-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 109 - НЕ СМЕЙТЕ ЗАБЫВАТЬ УЧИТЕЛЕЙ!)

        Пятница, 05 Февраля 2010 г. 04:30 + в цитатник
        Исаак Бродский и его ученики

        И вновь возвращаюсь к Бродскому, вернее, теперь к его ученикам, чтобы представить вам две картины. Но, чтобы понять изображенное на картинах событие, нужно несколько слов сказать о последних годах жизни Исаака Израилевича Бродского.



        Александр Лактионов Портрет художника И.Бродского 1939-40 г.г. Русский музей

        Историк Юлия Демиденко рассказывает интересную деталь об этом периоде:
        «Мало кто знает, что конец жизни Бродского был омрачен самым настоящим уголовном процессом по делу антиквариата. Бродский собрал очень неплохую собственную коллекцию, по поводу чего разразился большой скандал. Видимо, все-таки власть долго терпела, но где-то он вступил с нею в конфликт. То ли увел у кого-то из высокопоставленных партийцев вещь, то ли еще что-то такое произошло. Во всяком случае, он оказался под следствием, от позора его спасло то, что было написано завещание, согласно которому он передавал после своей смерти всю коллекцию государству».

        Петербургский историк, писатель и журналист Лев Яковлевич Лурье приоткрывает тайну собранной И.И.Бродским коллекции произведений искусства:
        «Исаак Бродский начал собирать свою коллекцию живописи и графики еще студентом Академии художеств, когда его учитель Илья Ефимович Репин, самый модный и самый дорогой тогда художник России, подарил ему три своих наброска.
        Но главную, основную часть коллекции Бродский собрал уже после революции - в 20-е - 30-е годы, когда Петроград-Ленинград был настоящим Эльдорадо для собирателей русского искусства. Все эти огромные коллекции остались практически бесхозными, их хозяева были расстреляны в подвалах ЧК, сидели на Соловках, эмигрировали в Париж и Берлин или мыкали горе здесь и продавали последнее. Все это стоило копейки или отдавалось бесплатно. Причем Бродский, как важный человек, как в будущем глава Академии Художеств, находился в центре всего художественного рынка. Он знал, где и что сдают на государственное хранение, что можно забрать просто так, что купить в комиссионном магазине. Тысячи работ разместились в этой квартире-мастерской. Это вторая по значению в Петербурге коллекция русской живописи, после коллекции Русского музея, но принадлежала она частному лицу - художнику Исааку Бродскому».

        Впрочем, я отвлекся. Конечно, этот процесс над Бродским мог как-то повлиять и на смерть художника (нервы, страх, сердце, мало ли что?), но в биографиях указано черным по белому:
        «Исаак Бродский умер 14 августа 1939 года от лейкемии. Ему было всего 54 года».




        Тему «последних дней» художника я затронул, поскольку ей посвящена картина любимого ученика Исаака Израилевича – Александра Лактионова.
        Картина называется «Ночью» (1938), и на ней изображен художник Исаак Бродский незадолго до смерти. Кстати, портрет художника кисти Лактионова, помещенный выше написан уже после смерти учителя.



        Лактионов Александр Иванович Ночью... Портрет И.Бродского незадолго до смерти 1938 г.

        Справка:
        ____________________________________________________________

        Александр Иванович Лактионов

        16 (29) мая 1910, Ростов-на-Дону - 15 марта 1972, Москва



        Александр Лактионов Автопортрет в рубище

        Русский живописец.
        Родился в Ростове-на-Дону в семье кузнеца.
        Учился в Ростовской художественной школе (1926-29), в ленинградской Академии художеств (1932-38), где был любимым учеником И. И. Бродского, затем там же в аспирантуре у И.Э.Грабаря (1938- 44).
        Художник известен, прежде всего, картиной «Письмо с фронта» (1947, Третьяковская галерея), получившей в 1948 году Сталинскую премию.



        Лактионов Александр Иванович Письмо с фронта 1947 г.

        В картине определились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация.
        Живопись Лактионова постоянно вызывала споры. Его произведения называли «тематическим официозом»
        Еще по поводу его дипломной работы художник С. В. Герасимов сказал, что на картинах Лактионова "все вещи живут обособленно, тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света".
        Не раз подобные упреки повторялись и в адрес его зрелых произведений. В результате у Лактионова всегда хватало и просвещенных отрицателей, и простодушных поклонников.
        Тем не менее, имя Лактионова входит в классику советской живописи.
        ___________________________________________________________________

        На этом можно было бы поставить точку в теме «Бродский и ученики». Но совсем недавно я, листая каталог выставки Санкт-Петербургского Музея АХ, посвященной автопортрету и портрету художника, наткнулся еще на одну картину. Но прежде пару слов об авторе.

        Справка:
        ___________________________________________________________________

        Павел Петрович Белоусов

        1912 – 1989

        Русский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), Народный художник РСФСР (1978), член-корреспондент Академии художеств СССР (1979).
        Учился в конце 1920-х годов в студии Я.С.Хаста в Бердянске (Замечу, земляк Бродского! Тот родился в селе Софиевка Бердянского района).
        Учился в студиях АХРРа и в «Общине художников». Участвовал в выставках Общества им. А.И. Куинджи (1930). Работал в ОСВОДе и в Изокооперативе художников. В 1932 г. был принят на IV-й курс рабфака при Институте пролетарского изобразительного искусства.
        В 1933-39 годах учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в мастерской И.И.Бродского.
        Получил диплом с отличием за картину "Накануне Октября" (1939). Участвовал в художественных крупнейших выставках с 1930 г. За картину "Греческая патриотка в фашистском застенке" (1956) был утверждён заведующим кафедрой живописи и рисунка Института им. И.Е. Репина.
        В начале Великой Отечественной войны работал в блокадном Ленинграде, выполняя рисунки для журнала «Смена».
        В 1942 г. получил командировку в Самарканд, куда была эвакуирована Академия художеств . С 1943 г. назначен доцентом кафедры рисунка АХ.
        Автор хрестоматийных произведений советской живописи "Мы пойдём другим путём!"(1951) и "В.И. Ленин среди делегатов III-го Съезда комсомола"(1949).



        Павел Белоусов Мы пойдём другим путём 1951 г.

        Участник выставки «Искусство Петербурга в Париже» (1993). Персональные выставки состоялись в Вологде (1959) и в Москве (1984).
        Произведения П.П. Белоусова приобретены в коллекции ГРМ (С.-Петербург) и ГТГ (Москва), Центрального государственного архива литературы и искусства С.-Петербурга, а также многими другими музеями России и частными коллекциями за рубежом.
        __________________________________________________________________________

        Так вот, этот самый Павел Петрович в 1985 году (за четыре года до своей смерти) написал картину «Памяти учителя».



        Белоусов Павел Петрович Памяти учителя 1985 г.

        На ней изображен уже смертельно больной Исаак Бродский в своей спальне.
        А его любимый ученик Лактионов делает последний портрет учителя. В ногах у Бродского на кровати лежит собачка Джонька, которая, по воспоминаниям сына Бродского, Евгения, ненадолго пережила смерть любимого хозяина.
        Кстати, у Белоусова есть еще один портрет учителя, написанный в 1935 году.



        Использованы материалы Галереи Шишкина , сайта Старатель и ЖЖ damoklov .
        Рубрики:  Живопись о живописи/Мастерская художника
        Метки:  

        Процитировано 3 раз

        осень_осень   обратиться по имени Благодарю) Пятница, 05 Февраля 2010 г. 09:42 (ссылка)
        Как же верно: "Не смейте забывать учителей"
        Благодарю сердечно)
        Ответить С цитатой В цитатник
        NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 11:07 (ссылка)
        А в посте должна быть репродукция картины "Памяти учителя"? Подпись вижу, а картины - нет.

        И еще вот возник вопрос, куда в итоге перешла коллекция Бродского?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 14:03 (ссылка)
        осень_осень, это спасибо Андрею Дементьеву за крылатую фразу.
        Надежда, репродукция "Памяти учителя" в посте есть! У меня она отображается (сразу после биографии Белоусова). Насчет коллекции Бродского. Читал, что почти по 300 работ он передал в дар худ.музеям Бердянска и Днепропетровска. Остальную коллекцию передали Русскому музею, который часть ее распределил по музеям провинции, лучшее оставив для своих запасников. Интересно, каталог этой коллекции существует?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Йоган_Голобрюхов   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 23:53 (ссылка)
        Парашутов, Так Лактионов ученик Бродского оказывается! Вот оно что! А я то думаю, почему у меня они вызывали сходные ассоциации. "Письмо с фронта" Лактионова - это вообще любимая с детства картина. С удивлением сейчас прочитал, что за нее автору пеняли что-то в вину! Но чему удивляться, если в свое время Шишкина и Айвазовского обвиняли в ремесничестве. Мне вообще кажется, что критика художника художником - это закамуфлированная творческая зависть, а вовсе не какой-то специфический "профессиональный подход". Герасимов был неплохой художник, но по таланту гораздо ниже (по моему мнению) ,чем Лактионов. Ему повезло, что он нашел и вовремя занял свою нишу - батальную живопись. По существу, он монополизировал ее, став первым советским баталистом. В своей области он был мэтром, потому, что все остальные художники этого стиля вышли из его студии, а ученики не часто претендуют на большую славу, чем у своих учителей.
        "Письмо с фронта" картина о войне и не о войне. В мирном, далеком от войны тылу, раненый боец принес весточку от однополчанина в его семью. Картина наполнена солнцем, счастьем и спокойствием так, что создается впечатление абсолютной идилии - и в этом парадокс, ведь это семья фронтовика, который в любой момент может погибнуть, а залитая солнечным светом улочка - часть страны на территории которой идет кровопролитная война. Видимо вот это соприкосновение с войной и нарягло Герасимова , посчитавшего, что Лактионов вторгается на "чужую территорию".
        Время, конечно, поставит все на свои места, и определит, кто есть "моцарт", а кто "сальери".
        Лорелея


        Ответить С цитатой В цитатник
        NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 02:33 (ссылка)
        Парашутов, вот сейчас у меня она тоже отобразилась. А с утра почему-то не отображалась. Странно=)

        Какова же была коллекция Бродского, если он столько музеев сумел осчастливить внушительным количеством экспонатов. Тоже бы на каталог взглянуть не отказалась.

        Понимаю, что оценка может быть разная, но, по-моему, очень много положительного в том, что Бродский умело воспользовался "удачно" сложившимися обстоятельствами и собственными возможностями и собрал коллекцию, ведь многое могло бы навсегда уйти за рубеж или просто затеряться.
        И завещание о передачи коллекции государстве тоже кажется правильной мыслью, хотя, как я понимаю, оно было вынужденным?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 02:58 (ссылка)
        Йоган_Голобрюхов, спасибо за комментарий. Письму Лактионова у меня посвящен отдельный пост в тематических подборках "Письма". Согласен с Вами, что редко художник художника критикует по делу, но как я понял Герасимов преподавал у Лактионова или был в экзаменационных комиссиях. Впрочем, в те времена творчество и политика шли в ногу, так что не стоит удивляться.
        Надежда, я думаю Бродский себя не обидел, оставил что-то и для сына. Согласен, что плюс в том, что картины не ушли за рубеж, но если бы не этот скандал, то и не подарил бы Бродский ничего государству. А насчет коллекции Лурье пишет, что это была вторая по значению в Петербурге коллекция русской живописи, после коллекции Русского музея, но принадлежала она частному лицу. Впрочем, до сих пор у нас есть традиция - пока ты "у руля", бери себе сколько хочешь.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Йоган_Голобрюхов   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 13:17 (ссылка)
        Парашутов, Коллекционирование, само по себе, полезная штука. То чем мы сейчас занимаемся - это тоже коллекционирование, только виртуальное.
        Если говорить о коллекции русской живописи собранной Бродским, то, возможно, она и была крупнейшей среди часных коллекций. Но, это была, все-таки, коллекция профессионала. В конечном итоге все (или почти все) подобные коллекции становятся музейными. Другое дело - коллекции, принадлежавшие бывшим чекистам и генералам. Произведения искуств репрессированных собственных граждан, и разграбленных европейских музеев до сих пор распихана по подвалам - частью сгнила, частью навсегда утеряна. Возвращена малая часть, а, ведь сотни трофейных команд, выполняя часные заказы больших и малых начальников, опустошали музеи, церкви, костелы, и дворянские усадьбы, перегоняя многочисленные железнодорожные составы по адресам оных. Только некоторые из них, ставшие жертвами политических заговоров, были осуждены, а все имущество конфискованно в пользу государства. Только где гарантия, что все попало именно в госмузеи, а не перекочевало из одних рук в другие?
        Если бы Бродский жил в наше время, и фамилия его была, к примеру- Гельман, вряд-ли кто-нибудь посмотрел- бы на него косо, хоть и сам картины не рисовал бы, и чужие покупал бы и за границу продавал - бизнес, есть бизнес.
        Лорелея


        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 19:40 (ссылка)
        Йоган_Голобрюхов, абсолютно согласен с Вашим мнением. Впрочем, то, что происходило в 37 и во время войны и было начато в 1917, и Бродским в частности. И отличает его от чекистов и генералов только то, что он художник, который должен был понимать, что место многим его "трофеям" именно в музеях. А вообще, это тема, не имеющая однозначного вывода.
        Ответить С цитатой В цитатник
        HelenkaVa   обратиться по имени Четверг, 11 Февраля 2010 г. 01:45 (ссылка)
        Благодарю за интересный пост и информацию. Можно я эти темы себе процитирую?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 11 Февраля 2010 г. 02:10 (ссылка)
        HelenkaVa, цитировать пока никто не запрещал, а кто не хочет, чтоб цитировали. те закрывают свой Дневник для всех. Если Вы под словами "эти темы" имеете ввиду серию "Живопись о живописи", то в этой серии у меня больше ста постов. Цитируя ВСЕ, можно свой Дневник превратить в клон моего. Впрочем, я всегда рад видеть в гостях и общаться с новыми людьми, которые увлечены живописью, а не просто получать по рассылке многочисленные "спасибо" при цитировании. До новых встреч, Елена! И удачи!
        Ответить С цитатой В цитатник
        HelenkaVa   обратиться по имени Четверг, 11 Февраля 2010 г. 08:03 (ссылка)
        Парашутов, благодарю. Ваш дневник действительно достоин клонирования. Уже сутки не выхожу,зачиталась.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 11 Февраля 2010 г. 12:50 (ссылка)
        HelenkaVa, подумайте о здоровье и компьютерной зависимости!
        Ответить С цитатой В цитатник
        HelenkaVa   обратиться по имени Четверг, 11 Февраля 2010 г. 17:26 (ссылка)
        Парашутов, подумала. Вы правы) Буду заходить к Вам в гости. Кому нужны эти клоны?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 11 Февраля 2010 г. 17:39 (ссылка)
        Елена (Вас зовут именно так?)! Всегда рад видеть в гостях увлеченных живописью людей, заходите в гости, буду с радостью общаться! Удачи! И до связи!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку