-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬ичугский

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.11.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 565


ќсв€щение нового храма в селе “езине  инешемского уезда

—уббота, 12 »юл€ 2008 г. 01:05 + в цитатник
   5 июн€ 1911 г. в селе “езине было важное св€щенное торжество – осв€щение преосв€щеннейшим “ихоном, ≈пископом  остромским и √аличским, каменного храма, устроенного на средства “оварищества ћануфактур √. –азоренова и ».  окорева.
 
ƒерев€нный храм в “езине и планы на строительство каменного
   ƒо 1864 года “езино было деревней “езихой прихода ѕокровской церкви села ’ренова. ѕриход села ’ренова в прежние времена был весьма большой по числу приходских селений и по количеству народонаселени€.
   ѕритч села ’ренова состо€л из 4 св€щенников, дь€кона, 4 дь€чков и столько же (4) пономарей. ƒальность рассто€ни€ приходских деревень от церкви и вследствие того неудобство в сношении кресть€н с церковью и духовенством вынуждали заботитьс€ об образовании самосто€тельных приходов, с устройством новых храмов в районе этого громадного ’реновского прихода. » вот, в 1850 году отделилась деревн€ √ольчиха и в ней устроен каменный храм, с образованием самосто€тельного прихода – единоверческого, вследствие склонности к единоверию строителей храма – фабрикантов ћорокиных, ћиндовских,  оноваловых и некоторых кресть€н близлежащих селений.
   ѕо той причине – дальности рассто€ни€ от приходской церкви деревни “езихи – с благословени€ и разрешени€ ѕреосв€щенного ѕлатона, на средства  инешемского 1 гильдии купца Ќиконора јлексеевича –азоренова и прихожан в 1864 году в деревне “езихе был построен дерев€нный храм в честь јпостолов ѕетра и ѕавла, с приделом в честь —моленской иконы Ѕожьей ћатери. Ётот храм начат постройкой 29 июн€ 1864 года и осв€щен 13-го сент€бр€, а придельной 15-го сент€бр€ того же года.   новоустроенной церкви приписаны были , кроме “езина, деревни Ѕисериха, —енниково,  ирикино и —опигино.   церкви был определен трехчленный притч из св€щенника, диакона и (пономар€) псаломщика*.
*¬последствии, в 1880 году фабрикант ј.ѕ.  оновалов при д. Ѕон€чках прихода с. ’ренова устроил дерев€нный храм, к которому определен был, согласно ходатайству строител€, единоверческий притч. ’рам безприходный устроен дл€ удовлетворени€ религиозных нужд рабочих фабрик  оновалова. ¬ 1904 г. вместо дерев€нного устроен каменный храм дл€ посто€нного совершени€ в нем богослужени€ по православному обр€ду.
 
  ’рам был устроен дерев€нный и сравнительно небольших размеров. ќчевидно, имелось в виду со временем устроить в селе более поместительный храм - каменный. ћысль об устройстве нового каменного храма посто€нно жила в приходском сознании. ќдно врем€, годов около 35 назад, стали заготовл€ть материал дл€ нового храма, но должно быть не пришло еще врем€ устройства храма… и заготовленный материал получил другое назначение. — годами народонаселение в селе “езине постепенно увеличивалось, и нужда в новом храме сказывалась сильнее.
   ѕрежней церкви староста ћ.ћ.  ормилицын не решалс€ вз€ть на себ€ это дело, сознава€ трудность его, хот€ по возможности устранил недостаток храма – его малопоместительность. ¬ 1900 г. по проекту архитектора Ѕольшакова были сделаны к храму, около боковых дверей его, пристройки, соединенные с храмом арками. ¬ этих пристройках поставлены иконостасы с иконами из моленной  ормилицына. Ќо и эти пристройки сравнительно немного помогли делу: малопоместительность храма за€вл€ла о себе более и более.
   ¬ 1900 году, после смерти церковного старосты ћ.ћ.  ормилицына, единогласно избран церковным старостой и утвержден ≈пархиальным Ќачальством местный фабрикант села “езина, потомственный почетный гражданин »ван јлександрович  окорев. Ќадежды на устройство нового храма оживились, так как новый церковный староста известен был своею любовию к храмам Ѕожиим и щедрою благотворительностью в пользу их. ћысль об устройстве храма зрела и у »вана јлександровича, хот€ он мало говорил о том, сознава€ важность и серьезность дела устройства храма.
 
“рагическа€ смерть Ћидии и строительство нового храма
   ¬ 1907 году семью »вана јлександровича постигло великое несчастье. 26 ма€ его младша€ дочь, девица Ћиди€ 19 лет, пред сном стала оправл€ть перед св€той иконой лампадку; окно было приоткрыто; на столе сто€ла свеча. ќт легкого ветерка оде€ние Ћидии, незаметно дл€ нее, попало на огонь и моментально вспыхнуло. Ѕыстро оказана была помощь несчастной, но т€желые ожоги уложили страдалицу в постель. Ќеимоверно т€желы были страдани€ юной девицы, но она терпеливо переносила их и даже мало плакала и стонала, оберега€ покой родителей.
   ћестные и московские врачи нашли ее положение безнадежным. √лубокорелигиозна€, истинно верующа€, девица Ћиди€ пожелала исповедатьс€ и причаститьс€ св€тых “айн.  огда силы ее заметно слабели, жизнь угасала, она выразила желание «особороватьс€ маслом». ѕред последним помазанием св€тым елеем она тихо сомкнула глаза и уснула навеки 30 ма€.
 
   —корбь родителей не поддавалась описанию. » только вера в Ѕога, уверенность в том, что Ѕог не лишит милостей ту, котора€ была чиста душой, котора€ по-христиански приготовилась к кончине, успокаивали их терзаемые скорбью сердца. “огда у страдальцев родителей окончательно и созрело решение свершить это важное, полезное и необходимое дл€ “езина дело: устроить новый храм в пам€ть о преждевременно скончавшейс€ девицы Ћидии, поставить ей пам€тник, лучше и важнее которого нет и быть не может.
    ресть€не села “езина безвозмездно уступили 4 дес€тины полевой земли дл€ храма и домов духовенства при нем. јрхитектор-художник ».—.  узнецов (из ћосквы) составил проект плана, согласно указани€м строителей. ѕроект получил одобрение ѕреосв€щенного ≈пископа “ихона и утверждение —троительного ќтделени€  остромского √убернского ѕравлени€.
   –овно через год после кончины девицы Ћидии, 30 ма€ 1908 года, торжественно была совершена закладка храма св€щеннослужением ѕреосв€щенного ≈пископа “ихона. ¬сенощное бдение совершено было праздничное с заупокойным-парастасом, а после литургии совершена была панихида по девице Ћидии.
   “ри года строилс€ и благоукрашалс€ этот храм. “олько благодар€ предусмотрительности строителей, своевременной без вс€кой задержки заготовки строительных материалов и множеству рабочих возможно было соорудить в три года такой величественный, грандиозный, благолепно украшенный храм. ¬нутри весь храм открытый: нет ни столбов, ни колонн. ¬ерх п€тиглавого храма держитс€ на бетонных сводах. Ўирина храма внутри 30 аршин 10 вершков, длина от иконостаса 30 аршин 10 вершков, кроме того трапезна€ (между храмом и колокольней) длиною в 20 аршин, шириною в 10 аршин. —оле€ на высоте 5 мраморных ступеней. »коностас, во всю ширину храма, шести€русный, иконы древнегреческого письма, все герметически закрыты стеклами в цел€х сохранени€ их от пыли и копоти. »коностас дерев€нный мелкой резьбы, весь сплошь золоченный; высотою в главном алтаре 20 аршин.
    упола, своды и стены все расписаны изображени€ми св€щенно-исторического содержани€. –аботал известный в –оссии иконописец-художник —афонов. ¬с€ живопись исполнена также в строго выдержанном греческом стиле. ¬сех св€щенных изображений более 400. »сполнение их замечательно живо и художественно. «воны на колокольне всего весом 1700 пудов (большой колокол весом 820 пудов). ƒл€ помещени€ ризницы, библиотеки и церковной утвари устроены под алтар€ми светлые и удобные комнаты. ’оругви, паникадило, подсвечники, лампадки, ризы на иконы, а также кресты и ≈вангели€ – все приготовлено на заказ в строго выдержанном стиле по рисункам художника-архитектора  узнецова. ќтопление церкви вод€ное, вентил€ци€ парова€. ¬ообще, храм производит грандиозное впечатление; таких не много и в столицах.
 
ќсв€щение ¬оскресенского храма
   Ќа осв€щение храма прибыл ѕреосв€щенный ≈пископ “ихон 4 июн€, в 12 часов дн€. Ќа вокзале ¬ладыку встретило духовенство ближайших сел и множество народа. ¬ладыка, побеседовав с духовенством, сказал народу јрхипастырское назидание, всех благословил и распор€дилс€ раздать листки религиозно-нравственного содержани€.
   ¬ообще, на пути из  остромы в с. “езино, на вокзалах, где собиралс€ народ, ¬ладыка выходил из вагона, благословл€л и наставл€л собравшихс€.
   — вокзала ѕреосв€щенный прибыл в старый “езинский дерев€нный храм, где встречен был по чину насто€телем церкви, св€щенником ј.  н€зевым и с протодиаконом ¬. ѕомеранцевым, причем насто€тель сказал приветственное слово, в котором выразил радость по случаю прибыти€ ¬ладыки на светлое приходское торжество и устроени€ нового обширного, благолепного храма; он просил молитв јрхипастыр€, «да будет храм этот средоточием церковно-приходской жизни, светом, преосвещающим христиан, источником милостей и благословени€ Ѕожи€, дабы верующие почерпали в нем утешение, ободрение и подкрепление». ¬ладыка ответил краткой речью на тему «буди по глаголу твоему» и, после краткого молебстви€ и обычных многолетий, ¬ладыка преподал назидание народу поучением о том, что нужно человеку дл€ спасени€ души, и благословил собравшийс€ народ.
   ¬ 6 часов началась всенощна€ в новом храме. ¬ первый раз высокие своды храма огласились словами молитв и песнопений. √ромадный храм требует немалого напр€жени€ голосовых сил и умени€ служить, чтобы всюду в храме слышны были произносимые слова. ѕреосв€щенный выходил на литию и величание и помазывал осв€щенным елеем почти до конца всенощной. ѕосле первой каоизмы местный св€щенник сказал поучение, в котором, кратко вы€снив историю построени€ нового храма, сказал о значении храмов, о важности и пользе устроени€ и благоукрашени€ храмов и призывал прихожан, не поддава€сь вли€нию духа времени, усердно посещать храм дл€ молитвы. ¬сенощна€ окончилась в 11-м часу.
 
 8 ½ часов утра 5 июн€ началс€ благовест к осв€щению храма (водоосв€щение совершено было ранее). Ќа осв€щение храма прибыли дл€ служени€ с ѕреосв€щенным епископом “ихоном: ѕредседатель  остромского ≈пархиального ”чебного —овета, о. –ектор —еминарии ѕротоиерей ¬.√. „екань, ключарь  остромского кафедрального собора протоиерей Ќ.ј.  раснопевцев, член  остромской ƒуховной  онсистории протоиерей ј.Ќ. “роицкий и председатель —овета ќ.—. Ѕратства протоиерей ј.ј. √орицкий; кроме того, в служении участвовали: местный св€щенник ј.  н€зев, заведующий ’реновской церковно-учительской школой св€щенник ¬. Ѕазар€нинов, насто€тель церкви с. ’ренова св€щенник ¬. ѕокровский и с. √ригорцева св€щенник ƒ. Ћюбимов. „инно, торжественно и умилительно совершено ¬ладыкою осв€щение главного алтар€ храма в славу ¬оскресени€ ’ристова. «Ќельз€ было, - говорили богомольцы, - без слез радости и умилени€ слушать молитвы, громко и выразительно читанные ¬ладыкою при осв€щении храма».
   ћасса народа, переполнившего до тесноты этот громадный храм, благоговейно умил€лась, присутству€ при таком редком св€щенном торжестве – осв€щении храма јрхиерейским св€щеннослужением. ∆аль только, что природа не гармонировала с нашим светлым торжеством: все врем€ моросил мелкий дождь. ѕо окончании осв€щени€, началась перва€ Ѕожественна€ Ћитурги€ в нашем новом храме. ¬о врем€ чтени€ часов престол был покрыт новым металлическим позлащенным с эмалью облачением. ¬ установленное за литургией врем€ ѕреосв€щенный благоволил наградить набедренником св€щенника с. √ригорцева ƒимитри€ Ћюбимова.
   ѕосле литургии был совершен благодарственный молебен, причем, по распор€жению ¬ладыки, на молебен облачились и все присутствовавшие за богослужением св€щенники. ѕосле молебна о. протодь€коном были произнесены обычные многолети€: «боголюбивым строител€м св€того храма рабам Ѕожим »оанну, јнне и чадом их».
 
–ечи, приветстви€, поднесени€
   ѕо окончании многолети€, ¬ладыка сказал слово, в котором вы€снил ту истину, что роду человеческому искони было присуще стремление к тому, чтобы устроить жилище Ѕогу на земле и чрез то приблизитьс€ к Ѕогу. Ќа всех местах, где человек удостаивалс€ каких-либо откровений от Ѕога или каких-либо милостей от Ќего, человек оставл€л вещественные пам€тники в знаменование того, что здесь √осподь был особенно близок к нему. Ёти пам€тники и представл€ют собой первые начатки наших храмов. ¬ последующие времена целые общества и народы стали устро€ть среди себ€ жилище √осподу. “ак, у горы —ина€ евреи устроили скинию, а при царе —оломоне был устроен и осв€щен великолепный храм Ѕогу в »ерусалиме. ¬есь народ во всей стране праздновал и ликовал в день осв€щени€ храма, так как в храме господь был близок к своему народу, и народ чувствовал это и говорил: √осподь с нами.
   Ќо ¬етхий «авет был только прообразом Ќового «авета. ≈сли в храме ветхозаветном √осподь был близок к своему народу, то в храме новозаветных-христианских √осподь еще ближе, несравненно ближе к своим люд€м, которых ќн искупил драгоценною кровию —воею. «десь ќн не только пребывает —воим таинственным присутствием в каждом св€том храме, но и существенно €вл€етс€ во св€тых ƒарах ѕречистого “ела и  рови —воей. » если в храме ветхозаветном древний »зраиль неоскудно почерпал дл€ себ€ блага духовные, то несравненно в большей мере эти блага духовные изливаютс€ на нас христиан в наших св€тых храмах. ¬ храме мы рождаемс€ в жизнь высшую духовную; здесь мы питаемс€ хлебом небесным – св€тейшим “елом и  ровию Ѕогочеловека; здесь непрестанно возноситс€ молитва за всех нас к престолу ¬севышнего; сюда в дни скорби и бед прибегаем мы, как под верный покров, и здесь получаем укрепление и утешение дл€ страждущего духа нашего. ¬от какое важное значение имеет дл€ христианина храм Ѕожий, и вот почему ÷ерковь так торжественно совершает осв€щение вновь устроенных храмов. ќсв€щение храма есть великое торжество, великий праздник церковный.
   — этим праздником € и приветствую радостно всех вас, возлюбленные братие! ќсобливо приветствую достопочтенных строителей сего св€того храма, заботами, усердием и средствами которых воздвигнут этот храм. »сполним свой долг и перед той, в чью пам€ть создалс€ этот храм: усопшей девице Ћидии да будет вечна€ пам€ть!
 
   ѕосле слова ѕреосв€щенного ¬ладыки ѕредседатель —овета Ѕратства протоиерей ј. √орицкий выразил приветствие от —овета Ѕратства »вану јлександровичу, как почетному члену его, сказал о задачах Ѕратства, указал, что цели Ѕратства сродны настроению »вана јлександровича, помогающего церквам и религиозно-просветительным учреждени€м и благословил его от имени Ѕратства иконою ‘едоровской Ѕожией ћатери. ѕосле этого представитель прихода сельский староста ј.ј. “равин, получив благословение ¬ладыки, прочитал »вану јлександровичу печатный адрес от прихожан следующего содержани€:
 
«ƒостопочтенные строители св€того храма сего »ван јлександрович и јнна √ерасимовна и со чады ¬ашими! ¬ 1864 году в нашей деревне “езихе был построен дерев€нный храм с намерением впоследствии вместо его, маловместительного, устроить более обширный каменный храм.
   Ўли годы, проходили дес€тки лет, и необходимость устройства в “езине нового храма сознавалась более и более, так как население нашего села постепенно и значительно увеличивалось.
   » вот ¬ы, »ван јлександрович, €сно сознава€ потребность дл€ нашего села в более обширном, каменном храме, решились прин€ть на себ€ это великое, требующее громадных затрат, дело устройства храма.
   » ¬ы устроили храм, подобного которому мало найдетс€ в городах. ƒа будет с ¬ами от √оспода Ѕога милость и благословение, а от нас прихожан, – велика€ благодарность. ƒвижимые чувством искренней признательности к ¬ам, строител€м храма сего, мы, прихожане церкви села “езина, просим ¬ас прин€ть от нас св€тые иконы празднуемых нашими селени€ми св€тых: от “езинского общества – —моленской Ѕожьей ћатери, от —енниковского – —в€того »оанна ѕредтечи и от  ирикинского – —в€того »лии ѕророка. —ело “езино 5 июн€ 1911 г.»
 
   ѕосле поднесени€ прихожанами св€тых икон, почетный гражданин села “езина Ќ.√. –азоренов, выража€ свое сочувствие делу устройства нового обширного храма, поднес »вану јлександровичу билет вечного вклада на содержание нового храма в количестве дес€ти тыс€ч рублей (из них одна тыс€ча рублей – в пользу причта на вечное поминовение). ѕосле того ¬ладыка в сослужении всего духовенства совершил литию по девице Ћидии (по случаю дожд€ на могилу идти было затруднительно). –азоблачившись ¬ладыка более часа благословл€л во множестве собравшийс€ народ, а местный св€щенник раздавал листки на пам€ть об этом великом дне села “езина. ¬ 3 часа дн€ закончилось это св€щенное торжество.
   ѕри богослужении пел местный хор певчих, обладающий богатыми голосовыми силами, под управлением регента г. —анина, получившего специальное образование. ’ор содержит на свои средства ктитор ».ј.  окорев, затрачива€ на содержание его до 10 тыс€ч рублей в год. ѕосле этого ѕреосв€щенный епископ “ихон, духовенство и множество гостей разделило трапезу в доме радушного хоз€ина, строител€ церкви, причем во врем€ обеда не мало было сказано речей по поводу совершившегос€ торжества. ѕерва€ здравница возглашена была ѕреосв€щенным за здоровье √осудар€ императора, после чего всеми гост€ми пропет гимн: «Ѕоже, ÷ар€ храни».
 
«авершающие дни визита ¬ладыки
   6 июн€ утром ¬ладыка уехал в село ’реново и там посетил и обозревал церковь, благоукрашенную ».ј.  окоревым (в предшествующие 2-3 года потрачено им своих средств на благоукрашение храма около 250000 рублей), посетил ¬ладыка и церковно-учительскую школу, здани€ коей устроены почти всецело на средства »вана јлександровича.
 ¬ 5 часов вечера в новом храме села “езина, в правом приделе, посв€щенном мученице Ћидии, было совершено всенощное бдение, причем на литию и величание выходил ѕреосв€щенный епископ “ихон. ѕри помазании ¬ладыкою мол€щихс€ св€тым елеем отец ключарь раздавал книжки: ≈вангели€, псалтыри и другие духовно-назидательные книжки и листки. Ќа другой день, 7 июн€, ѕреосв€щенным ¬ладыкою, в сослужении отца ключар€ и трех св€щенников, было совершено осв€щение правого придела и затем совершена Ѕожественна€ Ћитурги€. ¬о врем€ Ћитургии с благословени€ ѕреосв€щенного местный св€щенник произнес поучение, в котором, упом€нув о причинах посв€щени€ сего придела мученице Ћидии, говорил о превосходстве церковной молитвы пред домашней, а потому о необходимости посещать храм Ѕожий дл€ молитвы. ѕо окончании Ћитургии, совершены были благодарственный молебен и лити€ по девице Ћидии. Ѕлагословив народ, ¬ладыка отбыл в дом строител€ церкви. ѕосле трапезы ¬ладыка посетил дом местного св€щенника и затем уехал дл€ обозрени€ церквей в Ћухский монастырь, в ѕодмонастырскую слободу и г. Ћух.
 
  »з Ћуха ¬ладыка прибыл в “езино 9 июн€, и, побыв с час в доме ».ј.  окорева, отправилс€ на вокзал дл€ следовани€ в  острому. Ќа вокзале собралось, несмотр€ на дождь, немало народа. ¬ладыка, благословл€€ его, сказал: «Ќе знаю, приведет ли мен€ Ѕог быть у вас оп€ть, но знаю, что мы встретимс€ рано или поздно на будущем свете. ƒай Ѕог, чтобы встреча наша была и там так же радостна, как и здесь». «ѕрощай, ¬ладыка», «приезжай оп€ть», слышались возгласы в среде почитателей ¬ладыки, а поезд, тихо громыха€, покатил вперед, оставл€€ позади станцию «¬ичуга». “ак торжественно, умилительно совершено великое св€щенное торжество в селе “езине. ѕо распор€жению ¬ладыки, в ново-осв€щенном храме совершаетс€ сорокадневное служение Ѕожественной Ћитургии. ƒай Ѕог, чтобы новый храм своим благолепным видом и просторным помещением привлекал богомольцев во множестве, чтобы будил христиан от сна греховного, разгон€л мглу облежащих зловредных учений и был источником Ѕожи€ благословени€ дл€ людей!
 
—ела “езина св€щенник јлексий  н€зев
»юнь 1911 г.
 
—мотрите также статью в ¬икипедии
 
 
 
 
–убрики:  »—“ќ–»я
јрхитектура
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку