Парковое безумство прошлого |
Парковые фоли (от французского folies — безумства) охватили сады Европы в XVIII веке, после того как из Англии пришла мода на пейзажный стиль, органичной частью которого были разнообразные павильоны. Каждый землевладелец пытался перещеголять соседа, возводя в своих угодьях бесконечные беседки, павильоны, китайские домики, призванные украшать пейзаж, дарить прогуливающимся отдых, удивлять и развлекать.
Ландшафтным дизайнерам было с кого брать пример: все слышали о парке чудовищ Бомарцо, разбитом в XVI веке герцогом Пьером Франческо (Вичино) Орсини.
Среди прочих затей там даже была пещера в виде раскрытой пасти Орка — повелителя царства мертвых. На губах у него выбита чуть измененная цитата из Данте: «Оставь раздумья всяк сюда входящий». Внутри накрывали пышные обеды, после которых особо отличившихся гостей в спящем состоянии относили в падающий дом (можно себе представить, каким было их пробуждение).
Павильоны в виде классических храмов появились в садах еще в XVII столетии. Тогдашние архитекторы буквально переносили в реальность постройки с полотен художников-классицистов Пуссена и Лоррена. Но настоящее открытие античности произошло в следующем столетии, когда Grand tour (Большое путешествие) стало обязательной частью воспитания молодого джентльмена. Англичане подолгу жили в Риме, осматривали руины Греции, а вернувшись домой, воспроизводили в загородных поместьях памятники античности. Например, сэр Фрэнсис Дэшвуд завел в Уэст-Уикомбе дюжину декоративных храмов: Венеры, Ветров, Аполлона, Дафны и еще один храм Китти-лодж, посвященный хорошенькой крестьянской девушке. Храмы Любви, в которых встречались влюбленные, и Дружбы, где устраивались дружеские попойки, — стали общим местом паркового строительства.
Прохладные гроты (от итальянского grotta — «пещера») в садах советовал устраивать еще архитектор Леон Баттиста Альберти (1404–1472). В эпоху маньеризма гроты нередко использовали как купальни или места уединения, где можно было полюбоваться на коллекции минералов (нередко поддельных).
Интерьер грота мог имитировать логово дракона или подводную пещеру, стены которой декорировались раковинами и кораллами. Интерьеры украшались скульптурами мифических существ, живущих, по преданию, в воде, и нередко оборудовались гидравлическими автоматами, заставлявшими эти статуи двигаться. Открытые гроты Италии в странах Европы с более холодным климатом превратились в садовые павильоны. Такой барочный снаружи и похожий на подводную пещеру изнутри грот можно увидеть в московской усадьбе Кусково.
Начиная с XVII века «приют отшельника», известный нам под французским названием «эрмитаж», предназначенный для отдыха, чтения, размышлений, интимных ужинов и бесед в узком кругу, стал обязательным атрибутом каждого парка. Чуть позже в эрмитажах начали размещать коллекции редкостей. Кстати, музей Эрмитаж тоже начинался как павильон на берегу Невы, в котором Екатерина II отдыхала от управления государством и устраивала спектакли. Эрмитаж в естественной среде можно посмотреть в Кускове. Он был построен под руководством архитектора Карла Бланка (1728–1793) и снабжен подъемным механизмом, который доставлял блюда с первого этажа прямо на стол гостям, ужинавшим на втором.
Очередное «открытие» Китая европейцами обернулось в XVIII столетии настоящей модой на китайское, а на основе стиля рококо расцвел шинуазри, на русский переводимый презрительным «китайщина». На маскарады все поголовно ходили в мандаринских одеждах, декорировали салоны панорамными обоями, коллекционировали фарфор и разбивали живописные «китайские сады». В 1789-м королевский парк Кью под Лондоном украсила копия фарфоровой пагоды в Нанкине, а не привыкшая мелочиться Екатерина II возвела в Царском селе целую китайскую деревню. Для украшения китайской пагоды Екатерины II было изготовлено 72 дракона, 16 пальм из белого железа и 32 медных колокольчика.
Параллельно с шинуазри во второй половине XVIII столетия процветал стиль туркери (то есть турецкий). Фальшивые турки и турчанки раскланивались на маскарадах, мужчины любили проводить время в отделанных в ориентальном стиле курительных комнатах, а в садах, на берегах озер и ручьев вырастали беседки и павильоны с характерным орнаментом. При Екатерине II Царскосельский парк был украшен многочисленными колоннами, «Турецким каскадом» и «Турецким павильоном».
По материалам Марии Кравцовой.
Журнал: ELLE ДЕКОР.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |