными палатами, увенчанными двумя восьмигранными шатрами. В палатах помещались до 1731 года лаборатории соседнего Монетного двора (Исторический проезд, 5, во дворе) и палата Главной московской аптеки, в 50—80-х годах XVIII века — университетская типография.
Здесь жил Н. И. Новиков (1744—1818), книгоиздатель-просветитель.
В 1781 году была сооружена деревянная часовня для иконы Иверской Богоматери (отсюда другое название).
В 1994—1996 по решению правительства Москвы Воскресенские ворота воссозданы (автор проекта — архитектор О. И. Журин).



Аполлинарий Васнецов. Воскресенский мост в XVII веке. 1921


Открытка конца XIX века


Иверские ворота незадолго до сноса в 1931 году
Теперь -



Джакомо Кваренги. Вид на соборную площадь Московского Кремля. 1797. Эрмитаж


Саврасов А.К. Соборная площадь в Московском Кремле ночью 1878.

Соборная площадь — является историческим и архитектурным центром Московского Кремля. Её окружают Грановитая и патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого.
Планировка площади сложилась в XIV веке, когда были построены первые, не сохранившиеся до наших дней Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колоколы. Позднее появился первый, примыкающий к великокняжескому дворцу Благовещенский собор, а в середине XV века Ризоположенская церковь. Нынешний облик площади сложился в конце XV - начале XVI века, когда соборы и церкви были выстроены заново, возведена Грановитая палата, а вместо церкви Иоанна Лествичника появилась Колокольня Ивана Великого, к которой позднее была пристроена звонница с церковью Вознесения. В 1600 году по велению царя Бориса Годунова колокольня Ивана Великого была надстроена до существующей высоты - 81 м.
Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими - Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения. Грановитая плата выстроена в стиле Флорентийского палаццо, а в обработке фасадов Архангельского собора обильно использован ренессансный декор. Псковские мастера построили Благовещенский собор и Ризоположенскую церковь.
С Соборной площадью связано множество исторических событий: в Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили земские соборы. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров, а Архангельский собор служил им усыпальницей.
В 1812 году была взорвана примыкающая к колокольне Ивана Великого звонница, в 1814-1815 гг. она была восстановлена Жилярди по проекту И. В. Еготова и Л. Руска.
Красное крыльцо Грановитой палаты было снесено в 1930 по приказу И. В. Сталина, в 1994 году восстановлено.


Соборная площадь Московского Кремля
Теперь -



Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы.
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня.


Успенский собор теперь, вид с юго-востока


А. М. Васнецов. Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле. 1904

Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
В ХVIв. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881г. в соответствии с описью Ушакова.
При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.
При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.
В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Теперь -
Красное крыльцо Грановитой палаты -







Церковь Спаса Преображения на Бору ( один из самых старинных храмов Москвы - не сохранился )

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.


Вид на Кремль и церковь Спаса Преображения на Бору
Гравюра Демертре. XIX век.


Теремной дворец и Спас-на-Бору. Ведута Джакомо Кваренги


Теремной дворец в Москве. 1635-1636


Москва - Чудов Монастырь ( не сохранился )


Чудов монастырь во время коронации Николая II

Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан св. Алексием, митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый патриарх Московский Никон.
...В ходе революционных боев в 1917 году монастырь был значительно поврежден при обстреле снарядами. Когда из Петрограда в Кремль переехало правительство молодой республики, какое-то время в обители еще жили иноки, но такое соседство не устраивало революционную власть. В 1919 году Чудов монастырь закрыли. Вначале в его помещениях разместился кооператив Коммунист и изба-читальня, а затем его передали кремлевскому Лечсанупру, отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В 1929 году Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь разрушили, а на этом месте было решено построить здание Школы красных командиров, проект которого разработал архитектор И. Рерберг. Позднее здесь разместился Президиума Верховного Совета...


Архангельский Собор

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади».
По всей вероятности первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего во время короткого княжения брата Александра Невского Михаила Хоробрита в 1247-1248 гг. По преданию это была вторая церковь в Москве. Сам Хоробрит, погибший в 1248 году в стычке с литовцами, был похоронен во владимирском Успенском соборе. А московскому храму стража райских врат Архангела Михаила суждено было стать княжеской усыпальницей Московских князей. Существуют сведения, что племянник Михаила Хоробрита, основатель династии московских князей Даниил был похоронен у южной стены этого собора. В этом же соборе был похоронен сын Даниила Юрий.
Храм много претерпел - рушился, перестраивался, достраивался.......
Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года — во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона и склад провианта. В 1917 собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 закрыт. В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.
Теперь -



Благовещенский Собор

Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции и состоит из разновременных частей: древнейшая часть относится к XIV в., наиболее поздняя - к XIX в.
В описаниях собора XIX века опубликовано не подтвержденное источниками предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского...
Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время.
Дата начала строительства храма опиралась на сведения о создании в 1395 году княгиней Евдокией домовой церкви Рождества Богоматери. Считалось, что княжеский храм должен был появиться несколько раньше. Под 1405 г. летописи сообщают: "...начаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого двора, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончиша ю", причем автор наиболее ранней, Троицкой летописи, созданной в начале XV в., прибавляет: "...не ту, иже ныне стоит". А под 1416 г. появляется новая запись, о создании "церкви каменой на великого князя дворе, Благовещенье, месяца июля в 18 день". Следующие сведения о памятнике связаны с перестройкой всего кремлевского ансамбля на рубеже XV-XVI вв. В "...1482 г. почаша рушити церковь на площади Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша", а в 1483 г. "...разруши князь великый Благовещение на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклет, и заложи казну около того подклета и палату кирпичную с казнами". Шестого мая 1484 г. состоялась закладка нового здания каменного собора, а спустя пять лет, девятого августа 1489 г., новый храм был освящен.

Теперь -



Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов — постройки на территории Московского Кремля, расположены к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635—1656 годы русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.
Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница.
При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода. Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 года. В 1929 в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря.




Кремлевская Ризоположенская церковь.

Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов....
Церковное предание гласит, что в V веке приближенные византийского императора Льва Великого, братья Гальбий и Кандид отправились в паломничество на Святую Землю. В маленьком селе близ Назарета они остановились на ночлег у старой женщины. Войдя в ее дом, путники увидели зажженные свечи и курящийся фимиам, и стали вопрошать старуху, какая святыня хранится в ее доме? После долгих расспросов и уговоров она поведала, что в ее доме находится риза (одеяние) Божией Матери, их фамильная святыня, поскольку Сама Пресвятая Богородица подарила одну из Своих одежд благочестивой девице из их рода и благословила передавать эту ризу из поколенья в поколенье, но только девицам. От ризы, хранившейся в этом доме, происходили чудеса и исцеления.
О святыне стало известно в Константинополе, и вскоре ее перевезли в столицу Византийской империи. Святой патриарх Геннадий и император торжественно встретили нетленную ризу, благоговейно приложились к ней и для хранения ее воздвигли храм во Влахерне, столичном пригороде, недалеко от берега бухты Золотой Рог...
Возведена в 1484—1485 годах на месте одноимённой церкви 1451 года постройки артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.


Вид колокольни и звонницы Ивана Великого(1805) до взрыва французами

Колокольня Ивана Великого - общеупотребительное название церкви-колокольни св. Иоанна Лествичника, расположенной на Соборной площади Московского Кремля. Колокольня является самым высоким зданием Московского Кремля (81 м) и вплоть до конца XIX века (сооружения Храма Христа Спасителя) была самым высоким зданием Москвы.
В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.
В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». Согласно материалам раскопок рубежа 19-20 веков, опубликованным В.В.Кавельмахером, здание храма повторяло аналогичные более ранние армянские храмы "под колоколы": оно было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, восточный рукав креста завершался полукруглой апсидой, не выступавшей за контур "восьмерика", во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов - как в сохранившихся церквах "под колоколы" Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей, подъёма на верх, вероятно, не было, и звон осуществлялся с уровня земли. В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было законено в 1508 году...
Надстройка колокольни была связана с готовившимся Борисом Годуновым возведением в Кремле храма "Святая Святых" - Новоиерусалимского собора, повторявшего храм Гроба Господня в Иерусалиме, который должен был располагаться к северу от "столпа" колокольни, на месте нынешней звоницы (точно так же, как располагаются подобные храмы относительно колоколен в Иерусалиме и в Новоиерусалимском монастыре).
В 1635-36 с северной стороны к звоннице была пристроена т. н. Филаретова пристройка, увенчанная шатром (мастер — Бажен Огурцов). Существует мнение, что она послужила прообразом множества шатровых колоколен XVII века.
В 1812 году, когда Москва была захвачена французами, колокольня пострадала от мародёров. С неё был снят позолоченный крест, который в итоге так и не был найден.
Колокола
Всего на колокольне находятся 34 колокола.
* Основные — Успенский (самый большой). Другие названия- Праздничный, Царь-колокол. Весит-65320 кг. Он перелит в 1817-19 годах из колокола весом 58165 кг, изготовленного К. М. Слизовым в 1760 году.
* далее — Реут, или Ревун. Весит — 32760 кг. Он был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым. Во время взрыва французами уши отвалились, но их так искусно приделали, что даже звон не изменился. В 1855 году он упал пробив пять этажей и убив несколько человек. Колокол подняли и поставили на место.
* Другие колокола:
* Медведь — древнейший (1501). Весит 7223 кг. Отлит Иваном Алексеевым в 1501 году и перелит в 1775 году Семеном Можжухиным.
* Татарин,
* Лебедь. Весит 7371 кг. перелит из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи. Назван-звон напоминает лебединый крик.
* Голодарь,
* Корсунский. Весит 655 кг. Перелит из старого Корсунского колокола Нестором Ивановым в 1554 году.
* и прочие.

Теперь -



Царь-колокол. XIX век. Фото Шерер, Набгольц и Ко.
Теперь -


Лил сей колокол российский мастер
Иван Федоров сын Моторин с сыном своим
Михаилом Моториным...
Из надписи на Царь-колоколе

Высота колокола 6 м 14 см, а диаметр 6 м 60 см.
Царь-колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу.
После отливки Царь-колокол остался в яме, в которой его отливали. Он стоял на железной решетке, расположенной на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.
20 мая 1737 г. в Москве был страшный пожар, известный под названием Троицкого. Пожар охватил и кремлевские здания. Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял Царь-колокол. В яму стали падать горящие бревна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водою раскаленный металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т.
Под названием «Царь-колокол» на Руси известны также ещё два колокола, отлитые в начале XVII века и в 1654 году (весил около 130 т). Последний разбился при пожаре 1701 года, а его части были использованы при отливке Царь-колокола...


Почтовая открытка. 1900-е годы

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных нам типов артиллерийских орудий. В старых документах пушка называлась “Дробовиком”. Это, а также конструкция ствола позволяют предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835г. на заводе Берда в Петербурге.
Вскоре после отливки пушка была установлена на специальном станке на Красной площади недалеко от Спасских ворот, возможно для их защиты. Там она и находилась вплоть до начала ХVIIIв., когда Петр I задумал строительство в Кремле Цейхгауза и организацию в нем хранилища древнего отечественного и трофейного оружия. В 1706г. Царь-пушка наряду с другими орудиями, в том числе и трофейными, была перевезена в Кремль и находилась сначала во дворе Арсенала, а затем вместе с другой пушкой у главных его ворот. В 1835г. обе пушки были установлены на новые чугунные лафеты, изготовленные по эскизам академика А.П.Брюллова. В 1843г. Царь-пушку и другие русские старинные орудия разместили вдоль фасада Оружейной палаты, предназначавшейся для “хранения достопамятностей”, а трофейные пушки оставили у Арсенала.
В связи с началом в 1960г. работ по строительству Кремлевского дворца съездов старое здание Оружейной палаты было разобрано, а древние орудия вновь перевезли к Арсеналу. Позже Царь-пушку установили отдельно на то место, где она находится сейчас.
Во второй половине 1970-х гг. Царь-пушка и чугунный лафет с ядрами были вывезены на реставрацию и в 1980г. вновь установлены на место.

Теперь -



Старое здание Оружейной палаты. И.А. Вейс. 1852 год.

Оружейная палата ранее называлась Большая казна. Cо времён царствования Ивана III казну хранили в здании между Архангельским и Благовещенскими соборами Московского Кремля. Здание Казённого двора было каменное под пирамидальной кровлей, с двумя окнами на дворцовую площадь. Здание просуществовало до пожара 1737 года....
Оружейная палата — московский музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.
Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ.
С 1960 года Оружейная палата входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, её филиал — Музей прикладного искусства и быта России XVII в. (открыт в 1962 году) — в бывших Патриарших палатах.

































































Теперь -


Изображение - savepic.org — сервис хранения изображений
Строительство белокаменного Кремля в Москве. Миниатюра 1366


Московский Кремль.

Ещё немного фото -




Район метро Кропоткинская - с Храма Христа Спасителя виден Дом Пашкова и Кремль, неподалёку - Большой театр




Большой Каменный мост


XIX век

Рубрики:  История/История России
Города
Метки:  

Процитировано 3 раз

Ларса   обратиться по имени Вторник, 08 Февраля 2011 г. 08:52 (ссылка)
Доброе утро!
Спасибо!
Хороший пост!
Добра,удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
Оксана_Лютова   обратиться по имени Вторник, 08 Февраля 2011 г. 11:50 (ссылка)
Благодарю...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку