Великолепный Санкт-Петербург в фотографиях
Закат над Питером
Вечерняя заря, какой она видится с Дворцовой площади. На дальнем плане - шпиль Адмиралтейства, увенчанный знаменитым петербургским корабликом.
Разводка Дворцового моста
Строительство моста по новому проекту А.П. Пшеницкого началось в 1912 году. 17 апреля 1914 года из-за наводнения была разрушена одна из строившихся опор. Из-за начавшейся в августе 1914 года Первой Мировой войны, начались перебои с финансированием. В результате, сроки строительства Дворцового моста были сорваны.
17 декабря 1916 года состоялась проверка конструкций моста на прочность. На мост въехали 34 грузовых автомобиля с грузом в каждом более 600 пудов. Комиссия, проводившая испытания, дала добро на открытие переправы.
Движение по Дворцовому мосту открыли 23 декабря 1916 года. Но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.
В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в 1944 году.В 1939 году деревянные ограждения моста были заменены чугунными с советской символикой (проект скульптора И.В. Крестовского и архитектора Л.А. Носкова). Оставшиеся деревянные конструкции были сняты с моста только в 1977–1978 годах.Несмотря на стремление архитекторов «приблизить» переправу к воде, мост всё равно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.14 ноября 1997 года состоялось торжественное открытие художественной подсветки Дворцового моста. Он стал третьим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим такую подсветку.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.
Улица зодчего Росси
Улица Зодчего Росси (прежнее название — Театральная улица) — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга, ведет от Александринского театра к площади Ломоносова и состоит из пяти зданий, построенных по единому проекту с единым фасадом, так что создаётся впечатление, что на каждой стороне улицы — по одному зданию. Строгость архитектурных форм фасадов улицы подчеркивают величественность и пышность здания театра. Является одной из достопримечательностей города.
Эта улица уникальна своим точным следованием античным канонам — ширина улицы равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров.В 1835 году Николай I принял решение перевести сюда балетное училище. В связи с этим были заложены открытые аркады первых этажей по обе стороны улицы. Переселение состоялось в 1836 году. В 1890-х годах училище окончили Анна Павлова, Михаил Фокин, Агриппина Ваганова.
В октябре 1923 года улица получила новое имя — улица Зодчего Росси. С 1957 года балетное училище стало именоваться Академией русского балета имени А.Я. Вагановой. При этом учебном заведении располагаются Театральная библиотека и Музей театрального и музыкального искусства
Петропавловская крепость с Троицкого моста
Троицкий мост – красивейший из мостов через Неву, был открыт в 1903 году, в день празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Строила этот великий мост французская фирма "Батиньоль".Авторы художественного оформления Троицкого моста — Рене Август Патуийар и В. Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона. Немало изменений в первоначальные эскизы внесли профессора Академии Художеств. В начале 1901 года они предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади.
Длина Троицкого моста - 335 м.
Трёхфонарный – так прозвали мост из-за уникальных фонарей с тремя светильниками (см. фото), благодаря которым Троицкий мост можно считать произведением искусства.
Со стороны Марсова поля въезд на мост украшают два обелиска с рострами, по всей его длине расположены выразительной формы фонари, решетка моста выполнена с использованием элементов стиля модерн - художественного течения, модного на рубеже 19 и 20 веков.
В дни празднования 200 летнего юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой.
Мост переименовывался несколько раз, сначала он был Троицким, затем в 1934 году получил имя С. М. Кирова, и снова стал Троицким.
Дворцовый мост в акватории Невы
Величественные архитектурные ансамбли, устремленные ввысь шпили, храмы, памятники воспринимаются в удивительной гармонии с водными пространствами. Гранитные набережные со спусками к воде, мосты, соединяющие берега - неотъемлемая часть архитектурного облика акватории Невы.
На берегах Невы возникает удивительное чувство простора, эта широкая полноводная река невольно воспринимается как главный проспект города.
Вид с Литейного моста
Мост был построен в 1875-1879 гг. по проекту военного инженера А.Е.Струве. Шестипролетный мост соединял центральные районы города с Выборгской стороной, являясь продолжением Литейного проспекта. С 1903 по 1917 год мост назывался Александровским. Решетки моста очень красивы. Чугунные литые секции между такими же стойками представляют собой высокохудожественное литье, выполненное по рисункам арх. К.К. Рахау. В рисунке решетки видна тенденция, общая для архитектуры 2-й половины XIX века: смешение стилей. Так, если меандр, окаймляющий каждое звено, - излюбленный мотив античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают декор барокко. В центре секции две русалки держат в руках щит с гербом Петербурга. Хвосты их вплетены в фигурный растительный орнамент. Просветы в чугунных столбиках заполнены фантастическими морскими животными, спускающимися в водную пучину.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор. 1818-1858 гг., арх. Монферран О.Р.
Заложен в честь Петра Великого, назван по имени Св. Исаакия Далматского, день которого совпадает с днем его рождения. Высота - 101,5 м.
На Исаакиевской площади
Композиционным центром ансамбля Исаакиевской площади стал Исаакиевский собор, построенный в 1818-1858 годах по проекту архитектора Монферрана. Храм, а затем и площадь, были названы в честь Святого Исаакия Далматского, день почитания которого совпадает с днем рождения Петра Великого. Главный городской кафедральный собор, строившийся почти полвека, был одной из крупнейших построек того времени.
Его монументальность и размеры поражают и сегодня: длина собора 111,28 метра, ширина - 97,6 метров, высота - 101,8 метров. Внутри храма могут одновременно находиться до тринадцати тысяч человек. Великолепно внутреннее убранство собора, при создании которого использовались живописные полотна, мозаики, ценные породы камня. По крученной винтовой лестнице, насчитывающей 562 ступени, посетители собора могут подняться на смотровую площадку, с которой открывается превосходный панорамный вид на город.
После завершения строительства собора, в 1859 году, в центре Исаакиевской площади был установлен конный памятник императору Николаю I, выполненный по проекту скульптора П. К. Клодта. Этот памятник уникален своим инженерным решением: скульптура имеет только две точки опоры - это задние ноги вставшего на дыбы коня императора.
Арка Генштаба
Триумфальная арка, высотой 28 метров и шириной 17 метров, состоит из двух частей, одна их которых оформляет вид здания с Дворцовой площади, а другая завершает Большую Морскую улицу. Арка украшена фигурами летящих Слав, композициями из оружия и воинских доспехов. Скульптура, венчающая арку, выполнена из листовой меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Она олицетворяет собой величие России после Отечественной войны 1812 года и представляет собой фигуру Славы в колеснице Победы, запряженной шестеркой коней, крайних из которых придерживают воины.Здание Главного штаба и министерств - одно из самых грандиозных в Европе, его длина составляет около 580 метров, а фасады составляющих его корпусов охватывают всю южную сторону Дворцовой площади. Благодаря этому, а также соразмерности Главного штаба и министерств с Зимним дворцом, эти здания создают целостный и гармоничный ансамбль площади.
С 1917 года в здании Главного штаба размещались Наркомат иностранных дел, Управление милиции, штаб Ленинградского военного округа. Сейчас в здании экспонируется часть коллекций Эрмитажа.После завершения строительства корпусов нового здания, приступили к оформлению триумфальной арки. Её скульптурное убранство задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Императором Александром I был утверждён проект, предусматривающий строгий классический облик арки. Однако сменивший его Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Тогда был разработан новый проект. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб. Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу. Для её создания свои услуги предлагал итальянский скульптор Александр Трискорни. Из всего заказа модель летящей Славы он предлагал сделать бесплатно. Но работа была отдана русским скульпторам. Кони были вычеканены по моделям В.И. Демут-Малиновского, а колесница — по модели С.С. Пименова.По первым расчётам конструкций металлического завершения триумфальной арки и колесницы с войнами их вес составил 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной. Тогда инженером Александровского чугуннолитейного завода англичанином М. Кларком было предложено оригинальное решение. Он предложил выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят.
Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки, что вызвало сомнения у чиновников и других архитекторов.
Дворцовая площадь. Александровская колонна
Александровская колонна воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Характеристики:
Общая высота сооружения - 47,5 м.
Высота ствола (монолитной части) колонны - 25,6 м (12 саженей).
Высота пьедестала - 2,85 м (4 аршина).
Высота фигуры ангела - 4,26 м.
Высота креста - 6,4 м (3 сажени).
Нижний диаметр колонны - 3,5 м (12 футов), верхний - 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
Размер постамента - 6,3×6,3 м.
Размеры барельефов - 5,24×3,1 м.
Размеры ограды - 16,5×16,5 м.
Общий вес сооружения - 704 тонны.
Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
Общий вес навершия колонны около 37 тонн.
Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.
Исаакиевский собор
Банковский мост
Банковский мост — один из трёх висячих мостов сохранившихся до настоящего времени в Санкт-Петербурге. Своим архитектурным оформлением он прославился далеко за пределами города. Удерживающие мост цепи закреплены внутри четырёх грифонов, расставленных по углам переправы. Они стали одним из символов Санкт-Петербурга. Литые фигуры мифических животных выполнены скульптором Петром Павловичем Соколовым. Крылья грифонов сделаны из меди и позолочены.
Согласно древнегреческой мифологии грифоны являлись надёжными стражами кладов. Потому именно их и выбрали в качестве декоративного оформления моста у здания банка.
Банковский мост один из самых узких мостов в городе. При длине 25.2 метра его ширина всего 1.8 метра.Опоры Банковского моста – каменные. Основания опор, как и примыкающих к ним стенок набережной, – свайные ростверки. Пролетное строение – деревянное, подвешено к металлическим цепям круглого сечения. Цепи особыми шарнирами прикреплены внутри голов грифонов к чугунным пилонам, установленным внутри последних. Над головами крылатых грифонов, находящихся на чугунных пъедесталах, установлены большие круглые стеклянные фонари. Крылья грифонов и другие архитектурные элементы моста были позолочены червонным золотом.
Впоследствии чугунную решетку ограждения заменили железной, а стеклянные фонари разбили. В 1949-1950 гг. Банковский мост был реставрирован: отлита и установлена чугунная решетка ограждения моста, поставлены новые фонари и возобновлена его первоначальная окраска.