Исаак Бродский и его ученики
И вновь возвращаюсь к Бродскому, вернее, теперь к его ученикам, чтобы представить вам две картины. Но, чтобы понять изображенное на картинах событие, нужно несколько слов сказать о последних годах жизни Исаака Израилевича Бродского.
Александр Лактионов Портрет художника И.Бродского 1939-40 г.г. Русский музей
Историк Юлия Демиденко рассказывает интересную деталь об этом периоде:
«Мало кто знает, что конец жизни Бродского был омрачен самым настоящим уголовном процессом по делу антиквариата. Бродский собрал очень неплохую собственную коллекцию, по поводу чего разразился большой скандал. Видимо, все-таки власть долго терпела, но где-то он вступил с нею в конфликт. То ли увел у кого-то из высокопоставленных партийцев вещь, то ли еще что-то такое произошло. Во всяком случае, он оказался под следствием, от позора его спасло то, что было написано завещание, согласно которому он передавал после своей смерти всю коллекцию государству».
Петербургский историк, писатель и журналист Лев Яковлевич Лурье приоткрывает тайну собранной И.И.Бродским коллекции произведений искусства:
«Исаак Бродский начал собирать свою коллекцию живописи и графики еще студентом Академии художеств, когда его учитель Илья Ефимович Репин, самый модный и самый дорогой тогда художник России, подарил ему три своих наброска.
Но главную, основную часть коллекции Бродский собрал уже после революции - в 20-е - 30-е годы, когда Петроград-Ленинград был настоящим Эльдорадо для собирателей русского искусства. Все эти огромные коллекции остались практически бесхозными, их хозяева были расстреляны в подвалах ЧК, сидели на Соловках, эмигрировали в Париж и Берлин или мыкали горе здесь и продавали последнее. Все это стоило копейки или отдавалось бесплатно. Причем Бродский, как важный человек, как в будущем глава Академии Художеств, находился в центре всего художественного рынка. Он знал, где и что сдают на государственное хранение, что можно забрать просто так, что купить в комиссионном магазине. Тысячи работ разместились в этой квартире-мастерской. Это вторая по значению в Петербурге коллекция русской живописи, после коллекции Русского музея, но принадлежала она частному лицу - художнику Исааку Бродскому».
Впрочем, я отвлекся. Конечно, этот процесс над Бродским мог как-то повлиять и на смерть художника (нервы, страх, сердце, мало ли что?), но в биографиях указано черным по белому:
«Исаак Бродский умер 14 августа 1939 года от лейкемии. Ему было всего 54 года».
Тему «последних дней» художника я затронул, поскольку ей посвящена картина любимого ученика Исаака Израилевича – Александра Лактионова.
Картина называется «Ночью» (1938), и на ней изображен художник Исаак Бродский незадолго до смерти. Кстати, портрет художника кисти Лактионова, помещенный выше написан уже после смерти учителя.
Лактионов Александр Иванович Ночью... Портрет И.Бродского незадолго до смерти 1938 г.
Справка:
____________________________________________________________
Александр Иванович Лактионов
16 (29) мая 1910, Ростов-на-Дону - 15 марта 1972, Москва
Александр Лактионов Автопортрет в рубище
Русский живописец.
Родился в Ростове-на-Дону в семье кузнеца.
Учился в Ростовской художественной школе (1926-29), в ленинградской Академии художеств (1932-38), где был любимым учеником И. И. Бродского, затем там же в аспирантуре у И.Э.Грабаря (1938- 44).
Художник известен, прежде всего, картиной «Письмо с фронта» (1947, Третьяковская галерея), получившей в 1948 году Сталинскую премию.
Лактионов Александр Иванович Письмо с фронта 1947 г.
В картине определились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация.
Живопись Лактионова постоянно вызывала споры. Его произведения называли «тематическим официозом»
Еще по поводу его дипломной работы художник С. В. Герасимов сказал, что на картинах Лактионова "все вещи живут обособленно, тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света".
Не раз подобные упреки повторялись и в адрес его зрелых произведений. В результате у Лактионова всегда хватало и просвещенных отрицателей, и простодушных поклонников.
Тем не менее, имя Лактионова входит в классику советской живописи.
___________________________________________________________________
На этом можно было бы поставить точку в теме «Бродский и ученики». Но совсем недавно я, листая каталог выставки Санкт-Петербургского Музея АХ, посвященной автопортрету и портрету художника, наткнулся еще на одну картину. Но прежде пару слов об авторе.
Справка:
___________________________________________________________________
Павел Петрович Белоусов
1912 – 1989
Русский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), Народный художник РСФСР (1978), член-корреспондент Академии художеств СССР (1979).
Учился в конце 1920-х годов в студии Я.С.Хаста в Бердянске (Замечу, земляк Бродского! Тот родился в селе Софиевка Бердянского района).
Учился в студиях АХРРа и в «Общине художников». Участвовал в выставках Общества им. А.И. Куинджи (1930). Работал в ОСВОДе и в Изокооперативе художников. В 1932 г. был принят на IV-й курс рабфака при Институте пролетарского изобразительного искусства.
В 1933-39 годах учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в мастерской И.И.Бродского.
Получил диплом с отличием за картину "Накануне Октября" (1939). Участвовал в художественных крупнейших выставках с 1930 г. За картину "Греческая патриотка в фашистском застенке" (1956) был утверждён заведующим кафедрой живописи и рисунка Института им. И.Е. Репина.
В начале Великой Отечественной войны работал в блокадном Ленинграде, выполняя рисунки для журнала «Смена».
В 1942 г. получил командировку в Самарканд, куда была эвакуирована Академия художеств . С 1943 г. назначен доцентом кафедры рисунка АХ.
Автор хрестоматийных произведений советской живописи "Мы пойдём другим путём!"(1951) и "В.И. Ленин среди делегатов III-го Съезда комсомола"(1949).
Павел Белоусов Мы пойдём другим путём 1951 г.
Участник выставки «Искусство Петербурга в Париже» (1993). Персональные выставки состоялись в Вологде (1959) и в Москве (1984).
Произведения П.П. Белоусова приобретены в коллекции ГРМ (С.-Петербург) и ГТГ (Москва), Центрального государственного архива литературы и искусства С.-Петербурга, а также многими другими музеями России и частными коллекциями за рубежом.
__________________________________________________________________________
Так вот, этот самый Павел Петрович в 1985 году (за четыре года до своей смерти) написал картину «Памяти учителя».
Белоусов Павел Петрович Памяти учителя 1985 г.
На ней изображен уже смертельно больной Исаак Бродский в своей спальне.
А его любимый ученик Лактионов делает последний портрет учителя. В ногах у Бродского на кровати лежит собачка Джонька, которая, по воспоминаниям сына Бродского, Евгения, ненадолго пережила смерть любимого хозяина.
Кстати, у Белоусова есть еще один портрет учителя, написанный в 1935 году.
Использованы материалы
Галереи Шишкина , сайта
Старатель и ЖЖ
damoklov .