-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вичугский

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 569


Освящение нового храма в селе Тезине Кинешемского уезда

Суббота, 12 Июля 2008 г. 01:05 + в цитатник
   5 июня 1911 г. в селе Тезине было важное священное торжество – освящение преосвященнейшим Тихоном, Епископом Костромским и Галичским, каменного храма, устроенного на средства Товарищества Мануфактур Г. Разоренова и И. Кокорева.
 
Деревянный храм в Тезине и планы на строительство каменного
   До 1864 года Тезино было деревней Тезихой прихода Покровской церкви села Хренова. Приход села Хренова в прежние времена был весьма большой по числу приходских селений и по количеству народонаселения.
   Притч села Хренова состоял из 4 священников, дьякона, 4 дьячков и столько же (4) пономарей. Дальность расстояния приходских деревень от церкви и вследствие того неудобство в сношении крестьян с церковью и духовенством вынуждали заботиться об образовании самостоятельных приходов, с устройством новых храмов в районе этого громадного Хреновского прихода. И вот, в 1850 году отделилась деревня Гольчиха и в ней устроен каменный храм, с образованием самостоятельного прихода – единоверческого, вследствие склонности к единоверию строителей храма – фабрикантов Морокиных, Миндовских, Коноваловых и некоторых крестьян близлежащих селений.
   По той причине – дальности расстояния от приходской церкви деревни Тезихи – с благословения и разрешения Преосвященного Платона, на средства Кинешемского 1 гильдии купца Никонора Алексеевича Разоренова и прихожан в 1864 году в деревне Тезихе был построен деревянный храм в честь Апостолов Петра и Павла, с приделом в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Этот храм начат постройкой 29 июня 1864 года и освящен 13-го сентября, а придельной 15-го сентября того же года. К новоустроенной церкви приписаны были , кроме Тезина, деревни Бисериха, Сенниково, Кирикино и Сопигино. К церкви был определен трехчленный притч из священника, диакона и (пономаря) псаломщика*.
*Впоследствии, в 1880 году фабрикант А.П. Коновалов при д. Бонячках прихода с. Хренова устроил деревянный храм, к которому определен был, согласно ходатайству строителя, единоверческий притч. Храм безприходный устроен для удовлетворения религиозных нужд рабочих фабрик Коновалова. В 1904 г. вместо деревянного устроен каменный храм для постоянного совершения в нем богослужения по православному обряду.
 
  Храм был устроен деревянный и сравнительно небольших размеров. Очевидно, имелось в виду со временем устроить в селе более поместительный храм - каменный. Мысль об устройстве нового каменного храма постоянно жила в приходском сознании. Одно время, годов около 35 назад, стали заготовлять материал для нового храма, но должно быть не пришло еще время устройства храма… и заготовленный материал получил другое назначение. С годами народонаселение в селе Тезине постепенно увеличивалось, и нужда в новом храме сказывалась сильнее.
   Прежней церкви староста М.М. Кормилицын не решался взять на себя это дело, сознавая трудность его, хотя по возможности устранил недостаток храма – его малопоместительность. В 1900 г. по проекту архитектора Большакова были сделаны к храму, около боковых дверей его, пристройки, соединенные с храмом арками. В этих пристройках поставлены иконостасы с иконами из моленной Кормилицына. Но и эти пристройки сравнительно немного помогли делу: малопоместительность храма заявляла о себе более и более.
   В 1900 году, после смерти церковного старосты М.М. Кормилицына, единогласно избран церковным старостой и утвержден Епархиальным Начальством местный фабрикант села Тезина, потомственный почетный гражданин Иван Александрович Кокорев. Надежды на устройство нового храма оживились, так как новый церковный староста известен был своею любовию к храмам Божиим и щедрою благотворительностью в пользу их. Мысль об устройстве храма зрела и у Ивана Александровича, хотя он мало говорил о том, сознавая важность и серьезность дела устройства храма.
 
Трагическая смерть Лидии и строительство нового храма
   В 1907 году семью Ивана Александровича постигло великое несчастье. 26 мая его младшая дочь, девица Лидия 19 лет, пред сном стала оправлять перед святой иконой лампадку; окно было приоткрыто; на столе стояла свеча. От легкого ветерка одеяние Лидии, незаметно для нее, попало на огонь и моментально вспыхнуло. Быстро оказана была помощь несчастной, но тяжелые ожоги уложили страдалицу в постель. Неимоверно тяжелы были страдания юной девицы, но она терпеливо переносила их и даже мало плакала и стонала, оберегая покой родителей.
   Местные и московские врачи нашли ее положение безнадежным. Глубокорелигиозная, истинно верующая, девица Лидия пожелала исповедаться и причаститься святых Тайн. Когда силы ее заметно слабели, жизнь угасала, она выразила желание «особороваться маслом». Пред последним помазанием святым елеем она тихо сомкнула глаза и уснула навеки 30 мая.
 
   Скорбь родителей не поддавалась описанию. И только вера в Бога, уверенность в том, что Бог не лишит милостей ту, которая была чиста душой, которая по-христиански приготовилась к кончине, успокаивали их терзаемые скорбью сердца. Тогда у страдальцев родителей окончательно и созрело решение свершить это важное, полезное и необходимое для Тезина дело: устроить новый храм в память о преждевременно скончавшейся девицы Лидии, поставить ей памятник, лучше и важнее которого нет и быть не может.
   Крестьяне села Тезина безвозмездно уступили 4 десятины полевой земли для храма и домов духовенства при нем. Архитектор-художник И.С. Кузнецов (из Москвы) составил проект плана, согласно указаниям строителей. Проект получил одобрение Преосвященного Епископа Тихона и утверждение Строительного Отделения Костромского Губернского Правления.
   Ровно через год после кончины девицы Лидии, 30 мая 1908 года, торжественно была совершена закладка храма священнослужением Преосвященного Епископа Тихона. Всенощное бдение совершено было праздничное с заупокойным-парастасом, а после литургии совершена была панихида по девице Лидии.
   Три года строился и благоукрашался этот храм. Только благодаря предусмотрительности строителей, своевременной без всякой задержки заготовки строительных материалов и множеству рабочих возможно было соорудить в три года такой величественный, грандиозный, благолепно украшенный храм. Внутри весь храм открытый: нет ни столбов, ни колонн. Верх пятиглавого храма держится на бетонных сводах. Ширина храма внутри 30 аршин 10 вершков, длина от иконостаса 30 аршин 10 вершков, кроме того трапезная (между храмом и колокольней) длиною в 20 аршин, шириною в 10 аршин. Солея на высоте 5 мраморных ступеней. Иконостас, во всю ширину храма, шестиярусный, иконы древнегреческого письма, все герметически закрыты стеклами в целях сохранения их от пыли и копоти. Иконостас деревянный мелкой резьбы, весь сплошь золоченный; высотою в главном алтаре 20 аршин.
   Купола, своды и стены все расписаны изображениями священно-исторического содержания. Работал известный в России иконописец-художник Сафонов. Вся живопись исполнена также в строго выдержанном греческом стиле. Всех священных изображений более 400. Исполнение их замечательно живо и художественно. Звоны на колокольне всего весом 1700 пудов (большой колокол весом 820 пудов). Для помещения ризницы, библиотеки и церковной утвари устроены под алтарями светлые и удобные комнаты. Хоругви, паникадило, подсвечники, лампадки, ризы на иконы, а также кресты и Евангелия – все приготовлено на заказ в строго выдержанном стиле по рисункам художника-архитектора Кузнецова. Отопление церкви водяное, вентиляция паровая. Вообще, храм производит грандиозное впечатление; таких не много и в столицах.
 
Освящение Воскресенского храма
   На освящение храма прибыл Преосвященный Епископ Тихон 4 июня, в 12 часов дня. На вокзале Владыку встретило духовенство ближайших сел и множество народа. Владыка, побеседовав с духовенством, сказал народу Архипастырское назидание, всех благословил и распорядился раздать листки религиозно-нравственного содержания.
   Вообще, на пути из Костромы в с. Тезино, на вокзалах, где собирался народ, Владыка выходил из вагона, благословлял и наставлял собравшихся.
   С вокзала Преосвященный прибыл в старый Тезинский деревянный храм, где встречен был по чину настоятелем церкви, священником А. Князевым и с протодиаконом В. Померанцевым, причем настоятель сказал приветственное слово, в котором выразил радость по случаю прибытия Владыки на светлое приходское торжество и устроения нового обширного, благолепного храма; он просил молитв Архипастыря, «да будет храм этот средоточием церковно-приходской жизни, светом, преосвещающим христиан, источником милостей и благословения Божия, дабы верующие почерпали в нем утешение, ободрение и подкрепление». Владыка ответил краткой речью на тему «буди по глаголу твоему» и, после краткого молебствия и обычных многолетий, Владыка преподал назидание народу поучением о том, что нужно человеку для спасения души, и благословил собравшийся народ.
   В 6 часов началась всенощная в новом храме. В первый раз высокие своды храма огласились словами молитв и песнопений. Громадный храм требует немалого напряжения голосовых сил и умения служить, чтобы всюду в храме слышны были произносимые слова. Преосвященный выходил на литию и величание и помазывал освященным елеем почти до конца всенощной. После первой каоизмы местный священник сказал поучение, в котором, кратко выяснив историю построения нового храма, сказал о значении храмов, о важности и пользе устроения и благоукрашения храмов и призывал прихожан, не поддаваясь влиянию духа времени, усердно посещать храм для молитвы. Всенощная окончилась в 11-м часу.
 
 8 ½ часов утра 5 июня начался благовест к освящению храма (водоосвящение совершено было ранее). На освящение храма прибыли для служения с Преосвященным епископом Тихоном: Председатель Костромского Епархиального Учебного Совета, о. Ректор Семинарии Протоиерей В.Г. Чекань, ключарь Костромского кафедрального собора протоиерей Н.А. Краснопевцев, член Костромской Духовной Консистории протоиерей А.Н. Троицкий и председатель Совета О.С. Братства протоиерей А.А. Горицкий; кроме того, в служении участвовали: местный священник А. Князев, заведующий Хреновской церковно-учительской школой священник В. Базарянинов, настоятель церкви с. Хренова священник В. Покровский и с. Григорцева священник Д. Любимов. Чинно, торжественно и умилительно совершено Владыкою освящение главного алтаря храма в славу Воскресения Христова. «Нельзя было, - говорили богомольцы, - без слез радости и умиления слушать молитвы, громко и выразительно читанные Владыкою при освящении храма».
   Масса народа, переполнившего до тесноты этот громадный храм, благоговейно умилялась, присутствуя при таком редком священном торжестве – освящении храма Архиерейским священнослужением. Жаль только, что природа не гармонировала с нашим светлым торжеством: все время моросил мелкий дождь. По окончании освящения, началась первая Божественная Литургия в нашем новом храме. Во время чтения часов престол был покрыт новым металлическим позлащенным с эмалью облачением. В установленное за литургией время Преосвященный благоволил наградить набедренником священника с. Григорцева Димитрия Любимова.
   После литургии был совершен благодарственный молебен, причем, по распоряжению Владыки, на молебен облачились и все присутствовавшие за богослужением священники. После молебна о. протодьяконом были произнесены обычные многолетия: «боголюбивым строителям святого храма рабам Божим Иоанну, Анне и чадом их».
 
Речи, приветствия, поднесения
   По окончании многолетия, Владыка сказал слово, в котором выяснил ту истину, что роду человеческому искони было присуще стремление к тому, чтобы устроить жилище Богу на земле и чрез то приблизиться к Богу. На всех местах, где человек удостаивался каких-либо откровений от Бога или каких-либо милостей от Него, человек оставлял вещественные памятники в знаменование того, что здесь Господь был особенно близок к нему. Эти памятники и представляют собой первые начатки наших храмов. В последующие времена целые общества и народы стали устроять среди себя жилище Господу. Так, у горы Синая евреи устроили скинию, а при царе Соломоне был устроен и освящен великолепный храм Богу в Иерусалиме. Весь народ во всей стране праздновал и ликовал в день освящения храма, так как в храме господь был близок к своему народу, и народ чувствовал это и говорил: Господь с нами.
   Но Ветхий Завет был только прообразом Нового Завета. Если в храме ветхозаветном Господь был близок к своему народу, то в храме новозаветных-христианских Господь еще ближе, несравненно ближе к своим людям, которых Он искупил драгоценною кровию Своею. Здесь Он не только пребывает Своим таинственным присутствием в каждом святом храме, но и существенно является во святых Дарах Пречистого Тела и Крови Своей. И если в храме ветхозаветном древний Израиль неоскудно почерпал для себя блага духовные, то несравненно в большей мере эти блага духовные изливаются на нас христиан в наших святых храмах. В храме мы рождаемся в жизнь высшую духовную; здесь мы питаемся хлебом небесным – святейшим Телом и Кровию Богочеловека; здесь непрестанно возносится молитва за всех нас к престолу Всевышнего; сюда в дни скорби и бед прибегаем мы, как под верный покров, и здесь получаем укрепление и утешение для страждущего духа нашего. Вот какое важное значение имеет для христианина храм Божий, и вот почему Церковь так торжественно совершает освящение вновь устроенных храмов. Освящение храма есть великое торжество, великий праздник церковный.
   С этим праздником я и приветствую радостно всех вас, возлюбленные братие! Особливо приветствую достопочтенных строителей сего святого храма, заботами, усердием и средствами которых воздвигнут этот храм. Исполним свой долг и перед той, в чью память создался этот храм: усопшей девице Лидии да будет вечная память!
 
   После слова Преосвященного Владыки Председатель Совета Братства протоиерей А. Горицкий выразил приветствие от Совета Братства Ивану Александровичу, как почетному члену его, сказал о задачах Братства, указал, что цели Братства сродны настроению Ивана Александровича, помогающего церквам и религиозно-просветительным учреждениям и благословил его от имени Братства иконою Федоровской Божией Матери. После этого представитель прихода сельский староста А.А. Травин, получив благословение Владыки, прочитал Ивану Александровичу печатный адрес от прихожан следующего содержания:
 
«Достопочтенные строители святого храма сего Иван Александрович и Анна Герасимовна и со чады Вашими! В 1864 году в нашей деревне Тезихе был построен деревянный храм с намерением впоследствии вместо его, маловместительного, устроить более обширный каменный храм.
   Шли годы, проходили десятки лет, и необходимость устройства в Тезине нового храма сознавалась более и более, так как население нашего села постепенно и значительно увеличивалось.
   И вот Вы, Иван Александрович, ясно сознавая потребность для нашего села в более обширном, каменном храме, решились принять на себя это великое, требующее громадных затрат, дело устройства храма.
   И Вы устроили храм, подобного которому мало найдется в городах. Да будет с Вами от Господа Бога милость и благословение, а от нас прихожан, – великая благодарность. Движимые чувством искренней признательности к Вам, строителям храма сего, мы, прихожане церкви села Тезина, просим Вас принять от нас святые иконы празднуемых нашими селениями святых: от Тезинского общества – Смоленской Божьей Матери, от Сенниковского – Святого Иоанна Предтечи и от Кирикинского – Святого Илии Пророка. Село Тезино 5 июня 1911 г.»
 
   После поднесения прихожанами святых икон, почетный гражданин села Тезина Н.Г. Разоренов, выражая свое сочувствие делу устройства нового обширного храма, поднес Ивану Александровичу билет вечного вклада на содержание нового храма в количестве десяти тысяч рублей (из них одна тысяча рублей – в пользу причта на вечное поминовение). После того Владыка в сослужении всего духовенства совершил литию по девице Лидии (по случаю дождя на могилу идти было затруднительно). Разоблачившись Владыка более часа благословлял во множестве собравшийся народ, а местный священник раздавал листки на память об этом великом дне села Тезина. В 3 часа дня закончилось это священное торжество.
   При богослужении пел местный хор певчих, обладающий богатыми голосовыми силами, под управлением регента г. Санина, получившего специальное образование. Хор содержит на свои средства ктитор И.А. Кокорев, затрачивая на содержание его до 10 тысяч рублей в год. После этого Преосвященный епископ Тихон, духовенство и множество гостей разделило трапезу в доме радушного хозяина, строителя церкви, причем во время обеда не мало было сказано речей по поводу совершившегося торжества. Первая здравница возглашена была Преосвященным за здоровье Государя императора, после чего всеми гостями пропет гимн: «Боже, Царя храни».
 
Завершающие дни визита Владыки
   6 июня утром Владыка уехал в село Хреново и там посетил и обозревал церковь, благоукрашенную И.А. Кокоревым (в предшествующие 2-3 года потрачено им своих средств на благоукрашение храма около 250000 рублей), посетил Владыка и церковно-учительскую школу, здания коей устроены почти всецело на средства Ивана Александровича.
 В 5 часов вечера в новом храме села Тезина, в правом приделе, посвященном мученице Лидии, было совершено всенощное бдение, причем на литию и величание выходил Преосвященный епископ Тихон. При помазании Владыкою молящихся святым елеем отец ключарь раздавал книжки: Евангелия, псалтыри и другие духовно-назидательные книжки и листки. На другой день, 7 июня, Преосвященным Владыкою, в сослужении отца ключаря и трех священников, было совершено освящение правого придела и затем совершена Божественная Литургия. Во время Литургии с благословения Преосвященного местный священник произнес поучение, в котором, упомянув о причинах посвящения сего придела мученице Лидии, говорил о превосходстве церковной молитвы пред домашней, а потому о необходимости посещать храм Божий для молитвы. По окончании Литургии, совершены были благодарственный молебен и лития по девице Лидии. Благословив народ, Владыка отбыл в дом строителя церкви. После трапезы Владыка посетил дом местного священника и затем уехал для обозрения церквей в Лухский монастырь, в Подмонастырскую слободу и г. Лух.
 
  Из Луха Владыка прибыл в Тезино 9 июня, и, побыв с час в доме И.А. Кокорева, отправился на вокзал для следования в Кострому. На вокзале собралось, несмотря на дождь, немало народа. Владыка, благословляя его, сказал: «Не знаю, приведет ли меня Бог быть у вас опять, но знаю, что мы встретимся рано или поздно на будущем свете. Дай Бог, чтобы встреча наша была и там так же радостна, как и здесь». «Прощай, Владыка», «приезжай опять», слышались возгласы в среде почитателей Владыки, а поезд, тихо громыхая, покатил вперед, оставляя позади станцию «Вичуга». Так торжественно, умилительно совершено великое священное торжество в селе Тезине. По распоряжению Владыки, в ново-освященном храме совершается сорокадневное служение Божественной Литургии. Дай Бог, чтобы новый храм своим благолепным видом и просторным помещением привлекал богомольцев во множестве, чтобы будил христиан от сна греховного, разгонял мглу облежащих зловредных учений и был источником Божия благословения для людей!
 
Села Тезина священник Алексий Князев
Июнь 1911 г.
 
Смотрите также статью в Википедии
 
 
 
 
Рубрики:  ИСТОРИЯ
Архитектура
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку