Сусанна (ивр. שׁוֹשַׁנָּה, Шошана — «лилия») — персонаж эпизода греческого перевода Ветхого Завета – Септуагинты, еврейка из Вавилона, за которой два старца (старейшины, которые евреями были избраны судьями бет-дина) подглядывали в саду во время её прогулки, а затем угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, пытались добиться от неё совокупления.
Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту спасена благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены, а добродетель восторжествовала.
Aert van Ort (Dutch, 1490-1536) Susanna and the Elders. 1520-1525 гг. Metropolitan Museum of Art1
Pinturicchio (Bernardino di Betto) (Italian, 1454-1513) Susanna and the Elders. 1493-1495 гг. Fresco Appartamento Borgia, Palazzi Vaticani, Rome
Lucas van Leyden (Dutch, 1494-1533) Susanna and the Elders. 1508 г. Rijksmuseum, Amsterdam
Lorenzo Lotto (Italian, 1480-1556) Susanna and the Elders. 1517 г. Contini Bonacossi Collection, Florence
Сусанна была дочерью Хелкия и женой Иоакима.
Однажды она купалась в своем саду, отослав прочь своих служанок. В это время за ней принялись подглядывать два старца, уже некоторое время имевшие подобную привычку: «Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть её».
Когда, вымывшись, женщина собралась идти домой, они остановили её и принялись домогаться, утверждая, что если она не согласится на их домогательства, они обвинят её в прелюбодеянии и скажут, что в саду у неё было свидание с молодым любовником.
Tintoretto (Jacopo Robusti) (Italian, 1518-1594) Susanna and the Elders. 1555 г. Kunsthistoris hes Museum, Vienna
Jacopo Bassano (Italian, 1510-1592) Susanna and the Elders. 1571 г. Musée des Beaux-Arts, Nimes
Paolo Veronese, (Italian, 1528-1588) Susanna and the Elders. 1585-1588 гг. Kunsthistorishes Museum, Vienna
Pompeo Girolamo Batoni (Italian, 1708-1787) Susanna and the Elders. Civici Musei, Pavia
Guido Cagnacci (Italian, 1601-1663) Susanna and the Elders. The Hermitage
Gerrit van Honthorst (Dutch, 1590-1656) Susanna and the Elders. Galleria Borghese, Rome
Сусанна пренебрегает их шантажом:
«Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Женщина начинает кричать, прибегают люди и сбитые с толку старцы осуществляют свою угрозу. Сусанну арестовывают, и ей грозит смерть за прелюбодеяние, причем женщина клянется, что ни в чём не виновата.
В это время в процесс вмешивается юноша по имени Даниил (будущий знаменитый пророк Даниил), которому Бог открыл, что она говорит правду: «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила». Он изолирует обоих свидетелей и допрашивает их по раздельности, подвергая перекрестному допросу. Поскольку ни один из них не знает, что именно сказал другой, они ошибаются в деталях — дают различные показания по поводу дерева, под которым Сусанна якобы встретилась со своим любовником.
Первый старец говорит, что это происходило под мастиковым деревом, второй говорит -
под вечнозеленым дубом. Разница в показаниях обоих старцев становится очевидной для всех присутствующих.
На смерть осуждают их, как лжесвидетелей «по закону Моисея», а добродетельная Сусанна торжествует: «и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная».
Это событие — не только спасение Сусанны, но и первое явление Даниила в качестве пророка-судии перед народом: «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».
Pieter Pauwel Rubens (Flemish, 1577-1640) Susanna and the Elders. 1609-1610 гг. Museo de la Real Academia de San Fernando, Madrid
Pieter Pauwel Rubens (Flemish, 1577-1640) Susanna and the Elders. 1607-1608 гг. Galleria Borghese, Rome
Pieter Pauwel Rubens (Flemish, 1577-1640) Susanna and the Elders. 1611 г. The Hermitage1
Sisto Badalocchio (Italian, 1581-1647) Susanna and the Elders. 1609 г. Ringling Museum of Art, Sarasota
Alessandro Allori (Italian, 1535-1607) Susanna and The Elders. Musée Magnin, Dijon
Antoon van Dyck (Flemish, 1599-1641) Susanna and the Elders. 1621-1622 гг. Alte Pinakothek, Munich
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593-1653) Susanna and the Elders. 1610 г. Schloss Weissenstein, Pommersfeldn
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593-1653) Susanna ei vecchioni. 1622 г.
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593-1653) Susanna ei vecchioni. 1610 г.
Теологи и историки, представители разных конфессий много веков пишут об этой истории, выдвигают разные версии происшедшего. Ранние христианские авторы считали историю Сусанны канонической. Иоанн Златоуст искушение Сусанны старцами сравнивает с искушением дьяволом Евы.
Библейская критика отрицает историчность событий этой истории, «однако если некоторые исследователи видят в ней просто одну из легенд о Данииле, то другие полагают, что она была написана в эпоху реформы законодательства, чтобы продемонстрировать настоятельную необходимость перекрестного допроса свидетелей».
Секст Юлий Африкан, например, в послании Оригену пишет: «вся эта история, несмотря на блестящий слог, которым она написана, является ничем иным, как более поздней вставкой, фантазией на тему приключений Даниила».
Повествование о Сусанне было очень распространено в древнеиудейском и христианском обществе и свободно разнообразилось, дополнялось и сокращалось переписчиками и корректорами. В некоторых работах даже возникает вопрос, не был ли Даниил тем самым неопознанным юношей, в связи с которым заподозрили Сусанну.
Pieter Pietersz Lastman (Dutch, 1583–1633) Susanna and the Elders. 1614 г. Staatliche Museen, Berlin
Giovanni Francesco Barbieri (Guercino) (Italian, 1591-1666) Susanna and the Elders. 1617 г. Museo del Prado, Madrid
Guido Reni (Italian, 1575-1642) Susanna and the Elders. 1620 г. City Art Gallery, Auckland
Rembrandt Harmenszoon van Rijn (Dutch, 1606-1669) Susanna and the Elders. 1647 г. Staatliche Museen, Berlin
Michel van Coxcie (Flemish, 1499-1592) Susanna and The Elders.
Sebastiano Ricci (Italian, 1659-1734) Susanna and the Elders. 1713 г. Devonshire Collection, Chatsworth
Изображение Сусанны можно найти в раннем христианском искусстве римских катакомб.
Но большинство изображений Сусанны в живописи появляется в период позднего Возрождения, начиная с 1500 г., во многом благодаря возможностям, которым предоставляла эта тема для изображения обнаженной женской натуры.
Интересно, но в православии есть указание по поводу того, как надо изображать сюжет «Даниил избавляет Сусанну». Это указание дает ерминия Дионисия: «Пред юным Даниилом стоит Сусанна. Руки ее связаны сзади. Два старика, в широкой одежде и в головном уборе из платка, указывают на нее Даниилу. Вблизи стоит муж ее Иоаким и множество народа. А вдали этих же стариков народ побивает камнями». Может быть поэтому в данной подборке особо нет картин русских живописцев?
Jan Dirksz. Both (Dutch, 1615-1652) Susanna and the Elders. 1642 г.
Salomon Koninck (Dutch, 1609-1656) Susanna and the Elders. 1649 г.
Giovanni Battista Tiepolo (Italian, 1696-1770) Susanna and the two Alten.
Лапченко Григорий Игнатьевич (1801-1876) Сусанна и старцы. 1832 г.
Georges-Pierre Seurat (French, 1859-1891) Suzanne and the Elders.
Gyula Tornai (Hungarian, 1861-1928) Susanna and Olders.
Franciszek Żmurko (Polish, 1859-1910) Susanna and the Elders. 1879 г. Muzeum Narodowe, Kraków
Источник -
Википедия.
Серия сообщений "Любви все возрасты покорны":
Часть 1 - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРИПТИХ "ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ" (ЧАСТЬ 1)
Часть 2 - ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ (ЧАСТЬ 2)
...
Часть 9 - ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ (ЧАСТЬ 9 - ДОРОГИЕ МОИ СТАРИКИ!)
Часть 10 - СЕДИНА В БОРОДУ, БЕС В РЕБРО... (ЧАСТЬ 1)
Часть 11 - СЕДИНА В БОРОДУ, БЕС В РЕБРО... (ЧАСТЬ 2 - СУСАННА И СТАРЦЫ)
Часть 12 - СЕДИНА В БОРОДУ, БЕС В РЕБРО... (ЧАСТЬ 3 - СУСАННА ХХ ВЕКА)
Часть 13 - СЕДИНА В БОРОДУ, БЕС В РЕБРО... (ЧАСТЬ 4 - СУСАННА И СТАРЦЫ ОТ ДИАСКОП)
Часть 14 - СЕДИНА В БОРОДУ, БЕС В РЕБРО... (ЧАСТЬ 5 - СЕДЫЕ ЛОВЕЛАСЫ)
Часть 15 - СЕДИНА В БОРОДУ, БЕС В РЕБРО... (ЧАСТЬ 6 - ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ??! ГАЛЕРЕЯ КРАНАХОВ.)
Часть 16 - СЕДИНА В БОРОДУ, БЕС В РЕБРО... (ЧАСТЬ 7 - СУСАННА И СТАРЦЫ. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ.)