ЖЗЛ (ФРАНСУА ЛЕМУАН. ТАЛАНТ И БЕЗУМИЕ ЭПОХИ РОКОКО.)
|
|
Среда, 06 Июня 2012 г. 02:20
+ в цитатник
"Наводку" на этого художника мне дал "Художественный календарь" моего ПЧ Jostr (Иосиф, спасибо!). Начну с того, что в разных источниках, как русских, так и иностранных фамилия этого мастера рококо встречается в разных транскрипциях - от Лемуана до Ле Мойна. Проконсультировавшись у своего знакомого историка искусств (Владимир, приветствую!), я выяснил, что в каталогах и Эрмитажа, и ГМИИ им. Пушкина фамилия живописца пишется Лемуан. Так что, доверимся музеям - патриархам!
Франсуа Лемуан (или Ле Муан)
François Lemoyne (or Le Moyne)
1688, Париж – 4 июня 1737
Неизвестный художник Portrait of François Lemoyne.
Французский живописец эпохи рококо, мастер мифологического и исторического жанра.
Франсуа - сын кучера при французском королевском дворе. Вскоре после смерти отца его мать вновь вышла замуж - за Роберта ле Врака, ставшего первым учителем рисования для мальчика.
В 1701 году, когда Лемуану исполнилось всего 13 лет, он поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где учился у Луи Галлоша (Louis Galloche, 24 августа 1670 - 21 июля 1761). В некоторых источниках пишут, что в 1707 году Лемуан перешел в класс Робера Турньера (Robert Tournieres, 1667 - 1752). В Академии Франсуа проучился до 1713 года.
В 1711 году ему за картину «Вооз и Руфь» (Booz et Ruth) была присуждена Римская премия, которая давала право на пребывании в Италии за счет средств Академии, однако из-за нехватки этих самых средств она так и не была выплачена.
В Рим Лемуан попал только в 1723 году, став в 1718 году членом Академии, получив это звание за картину "Геркулес и Какус", которая находится нынче в Лувре.
В 1722 году Лемуан познакомился с художником Франсуа Берже (François Berger), оказавшим сильное влияние на его творчество. В 1723 году они вместе совершили путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на Лемуана произвели полотна Корреджо.
François Le Moyne The Rape of Europa. 1721 г.
François Lemoyne Hunting Picnic. 1723 г.
François Lemoyne Cleopatra. 1722-24 гг.
Пробыв в Италии около года, художник возвратился в Париж, где открыл свою мастерскую и стал вести жизнь свободного художника. Среди его учеников — Франсуа Буше, Шарль-Жозеф Натуар, Донат Нонотт и Лоран Карс.
В 1727 году Лемуан был удостоен должности адъюнкт-профессора Академии, а в 1733 году был избран профессором.
François Lemoyne Hercules and Omphale. 1724 г.
François Lemoyne Bather. 1724 г.
В 1727 году Директор – управляющий королевскими зданиями герцог д'Антин (полное имя – Луи-Антуан де Пардайлан де Грондин) объявил в Академии конкурс исторических полотен, направленный на популяризацию этого жанра и возможное использование конкурсных работ для украшения интерьеров королевских дворцов. На конкурс было представлено двенадцать больших картин, Лемуан поделил первое место со своим творческим соперником Жаном-Франсуа де Труа (Jean-François de Troy, 1679 – 1752).
François Lemoyne Jupiter and Io. 1726-27 гг.
François Lemoyne Genius of Music (Allegory of Music). 1727-29 гг.
François Lemoyne Narcissus in Love with his Image. 1728 г. Hamburger Kunsthalle.
Уже, предположительно, в 1928 году сам король Людовик XV сделал художнику большой и престижный заказ – потолочный плафон для Салона Эркюль в Версальском дворце. Еще этот салон, находящийся на первом этаже Версаля и соединяющий часовни и северное крыло замка с большими королевскими апартаментами, называют Салоном Геркулеса. Во время правления Людовика XV этот Салон служил бальной залой, его наследник Людовик XVI проводил здесь дипломатические приемы.
François Le Moyne Head of King Louis XV for "Louis XV donnant la paix à l'Europe".
François Lemoyne Louis XV donnant la paix à l'Europe (Людовик XV дает мир Европе). 1729 г.
В течение трех лет, начиная с 1733 года, Лемуан работал над этой росписью, названной «Апофеоз Геракла».
Как и его предшественники, работавшие в стиле барокко, Лемуан покрыл большое пространство потолка мифологическими сюжетами и персонажами (историки насчитали более 140 фигур в этой росписи). Но сами фигуры, как и цветовая гамма росписи, были выполнены уже в стиле рококо. Историки считают, что изысканные фигуры художник «позаимствовал» у Жана-Антуана Ватто, а колорит картины похож на рубенсовские работы.
François Lemoyne Head of the Hebe, study for the Apotheosis of Hercules.
François Lemoyne Apothèse d’Hercuele Château de Versailles Salon d'Hercule, plafond.
Тем не менее, современники назвали эту работу «эпической поэмой», а самого художника «новым Лебреном». Кроме потолка в Версале, известны росписи Лемуана в церкви святого Фомы Аквинского при якобинском монастыре в Париже, созданные еще до поездки в Италию, в 1723 году.
«Апофеоз Геракла» был завершен в декабре 1736 года, за эту работу Людовик XV сразу же присвоил Лемуану звание Первого придворного живописца. Но продолжить творческую карьеру художник, увы, не смог.
François Lemoyne Jeune femme en buste avec une guirlande de fleurs dans les cheveux (Бюст девушки с венком из цветов в волосах).
François Lemoyne Pygmalion Seeing His Statue Come to Life. 1729 г.
Историки пишут, что «легкая плавность стиля художника противоречила его беспокойной натуре». Уже во время работы над «геркулесовским плафоном» художник начал страдать тяжёлой формой шизофрении. Физическое переутомление от напряженной работы над заказом и постоянные придворные интриги завистников в Версале, потеря покровителя в лице герцога д’Антина и смерть любимой жены прискорбно повлияли на здоровье художника и довели его до безумия.
В результате, в июне 1737 года, через несколько часов (!) после окончания работы над очередной картиной «Время, охраняющее Правду от Лжи и Зависти» (Time Saving Truth from Falsehood and Envy, 1737, коллекция Уоллеса, Лондон), во время параноидального приступа, Лемуан покончил жизнь самоубийством, заколов себя девятью ударами кинжала.
François Lemoyne Time Saving Truth from Falsehood and Envy 1737 г.
Историки называют художника одним из ведущих мастеров декоративного оформления 18 века и последним крупным представителем исторической живописи эпохи Людовика XIV. А также отмечают, что «после смерти живописца мода на большие аллегорические потолки исчезла».
François Lemoyne The Annunciation. 1727 г.
François Lemoyne La Toilette de Venus.
Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты музея Гетти и галереи Smallbay.
Метки:
ЖЗЛ
франсуа лемуан
франция
рококо
Процитировано 5 раз
Понравилось: 7 пользователям
-
7
Запись понравилась
-
5
Процитировали
-
0
Сохранили
-