-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32884
        Написано: 47784


        НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 18 - ЛИТВА. СТАТЬЯ О НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ)

        Пятница, 23 Мая 2014 г. 13:27 + в цитатник
        Чтобы поставить точку на теме «Литовский национальный костюм» публикую статью кандидата исторических наук, этнографа Марии Мастоните «Литовская народная одежда в XIX - начале XX века», опубликованную в Вильнюсе в 1967 году Институтом истории АН Литовской ССР и вошедшую в разные издания, посвященные народной одежде.
        Статью иллюстрирую серией рисунков литовских народных костюмов. Рисунки собраны на разных сайтах, но, судя по стилю и манере, принадлежат одному автору, имя которого, увы, неизвестно.



        Литовский народный сценический костюм

        Литовская традиционная одежда, которая формировалась и развивалась на протяжении столетий, бытовала до XIX в. С развитием капитализма, особенно в пореформенный период, из города в деревню начали проникать новые виды одежды, постепенно вытесняя традиционную. Прежде всего, изменения коснулись материала, из которого изготовлялись некоторые преимущественно нарядные элементы одежды - лифы, передники, головные уборы. Покрой их оставался традиционным. Основные же части одежды - рубахи, юбки, штаны, кафтаны, долго шились из домотканой материи. Некоторые предметы традиционной одежды сохранились до наших дней.




        Женский костюм

        Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора, обуви и украшений.

        Одной из основных частей традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха (marškiniai), иногда цельная, но чаще сшитая из двух частей — верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней — более грубое, домотканое. По покрою различалось четыре основных типа женских рубах:
        1) туникообразные,
        2) туникообразные с наплечниками,
        3) с поликами, пришитыми по основе,
        4) более поздние, на кокетке.
        За исключением рубах с поликами, характерных для клайпедского комплекса одежды, все остальные были распространены по всей территории Литвы. Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. Во второй половине XIX века в восточной и юго-восточной и в отдельных местностях центральной и западной частей Литвы распространилась вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве. Большой популярностью вышивка крестом пользовалась на юго-востоке Литвы, в соседних с Белоруссией районах, видимо оттуда она и была заимствована. Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. В рубахах особенно украшались длинные рукава и воротник, так как они видны из-под лифа, меньше - грудь, полики и наплечные нашивки. Самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.



        Литовский народный костюм Сувалкии (занавичка) (1)
        Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
        Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (3)

        Обычно поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки - одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными: поперечно- или продольно-полосатые, в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими и растительными орнаментами. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.

        Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник (prijuosté), тканый из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению. При тканье передника использовались почти все формы техники - браная, закладная и др. Клетчатые, полосатые, белые и темные с многоцветным тканым или вышитым орнаментом передники дополняли и украшали женский костюм.

        Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка-лиф (liemenė). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки - из шелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. В различных этнографических областях Литвы безрукавки отличаются некоторыми деталями покроя. К концу XIX в. безрукавки были заменены белыми холщовыми лифами, поверх которых надевались кофты.



        Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (1)
        Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
        Литовский народный костюм Жямайтии (3)

        Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом (juosta). Судя по археологическим данным, пояса в Литве были известны уже в VIII в. В быту пояса использовались очень широко, например, при изготовлении девичьих головных уборов, при пеленании детей и т. д. С давних времен пояса дарили на свадьбах и в иных случаях. По способу изготовления литовские пояса бывают нескольких видов: тканые на дощечках, плетеные, тканые на ниту и на станках браной и закладной техникой. Соответственно технике различаются и узоры поясов. В плетеных поясах встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках - продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой — растительные мотивы и звездочки. В наиболее распространенных и красивых браных поясах преобладает геометрический орнамент. В поясах, как и в других частях одежды, доминируют красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Фон образует белая, льняная основа, узор - шерстяные, реже шелковые цветные нити утка. Литовские пояса изготовлялись различной ширины - от узкой тесьмы в 1-2 см до поясов в 10 и более см. Пояса почти всегда заканчиваются разноцветными кистями.

        Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги (serméga) и овчинные шубы (kailiniai). Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам, а жемайтские - иногда отрезные по талии, с нижней частью в мелких сборках. Отложной воротник, манжеты и карманы украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками. Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.



        Литовские народные костюмы Жямайтии (1-2)

        Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara), бытующее в некоторых местах, особенно в Дзукии, и в настоящее время. Его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным и клетчатым.



        Литовский народный костюм Сувалкии (капсы) (1)
        Литовский народный костюм Дзукии (2)
        Литовский народный костюм Жямайтии (3)

        Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.
        Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Иногда девичьи венки бывали и в виде мягкой перевязи.
        Наряду с венками девушки в XIX в. часто носили и разные платки. Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор - намитка (nuometas), широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки и чепцы, а с начала XX в. платки из ситца, шелка, шерсти и домотканые холщовые вытеснили все головные уборы и по сей день бытуют в литовской деревне. Носили платки по-разному, чаще всего, завязывая под подбородком.
        Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками (pirštinés), нарукавниками (riešinés) и чулками (kojinés).



        Литовские народные костюмы Аукштайтии (1-3)

        Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы (karoliai). Хотя археологический материал Литвы богат фибулами, браслетами, кольцами, гривнами, височными кольцами и другими украшениями, до XIX в. они уже не дошли.

        Региональные особенности

        В народной женской одежде были некоторые локальные особенности. По покрою отдельных предметов одежды, колориту и технике изготовления тканей в литовском традиционном женском костюме выделяются шесть основных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, в Занеманье - капский и занавикский. В каждый из них входят все вышеперечисленные элементы одежды и резких различий между ними не существует.

        Для западнолитовского - жемайтского (Žemaitija) - комплекса народной одежды характерна довольно темная цветовая гамма и сочетание контрастных цветов: красной и синей, красной и черной, черной и зеленой красок в юбках, безрукавках и других частях одежды. Для жемайтского комплекса характерны продольно- и поперечнополосатые юбки, а также красные нижние юбки. Нижние юбки украшались черной тесьмой.
        Жемайтские передники также продольно-полосатые, однако колорит их светлее: на белом или сером фоне располагаются красные, синие или разноцветные полоски. Лифы короткие, по линии талии пришивалась полоса шириной 10-15 см, заложенная в мелкие складки. Спереди лиф застегивался на крючки или пуговицы. Вырез у шеи небольшой, круглый. Для жемайтского комплекса одежды характерно ношение разнообразных платков на голове, плечах и на шее. Особенно красивы жемайтские шерстяные многоцветные платки, а также тканые из льняных или хлопчатобумажных ниток в красную и белую клетку. Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpés), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г.



        Литовские народные костюмы Жямайтии (1-3)

        Аукштайтский (Aukštaitija) - восточнолитовский - комплекс заметно отличается от жемайтского цветовой гаммой. В нем преобладали светлые тона, особенно белый цвет. Кроме рубах, белыми были передники, а иногда и холщовые юбки, которые украшались красными или синими браными узорами. Характерны также и клетчатые юбки светлых тонов. Аукштайтские безрукавки многоцветные или черные, короткие, с глубоким вырезом у шеи, со шнуровкой из металлической цепочки или ленточки. Характерный девичий головной убор - парчовые ленты. В аукштайтском комплексе народной одежды дольше всех, до начала XX в., сохранилась намитка, как праздничный головной убор замужних женщин. В Аукштайтии преобладают плетеные пояса. Только для местного комплекса одежды характерны металлические бусы.



        Литовские народные костюмы Аукштайтии (1-3)

        Юго-восточный - дзукский (Dzūkija) - комплекс народной одежды отличается многоцветностью: клетчатыми юбками, а также передниками и лифами, в которых переплетаются различные цвета. Лифы короткие, с четырехугольным или круглым вырезом у шеи, украшались они узкой тканой тесьмой. Из поясов изготовлялись также и девичьи головные уборы - невысокие (3-4 см) венцы (pakalké). Пояса в Дзукии использовались очень широко и изготовлялись разной техникой. В Дзукии была известна своеобразная вязаная из льняных ниток обувь (čempés), которую носили дома и на полевых работах.



        Литовские народные костюмы Дзкуии (1-3)

        Особенно богата и многоцветна занеманская традиционная одежда, в которой выделяются два определенных комплекса - южный капский (Kapsai) и северный занавикский (Zanavykai), распространение которых и названия совпадают с границами соответствующих диалектов Занеманья и исторической областью под названием Сувалкия (Suvalkija). Занеманские комплексы прежде всего отличаются многоцветными передниками с вытканными закладной и браной техникой узорами из стилизованных лилий, расположенных полосами или разбросанных по всему переднику; рубахи богато украшены белой ажурной гладью; юбки темных тонов - зеленые, бордо, фиолетовые в широкую продольную полосу; лифы от талии расклешены, в капском комплексе они длинные, в занавикском - короткие.



        Литовские народные костюмы Сувалкии (капсы)

        Клайпедский комплекс (Lithuania Minor, Klaipėda region), который принадлежит территории, называемой Малой Литвой, отличается особенно темными тонами: преобладали черный, коричневый, синий и зеленый цвета. Несомненное влияние на одежду клайпедцев оказала местная лютеранская секта гернгутеров, запрещавшая светские развлечения, яркую одежду и пр. Клайпедский комплекс отличался и покроем рубах. Кроме туникообразной рубахи с наплечниками, известен также тип с прямыми поликами, пришитыми по основе; юбки продольнонолосатые или клетчатые, мелко плиссированные. Только для клайпедского, костюма характерны и привязные карманы — «делмонас» (delmonas), которые носили на правом боку под передником. В них хранились деньги, носовой платок и разные мелочи. Клайпедские пояски узенькие, многоузорчатые, часто встречается сочетание синего и зеленого цветов.



        Народные костюмы Малой Литвы (Клайпедский район) (1-3)

        Охарактеризованные локальные комплексы традиционной литовской женской одежды соответствуют тем этнографическим областям, которые выделяются и по другим элементам материальной культуры литовцев: жилищу, земледельческим орудиям, а также языковым диалектам.
        На формирование некоторых элементов в локальных комплексах традиционной литовской женской одежды повлияли культурные и экономические связи литовцев с соседними народами.
        Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.

        Мужской костюм

        Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.
        Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан — холщовый (trinyčiai) или суконный, и сермяга.



        Литовский народный костюм Сувалкии (1)
        Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
        Литовский народный костюм Аукштайтии (3)

        Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете. Старинные рубахи были туникообразного покроя с наплечниками, а более поздние — на кокетке. Вышивкой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани украшались воротник, манжеты и грудь. Для вышивки подбирались растительные или геометрические орнаменты. Они выполнялись черной и красной бумажной ниткой, крестом по канве. Такая орнаментация, как и в женских рубахах, более широко распространена в соседних с Белоруссией районах Литвы. На западе Литвы рубахи заправлялись в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами. В восточной части Литвы рубахи круглый год носили навыпуск, подпоясав тканым поясом, в чем также прослеживается несомненное влияние восточных соседей - славян.

        Штаны (kelnés) шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы — из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.



        Литовский народный костюм Жямайтии (1)
        Литовский народный костюм Жямайтии (2)
        Литовский народный костюм Дзкуии (3)

        Поверх рубахи надевались кафтаны . Шились они до колен, в талию, с отрезной спинкой. Карманы, грудь, воротник, манжеты и швы серых суконных кафтанов украшались тесьмой или обшивались черным шнурком. Основным материалом для изготовления мужской зимней одежды была овчина. Шубы и полушубки шились чаще всего прямого покроя и подпоясывались поясами.

        Зимой носили различные меховые шапки, летом - соломенные шляпы и покупные круглые картузы с козырьками.



        Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (1)
        Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (2)

        Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти (vyžos) и кожаные постолы (naginés), в западных районах Литвы, кроме постолов, - деревянные башмаки - клумпы (klumpes). Кожаную обувь зажиточные крестьяне в XIX в. носили по праздникам: мужчины - сапоги с высокими голенищами, женщины - полуботинки на каблуке. Валяная обувь с галошами более широко распространилась только в начале XX века.

        В начале XX века литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской. Однако ткани, особенно для рабочей одежды и белья, изготовлялись дома.

        Источник

        И напоследок еще одна информация. Тоже не вчера, а 20 лет назад, вышла книга «Литовские народные костюмы», автор которой Раса Андрашюнайте (Rasa Andrašiūnaitė).



        В предисловии она написала: «...сегодня мы готовы и способны доказать всему миру, что литовские национальные костюмы, как сказки, песни и танцы, имеет давнюю традицию ...». Увы, книга была напечатана на литовском и английском языках. Есть ли русский вариант – не знаю. Книга также богато иллюстрирована, но нигде не нашел информацию – кто автор рисунков. Да и самих иллюстраций к книге в Сети нашел всего несколько. Вот они:



        Иллюстрации к книге Расы Андрашюнайте «Литовские народные костюмы».

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Народный костюм":
        Часть 1 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 1 - УКРАИНА. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ)
        Часть 2 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 2 - УКРАИНА. МУЖСКОЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ)
        ...
        Часть 17 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 16 - ПОЛЬША. ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ СОФИИ СТРЫЕНЬСКОЙ.)
        Часть 18 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 17 - ЛИТВА. НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ В РИСУНКАХ ВИТАУТАСА ПАЛАЙМЫ)
        Часть 19 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 18 - ЛИТВА. СТАТЬЯ О НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ)
        Часть 20 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 19 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА АБРУЦЦО.)
        Часть 21 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 20 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА АПУЛИЯ.)
        Часть 22 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 21 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ.)
        Часть 23 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 22 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ. Часть II)
        Часть 24 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 23 - РУМЫНИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ЖИТЕЛЕЙ БАЛКАН В АКВАРЕЛЯХ КАРОЛЯ ДЕ САТМАРИ)

        Рубрики:  Гардероб
        Метки:  

        Процитировано 8 раз
        Понравилось: 7 пользователям

        КОТктейль   обратиться по имени Пятница, 23 Мая 2014 г. 13:46 (ссылка)
        Ну, Анатолий, нет слов! Вы просто молодец! Такую работу "на гора"выдали...Мельком прочитал, в одном месте заметил "очепятку" - Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка-лиф (liетепé)..надо liemenė , литовская М пишется, как русская Т лиф - liemenė, а лифчик - liemenukas))) Но это не беда, соль не в этом, столько полезной работы сделали, трудоемкой - я иду остальные части читать, извиняюсь, что только сейчас спохватился. Удачи Вам и всех благ!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 23 Мая 2014 г. 13:53 (ссылка)
        Владимир, спасибо за добрые слова! Всему виной рисунки Палаймы, случайно наткнулся на них, вот и "раскрутил клубок". Увы, не нашел нигде автора рисунков к этому посту. А очепятка по поводу лифа - это из источника, сейчас исправлю. Если что-то еще обнаружите - пишите, чтоб материал был более точным! Удачи взаимно!
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Пятница, 23 Мая 2014 г. 14:07 (ссылка)
        Парашутов,

        Хорошо, Анатолий, я сегодня ночь без сна, так что когда отдохну, просмотрю более внимательно. Кстати, я Вам в ЛС написал.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 23 Мая 2014 г. 15:03 (ссылка)
        Да, Владимир, письма в ЛС прочел и ответил! Высыпайтесь! Хорошего дня!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Пятница, 23 Мая 2014 г. 15:29 (ссылка)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 23 Мая 2014 г. 16:22 (ссылка)
        Владимир, спасибо за популяризацию моих материалов! :)))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Elena_Karlovskaya   обратиться по имени Суббота, 24 Мая 2014 г. 13:31 (ссылка)
        В костюмах куча вышивки на на очень неярком фоне. Основные тона ну очень блеклые, серые, белые или темные. Все сравниваю с корейским костюмом, поскольку живу сейчас в Корее. Здесь такое буйство красок - как на коралловом рифе. Сплошное вырви глаз! Причем вышивки не много. Но основные цвета перекрывают все. Юбка - пурпурная, а курточка ярко-зеленая, да еще и прибамбасов навешают. И чем старше человек, тем ярче должна быть одежда. А белый вообще одевают на похороны - цвет траура. Все думаю, почему здесь все такое жутко-тропическо-попугайское.
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Суббота, 24 Мая 2014 г. 13:38 (ссылка)
        Парашутов,

        Это Вам, Анатолий - спасибо!) За интересный материал.
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Суббота, 24 Мая 2014 г. 15:34 (ссылка)
        Парашутов,

        Анатолий, прекрасно понимаю, что Ваши посты исключительно об национальной одежде, но хочу добавить небольшую крупицу в Вашу тему и от себя - в литовской нац. одежде неотъемлемая часть обувь - клумпы (klumpes) существует даже танец и песня "Klumpakojis" в переводе что-то "клумпаногий" .
        Картинка
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Суббота, 24 Мая 2014 г. 15:34 (ссылка)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:08 (ссылка)
        Владимир, спасибо за дополнение! Автор в статье, в главе о мужском костюме пишет об обуви, указывая и деревянные башмаки, только без их литовского названия. Теперь, благодаря Вам я расшифровал, что за башмаки имелись ввиду.
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:12 (ссылка)
        Парашутов,
        Ну вот, значит кстати. Я читал, что упоминались вижос (вижи-лапти) но в Литве больше были приняты клумпы, когда русские солдаты освободили Литву, то по мощеным булыжниками мостовым (в городах) издалека был слышен звук этих деревянных башмаков. )):)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:13 (ссылка)
        Елена, тема народной вышивки, как литовской, так и другой славянской или европейской - это отдельная тема. Литовцы, как и белорусы, поляки, украинцы да и русские использовали всего несколько цветов для вышивок, но рисунки и узоры хороши. Конечно, с восточной пестротой не сравнить, да и техники самих вышивок или аппликаций различны. И потом, я ведь не специалист по вышивкам, народным костюмам. Наоборот, хочу своими материалами как-то для себя и своих читателей систематизировать знания, поскольку под руку попался замечательный иллюстративный материал.
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:13 (ссылка)
        Парашутов,

        Не только мужской - также и женщины носили клумпы, разумеется меньшего размера. У нас на ярмарке еще и сейчас продают, как сувениры.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:16 (ссылка)
        Владимир, я отношусь к своим материалам, как к обзорным. Конечно, если задаться целью, то можно еще копаться, отдельно рассматривая и разнообразие вышивок и узоров, подробно рассмотреть головные уборы, перечислить все виды обуви, дополнить всё это фотографиями и т.д. Пока такой цели не ставил перед собой! Поэтому каждое дополнение ценно!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:18 (ссылка)
        Да, я в курсе, что и женщины носили клумпы, и на Вашем фото, видно, что пляшут в них и мужчины, и женщины, но автор почему-то написала об обуви вообще и именно после рассмотрения мужского костюма...
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:19 (ссылка)
        Парашутов,

        Я читал насчет вышивки комментарий Елены. В Литве было не до празднества - литовцы простые люди, излишней цыганской пестроты избегали, на станках ткались традиционные литовские орнаменты, серость - ото льна, но, признаться все наряды исполнены со вкусом.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:34 (ссылка)
        Владимир, полностью согласен, такова же история и у славян. Все просто, не ярко, но изысканно и красиво!
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:36 (ссылка)
        Парашутов,
        Ну...многим женщинам нравится всё красное)))) Но это простые крестьянки, им не до праздников было - пахали от зари, до зари.
        Ответить С цитатой В цитатник
        вальс7   обратиться по имени Пятница, 17 Июля 2015 г. 19:38 (ссылка)
        Спасибо Анатолий,много информации и рисунки очень хороши!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2018 г. 17:52 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Читаем внимательно. В тесте написано: "Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpés), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г."

        Деревянная обувь в Литве была характерна только для районов соприкасавшихся с Пруссией - см. "Времена года" Донелайтеса, где он сетует, что литовцы, жившие на территории Пруссии, меняют свои родные лапти на неудобные немецкие клумпы.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2018 г. 19:38 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        Уважаемый Аноним, а чем моя цитата противоречит тому, о чем написали Вы??
        О Пруссии и ее влияние на обувную моду в Литве и я написал..
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2018 г. 23:22 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        это относится к следующей фразе: "в литовской нац. одежде неотъемлемая часть обувь - клумпы (klumpes) существует даже танец и песня "Klumpakojis" в переводе что-то "клумпаногий"

        "НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть" - это спорно. Донелайтис гордится лаптями «Мы, обутые в лапти литовцы, простонародье...»

        "Нам-то, литовцам, пожалуй, носить негоже и клумпы,-
        Так по-немецки у нас деревянная обувь зовется,-
        Деды и прадеды наши не слишком ее уважали."
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2018 г. 02:47 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        Не вижу предмета для дискуссии. Фраза про неотъемлемую часть спорная для кого?? Для Вас лично?? Но не я ее придумал.. Как видите, я указал источник, на основе которого и собрал этот материал. Донелайтис гордится лаптями, и пишет, что негоже носить клумпы. Значит, их всё таки носят, согласно традициям, прусским корням и другим причинам. Если Вы, уважаемый Аноним, напишете свой материал о литовском народном костюме, я его с радостью прочту. А цепляться к словам - это несерьезно.. Удачи Вам!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2018 г. 11:04 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        не цепляться, а уточнять. Обижаться не надо.
        Вы же пишите не только для себя.
        Как говориться "дьявол в мелочах"
        Клумпы в Литве были распространены ТОЛЬКО в прилегающих к Пруссии районах - это не общелитовская обувь и к тому же позднее заимствование.
        Я это уточнила не для того чтобы Вас "уесть".
        К концу 19 века народная одежда в Прибалтике почти исчезла (это общая европейская тенденция в районах где было сильное влияние города). И литовскими деятелями культуры была предпринята попытка её возрождения, как акт самоидентификации (похожая ситуация была, к примеру, в Норвегии, где нынешнему "народному костюму" мы обязаны художникам). Уже тогда возникла тема отделения от русского, как от имперского. Поэтому стали преобладать "ливонско-немецко-ганзейские" мотивы (что не совсем верно). С таким же успехом можно утверждать что фрак это русская национальная одежда. В принципе, многие полагают, что картуз - это русский национальный головной убор. Но знатокам народного костюма полезно знать когда он появился и как пришёл в мужской костюм в России.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2018 г. 11:35 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        Спасибо за уточнения и дополнения!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Yasynia   обратиться по имени Спасибо ещё раз! Вторник, 24 Апреля 2018 г. 03:04 (ссылка)
        В очередной раз замечательно!
        А почему под картинками ЖЯмайтская? Может через "а"?
        Это и есть предки современных литовцев, в средневековье их так и называли: "самогиты", "жамойты" или "жмудь". Современники утверждали, что язык средневековой Литвы был славянский (что Ваша коллекция костюмов и подтвердила))), а столицей был белорусский Новогрудок.
        С литовцами такая же путаница как с татарами. Современные татары в средневековый период назывались булгарами, и к "игу" никакого отношения точно не имели...))) Если их внешний облик реконструировали (посмотрите на родственницу Мамая Елену Глинскую - маму Ивана Грозного))), то выделить территории проживания средневековых татар в Европе очень хочется... Может получится по костюмам)))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 24 Апреля 2018 г. 11:40 (ссылка)

        Ответ на комментарий Yasynia

        Yasynia, слово Жямайтия взято из источников, в которых описывались костюмы. Литовские источники и энциклопедии кроме Жямайтии употребляют еще название Жемайтия, но не Жамайтия.

        http://www.lithuania.travel/ru/obekty/zhjamajtija/18188

        https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/921657
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку