-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению СХЕМА метро СХЕМА метроСхема метро

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии http://content.foto.mail.ru/mail/glamourtat/_mypho
http://content.foto.mail.ru/mail/glamourtat/_mypho
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Всегда под рукой

flash=350,300,http://www.yapfiles.ru/files/899279/.swf

 -

Быстрый переход по страницам блога Ванда:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ванда

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.07.2009
Записей: 23211
Комментариев: 30630
Написано: 84031


Алексей Баталов. «Есть люди, которые вспомнят меня добром»

Среда, 20 Ноября 2013 г. 12:46 + в цитатник
Цитата сообщения A-delina

Алексей Баталов. «Есть люди, которые вспомнят меня добром».

Алексей Владимирович Баталов (р. 20 ноября 1928, Владимир) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и общественный деятель, педагог. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981) и двух Государственных премий России (1966, 2005).


Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актеров Московского Художественного академического театра. Мать- актриса Нина Ольшевская. Отец- актёр и режиссёр Владимир Баталов. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н. П. Баталов и его жена О. Н. Андровская. Семья Баталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокруг все было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты.



Когда Алеше было пять лет, его мама вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова (настоящая фамилия- Зигберман). У Алёши появились братья — Михаил Ардов (р. 1937)- священник, писатель и Борис Ардов (1940-2004)- актёр, режиссер, художник. О своем отчиме Алексей Баталов говорит: «Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате. ...Родительский развод для меня стал переездом из мхатовского двора в маленькую квартирку на Ордынке. Она находилась в первом в Москве, сейчас снесенном, доме писателей: там жили Ильф и Петров, Мате Залка.» Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте. Тогда в 1941 году снимался фильм «Тимур и его команда». Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки.



Уже в школе Баталов вел себя, как настоящий артист. «Во время перемен, — вспоминает одноклассник актера Евгений Рубин, — он развлекал нас пародируя знаменитых артистов. На школьных вечерах он без зазрения совести атаковал самую эффектную девочку, не им приглашенную, и норовил назначить ей свидание. ...У него никогда не было гроша за душой. Носил он сапоги из грубой кожи, старые пиджаки и мятые брюки. Когда я однажды явился на урок в первом моем приличном костюме, который родители купили у приехавшего из Германии знакомого, Баталов сделал мне замечание: "Так носить хорошие вещи нельзя. К такому костюму должны быть соответствующие обувь и рубаха. И нужен галстук. По мне- или так, или никак".»



Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе – началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену. Алексей Владимирович вспоминает: «Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье. Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск».



Семья вернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первую кинороль в фильме Л. Арнштама «Зоя». Алексей закончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ. Выбор профессии был естественным: «Я сроду не знал что такое "песочница"! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актеров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актером. ...Я учился в Школе-студии МХАТа в мастерской у своего дяди, Виктора Станицына. О любом моем достижении говорили: "Ну конечно, это его Андровская научила" или "разумеется, это они позвонили, и его взяли". И я хотел доказать, что и сам, несмотря на своих именитых родственников, чего-то стою».



Тогда же произошли перемены и в личной жизни. Алексей зашел как-то к другу и застал там в гостях удивительную красавицу, в которой признал ту самую Ирочку Ротову, с которой юный Баталов познакомился в 12 лет. Их родители были соседями по даче. Дети вместе проводили время, но затем их разлучила война. Молодые люди сразу решили жениться, но им было по 16 лет, и расписаться из-за юного возраста они не могли. Тогда они купили одно кольцо на двоих и выгравировали на обратной стороне «1948. Алеша+Ира=Любовь». Жили по очереди то у одних то у других родителей. Отец Ирины, художник Константин Ротов, делая иллюстрации к книжке, срисовал Дядю Степу с Алексея. Достигнув 18 лет, они узаконили свои отношения. А потом у них родилась дочь Надя. В дальнейшем Надежда окончила институт иностранных языков, замужем, имеет дочку Екатерину.



По окончании Школы-студии Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 году он был командирован в труппу Театра Советской армии и прослужил там несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ. В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом подолгу гостила Анна Ахматова. Для Баталова великая поэтесса станет просто «тетей Аней», которую он считал почти своей бабушкой и которая позволяла ему выступать с шутливыми пародиями на свои бессмертные стихи.



Известно, что Анна Андреевна очень хотела, чтобы Леша стал художником, и была высокого мнения о его таланте. Кисти А.В. Баталова принадлежит портрет А.А. Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы. Когда Алексей вернулся из армии, Анна Андреевна дала ему крупную сумму денег, чтобы молодой человек приоделся. Но Баталов на все деньги купил машину «Москвич» и стал, пожалуй, единственным молодым актером МХАТа, лихо подруливавшим к зданию театра на персональном авто. Увидев «обновку», поэтесса только вздохнула: «Лёшенька, а что, пиджака не было?»



В 1953 -1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. Молодые актеры получали во МХАТе восемьсот сорок дореформенных рублей - и это было очень хорошо. Но уже появилось кино; о нем мечтали решительно все. В 1954 году И. Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме «Большая семья». Встреча с И. Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера, он навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова - чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.





После «Большой семьи» популярность Баталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. Видимо его жене Ирине стало не хватать внимания Алексея. Начались ссоры. Во время съемок в в Ленинграде Алексей Владимирович познакомился с красавицей-циркачкой, наездницей Гитаной Леонтенко, которая была моложе его на 12 лет. Сначала он увидел её на арене Ленинградского цирка, а потом Гитана оказалась его соседкой по гостинице «Европейская». В течение девяти лет влюбленные были вынуждены встречаться тайно, так как родственники Гитаны настаивали, что мужем цыганки может стать только цыган. Но в 1963 году они поженились.



Семейная жизнь Алексея Владимировича с Гитаной Аркадьевной оказалась долгой и счастливой, но омраченной болезнью их дочери. Дочь Маша страдает детским церебральным параличом. После ее рождения Гитана Аркадьевна оставила цирк и стала домохозяйкой, ухаживающей за дочерью - уже более 30-ти лет Маша не встает с инвалидной коляски. Никакое лечение не смогло поднять ее на ноги. Тем не менее, она оказалась очень одаренным и к тому же мужественным человеком. Окончила сценарный факультет ВГИКа, занимается литературным трудом. «Вообще, если что и держит меня на Земле, то это дочь, потому что мне надо всеми силами ей помогать. Бог знает, из каких ситуаций я выходил живым. Всем на свете болел, попадал в аварии, разбивался на съемках. Такие случаи врачи обычно называют чудом. А я просто знаю, что у меня есть настоящее дело»- говорит А. Баталов.



Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа. В 1956 году М. Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноименной повести А.М. Горького. «Летят журавли» режиссера М. Калатозова (1957) – фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа. В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева. Тем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже.









Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому. Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм «Три толстяка» (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей.





Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, реж. А. А. Алов и В. Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, реж. В. Я. Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, реж. С. И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ.





Особняком стоит мелодрама «Москва слезам не верит» (1980, режиссер Владимир Меньшов,1981) - фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве - премию Оскар. Роль слесаря Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах.





Особое место занимает в творчестве А.В. Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр - это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А.Баталова: «Казаки» Л.Н.Толстого, «Белые ночи" Ф.М.Достоевского, «Поединок» А.В.Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира.





С 1975 года творческая биография А.В.Баталова обрела новую грань - он стал преподавателем ВГИКа. Алексей Владимирович рассказывает: «Я вообще-то педагогом стал случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, я согласился его довести. С тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами. С "республиканскими" курсами, как их тогда называли. …я с радостью готов научить своих студентов всему, что сам умею». В 1999 г. Алексей Владимирович Баталов, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии им.С.А.Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской.


Аверин А. В. «Алексей Владимирович Баталов с учениками».

С 2007 года — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Многие годы являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина». Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». Актёр избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом Правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского Совета Марфо-Мариинского благотворительного общества.





Баталов не снимается в кино. В это трудно поверить, но последний раз на съемочную площадку народный артист СССР выходил в 1983 году, когда согласился сняться в фильме Дмитрия Светозарова «Скорость». По словам знакомых актера, согласие на роль он дал исключительно из-за своего увлечения автомобилями. Алексей Владимирович пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Он является также автором книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми. Ведёт телевизионный цикл «Прогулки по Москве». Он владеет многими необходимые житейскими навыками: еще со времен службы в армии он – профессиональный шофер, автомеханик. Живет и работает в Москве.



Главной целью своей жизни Баталов, «человек неандерсталинской эпохи», как он сам себя называет, считает помощь людям: «Я стараюсь помочь другим, и это — уж поверьте — единственное, чем стоит заниматься. Надо помогать не абстрактной молодежи, не старикам вообще, а конкретному нищему, конкретному больному, старухе, которая ходит в целлофановых пакетах вместо калош. С годами начинаешь понимать, что дело не в лаврах и заработках, а в том, чтобы тебе хотелось помочь человеку — любому человеку, необязательно кому-то из твоих родных и близких. Я хорошо прожил свою жизнь. Да, небогато, без больших карьерных всплесков, но я никогда никого не оскорбил, ничем не поступился. Есть люди, которые вспомнят меня добром. А это не так уж мало, правда?»



Википедия, rusactors.ru

Рубрики:  знаменитости/певцы, танцоры, актеры
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку