-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вичугский

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 569

Выбрана рубрика Архитектура.


Другие рубрики в этом дневнике: Футбол(22), Новости(92), ЛЮДИ(90), ЛИТЕРАТУРА(15), ИСТОРИЯ(100), География(10)
Комментарии (0)

Материалы к истории Петропавловской церкви села Стрелка

Дневник

Вторник, 02 Ноября 2010 г. 09:58 + в цитатник

К 170-летию основания храма

 
 
В 1840 году в селе Стрелка Нерехтского уезда Костромской губернии был построен каменный храм святых апостолов Петра и Павла. Но прошлое Петропавловского прихода имеет более давнюю историю, отраженную в архивных документах и печатных изданиях. На протяжении всего периода существования этого сельского прихода в его жизни принимали участие церковнослужители и многочисленные прихожане. Светлой памяти всех их и посвящается этот скромный труд. Я искренне признателен Галине Вольдемаровне Брезгиной (Кострома) за предоставленные материалы о священнослужителях Петропавловского храма.
 
 
Прежде чем приступить к рассказу об истории Петропавловского храма, необходимо уделить внимание прошлому села Стрелка и его владельцам. Современное название села Стрелка начинает встречаться в документах первой половины 18-го века. Прежде это была часть села Борщовки. Из писцовых книг по Костроме следует, что село Борщовка находилось во владении князя Афанасия Григорьевича Козловского: «...а другая половина того села за Федором Ивановым мужем Чичаговым».(1) В половине села, пренадлежавшей кн. Козловскому насчитывалось пять «лютцких дворов». Половина Ф. И. Чичагова не была заселена. Две его половины  были разделены оврагом. Задолго до появления в этих местах князей Козловских и других землевладельцев на левом берегу реки Сунжи, при впадении ее в Волгу, находился старинный Петровский погост. На его территории издавна стояли два храма – св. ап. Петра и Павла и архангела Михаила.  К началу 17-го столетия Петровский погост, как церковный центр, уже утратил свое значение: «... погост Петровской на рк. на Сунже пуст. А на нем место ц-вное, что была ц-вь Петра и Павла, да место ц-вное, что была ц-вь Михаила арх. ... .»(2) Его территория отходит во владение кн. А. Г. Козловского. А в 1636 г. заново возводится деревянный Петропавловский храм. В переписных книгах по Костроме омечено: «... ц[е]рковь святых апостолов Петра и Павла, да за попом Иваном Максимовым на церковной земле бобыл[ь] Федотко Остафьев.».(3) Итак, согласно приведенным сведениям церковь была восстановлена на прежнем месте, то есть на опустевшем Петровском погосте. В 1641 году Федор Иванович Чичагов променял свою половину Борщовки кн. А. Г. Козловскому. С этого момента кн. Козловские стали полноправными владельцами своего поместья, которое с деревнями и пустошами в 1683 году было дано в вотчину князю Андрею Афанасьевичу Козловскому. Село Борщовка стало делиться на две половины уже между наследниками этого княжеского рода. Начиная с середины 18 века, в архивных документах встречается два названия села и упоминания о Петропавловском храме. Так в ревизских сказках того периода говорится следующее: «Вотчины кригс комисара князь Семена княж Борисова сына Козловского, которая в прежнюю перепись написана за ним же в сельце Стрелках и в селе Семигорье... .»(4)
 
Согласно этому же документу подтверждается место, где в прошлом находилась церковь: «Оного ж Плеского стану ц[е]ркви Петра и Павла, что на Суньже церковной причетник написанной в прежную перепись при той ц[е]ркви... ... Игнатей Осипов сорока пяти лет. И того в оном селце Стрелках тритцеть одна душа.»(5) Пока не выявлены документы, в которых бы указывалась конкретная дата появления в Стрелке церкви. Но с высокой степенью вероятности можно сказать, что деревянный Петропавловский храм был разобран и перевезен с прежнего места в село Стрелка и установлен на краю оврага: «1762 году... ... вотчины генерал маэорши Настасьи Семеновны Бибиковой Костромскаго уезду Плескаго стану села Петропавловскаго Стрелка тож...».(6)
 
Если о деревянном Петропавловском храме есть достаточные сведения, то о его священнослужителях более подробные известия появляются только к началу 19 века. В ревизии 1811 года указано, что священником в храме служил Андрей Иванов 66-ти лет, умерший в 1814 году, а далее указано, что в 1815 году «священническое место состояло праздно».(7)  С 1816 года в церкви служит Петр Андреев, который до этого был пономарем в Богородицкой церкви села Борщовки. Известна и дата его кончины – 1826 год. У Петра Андреева было два сына: Иван 19-ти лет и Антоний 3-х лет, умерший малолетним в 1816 году.(8) Далее сведения о священнослужителях отсутствуют до начала 40-х годов 19 века. Тогдашний владелец Стрелки генерал-майор Василий Александрович Бибиков в 1840 г. выходит в отставку. В том же году на противоположной стороне улицы, на высоком волжском берегу строится каменный Петропавловский храм. На месте старого храма возводится деревянная часовня над могилами генерал-аншефа Алксандра Ильича Бибикова и его тестя князя Семена Борисовича Козловского.(8) В новопостроенной церкви служит священник Андрей Пинягин. После него назначен священник Иоанн Владимиров. Отец Иоанн умер рано, в возрасте 40-ка лет от чахотки 4-го марта 1868-го года и был погребен на церковном кладбище. В годы служения отца Иоанна церковным пономарем был Иван Груздев, который имел сына Ивана обучавшегося в Кинешемском духовном училище.(9)
 
К тому времени в приходе села Стрелка состояло 9 селений, 278 прихожан мужского пола и 334 женского. (10)
 
С 1871-го по 1879-й годы настоятелем храма состоял Евгений Васильевич Вилинский, служивший в прошлом дьячком в церкви соседнего села Семигорья. Далее некоторое время настоятелем служил отец Иоанн Космодамианский (1890 г.) С февраля 1894-го года - отец Александр Орфанитский. (11)
 
К сожалению подробности жизненного пути и судьба многих священнослужителей Петропавловской церкви очень кратки из-за отсутствия соответствующих документов того времени. Более подробные биографические сведения удалось собрать о псаломщике храма Николае Сокольском. Николай Васильевич родился в селе Княгинине Нерехтского уезда в семье псаломщика Василия Константиновича Сокольского. После обучения в Костромском духовном училище он в течение 4-х лет был послушником при Николо-Бабаевском монастыре. В 1893 году он определен псаломщиком в село Стрелку. Здесь он женился на Ольге Георгиевне Троицкой 1874 года рождения – дочери псаломщика местной церкви Георгия Ивановича Троицкого. Отец Ольги первый раз овдовел в 1866-м году – его жена Устинья Ивановна умерла от горячки в возрасте 44-х лет.(12) От этого брака осталась дочь Мария. Георгий Иванович женился вторично. Год спустя после назначения в Стрелку Николая Сокольского его тесть Георгий Троицкий скончался. За усердную службу на приходе Николай Сокольский был посвящен в стихарь в 1900-м году. Позднее он получил еще одну награду – Архипастырское благословление, данное Высокопреосвященным Евдокимом Архиепископом Алеутским и Североамериканским. У Николая Васильевича и Ольги Георгиевны была большая семья, что традиционно для того времени. Они воспитывали шестерых детей. Младший из сыновей Аркадий всю свою жизнь прожил в Стрелке. Николай Васильевич Сокольский пережил время гонений на церковь. Скончался и похоронен он на церковном кладбище. К сожалению могила его не сохранилась. В начале 20-го века в Петропавском храме служил настоятелем Василий Никанорович Скворцов, а церковным старостой Платон Григорьевич Сироткин.(13)
 
  
                                               ПРИМЕЧАНИЯ  
 
1. РГАДА. Фонд 1209, опись 57, дело 10598, лист 235 оборот.
2. Холмогоровы В. И. и Г. И. Плесская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных земель. Кострома, 1902, вып. 3, с. 136.
3. РГАДА. Ф. 1209, оп. 58, д. 10980, л. 530.
4. РГАДА. Ф. 350, оп. 2, д. 1525, д. 953.
5. Там же, л. 954 об.
6. РГАДА Ф. 350, оп. 2 д. 1535, л. 572.
7. ГАКО. Ф. 200, д. 22, л. 225 об.
8. ГАКО. Ф. 200, д. 210, л. 66 об.; д. 4, л. 93 об.
9. ГАИО. Ф. 1158, оп. 8, д. 4, лл. 117 об.-118.
10. Беляев Иоанн. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПБ 1863, сс. 191, 192.
11. Костромские Епархиальные Ведомости. 1894, № 4.
12. ГАИО. Ф. 1158, оп. 8, д. 12, лл. 66 об.-67.
13. ГАКО. Ф, 130, оп. 9, д. 2993, лл. 34 об.-35; оп. 11, д. 2285, лл. 88 об.-89. 
 
 
Рубрики:  ИСТОРИЯ
Архитектура

Метки:  
Комментарии (0)

105 лет "Белой" церкви Вичуги

Дневник

Суббота, 06 Июня 2009 г. 13:55 + в цитатник

В Вичуге прошли торжества, посвященные 105-летию старого Воскресенского храма города
 
5 июня 2009 года в городе Вичуга Ивановской области прошли торжества, посвященные 105-летию старого Воскресенского храма города. Их возглавил епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф.
 
Утром на границе Вичугского района Владыка был встречен главой этого муниципального образования В.К.Волковым, а у старого Воскресенского храма – главой города Вичуга В.Г.Ступиным.
 
Затем епископ Иосиф в сослужении многочисленного духовенства совершил здесь Божественную литургию.
 
По ее окончании по территории храма прошел крестный ход, во время которого была освящена памятная доска об его основателе – Александре Ивановиче Коновалове.
 
Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф вручил Архиерейские грамоты прихожанам, потрудившимся в деле восстановления старого Воскресенского храма Вичуги.
 
Грамот удостоены: Махова Н.Ю., юрист Вичугской городской Думы и Вичугской районной администрации, Сокова В.И., начальник Управления Пенсионного фонда в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе, Харитонова О.С., прихожанка храма.
 
Со словами поздравления и благодарности к Владыке, духовенству и богомольцам обратился глава города Вичуга В.Г.Ступин.
 
За богослужением пел Архиерейский хор под управлением протоиерея Георгия Чулкова, настоятеля Преображенского кафедрального собора города Иваново.
 
Рубрики:  Новости
Архитектура

Метки:  
Комментарии (0)

Реконструкция вичугской подстанции 1934 г.

Дневник

Понедельник, 01 Сентября 2008 г. 14:24 + в цитатник

ФСК ЕЭС инвестирует в реконструкцию вичугской подстанции 1,8 млрд рублей

Филиал ОАО "ФСК ЕЭС" — Магистральные электрические сети (МЭС) Центра — приступил к комплексной реконструкции подстанции 220 кВ Вичуга Ивановской области. В результате модернизации энергообъекта будет значительно повышена надежность электроснабжения потребителей Ивановской области, в частности, города Вичуга, где проживают более 45 тысяч человек, а также таких крупных промышленных предприятий, как Вичугский машиностроительный завод, Вичугская прядильно-ткацкая фабрика имени Шагова, Ногинская фабрика, прядильно-ткацкая фабрика "Красный Профинтерн". Работы ведутся в рамках инвестиционной программы комплексной реконструкции и технического перевооружения объектов 220 кВ. Сумма инвестиций в реконструкцию энергообъекта превысит 1,8 млрд рублей. Об этом сообщает сайт ОАО "ФСК ЕЭС".
В рамках реконструкции вместо действующей подстанции 220 кВ Вичуга фактически будет построена новая. Подобное техническое решение обусловлено тем, что реконструкцию объекта необходимо провести в сжатые сроки, не допуская отключения потребителей. После перезавода линий электропередачи на новый объект старое оборудование будет демонтировано. Применение новейшего электротехнического оборудования, цифровых систем релейной защиты и автоматики, а также автоматизированной системы управления технологическими процессами сделает новую подстанцию Вичуга высоконадежной, компактной и малообслуживаемой. Планируемый срок окончания реконструкции — 31 декабря 2010 года.
Подстанция 220 кВ Вичуга установленной мощностью 321,5 МВА построена в 1934 году для электроснабжения группы текстильных предприятий в городах Вичуга и Кинешма. Она является основным питающим центром города Вичуга и всей Ивановской области. От подстанции отходит 27 линий электропередачи напряжением 6-220 кВ. По линиям электропередачи 110-220 кВ осуществляются перетоки электроэнергии между Ивановской, Владимирской, Костромской и Нижегородской областями.

Источник информации: http://www.chastnik.ru/info.html?section=1&id=28153&module=6

Рубрики:  Новости
Архитектура

Метки:  
Комментарии (0)

Вичуга, 27 июля 2008 г.

Дневник

Пятница, 15 Августа 2008 г. 17:42 + в цитатник
Художественный музей (арх. И. Жолтовский) на реставрации
 
 Вичугские орхидеи - дремлики - в изобилии представлены в районе главного парка
 
В парке
 
Аттракционы в парке
 
Строящийся бассейн
 
Турнирные таблицы
 
 
Школа №10
 
 
Школа искусств
 
Городской культурный центр - Коноваловский народный дом
 
Воинский мемориал
 
 
Бывшие коноваловские ясли (1912, арх. В. Адамович, И. Жолтовский)
 
Бывшее здание правления фабрики
 
Вьюнок на проводе
 
Афиша
 
Выставка в музее
 
Цветники
 
Бывшее здание почты, котором в 1890-е годы отправлял письма Сергей Рахманинов. Здесь до революции работал отец наркома земледелия И. Бенедиктова и здесь рос сам будущий нарком. За это здание шла борьба между восставшими ткачами и силами ОГПУ во время вичугского бунта 1932 г.
 
Вокзал железнодорожный и автобусный 
 
Расписания и тарифы
 
Футбольный матч на первенство области между командами "Вичуга" (красные) и "Шаговец" (белые). Победили красные...
 
 
 
 
 
 
 
 
Тренеры команд и судья
 
Зрители
 
  
 
Мемориальная доска, установленная на Красной церкви в Тезино
 
Ж/д переезд. Поезд "Кинешма-Москва"
Рубрики:  Новости
ЛЮДИ
Архитектура
Футбол

Комментарии (4)

Расстрелянный ангел, Или храм Покрова-на-Лузе

Дневник

Воскресенье, 10 Августа 2008 г. 20:22 + в цитатник
От Лальска дорога через несколько километров выведет к понтонному мосту через Лузу. 
 
Затем едем по хорошему грейдеру до первого поворота направо. Несколько километров по песчаной дороге через великолепный бор.
 
 
  
 
После покривившегося самодельного указателя дорога выведет к краю ещё живой д. Большое Заборье. Отсюда нужно проехать ещё с километр по опушке леса.
 
 
Дорога, выведет к р. Лузе, откуда откроется великолепная панорама. Среди леса будет возвышаться храм Покрова-на-Лузе.
 
Здесь у практически мёртвой деревни Малое Заборье наезженная дорога кончается. 
 
 
Небольшая речка не является непреодолимым препятствием - опытный водитель на подготовленном внедоржнике сможет преодолеть её вброд. Но далее дорога уже ненаезженная - лишь след одной машины мы разглядели, - но вполне проходимая до самого храма.
  
 
Мы предпочли оставшиеся три километра пройти пешком. Тропа была не натоптана, но слегка примята: изучая интернет, мы выяснили, что за несколько дней до нас к храму Покрова-на-Лузе ходил один из любителей геокэшинга
 
Покровский собор построен в 1729-1750 гг. Известны имена ктиторов - заказчиков церкви - ими были лальские торговые люди Семён и Максим Пестовские.
 
  
 
 
На шпиле колокольни - расстрелянный ангел...
 
 
  
 
Вход, ведущий на второй этаж храма
  
  
 
Так выглядят со второго этажа кирпичные потолки первого этажа
 
 
  
На втором этаже
 
 
 
 
Под куполом храма сидел единственный голубь. Может и впрямь дух святой?
 
 
Сохранившаяся роспись и лепнина второго этажа храма
 
 
 
 
    
  
Следов мифических паломников, о которых упомянуто на одном из сайтов, обнаружено не было: не было ни иконок, ни свечек... Зато, кроме любителей стрельбы по ангелам, были в изобилии представлены надписи добравшихся сюда дикарей-туристов: самая ранняя надпись была помечена 1978 г., а самая поздняя июнем 2008 г.
 
 
 
Интерьеры первого этажа
  
 
Росписи первого этажа храма
    
 
Очень интересная роспись на тему Георгия-победоносца
 
Храм в изобилии украшен каменной резьбой
 
 
  
 
Рядом с церковью - заброшенное кладбище.
 
Обратная дорога, как водится, показалась более короткой. Между прочим, местами было удобнее идти по противопожарной канаве. В сосновом бору нам попалась россыпь лисичек.
 
 
На обратном пути мы в полную меру насладились видами удивительного беломошного бора.
 
  
 
В общем, добраться до храма можно, но будьте осторожны: не заплутайтесь и будьте внимательны - "техпомощь" не поможет!
 
 
 
Рубрики:  География
Архитектура

Комментарии (4)

Лальск - жемчужина Русского Севера

Дневник

Четверг, 07 Августа 2008 г. 18:53 + в цитатник
ЛАЛЬСК
 
Виды на соборный комплекс
 
 
 
Колокольня (1743) Воскресенского собора
 
 
 
 
Воскресенский собор (1698-1716)
 
 
   
  
 
 
 
 
Благовещенская церковь (1732-1762)
 
 
Надписи на территории соборного комплекса
     
 
Брод через Лалу за соборным комплексом
 
Лалетянки
 
 
Дом Пономарёва (1800)
 
Лальский районный историко-краеведческий музей в доме Прянишникова (1881)
 
 
Дом Шестакова (1893)
 
 
Дополнительная информация:
 
Смотрите также:
Храм Покрова-на-Лузе (Кировская обл.)
Рубрики:  География
Архитектура

Комментарии (0)

В Вичуге прошли торжества, посвященные 100-летию закладки Воскресенского храма

Дневник

Понедельник, 14 Июля 2008 г. 15:19 + в цитатник
В субботу, 12 июля 2008 г. в городе Вичуга прошли торжества, посвященные 100-летию закладки Воскресенского храма. Их возглавил епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф.
 
Утром, на подъезде к храму владыку встретили глава администрации города Вичуга В.Г.Ступин и глава администрации Вичугского муниципального района В.К.Волков. Епископ Иосиф совершил в Воскресенском храме Божественную литургию. Преосвященному владыке сослужили:
Благочинный 9 благочиннического округа, настоятель храма Воскресения Христова города Вичуга протоиерей Петр Косянчук;
Благочинный 8 благочиннического округа, настоятель "старого" Воскресенского храма города Вичуга игумен Филарет (Соловьев);
Секретарь Иваново-Вознесенского Епархиального управления игумен Виталий (Уткин);
Иеромонах Вениамин (Блинов), клирик Воскресенского храма города Вичуга;
Иерей Богдан Отрода, клирик Воскресенского храма города Вичуга;
Иерей Александр Чистов, клирик Воскресенского храма города Вичуга;
Протодиакон Павел Конник, клирик Преображенского кафедрального собора города Иваново;
Диакон Владимир Небальзин, клирик Воскресенского храма города Вичуга;
Диакон Сергий Кириллов, клирик Преображенского кафедрального собора города Иваново;
Диакон Алексей Смирнов, клирик храма Рождества Христова села Сосновец Родниковского района;
 
По окончании Божественной литургии вокруг храма прошел крестный ход, во время которого епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф освятил мемориальную доску, установленную в память 100-летия закладки храма.
 
Величественный Воскресенский храм села Тезино (ныне – город Вичуга), способный вместить 3 тыс. человек, был построен на средства потомственного почетного гражданина, фабриканта и благодетеля Ивана Александровича Кокорева в память об его трагически погибшей 19-летней дочери Лидии. Девушка поправляла перед сном лампадку у иконы, и от стоящих на столе свечей на ней вспыхнула ночная рубашка. От полученных ожогов она умерла через пять дней. 30 мая 1908 года в годовщину её смерти была проведена закладка храма. Освящение совершено 5 июня 1911 года епископом Костромским и Галичским Тихоном. Автор проекта храма и внутреннего убранства – московский архитектор И.С.Кузнецов. Внутренние росписи были выполнены художниками Палеха (руководитель группы иконописцев – Софронов) в стиле древнерусской живописи XVII века. Архитектурное решение храма и оформление фасадов огромными майоликовыми панно не имеет аналогов. Приделы в храме были посвящены святым первоверховным апостолам Петру и Павлу и святой мученице Лидии. Богослужения в храме прекратились в 1927 году, храм закрыт по решению облисполкома от 28 декабря 1930 года. Богослужения возобновились в 1990-е годы.
 
Храм восстанавливается усилиями его настоятеля – протоиерея Петра Косянчука. 12 июля, на память святых первоверховных апостолов Петра и Павла батюшка празднует свой день ангела. По окончании крестного хода в храме его тепло поздравили епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, глава администрации города Вичуга В.Г.Ступин и прихожане. Владыка обратился к собравшимся со словом о значении святых первоверховных апостолов Петра и Павла в жизни Церкви.
 
После Божественной литургии в здании городской администрации состоялась рабочая встреча епископа Иосифа и В.Г.Ступина. Глава города подробно рассказал управляющему епархией о текущем состоянии и перспективах социально-экономического развития Вичуги. Владыка с удовлетворением отметил динамичное развитие этого районного центра. Здесь активно восстанавливается машиностроительная и текстильная промышленность, строится здание бассейна, по самым современным технологиям реконструируется кинотеатр, в котором теперь будут демонстрироваться фильмы отечественного производства, вводятся в строй новые спортивные площадки. В Вичуге на протяжении длительного времени активно развиваются церковно-государственные взаимоотношения.
 
По окончании встречи епископ Иосиф и В.Г.Ступин приняли участие в первом заседании Попечительского совета по восстановлению Воскресенского храма так же прошедшем в здании городской администрации. В 2011 году будет торжественно отмечаться 100-летие с момента освящения этой удивительной церкви. Предстоит осуществить большой объем восстановительных работ. Их общая стоимость оценивается приблизительно в 20 миллионов рублей. В первую очередь, речь идет о золочении куполов, восстановление майоликовых панно на порталах храма, благоустройстве территории. Средства планируется привлекать из внебюджетных источников. В Попечительском совете, главой которого на первом заседании был избран В.Г.Ступин, а заместителем – протоиерей Петр Косянчук объединились представители власти, деловых кругов, депутатского корпуса и общественности города. Было принято решение об открытии специального банковского счета, на котором будут аккумулироваться средства, необходимые для восстановления храма. К благому делу предполагается привлечь вичужан, живущих за пределами своего города и всех, кому дорого историко-духовное наследие Великой России.
 
Пресс-служба Иваново-Вознесенской епархии
 
 
Реквизиты Попечительского совета по восстановлению Воскресенского храма:
Приход Воскресенский г.Вичуга Русской Православной Церкви
ИНН 3701002280
р/с 40703810200030000011
Филиал "Вознесенский" АКБ "Инвестторгбанк" г. Иваново
ИНН Банка 7717002773
КПП Банка 370103001
БИК 042406772
Кор.счет 30101810800000000772
В ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской обл. г. Иваново
ОКПО 48217306
ОГРН 1027739543182
Адрес: 153000, г. Иваново, ул. Б.Воробьевская, д. 11 "А"
Тел.: (4932) 30-03-03, 30-48-48
Адрес: 155333, Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 79
Тел.: 2-03-56
 
 
 
 
Рубрики:  Новости
Архитектура

Метки:  
Комментарии (0)

12 июля 2008 г. - торжества, посвященные 100-летию закладки Воскресенского храма

Дневник

Пятница, 11 Июля 2008 г. 01:48 + в цитатник
12 июля на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Вичуга пройдут торжества, посвященные 100-летию закладки Воскресенского храма

10 Июля 2008 года

12 июля на праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Вичуга пройдут торжества, посвященные 100-летию закладки Воскресенского храма - одного из самых величественных храмов Иваново-Вознесенской земли.

Храм Воскресения Христова села Тезино (современный город Вичуга) был заложен 30 мая 1908 года и освящен 5 июня 1911 года. Храм построен на средства и тщанием потомственного почетного гражданина с. Тезино, фабриканта и благодетеля Ивана Александровича Кокорева в память о своей трагически погибшей дочери Лидии.

12 июля епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф совершит в Воскресенском храме Божественную литургию и крестный ход, в ходе которого состоится освящение мемориальной доски, установленной в честь празднуемого события. Начало богослужения - 9.00
 

Пресс-служба Иваново-Вознесенской епархии


Источник новости
 
Смотрите также:
Освящение Воскресенского храма в Тезино в июне 1911 г. (записки июня 1911 г. священника А. Князева, очевидца и участника события)
 
Рубрики:  Новости
Архитектура

Метки:  
Комментарии (1)

Освящение нового храма в селе Тезине Кинешемского уезда

Дневник

Пятница, 11 Июля 2008 г. 01:05 + в цитатник
   5 июня 1911 г. в селе Тезине было важное священное торжество – освящение преосвященнейшим Тихоном, Епископом Костромским и Галичским, каменного храма, устроенного на средства Товарищества Мануфактур Г. Разоренова и И. Кокорева.
 
Деревянный храм в Тезине и планы на строительство каменного
   До 1864 года Тезино было деревней Тезихой прихода Покровской церкви села Хренова. Приход села Хренова в прежние времена был весьма большой по числу приходских селений и по количеству народонаселения.
   Притч села Хренова состоял из 4 священников, дьякона, 4 дьячков и столько же (4) пономарей. Дальность расстояния приходских деревень от церкви и вследствие того неудобство в сношении крестьян с церковью и духовенством вынуждали заботиться об образовании самостоятельных приходов, с устройством новых храмов в районе этого громадного Хреновского прихода. И вот, в 1850 году отделилась деревня Гольчиха и в ней устроен каменный храм, с образованием самостоятельного прихода – единоверческого, вследствие склонности к единоверию строителей храма – фабрикантов Морокиных, Миндовских, Коноваловых и некоторых крестьян близлежащих селений.
   По той причине – дальности расстояния от приходской церкви деревни Тезихи – с благословения и разрешения Преосвященного Платона, на средства Кинешемского 1 гильдии купца Никонора Алексеевича Разоренова и прихожан в 1864 году в деревне Тезихе был построен деревянный храм в честь Апостолов Петра и Павла, с приделом в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Этот храм начат постройкой 29 июня 1864 года и освящен 13-го сентября, а придельной 15-го сентября того же года. К новоустроенной церкви приписаны были , кроме Тезина, деревни Бисериха, Сенниково, Кирикино и Сопигино. К церкви был определен трехчленный притч из священника, диакона и (пономаря) псаломщика*.
*Впоследствии, в 1880 году фабрикант А.П. Коновалов при д. Бонячках прихода с. Хренова устроил деревянный храм, к которому определен был, согласно ходатайству строителя, единоверческий притч. Храм безприходный устроен для удовлетворения религиозных нужд рабочих фабрик Коновалова. В 1904 г. вместо деревянного устроен каменный храм для постоянного совершения в нем богослужения по православному обряду.
 
  Храм был устроен деревянный и сравнительно небольших размеров. Очевидно, имелось в виду со временем устроить в селе более поместительный храм - каменный. Мысль об устройстве нового каменного храма постоянно жила в приходском сознании. Одно время, годов около 35 назад, стали заготовлять материал для нового храма, но должно быть не пришло еще время устройства храма… и заготовленный материал получил другое назначение. С годами народонаселение в селе Тезине постепенно увеличивалось, и нужда в новом храме сказывалась сильнее.
   Прежней церкви староста М.М. Кормилицын не решался взять на себя это дело, сознавая трудность его, хотя по возможности устранил недостаток храма – его малопоместительность. В 1900 г. по проекту архитектора Большакова были сделаны к храму, около боковых дверей его, пристройки, соединенные с храмом арками. В этих пристройках поставлены иконостасы с иконами из моленной Кормилицына. Но и эти пристройки сравнительно немного помогли делу: малопоместительность храма заявляла о себе более и более.
   В 1900 году, после смерти церковного старосты М.М. Кормилицына, единогласно избран церковным старостой и утвержден Епархиальным Начальством местный фабрикант села Тезина, потомственный почетный гражданин Иван Александрович Кокорев. Надежды на устройство нового храма оживились, так как новый церковный староста известен был своею любовию к храмам Божиим и щедрою благотворительностью в пользу их. Мысль об устройстве храма зрела и у Ивана Александровича, хотя он мало говорил о том, сознавая важность и серьезность дела устройства храма.
 
Трагическая смерть Лидии и строительство нового храма
   В 1907 году семью Ивана Александровича постигло великое несчастье. 26 мая его младшая дочь, девица Лидия 19 лет, пред сном стала оправлять перед святой иконой лампадку; окно было приоткрыто; на столе стояла свеча. От легкого ветерка одеяние Лидии, незаметно для нее, попало на огонь и моментально вспыхнуло. Быстро оказана была помощь несчастной, но тяжелые ожоги уложили страдалицу в постель. Неимоверно тяжелы были страдания юной девицы, но она терпеливо переносила их и даже мало плакала и стонала, оберегая покой родителей.
   Местные и московские врачи нашли ее положение безнадежным. Глубокорелигиозная, истинно верующая, девица Лидия пожелала исповедаться и причаститься святых Тайн. Когда силы ее заметно слабели, жизнь угасала, она выразила желание «особороваться маслом». Пред последним помазанием святым елеем она тихо сомкнула глаза и уснула навеки 30 мая.
 
   Скорбь родителей не поддавалась описанию. И только вера в Бога, уверенность в том, что Бог не лишит милостей ту, которая была чиста душой, которая по-христиански приготовилась к кончине, успокаивали их терзаемые скорбью сердца. Тогда у страдальцев родителей окончательно и созрело решение свершить это важное, полезное и необходимое для Тезина дело: устроить новый храм в память о преждевременно скончавшейся девицы Лидии, поставить ей памятник, лучше и важнее которого нет и быть не может.
   Крестьяне села Тезина безвозмездно уступили 4 десятины полевой земли для храма и домов духовенства при нем. Архитектор-художник И.С. Кузнецов (из Москвы) составил проект плана, согласно указаниям строителей. Проект получил одобрение Преосвященного Епископа Тихона и утверждение Строительного Отделения Костромского Губернского Правления.
   Ровно через год после кончины девицы Лидии, 30 мая 1908 года, торжественно была совершена закладка храма священнослужением Преосвященного Епископа Тихона. Всенощное бдение совершено было праздничное с заупокойным-парастасом, а после литургии совершена была панихида по девице Лидии.
   Три года строился и благоукрашался этот храм. Только благодаря предусмотрительности строителей, своевременной без всякой задержки заготовки строительных материалов и множеству рабочих возможно было соорудить в три года такой величественный, грандиозный, благолепно украшенный храм. Внутри весь храм открытый: нет ни столбов, ни колонн. Верх пятиглавого храма держится на бетонных сводах. Ширина храма внутри 30 аршин 10 вершков, длина от иконостаса 30 аршин 10 вершков, кроме того трапезная (между храмом и колокольней) длиною в 20 аршин, шириною в 10 аршин. Солея на высоте 5 мраморных ступеней. Иконостас, во всю ширину храма, шестиярусный, иконы древнегреческого письма, все герметически закрыты стеклами в целях сохранения их от пыли и копоти. Иконостас деревянный мелкой резьбы, весь сплошь золоченный; высотою в главном алтаре 20 аршин.
   Купола, своды и стены все расписаны изображениями священно-исторического содержания. Работал известный в России иконописец-художник Сафонов. Вся живопись исполнена также в строго выдержанном греческом стиле. Всех священных изображений более 400. Исполнение их замечательно живо и художественно. Звоны на колокольне всего весом 1700 пудов (большой колокол весом 820 пудов). Для помещения ризницы, библиотеки и церковной утвари устроены под алтарями светлые и удобные комнаты. Хоругви, паникадило, подсвечники, лампадки, ризы на иконы, а также кресты и Евангелия – все приготовлено на заказ в строго выдержанном стиле по рисункам художника-архитектора Кузнецова. Отопление церкви водяное, вентиляция паровая. Вообще, храм производит грандиозное впечатление; таких не много и в столицах.
 
Освящение Воскресенского храма
   На освящение храма прибыл Преосвященный Епископ Тихон 4 июня, в 12 часов дня. На вокзале Владыку встретило духовенство ближайших сел и множество народа. Владыка, побеседовав с духовенством, сказал народу Архипастырское назидание, всех благословил и распорядился раздать листки религиозно-нравственного содержания.
   Вообще, на пути из Костромы в с. Тезино, на вокзалах, где собирался народ, Владыка выходил из вагона, благословлял и наставлял собравшихся.
   С вокзала Преосвященный прибыл в старый Тезинский деревянный храм, где встречен был по чину настоятелем церкви, священником А. Князевым и с протодиаконом В. Померанцевым, причем настоятель сказал приветственное слово, в котором выразил радость по случаю прибытия Владыки на светлое приходское торжество и устроения нового обширного, благолепного храма; он просил молитв Архипастыря, «да будет храм этот средоточием церковно-приходской жизни, светом, преосвещающим христиан, источником милостей и благословения Божия, дабы верующие почерпали в нем утешение, ободрение и подкрепление». Владыка ответил краткой речью на тему «буди по глаголу твоему» и, после краткого молебствия и обычных многолетий, Владыка преподал назидание народу поучением о том, что нужно человеку для спасения души, и благословил собравшийся народ.
   В 6 часов началась всенощная в новом храме. В первый раз высокие своды храма огласились словами молитв и песнопений. Громадный храм требует немалого напряжения голосовых сил и умения служить, чтобы всюду в храме слышны были произносимые слова. Преосвященный выходил на литию и величание и помазывал освященным елеем почти до конца всенощной. После первой каоизмы местный священник сказал поучение, в котором, кратко выяснив историю построения нового храма, сказал о значении храмов, о важности и пользе устроения и благоукрашения храмов и призывал прихожан, не поддаваясь влиянию духа времени, усердно посещать храм для молитвы. Всенощная окончилась в 11-м часу.
 
 8 ½ часов утра 5 июня начался благовест к освящению храма (водоосвящение совершено было ранее). На освящение храма прибыли для служения с Преосвященным епископом Тихоном: Председатель Костромского Епархиального Учебного Совета, о. Ректор Семинарии Протоиерей В.Г. Чекань, ключарь Костромского кафедрального собора протоиерей Н.А. Краснопевцев, член Костромской Духовной Консистории протоиерей А.Н. Троицкий и председатель Совета О.С. Братства протоиерей А.А. Горицкий; кроме того, в служении участвовали: местный священник А. Князев, заведующий Хреновской церковно-учительской школой священник В. Базарянинов, настоятель церкви с. Хренова священник В. Покровский и с. Григорцева священник Д. Любимов. Чинно, торжественно и умилительно совершено Владыкою освящение главного алтаря храма в славу Воскресения Христова. «Нельзя было, - говорили богомольцы, - без слез радости и умиления слушать молитвы, громко и выразительно читанные Владыкою при освящении храма».
   Масса народа, переполнившего до тесноты этот громадный храм, благоговейно умилялась, присутствуя при таком редком священном торжестве – освящении храма Архиерейским священнослужением. Жаль только, что природа не гармонировала с нашим светлым торжеством: все время моросил мелкий дождь. По окончании освящения, началась первая Божественная Литургия в нашем новом храме. Во время чтения часов престол был покрыт новым металлическим позлащенным с эмалью облачением. В установленное за литургией время Преосвященный благоволил наградить набедренником священника с. Григорцева Димитрия Любимова.
   После литургии был совершен благодарственный молебен, причем, по распоряжению Владыки, на молебен облачились и все присутствовавшие за богослужением священники. После молебна о. протодьяконом были произнесены обычные многолетия: «боголюбивым строителям святого храма рабам Божим Иоанну, Анне и чадом их».
 
Речи, приветствия, поднесения
   По окончании многолетия, Владыка сказал слово, в котором выяснил ту истину, что роду человеческому искони было присуще стремление к тому, чтобы устроить жилище Богу на земле и чрез то приблизиться к Богу. На всех местах, где человек удостаивался каких-либо откровений от Бога или каких-либо милостей от Него, человек оставлял вещественные памятники в знаменование того, что здесь Господь был особенно близок к нему. Эти памятники и представляют собой первые начатки наших храмов. В последующие времена целые общества и народы стали устроять среди себя жилище Господу. Так, у горы Синая евреи устроили скинию, а при царе Соломоне был устроен и освящен великолепный храм Богу в Иерусалиме. Весь народ во всей стране праздновал и ликовал в день освящения храма, так как в храме господь был близок к своему народу, и народ чувствовал это и говорил: Господь с нами.
   Но Ветхий Завет был только прообразом Нового Завета. Если в храме ветхозаветном Господь был близок к своему народу, то в храме новозаветных-христианских Господь еще ближе, несравненно ближе к своим людям, которых Он искупил драгоценною кровию Своею. Здесь Он не только пребывает Своим таинственным присутствием в каждом святом храме, но и существенно является во святых Дарах Пречистого Тела и Крови Своей. И если в храме ветхозаветном древний Израиль неоскудно почерпал для себя блага духовные, то несравненно в большей мере эти блага духовные изливаются на нас христиан в наших святых храмах. В храме мы рождаемся в жизнь высшую духовную; здесь мы питаемся хлебом небесным – святейшим Телом и Кровию Богочеловека; здесь непрестанно возносится молитва за всех нас к престолу Всевышнего; сюда в дни скорби и бед прибегаем мы, как под верный покров, и здесь получаем укрепление и утешение для страждущего духа нашего. Вот какое важное значение имеет для христианина храм Божий, и вот почему Церковь так торжественно совершает освящение вновь устроенных храмов. Освящение храма есть великое торжество, великий праздник церковный.
   С этим праздником я и приветствую радостно всех вас, возлюбленные братие! Особливо приветствую достопочтенных строителей сего святого храма, заботами, усердием и средствами которых воздвигнут этот храм. Исполним свой долг и перед той, в чью память создался этот храм: усопшей девице Лидии да будет вечная память!
 
   После слова Преосвященного Владыки Председатель Совета Братства протоиерей А. Горицкий выразил приветствие от Совета Братства Ивану Александровичу, как почетному члену его, сказал о задачах Братства, указал, что цели Братства сродны настроению Ивана Александровича, помогающего церквам и религиозно-просветительным учреждениям и благословил его от имени Братства иконою Федоровской Божией Матери. После этого представитель прихода сельский староста А.А. Травин, получив благословение Владыки, прочитал Ивану Александровичу печатный адрес от прихожан следующего содержания:
 
«Достопочтенные строители святого храма сего Иван Александрович и Анна Герасимовна и со чады Вашими! В 1864 году в нашей деревне Тезихе был построен деревянный храм с намерением впоследствии вместо его, маловместительного, устроить более обширный каменный храм.
   Шли годы, проходили десятки лет, и необходимость устройства в Тезине нового храма сознавалась более и более, так как население нашего села постепенно и значительно увеличивалось.
   И вот Вы, Иван Александрович, ясно сознавая потребность для нашего села в более обширном, каменном храме, решились принять на себя это великое, требующее громадных затрат, дело устройства храма.
   И Вы устроили храм, подобного которому мало найдется в городах. Да будет с Вами от Господа Бога милость и благословение, а от нас прихожан, – великая благодарность. Движимые чувством искренней признательности к Вам, строителям храма сего, мы, прихожане церкви села Тезина, просим Вас принять от нас святые иконы празднуемых нашими селениями святых: от Тезинского общества – Смоленской Божьей Матери, от Сенниковского – Святого Иоанна Предтечи и от Кирикинского – Святого Илии Пророка. Село Тезино 5 июня 1911 г.»
 
   После поднесения прихожанами святых икон, почетный гражданин села Тезина Н.Г. Разоренов, выражая свое сочувствие делу устройства нового обширного храма, поднес Ивану Александровичу билет вечного вклада на содержание нового храма в количестве десяти тысяч рублей (из них одна тысяча рублей – в пользу причта на вечное поминовение). После того Владыка в сослужении всего духовенства совершил литию по девице Лидии (по случаю дождя на могилу идти было затруднительно). Разоблачившись Владыка более часа благословлял во множестве собравшийся народ, а местный священник раздавал листки на память об этом великом дне села Тезина. В 3 часа дня закончилось это священное торжество.
   При богослужении пел местный хор певчих, обладающий богатыми голосовыми силами, под управлением регента г. Санина, получившего специальное образование. Хор содержит на свои средства ктитор И.А. Кокорев, затрачивая на содержание его до 10 тысяч рублей в год. После этого Преосвященный епископ Тихон, духовенство и множество гостей разделило трапезу в доме радушного хозяина, строителя церкви, причем во время обеда не мало было сказано речей по поводу совершившегося торжества. Первая здравница возглашена была Преосвященным за здоровье Государя императора, после чего всеми гостями пропет гимн: «Боже, Царя храни».
 
Завершающие дни визита Владыки
   6 июня утром Владыка уехал в село Хреново и там посетил и обозревал церковь, благоукрашенную И.А. Кокоревым (в предшествующие 2-3 года потрачено им своих средств на благоукрашение храма около 250000 рублей), посетил Владыка и церковно-учительскую школу, здания коей устроены почти всецело на средства Ивана Александровича.
 В 5 часов вечера в новом храме села Тезина, в правом приделе, посвященном мученице Лидии, было совершено всенощное бдение, причем на литию и величание выходил Преосвященный епископ Тихон. При помазании Владыкою молящихся святым елеем отец ключарь раздавал книжки: Евангелия, псалтыри и другие духовно-назидательные книжки и листки. На другой день, 7 июня, Преосвященным Владыкою, в сослужении отца ключаря и трех священников, было совершено освящение правого придела и затем совершена Божественная Литургия. Во время Литургии с благословения Преосвященного местный священник произнес поучение, в котором, упомянув о причинах посвящения сего придела мученице Лидии, говорил о превосходстве церковной молитвы пред домашней, а потому о необходимости посещать храм Божий для молитвы. По окончании Литургии, совершены были благодарственный молебен и лития по девице Лидии. Благословив народ, Владыка отбыл в дом строителя церкви. После трапезы Владыка посетил дом местного священника и затем уехал для обозрения церквей в Лухский монастырь, в Подмонастырскую слободу и г. Лух.
 
  Из Луха Владыка прибыл в Тезино 9 июня, и, побыв с час в доме И.А. Кокорева, отправился на вокзал для следования в Кострому. На вокзале собралось, несмотря на дождь, немало народа. Владыка, благословляя его, сказал: «Не знаю, приведет ли меня Бог быть у вас опять, но знаю, что мы встретимся рано или поздно на будущем свете. Дай Бог, чтобы встреча наша была и там так же радостна, как и здесь». «Прощай, Владыка», «приезжай опять», слышались возгласы в среде почитателей Владыки, а поезд, тихо громыхая, покатил вперед, оставляя позади станцию «Вичуга». Так торжественно, умилительно совершено великое священное торжество в селе Тезине. По распоряжению Владыки, в ново-освященном храме совершается сорокадневное служение Божественной Литургии. Дай Бог, чтобы новый храм своим благолепным видом и просторным помещением привлекал богомольцев во множестве, чтобы будил христиан от сна греховного, разгонял мглу облежащих зловредных учений и был источником Божия благословения для людей!
 
Села Тезина священник Алексий Князев
Июнь 1911 г.
 
Смотрите также статью в Википедии
 
 
 
 
Рубрики:  ИСТОРИЯ
Архитектура

Метки:  
Комментарии (0)

Бровский Владимир Сергеевич (1834-1912) - московский скульптор

Дневник

Воскресенье, 15 Июня 2008 г. 19:23 + в цитатник
Василий Перов, "Портрет скульптора В.С. Бровского", Москва, Третьяковская галерея
Бровский Владимир Сергеевич (1834-1912) - московский скульптор, академик, преподаватель Строгановского училища, руководитель Керамической мастерской при училище. Скульптор запечатлён на картине художника Василия Перова, находящейся ныне в Третьяковской галерее. Умер 7 мая 1912 г.
 
Знаменитые ученики:
Чижов Матвей Афанасьевич (1838-1916) - крупнейший российский скульптор, реставратор и хранитель скульптуры Эрмитажа. В 1856-1857 гг. занимался во Второй школе технического рисования (Строгановское училище) у В. С. Бровского.
Андреев Николай Андреевич (1873-1832) - выдающийся скульптор-монументалист. В 1885-1891 г. учился в Строгановском училище у В. С. Бровского.
 
Известные работы:
надгробие на могиле А.Н. Афанасьева (1826-1871), знаменитого фольклориста-сказочника, автора сборника "Русские народные сказки";
бронзовый бюст Ф.И. Иноземцева (1802-1869), известного московского врача и общественного деятеля (с 1877 г. бюст стоял в анатомическом корпусе факультетской хирургической клиники Московского университета);
скульптору приписывали авторство конных групп на пилонах при въезде на Беговую аллею, ведущую к Московскому ипподрому;
майоликовое оформление фасадов Строгановского училища.
  
Бровский был близко знаком с вичугским фабрикантом Петром Галактионовичем Миндовским (1856-1931) и подолгу гостил в его имении Миндово под Вичугой.
 
Из "Воспоминаний" Л.П. Миндовского (1877-1941): Дом-терем ("деревенский дом") в усадьбе Миндово
"В период заканчивания постройки деревенского дома отец пользовался не только своим собственным вкусом и проектами архитектора, но также, вероятно, советами подолгу жившего у нас скульптора Бровского, страстного охотника и рыболова, и наезжавших к нам художников".
"От одной плотины до другой напруженная речка [Сунжа] представляла широкую полосу воды на протяжении около двух вёрст и являлась излюбленным местом катания на трёх лодках-яликах и рыбной ловли, которой усердно увлекались я, мой воспитатель Яков Петрович Р. и некоторые из приезжих гостей, - двоюродный брат мамы Михаил Николаевич Травников и скульптор Бровский".
 
 
 
 
 
Рубрики:  ИСТОРИЯ
ЛЮДИ
Архитектура

Метки:  

 Страницы: [2] 1