История этого материала почти традиционна для моего дневника. Моя читательница gold-a поместила у себя в дневнике картину этого художника с просьбой помочь «найти другие работы этого автора и что - либо о нем». Действительно, во многих (особенно иностранных почему-то!) интернетных галереях помещена единственная картина этого художника, подписанная M.G. Slepyan «Night Restaurant».
Моисей Слепян Ночной ресторан.
Встав «в охотничью стойку», я отправился на поиски. Честно признаюсь, «улов» не ахти какой! Но все же удалось кое-как выстроить очень приблизительную хронологию жизни (которая в большинстве своем основывается на сопоставлениях и предположениях) и разыскать еще несколько работ Слепяна.
Кстати, насчет работ, хочу сразу же выразить благодарность Людмиле Зориной, живущей в США, которая откликнулась на пост в дневнике gold-a и мой комментарий к нему, и прислала мне скан картины художника, которую ее дед приобрел на выставке в Петрограде в 1916 году.
Кстати, хочу сразу уточнить насчет фамилии художника. В «Реестре художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза» фамилия художника указана, как Слепянь. При всем уважении к данному сайту, думаю, это просто ошибка (возможно, опечатка), и авторы приписали автоматически букву «ѣ» (ер), которая была упразднена в результате реформы орфографии циркулярами Временного правительства летом 1917 года, а потом вторично декретом советской власти от 23 декабря 1917 года.
К тому же, в «Словаре еврейских фамилий Российской империи», составленном Александром Бейдером, указана именно фамилия Слепян, которая произошла, по мнению автора, или от слова слепой, или от названия деревни Слепня или Слепни. То есть, «возможно, что предок носителя этой фамилии был слепым, или что он был родом из одной из этих деревень». Да и на всех сайтах, где упоминается имя художника или его однофамильцев, указана именно фамилия Слепян (Slepyan).
Итак, с фамилией разобрались, теперь читайте, что удалось откопать о жизни художника, жизнь которого была связана с Одессой, Москвой, Питером и Минском.
Моисей (Меер) Григорьевич (Герцович) Слепян
1872, Одесса - 1941
Русский художник еврейского происхождения.
Родился Моисей Слепян в Одессе. Эта версия возникла, поскольку в одном из источников, где упоминается старший брат художника Дмитрий (Мордхе-Вольф или Мордух) Слепян, указывается, что он (Дмитрий) был родом из Одессы. Странно, что в одном из каталогов, где представлена работа Слепяна, написано, что художник родился в Минске. Думаю, эта неверная информация возникла из-за того, что художник в 1920-х годах жил в Белоруси.
Но давайте обо всем по порядку!
В упоминаниях о самом художнике есть информация, что Моисей закончил с Большой бронзовой медалью Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (ныне Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова). Соответственно, можно предположить, что Моисей Слепян учился в Одесской рисовальной школе.
Эта школа занимала особое место в культурной жизни города: во-первых, она была одним из старейших средних художественных заведений в истории развития художественного образования Российской империи и Украины, первой основанной школой в Украине, а во-вторых, она патронировалась Санкт-Петербургской Академией художеств, которая помогала ей методическими пособиями, денежными субсидиями и литературой. Здесь частыми гостями были И.К. Айвазовский, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.В. Верещагин и другие знаменитые художники.
Лучшие работы учеников школы отсылались в Петербургскую Академию художеств, а лучшие ученики награждались медалями.
Не в тему, но в 1910 году было сооружено новое здание школы, в котором ныне и находится училище, а вот первое здание школы, построенное в 1885 году, стоит сейчас в руинах. А ведь оно, как самое первое здание школы, представляет ценность для историков, краеведов и художников. Здесь бывали, учились, работали известнейшие деятели культуры, кроме названных выше, – К. К. Костанди, Л. Пастернак, И. Бродский, Н. Альтман, Д. Бурлюк и многие другие. Видимо, история этого учебного заведения, как и имя того же Слепяна, мало кого интересует.
Я прошерстил кучу страниц интернета в поисках однокурсников Слепяна по Одесской школе. Увы, пусто! Но обнаружил немало интересных имен, которые учились там либо раньше, либо позже, все они «повторили» начало творческого пути Моисея Слепяна. Каждый из этих художников имеет право не быть забытым, каждому можно посвятить отдельный материал (хоть и информации о них в том же интернете – мизер!). Все названные ниже имена получили награды от Одесской рисовальной школы, а затем продолжили учебу в Санкт-Петербургской Академии художеств.
Это и одессит
Николай Андреевич Околович (1867 – 1928), который учился в Академии с 1897 по 1901 год, с 1912 года состоял хранителем Русского Музея, а в начале 1920-х годов эмигрировал.
И представитель так называемой «Французской школы»
Иван Песке (1870 – 1949), который в 1885-1888 годах посещал Одесскую рисовальную школу, а после революции уехал во Францию, и
Иосиф Янкелевич (Яковлевич) Перельман (1876, Таганрог – 1949), который по окончании курса в Одесской рисовальной школе в 1897 году был принят без конкурсного экзамена в Академию художеств, где учился до 1904 года.
Это
Евгения Марцелиновна Малешевская (Ровити) (1868 – 1958, Пирея, Греция), которая получив малую бронзовую медаль от Одесской рисовальной школы, училась в 1896–1903 годах в Академии художеств у И. Е. Репина, в 1910–1917 годах работала в Петрограде, писала жанровые и исторические картины. После революции выехала в Бессарабию, преподавала в художественной школе, а после II Мировой войны обосновалась в Греции.
Можно назвать еще основоположника современной грузинской скульптуры, одного из создателей в 1922 году Тбилисской Академии художеств, народного художника Грузинской ССР (1946), советского скульптора
Якова Ивановича Николадзе (16 (28) мая 1876, Кутаиси — 10 марта 1951, Тбилиси), который учился в 1892—94 годах в Строгановском училище в Москве, затем в 1894-95 и 1897-98 годах в Одесской рисовальной школе (странная последовательность обучения!), а в первое десятилетие ХХ века проведшего в Париже, где более года работал у Огюста Родена.
Или
Ивана Ивановича Андреолетти (настоящая фамилия – Пагирев) (2 (14) июня 1869 – 1925), который в 1894 году с большой бронзовой медалью окончил Одесскую рисовальную школу, поступил в Академию художеств в скульптурный класс профессора Владимира Александровича Беклемишева (1961 – 1919). В 1900 году Андреолетти окончил Академию, два года провел за рубежом, а с 1904 года жил и работал в Санкт-Петербурге и преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
А еще
Соломон Яковлевич Кишинёвский (1864 – 1941-42), в 18 лет поступивший в Одесскую рисовальную школу, где его педагогами были скульптор Иорини и пейзажист Бауэр. Окончив Школу в 1883 году и получив за время учёбы три медали, художник продолжил образование в Мюнхенской академии, свободную Академии в Риме, а в 1888 году – Национальную Академию искусств в Париже. С таким «багажом» Кишиневский возвращается в родной город, активно работает и участвует в выставках, преподает в художественном институте, иллюстрирует газету «Одесские новости» и журнал «Театральное южное обозрение», пишет статьи об искусстве под псевдонимом Бенвенуто. Художник остался в оккупированной фашистами Одессе и погиб в гетто в 1941-42 гг.
Иван Песке
Соломон Кишинёвский Автопортрет.
Яков Иванович Николадзе.
Вообщем-то, так и не узнав, в какой период учился Слепян в Одесской рисовальной школе, можно было продолжить поиски в Санкт-Петербурге, поскольку есть точная информация, что Моисей был учеником Академии Художеств с 1892 по 1895 год, то есть с двадцати до двадцати трех лет. Но! Я нашел информацию, которая привела меня в Москву.
Москва
Существует версия, что в середине 1880-х годов Моисей Слепян учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С одной стороны, непонятно, зачем художнику после окончания этого заведения нужно было продолжать учебу в Академии (для престижа, что ли?), поскольку во всех исторических справках о Московском училище указано, что «выпускники училища фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств». Впрочем, в тех же исторических справках сказано, что только в 1896 году «училище было превращено в высшее учебное заведение».
С другой стороны, объяснимо, почему юноша отправился сразу не в Питер, а в Москву. Общеизвестно из многих биографий художников, что в российской столице действовали ограничения в образовании, приеме на работу и вообще в быту для людей еврейской национальности. Поэтому и была выбрана более либеральная в этом отношении Москва.
Версия учебы в Москве зиждется на информации, полученной из биографии художницы Эсфирь (Эстер) Иосифовны Иосилевич (в замужестве Слепян, псевдоним Ира Ян) (2 или 20 февраля 1868/69, Кишинёв - 24 апреля 1919, Тель-Авив).
Художница Эсфирь Слепян (Ира Ян) в 1908 году.
В биографии этой израильской художницы и литератора упоминается и сам Моисей, и его старший брат Дмитрий. Оказывается Дмитрий (Мордхе-Вольф, или Мордух) Герцович Слепян был женат на Эсфирь Иосилевич, а Моисей учился вместе с ней в МУЖВЗ.
Эсфирь училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Д. Поленова с 1885 года. Моисею в это время исполнилось только 13 лет, и можно было бы решить, что мал еще он был для учебы в МУЖВЗ. Но существует не один пример того, что именно в этом возрасте дети поступали учиться в это заведение. Один из ярких примеров - 13-летний Исаак Левитан, поступивший в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1873 году, спустя два года после старшего брата Авеля-Лейба (Адольфа) Левитана (1859 — 1933), тоже художника, о котором многие, уверен, даже не слышали. Кстати, самой Эсфирь в год поступления в училище исполнилось 16 (от силы 17 лет), поэтому замуж она вышла намного позже.
В 1895 году Эсфирь Иосилевич, после учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем обучения в Париже у Рафаэля Коллена (1850—1916) и работы в Софии, где художница открыла частную художественную школу, вернулась к родителям в Кишинёв. Там она в этом же году вышла замуж за бактериолога и эсера Дмитрия Слепяна, который в то время жил в этом городе. Не думаю, что это случайное совпадение: приехала, встретила и вышла замуж. Скорей всего, Эсфирь и Дмитрий были знакомы до того, и могло это произойти при «посредничестве» Моисея, например, в годы учебы в Москве.
«Отрабатывая» линию старшего брата Моисея, добавлю, что в 1896 году, через год после свадьбы, у Дмитрия и Эсфирь родилась дочь Елена, но вскоре после этого Дмитрия выслали в Архангельск за гектографическое распространение нелегальной литературы. Жена с дочерью остались в Кишиневе, а в 1908 году Эсфирь Слепян эмигрировала в Палестину, где стала известна под псевдонимом Ира Ян.
Санкт-Петербург
Что ж, пути поиска после Москвы все равно привели нас в Санкт-Петербург, где (повторюсь) с 1892 по 1895 год Моисей Слепян учился в Имперской Академии художеств (этот факт есть во всех упоминаниях о художнике).
Впрочем, кроме этой информации – полная тьма незнания. Ни у кого учился художник, ни какие работы написал, ни какие награды, премии получил, был ли пенсионером за рубежом! Да и звание классного художника было присвоено Слепяну спустя шесть лет после окончания Академии – 1 ноября 1901 года - за картину "В Аквариуме".
Полистав справочники Санкт-Петербурга, я выяснил, что "Аквариум" - это увеселительный сад, открытый в 1886 году на Каменноостровском проспекте (ныне это территория киностудии «Ленфильм»). И у меня есть предположение, что картина Слепяна "Ночной ресторан", единственная представленная в интернете картина маслом художника, может быть той самой дипломной работой, которая каким-то образом оказалась в музее Нижнего Тагила. Опять же - это предположение, поскольку нет никакой информации о том, что Слепян совершил пенсионерскую поездку от Академии за границу и мог, предположим, написать эту картину в Париже или Мюнхене.
Вообщем, всё первое десятилетие ХХ века - «белое пятно» в биографии художника, хотя, судя по всему, Слепян жил и работал в Санкт-Петербурге (с 1914 года – Петрограде).
Моисей Слепян Окно.
В известном дореволюционном справочнике «Весь Петербург» («Весь Петроград»), который включал в себя раздел «Художники», с указанием адресов, написано, что Моисей Слепян жил по адресу: Васильевский остров, 11 линия, дом 56-б.
Известно (по атрибуции работ), что в 1905 году Слепян написал несколько сцен из спектакля «Дачники» М.Горького в Драматическом театре Веры Комиссаржевской, и ее портрет.
Моисей Слепян В.Ф.Комиссаржевская в роли Варвары Михайловны (Дачники М. Горького) 1905 г.
Моисей Слепян Дачники М. Горького. Сцена из спектакля. 1905 г.
В каталоге Нижнетагильского музея сказано, что еще в студенческие годы Слепян увлекся театром. Поэтому после окончания Академии Слепян начинает работать в Петербурге, как театральный художник. Могу предположить, что "практиковался" он как раз в театре, руководимом Верой Комиссаржевской.
Известно также, что художник был членом творческого объединения художников Петербурга «Община художников», основанного в 1910 году на базе «Нового союза передвижных выставок» (1908-1910). Объединение организовывало выставки, которые экспонировались в Петербурге, других городах России, а также за границей - в Лондоне, Гааге, Амстердаме, содействовало сбыту картин и популяризация изобразительного искусства. Возвращаясь к письму Людмилы Зориной, напомню, что ее дед купил на выставке в апреле 1916 года картину Слепяна «Этюд детей беженцев».
Моисей Слепян Этюд детей беженцев 1915-16 гг.
Примерно в это же время, Моисей Слепян становится членом Еврейского Общества поощрения художеств, которое было организовано любителями искусства, меценатами и художниками под председательством деятеля кадетской партии, адвоката М. Винавера в Петрограде в ноябре 1915 года. Просуществовало оно, правда, всего четыре года и в конце 1918 влилось в Наркомпрос в качестве Еврейской секции. Общество занималось просветительской и благотворительной деятельностью, целью которой было «развитие пластических искусств среди евреев», проводило вечера и выставки, разрабатывало образовательные и издательские проекты. Наиболее значительной акцией Общества явилась выставка его членов, проходившая в апреле-мае 1916 года.
Моисей Слепян Портрет скульптора Г. 1917 г.
11 января 1916 года при Обществе была создана художественная секция, в работе которой участвовали Исаак Бродский, Натан Альтман, Борис Анисфельд, Марк Шагал и другие. Последнее имя особо значимо для судьбы Слепяна, поскольку в 1920-х годах имя художника уже связано с Белоруссией.
Минск
Это, опять-таки, мои догадки, но скорей всего именно Марк Захарович пригласил Слепяна приехать в Белоруссию «поднимать молодое советское белорусское искусство», тем более в республике (и в Минске, и в Витебске) жило и работало много художников - евреев.
В биографии Шагала указано, что в сентябре 1915 года Шагал приехал в Петроград, где поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году художник вступил в Еврейское общество поощрения художеств, а уже в 1917 году с семьей вернулся в Витебск. После революции, 14 сентября 1918 года, постановлением Отдела изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения под руководством А.Луначарского он был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии (в то время губерния входила в состав Западной коммуны с центром в Смоленске).
Поскольку Шагалу пришлось быть не только художником, но и высоким государственным чиновником, который за два года успел создать Народное художественное училище и Музей современного искусства при нем, Марк Захарович, видимо, подтягивал из Питера коллег и друзей художников. Недавно только я писал, что по приглашению Шагала в Витебск уехал работать Иван Пуни, правда, выдержавший там всего два года. Думаю, и Слепян попал в число таких «приглашантов».
И снова задаюсь вопросами – Когда Слепян переехал в Минск? Был ли он к этому времени женат?
Поскольку документально подтверждено присутствие художника в Белоруссии только 1925 годом.
Моисей Слепян Клебанский млын. 1925 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального музея искусств Беларуси, кандидат искусствоведения Л.Д. Наливайко в статье, посвященной юбилею Первой Всебелорусской выставки, посвященной юбилею революции 1905 года и 400-летию белорусского книгопечатания, писал: «В декабре 1925 года в Минске состоялась Первая Всебелорусская выставка, на которой демонстрировалось более 1000 произведений. Отбором экспонатов занималась комиссия, в состав которой входили представители ЦК КП(б)Б, Института истории при ЦК КП(б)Б, Наркомпроса, Витебского художественного техникума и художники Михаил Филиппович, Моисей Слепян, Абрам Бразер, Николай Михолап и Мария Лебедева».
Естественно, чтобы «заслужить доверие» быль членом этой комиссии, нужно было не один год завоевывать доверие власти, пользоваться успехом в построении карьеры, прославиться в плане творческих побед. Поэтому и думаю, что Моисей Слепян все 20-е годы жил и работал в Белоруссии. К тому же – документированный факт, художник стал членом Всебелорусского объединения (Ассоциации) художников (ВОХ), которое было создано в 1927 году и просуществовало до 1932 года.
Впрочем, повторюсь, это мое предположение, что художник жил в Белоруссии, я, наверное, точно утверждал бы это, если бы не маленькая приписка в информации об истории ВОХ: «Объединение имело филиалы в других городах республики, а также в Москве и Ленинграде». То есть, после 1925 года Слепян мог вернуться в Ленинград и там уже стать членом этой Ассоциации.
Последняя информация, которая есть о художнике в интернете, это то, что в 1930 году Моисей Слепян принимал участие в выставке Общества имени А. И. Куинджи, которая проходила в залах Академии художеств Санкт-Петербурга. В ней принимало участие 74 художника, среди которых были известные имена - И. И. Бродский, Ю. М. Непринцев, А. А. Рылов, С. Н. Архипов, П. П. Белоусов и другие.
Как и где прожил художник последние десять лет своей жизни тоже неизвестно. Год смерти Слепяна – 1941-й. Связано ли это с началом Великой Отечественной войны, неизвестно. Если художник жил в Белоруси, то именно эта республика первой приняла на себя удар фашистских захватчиков. Но даже если Слепян жил в Ленинграде, то блокада города немецкими войсками началась тоже в 1941 году - 8 сентября. А может художник вообще после 1930 года эмигрировал и умер на чужбине? Или Слепян тяжело болел? Как видите, одни вопросы!
Вот и все, что удалось найти, домыслить и предположить о жизни художника Моисея Слепяна.
Что касаемо творчества, то известно лишь, что его картина «Ночной ресторан» находится в коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Помещаю фотографию с фрагментом экспозиции, присланную мне научным сотрудником НТМИИ.
Картина Слепяна в экспозиции Нижнетагильского музея.
В каталоге Нижнетагильского музея под этой работой написано: "Атмосфера пряной праздничной феерии создается на полотне Слепяна смелой живописной манерой и декоративностью красочных сочетаний".
Глядя на полотно, видишь, что работа написана в стиле модерн, так популярном в начале ХХ века. От этого возникает желание увидеть другие работы художника, написанные как в годы учебы, так и в последние годы жизни. Но, увы…
Будем надеяться, что когда-нибудь кого-нибудь из профессиональных искусствоведов или краеведов заинтересует имя и творчество Моисея Герцовича Слепяна.
Источники:
1,
2 ,
3 и др.