-Цитатник

Стихи и песни о войне - (0)

Стихи и песни о войне Поэты о Великой Отечественной Войне Стихи Ольга Берггольц Я говорю за...

Художник Hermen Anglada-Camarasa - (2)

Художник Hermen Anglada-Camarasa Художник Hermen Anglada-Camarasa .................................

Художник Stanley Maxwell Brice/Цветы учителям - (0)

Художник Stanley Maxwell Brice/Цветы учителям С праздником, уважаемые, дорогие и прекрасные, с дн...

Покров Пресвятой Богородицы - (3)

Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы— праздник, отмечаемый преимущественно в р...

Рортбукет/Рorte-bouquet - (20)

Рортбукет/Рorte-bouquet На балу времен даме требовался один необычный предмет – портбукет, то есть ...

 -Метки

Красавица акварель ангелы антиквариат архитектура афоризмы близко видео винтаж графика гумилев декаданс дети душа женский образ женщина живопись звери зима из книг иконы иллюстратор иллюстрации интересное в сети интересности история история вещей история красоты история слов камни картина дня картины кино китай книги королева костюм кошки красота куклы кумиры легенда легенды литература личность любовь мифология мифы мода москва музыка напитки народные промыслы натюрморт новый год обычаи отношения ошо память пейзаж позитив портрет праздник приметы природа притча притчи психология религия ретро ретроперсона ретрофото рождество романтика серебряный век символика символы сказка сказки сладости стиль стихи танец тест украшения философия фото фотограф фотографии фраза дня художник цвет цветаева цветочное цветы цитаты эго этикет юмор япония

 -Подписка по e-mail

 

 -Стена

Квантовый_миг Квантовый_миг написал 05.11.2008 20:38:11:
Я не только дедушка уже 26 лет, но о прадедушка ( читайте окончание)...
LoraLarex LoraLarex написал 28.09.2008 11:28:26:
я вот напишу тебе - Хорошего тебе настроения! :) и думаю, что оно у тебя прибавиться!

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»


Мария Стюарт

Пятница, 01 Мая 2009 г. 00:18 + в цитатник

 (567x640, 70Kb)
John Duncan. «Mary, Queen of Scots», 1929.

Стефан Цвейг. «Мария Стюарт». 1935г.

«Если ясное и очевидное само себя объясняет, то загадка будит творческую мысль. Вот почему исторические личности и события, окутанные дымкой загадочности, ждут от нас все нового осмысления и поэтического истолкования. Классическим, коронным примером того неистощимого очарования загадки, какое исходит порой от исторической проблемы, должна по праву считаться жизненная трагедия Марии Стюарт. Пожалуй, ни об одной женщине в истории не создана такая богатая литература - драмы, романы, биографии, дискуссии. Уже три с лишним столетия неустанно волнует она писателей, привлекает ученых, образ ее и поныне с неослабевающей силой тревожит нас, добиваясь все нового воспроизведения. Ибо все запутанное по самой природе своей тяготеет к ясности, а все темное - к свету.


Но все попытки отобразить и истолковать загадочное в жизни Марии Стюарт столь же противоречивы, сколь и многочисленны: вряд ли найдется женщина, которую бы рисовали так по-разному - то убийцей, то мученицей, то неумелой интриганкой, то святой. Однако разноречивость ее портретов, как ни странно, вызвана не скудостью дошедших сведений, а их смущающим изобилием. Сохранившиеся документы, протоколы, акты, письма и сообщения исчисляются тысячами - ведь что ни год, вот уже триста с лишним лет, все новые судьи, обуянные новым рвением, решают, виновна она или невиновна. Но чем добросовестнее изучаешь источники, тем с большей грустью убеждаешься в сомнительности всякого исторического свидетельства вообще (а стало быть, и изображения). Ибо ни тщательно удостоверенная давность документа, ни его архивная подлинность еще не гарантируют его надежности и человеческой правдивости. На примере Марии Стюарт, пожалуй, особенно видно, с какими чудовищными расхождениями описывается одно и то же событие в анналах современников. Каждому документально подтвержденному "да" здесь противостоит документально подтвержденное "нет", каждому обвинению - извинение. Правда так густо перемешана с ложью, а факты с выдумкой, что можно, в сущности, обосновать любую точку зрения. Если вам угодно доказать, что Мария Стюарт была причастна к убийству мужа, к вашим услугам десятки свидетельских показаний; а если вы склонны отстаивать противное, за показаниями опять-таки дело не станет: краски для любого ее портрета всегда смешиваются заранее. Когда же в сумятицу дошедших до нас сведений вторгается еще и политическое пристрастие или национальный патриотизм, искажения принимают и вовсе злостный характер. Такова уж природа человека, что, оказавшись между двумя лагерями; двумя идеями, двумя мировоззрениями, спорящими, быть или не быть, он не может устоять перед соблазном примкнуть к той или другой стороне, признать одну правой, а другую неправой, обвинить одну и воздать хвалу другой. Если же, как в данном случае, и сами авторы в большинстве своем принадлежат к одному из борющихся направлений, верований или мировоззрений, то однобокость их взглядов заранее предопределена; в общем и целом авторы-протестанты возлагают всю вину на Марию Стюарт, а католики - на Елизавету. Англичане, за редким исключением, изображают ее убийцею, а шотландцы - безвинной жертвой подлой клеветы. Особенно много споров вокруг "писем из ларца"; если одни клятвенно защищают их подлинность, то другие клятвенно ее опровергают. Словом, все до мелочей подцвечено здесь партийным пристрастием. Быть может, поэтому неангличанин и нешотландец, свободный от такой кровной зависимости и аинтересованности, более способен судить объективно и непредвзято; быть может, художнику, охваченному хоть и горячим, но не партийно-пристрастным интересом, скорее дано понять эту трагедию.
Конечно, и с его стороны было бы непростительной смелостью утверждать, будто он знает непреложную правду обо всех обстоятельствах жизни Марии Стюарт. Единственное, что ему доступно, - это некий максимум вероятности, и даже то, что он по всему своему разумению и всей совести сочтет за объективную точку зрения, неизбежно будет носить черты субъективности. Поскольку источники загрязнены, ему приходится в мутных струях искать свою правду. И так как показания современников противоречивы, он вынужден на этом процессе в каждой мелочи выбирать между свидетелями обвинения и свидетелями защиты. Но как бы ни осмотрителен был его выбор, в иных случаях он поступит всего честней, снабдив свое суждение вопросительным знаком и признав, что тот или иной эпизод в жизни Марии Стюарт остался темным, недоступным исследованию и таким, должно быть, останется навсегда.
Поэтому автор представленного здесь опыта взял себе за правило не обращаться к показаниям, исторгнутым пыткой и другими средствами запугивания и насилия: тот, кому дорога истина, не станет полагаться на вынужденные показания как на заслуживающие доверия. Точно так же и донесения шпионов и послов (в те времена понятия почти равнозначные) лишь с величайшим отбором принимаются здесь во внимание и каждый отдельный документ берется под сомнение; и если автор держится взгляда, что сонеты, а также большая часть "писем из ларца" достоверны, то пришел он к этому, тщательно взвесив все обстоятельства, а также основываясь на мотивах внутреннего характера. Повсюду; где в архивных документах сталкиваются два противоречивых утверждения, автор каждое из них возводил к его истокам и политическим мотивам, и если бывал вынужден сделать между ними выбор, всегда сообразовывался с тем, насколько данный поступок психологически созвучен характеру в целом, что и было для него конечным мерилом.
Ибо сам по себе характер Марии Стюарт не представляет загадки, он противоречив лишь во внешнем своем развитии, внутренне же монолитен и ясен от начала до конца. Мария Стюарт принадлежит к тому редкому, глубоко впечатляющему типу женщин, чья способность к бурным переживаниям как бы ограничена коротким сроком, к женщинам, которые знают лишь мгновенный пышный расцвет и расточают себя не постепенно, а словно сгорая в горниле одной-единственной страсти. До двадцати трех лет чувства ее все еще покоятся тихой заводью, да и потом, начиная с двадцати пяти, ни разу не всколыхнутся они бурным прибоем, и только в течение короткого двухлетия клокочет разбушевавшаяся стихия - так обычная, будничная судьба превращается в трагедию античного масштаба, великую и величаво развивающуюся трагедию, подобную "Орестее". Лишь за это двухлетие предстает перед нами Мария Стюарт поистине трагической фигурой, только под этим давлением поднимается она над собой, разрушая в неистовом порыве свою жизнь и в то же время сохраняя ее для вечности. Только благодаря страсти, убившей в ней все человеческое, имя ее еще и сегодня живет в стихах и спорах.
Этой необычайной уплотненностью внутренней жизни, сведенной к единственному мгновенному взрыву, предуказаны форма и ритм всякого жизнеописания Марии Стюарт; задача художника - воспроизвести эту круто взлетающую и так же внезапно ниспадающую кривую во всем ее неповторимом своеобразии. А потому да не сочтут произволом, что таким большим отрезкам времени, как первые двадцать три года жизни, а также без малого двадцать лет заточения, здесь отведено столько же места, сколько двум годам ее трагической страсти. В жизни человека внешнее и внутреннее время лишь условно совпадают; единственно полнота переживаний служит душе мерилом: по-своему, не как холодный календарь, отсчитывает она изнутри череду уходящих часов. В опьянении чувств, блаженно свободная от пут и благословенная судьбой, она может в кратчайший миг узнать жизнь во всей полноте, чтобы потом, отрешившись от страсти, снова впасть в пустоту бесконечных лет, скользящих теней, глухого Ничто. Вот почему в прожитой жизни идут в счет лишь напряженные, волнующие мгновения, вот почему единственно в них и через них поддается она верному описанию. Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других, только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом».

Рубрики:  Личность в истории
Из книг
Метки:  

Процитировано 16 раз

affinity4you   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 00:25 (ссылка)
-KRASOTA-, урааа, Красота вернулась!
Вот тут может пригодится - есть много портретов Марии Стюарт... http://www.maria-stuart.ru/content/painting/portraits
Ответить С цитатой В цитатник
BELLA_DIDO   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 00:31 (ссылка)
-УРА !-УРА !-УРА!
Ариночка,с праздником,с возвращением!
Ответить С цитатой В цитатник
vera_nadezda   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 00:44 (ссылка)
-KRASOTA-,спасибо Ариша!
Как я рада тебе,все неприятности прошли? Ты по прежнему будешь радовать нас интересными сообщениями?!
А этот пост - чудесен.Как хорошо Цвейг
пишет - виден и вдумчивый историк психолог и поэтичный писатель...
"Лишь за это двухлетие предстает перед нами Мария Стюарт поистине трагической фигурой, только под этим давлением поднимается она над собой, разрушая в неистовом порыве свою жизнь и в то же время сохраняя ее для вечности. Только благодаря страсти, убившей в ней все человеческое, имя ее еще и сегодня живет в стихах и спорах."-только поэт и тонкий психолог мог такое понять и написать.Спасибо!)))
Ответить С цитатой В цитатник
asterina   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 01:06 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
fyodor490531   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 01:09 (ссылка)
Обошлось? Я рад. А это сообщение: сразу чувствуется Ваша рука (правильнее - направление мысли, выбор темы.Вот так!). Но теперь не пугайте, не исчезайте надолго: скучать буду
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 01:47 (ссылка)
affinity4you,
А мне-то как приятно:)
Спасибо за ссылку,очень я люблю эту персону:)
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 01:47 (ссылка)
DIDO_BALLA,
Спасибо!
Снова с вами:)))
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 01:51 (ссылка)
vera_liverouzna,
Ах,Анечка,как я люблю Цвейга,отлично пишет.
Новеллы его в детстве поразили,а это произведение прекрасно отражает красоту его души.
Неприятности прошли,но все еще боюсь сглазить,пишу с опаской:)))
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 01:52 (ссылка)
asterina,
да не за что,дорогая:)
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 01:54 (ссылка)
fyodor490531,
Я постараюсь не исчезать и радовать вас и себя:)
Спасибо за чудесный комплимент)
Ответить С цитатой В цитатник
Kleooa   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 05:12 (ссылка)
Спасибо, мне очень нравятся Ваши работы... успехов!
Цветы
Ответить С цитатой В цитатник
Богомолка   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 09:41 (ссылка)
Спасибо за пост, дорогая. И поздравляю тебя с праздником весны
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 13:12 (ссылка)
Зинаида_Паламарчук,
Спасибо вам!
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 13:13 (ссылка)
богомолка,
И тебя с праздником!
Успехов и весеннего настроения!:)
Ответить С цитатой В цитатник
Kandra   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 15:42 (ссылка)
-KRASOTA-, спасибо тебе, как же с ней безпощадно обошлась Бес Тюдор, всегда так бывает когда идет борьба за престол. А Цвейг как всегда на высоте.
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 16:22 (ссылка)
Kandra,
ты права,страшная история.
Елизавета ей и как женщине завидовала.
А Цвейг прекрасен:)
Ответить С цитатой В цитатник
Kandra   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2009 г. 16:29 (ссылка)
-KRASOTA-, твоя правда, Бес была завистливой леди, не любила тех, которые чем то ее превосходили.
Ответить С цитатой В цитатник
Lucika   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2009 г. 08:08 (ссылка)
.
Спасибо англ желт надп утенок отраж Аниме (369x184, 25Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
НатальяЛ   обратиться по имени Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 04:05 (ссылка)
Загадочной личности - замечательный пост! :)
Огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 12:24 (ссылка)
Luci_Demidova,
на здоровье!)
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 12:25 (ссылка)
НатальяЛ,
Как приятно!Спасибо вам за комментарий:)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку