Вероятно, в дни Крещения с планетами происходят какие-то космофизические явления, которые формируют состояние воды, действительно отличающейся своими качествами, — предполагает специалист. Анатолий Божков признается, что не располагает данными о влиянии воды, набранной 19 января, на человеческий организм. В Институте биологии таких исследований не проводили: на это нет средств. — Впрочем, в любом случае день Крещения — уникальный: это праздник тайны воды, — говорит ученый. Киевляне во главе со столичнім мєром имели возможность совершить омовение на одном из пляжей Гидропарка.
Как и празднику Рождества Христова, празднику Крещения предшествовал день строгого поста - сочельник. В этот день после утреннего богослужения во всех храмах уже совершается чин великого водосвятия.
При этом, вопреки расхожему поверью, вода, освящённая 18 января, не обладает какими-то особыми, "более сильными", свойствами, чем крещенская вода, освящённая уже в сам день праздника. Кроме того, священники советуют не набирать воду вёдрами и бочками, так как освящённая вода, подобно огню, не утрачивает своих свойств, даже если каплю её разбавить в простой воде. Также не обязательно стоять в очереди за святой водой в сам праздник: вода в храмах раздаётся в течение нескольких дней после Крещения.
Установление праздника Крещения Господня относится ещё ко временам апостолов. Древнее название праздника - "Епифания" (явление), или "Теофания" (Богоявление). Также его называли "праздником Светов".
О смысле очередей за святой водой
Как это часто бывает в жизни, суть каких-то событий, если она не понятна, и потому не важна, уходит на второй план, оставляя место тому, что понятно, просто, осязаемо и что откликается на насущные запросы. Так произошло со многими христианскими праздниками в постсоветской России. 70 лет воинственного атеизма выветрили из народного сознания азы христианского вероучения. За 20 лет свободной церковной жизни положение дел качественно не изменилось. Тут есть, конечно, и вина Церкви, так и не направившей в должной мере свои силы на просвещение народа. Оговорюсь и уточню, что просвещение не означает обязательной веры. Знать из достоверных источников о жизни Христа, о вероучении православия — это одно. Быть верующим христианином — это другое. Первое, думаю, должно быть присуще любому образованному человеку, второе — тем, кто пожелает сам.
Так вот, не только в народном, но и в околоцерковном сознании и практике праздник Богоявления отождествился с раздачей святой воды. Все бы ничего, если бы в этой воде не тонул не только смысл праздника, но часто и вообще всякий здравый смысл.
В подавляющем большинстве своем, пришедшие за водой люди не понимают, да и не хотят понять и принять христианский взгляд на получаемую ими святыню. Народ давно изобрел свое понимание, свои обычаи, требования, приметы и даже магические ритуалы, связанные со святой водой. Достаточно вспомнить совершенно безумное поверие, что крещенская вода, полученная 18 января, сильнее, чем 19-го, в самый день праздника.
Печально, но, похоже, теперь уже невозможно вернуть в народные представления об освящении воды тот смысл и значение этого древнего и прекрасного обычая, которые диктуются Евангелием и церковным вероучением. Складывается примерно такая картина. Предположим, в народе прошел слух, что листья определенных деревьев, которых в Москве множество, помогают от всех болезней. Все бросились обрывать ветки, ломать насаждения. А власти города, вместо того чтобы указать на всю несуразность этой ситуации и прекратить произвол, наоборот, начали сажать еще больше деревьев и организовывать доступ населения к труднодоступным растениям.
И главное: зачем стольким людям нужна святая вода, да еще в таких количествах? Функция парков в городе не в том, чтобы всех лечить, а в том, чтобы расти и обогащать кислородом воздух. Так же и со святой водой. Она отнюдь не для того, чтобы с ней играли в лотерею: авось вылечит и даст здоровье.
Церковное вероучение несовместимо с магией. Церковь не признает самодостаточных святынь с целительными свойствами. Христианство во все времена настаивало на том, что через материю может действовать и часто действует Бог, но материя сама по себе не может ничего. Задача и функция святой воды в том, чтобы христиане имели возможность в повседневной жизни приобщиться через ее употребление к Божьей благодати, то есть дать возможность Богу сделать то, что Он хочет. Конечно, тут возможны просьбы и мольбы о чем угодно, в том числе и о здоровье, но употребление святой воды оправдано, и имеет смысл, только в случае доверия тому Богу, Которого христиане призывают эту воду благословить и освятить.
А это значит, что без понимания того, что написано о празднике Богоявления в начале этой заметки, без принятия этого, без личного доверия Христу Спасителю — Сыну Божьему, употребление святой воды становится бессмысленным. Если вернуться к примеру с листьями: мы понимаем, что от употребления их вреда людям не будет, пользы, правда, тоже. Так же и со святой водой: вне христианского понимания употребление ее безвредно, но какая в том польза?
В заключение хочется сказать следующее. Для христиан святая вода — далеко не главное в жизни. Они могут иметь ее в доме, могут не иметь, могут пить ее регулярно, могут не пить вовсе. И все это потому, что у них есть Тот, в Кого они верят, Тот, Кто всегда и всюду с ними.
Автор статьи: Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве
Источник