-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Поговорим о живописи. Нестеров и Фешин.

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 19:33 + в цитатник

Вчера с друзьями сходили в Русский музей. Там открылись 2 выставки. Картины Михаила Нестерова многие знают, а о художнике Николае Фешине мало кому что известно.

Начнем, пожалуй, с выставки в Корпусе Бенуа Русского музея, приуроченную к 130-летию со дня рождения Николая Фешина. Этого художника американцы любят за блеск и легкость, считают своим. Он же до последнего дня ощущал себя русским: в Таосе, штат Нью-Мексико, построил дом, украшенный резьбой, как в Абрамцеве. Фешин считается одним из самых дорогих русских художников. В 2010 году его картина «Маленький ковбой» была продана на лондонском аукционе за 6,9 миллиона долларов. Годом позже полотно «Черемисская свадьба» ушло с аукциона частному лицу за 3,3 миллиона долларов.

Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов».Он родился в 1881 году в Казани, учился в Петербурге у И.Е.Репина, а в 1923 году уехал в США. скульптор С.Коненков, добрый знакомый Фешина сказал: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе». Ни в России, ни в США имя Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти и послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советской России явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине вплоть до хрущевской оттепели конца 1950-х–середины 1960-х годов, времени второго «открытия» художника.

3620784_ffff (459x480, 75Kb)

Н.Фешин.  Автопортрет

В США работы Фешина высоко ценились среди коллекционеров, но как приверженец реалистических традиций он не привлекал к себе внимания крупных исследователей, поскольку американское искусствознание весь двадцатый век ориентировалось в первую очередь на изучение авангарда и модернизма. Фешин – художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читаются и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции, но все трансформировано в единую систему, где основным является открытое соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В XIX веке художники стремились к отображению реальности, весь XX век будет стремиться к ее преображению и созданию новой реальности ради постижения сути вещей. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка Николая Фешина, в этом на мой взгляд, его своеобразие.

Фешин стал известен за рубежом очень рано. В 1910 году работы Николая Ивановича Фешина были впервые выставлены в Питсбурге, США, где заслужили высокую оценку. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского <…> пожал полный триумф».

Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили, и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913), интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914).

3620784_1111 (442x560, 258Kb)

3620784_20110922_fechin (600x402, 266Kb)

Фешин не был в оппозиции к советскому режиму, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию. Он участвовал в деятельности
рожденных революцией 1905 года сатирических журналов. После 1917 года он с воодушевлением работал над произведениями вождей мирового пролетариата Маркса, Ленина, Троцкого, Луначарского.

3620784_485509865 (401x700, 250Kb)

3620784_le (500x443, 49Kb)

 

Из воспоминаний Николая Фешина:
       "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... "

Фешин всеми силами пытался вписаться в новую, кореным образом изменившуюся художественную и культурную ситуацию.. Но уже в 1921 году к нему пришло сознание невозможности дальнейшего творческого и просто жизненного существования.
       Вот что он писал своему товарищу по Академии, художнику Исааку Бродскому:
       "… до революции я еще мог чувствовать себя здесь более или менее сносно, но теперь, когда я потерял всякую связь с внешним миром – становится невмоготу…"

Неудивительно, что в Америке Фешин быстро стал одним из любимых художников богемы. Он быстро обнаружил дар колориста, свободно и легко двигался от реализма к авангарду, сочетал широкий мазок с мгновенно схваченной композицией.

   Фешин Николай Иванович скончался во сне 5 октября 1955 г. за месяц до своего 75-типятилетнего юбилея. Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.

3620784_3242525 (600x544, 281Kb)

 Ия с дыней

В заключение мы посмотрим еще несколько его работ, которые мне понравились.

3620784_Nikolay_Fechin (448x560, 261Kb)

3620784_354353532 (531x600, 92Kb)

3620784_39203471_Nikolay_FechinGirl5 (437x560, 296Kb)

3620784_474747344 (355x560, 233Kb)

3620784_Feshin_new_1_ (345x525, 332Kb)

Это и есть одна из самых дорогих картин в мире "Маленький ковбой"
В 2010 году она была продана на аукционе за 7 млн фунтов стерлингов

3620784_36110 (500x512, 105Kb)

3620784_36118 (500x592, 69Kb)

Портрет архитектора Петра Абрамычева. 1912

3620784_feshin (569x700, 351Kb)

Это тоже автопортрет Николая Фешина.

Подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался в своем одиночестве в Америке. «Я часто думаю о прожитом, – писал он, – и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». 

Ну а теперь познакомимся с творчеством того художника, который остался в России, Это Михаил Васильевич Нестеров. Власти его не трогали, но репрессии коснулись дочери художника и ее мужа, крупного профессора МГУ, юриста, специалиста по хозяйственному праву, В.Н.Шретера, которого арестовали и расстреляли в 1937 году, а Ольгу Михайловну сослали в Казахстан, откуда она вернулась в 1941 году уже инвалидом.

Но обо всем по порядку. Выставку приурочили к 150-летию великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Он родился в Уфе 19 мая 1862 года.

"Многие склонны обвинять меня в принадлежности к новейшим западным течениям в искусстве - символизму, декадентству и т. д. Это большое заблуждение. Я пою свои песни, они слагаются в душе моей из тех особенностей, обстоятельств моей личной жизни, которые оставляют наиболее глубокий след во мне. Ни к одной из названных сект я не принадлежу, не отрицая среди них много истинных дарований, которые и оставались бы таковыми, если бы не увлекались названными учениями. Самое драгоценное в искусстве - божий дар, талант, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных." (М.В.Нестеров)

Молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.

3620784_Videnie_otroky_Varfolomeu (700x539, 94Kb)

Картина написана в 1890 году на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"),

Александр Бенуа - знаменитый русский искусствовед, критик, знаток русской живописи и основатель общества "Мир искусства" писал об этой картине, что Нестеров уже не создавал больше ничего подобного по цельности и непосредственности впоследствии. Он не только поэт-реалист, не только открывает в действительности вечные начала красоты и поэзии, но всей своей природой рвется из этой действительности, весь отдан глубоким вопросам сверхчувственного и сверхъестественного порядка, вопросам религии и жизни в Боге. Жаль только, что этот одаренный истинно мистической натурой художник до такой степени спутан чем-то весьма похожим на честолюбие, до того погружен в чисто суетные интересы, что мистический идеал, живущий в его душе сильно, с каждым годом меркнет и теряется.


Образ Сергия Радонежского продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за "Видением отроку Варфоломею" он работает над большой картиной "Юность преподобного Сергия". Нестеров творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворенные, объединены возвышенным молитвенным созерцанием. Художник создает свой тип пейзажа, получивший название "нестеровского". Такого еще не было раньше в русском искусстве. Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишенной изобилия и бравурности южной, он отбирает определенные ее приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа - юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые бело-ствольные березки, пушистые сосенки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми сережками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой...

Совершенно странная картина его «Под благовест».

3620784_nesterov14 (527x700, 198Kb)

Благовест. (Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии.)

По этой картине видно, что Нестеров хорошо знает жизнь  монахов, что он понял эту странную, малосовременную жизнь и полюбил ее так же, как полюбил ее Достоевский. Картина эта неприятна на первый взгляд. Типы - взяты, очевидно, с натуры - чуть-чуть походят на карикатуры Перова и Вл. Маковского.

Монашество мне всегда юыло непонятно. Зачем надо уходить от мира? Говорят для духовного самосовершенствования. А что в миру не надо душу свою совершенствовать?  Давая обет безбрачия монах становится чище? Безбрачие само по себе не есть святость и чистота. Вступить в брак вовсе не значит отдаться в полную волю страсти и идти, куда она поведет, Безбрачие, на мой взгляд, противоречит повелению Творца - плодитесь и размножайтесь. В исламе нет этого обета. С Божией помощью человек может победить свои страсти: похоть,жадность,злобу,зависть. Для этого вовсе не надо становиться монахом. У меня всегда было чувство, что монахами становились люди слабые.

Нестеров не пожелал идеализировать своих любимцев и представил их такими какими они являются на самом деле,- очень чуждыми нам, горожанам, оторванным от всякой религиозной жизни, от всякой жизни в природе и в Боге. Нам чужды и их медленная, ленивая поступь, и их понурые сосредоточенные лица, и их вечное перечитывание одних и тех же книг; нас оскорбляют также и их засаленные, грязные рясы, их жалкое, неудобное существование. Но пейзаж, развернутый позади них, дивный, весенний, хрупкий, серый, однотонный, слегка подернутый желтовато-бурыми догорающими лучами вечерней зари, все объясняет, со всем примиряет. Здесь, в этой умилительной пустыне, жизнь хорошая и люди здесь, пока они здесь, хорошие. Хороший, милый человек этот сгорбленный, старенький, грязный монашек, вечно бормочущий себе под нос какие-то священные стихи и изречения, весь ушедший в тексты, в доискивание тайного смысла загадочных божественных слов, и это для себя только, для утоления своей духовной жажды, в забвении всего остального на свете. Хороший, добрый человек и этот юноша, имеющий в себе что-то схоластическое, жесткое, семинарское, увлекающийся, быть может, честолюбивыми мечтами, лишь временно удалившийся в пустыню, набирающийся здесь сил, чтобы затем идти в свет, блистать и лгать там. Здесь на материнском лоне природы, где повсюду разлита Божья благодать, где все носит Божью печать, здесь, убаюканные бледным нежным небом, вечно глядя на далекую, пустую от людей даль, на ровное, тихое движение вод и гнущихся под ветром трав и деревьев,- здесь они чувствуют, что в них каким-то чудом возродились - для одного временно, для другого навсегда - блаженные годы детства, божественная невинность, хрустальная прозрачность и простота детской души.

Александр Бенуа подметил, что эта картина говорит о неустроенности души художника. Нестеров, измученный жизнью,- очень сложная, мучительно сложная натура - как будто высказал в этой картине свою собственную душевную борьбу. И в нем растет и с годами крепнет, подобно тому, как у этого юноши послушника, честолюбие, но и он в глубине души своей знает, как божественно хорошо безмятежное, бессуетное житье в Боге старика монаха; в глубине своей он все время рвется к этому миру. Быть может, если бы русское общество вернее оценило его, если бы оно дало ему возможность доразвиться в том направлении, которое было предначертано в его душе, Нестеров был бы цельным и чудным художником. К сожалению, успех толкает его все более и более на скользкий для истинного художника путь официальной церковной живописи и все более удаляет его от того творчества, в котором он, наверное, сумел бы сказать немало дивных и вдохновенных слов.

Кто такие монахи, как возникло монашество? Существует несколько "систем" монашеского устроения, из которых основными являются следующие:

1. Первый вид или образ монашеской жизни был анахоретским или пустынным. Возник в Египте во времена гонений, особенно при царствовании Декия Траяна (249-251). Во время жизни Антония Великого пять тысяч пустынников-анахоритов пребывали в Нитрийской пустыни и в ее окрестностях. Они жили в уединении и только по воскресеньям и великим праздникам стекались в ближайший храм для совместной молитвы и Причащения.

Предавая себя различным добровольным мучениям и лишениям, проводя жизнь в непрестанной молитве и строжайшем посте (на небольшом количестве хлеба и воды), они вели воистину ангельскую жизнь.

2. Система Лавры возникла в IV в. в Палестине. Преподобный Иларион, ученик преподобного Антония, принес анахоретский образ жизни в Палестину, где образовались различные поселения монахов, которые стали именоваться лаврами. Первая такая Лавра существовала в Фаране в Иудейской пустыне, она была основана в 323-330 гг. преподобным Харитоном.

Лавра отличается от общежития святого Пахомия (киновии), в которой все монашеские келлии охватывались единой системой (claustrum - кластер). Лавра состоит из множества самостоятельных келлий, удаленных друг от друга; но имеет один общий храм, где священник или духовник преподает монахам Святые Таинства и делает их причастниками церковной жизни Монахи в Лавре являются "полупустынниками", и каждый становится "игуменом в своей келлии".

Чтобы монах смог получить право стать насельником Лавры, он должен был сперва пройти определенные испытания в условиях общежития.
Система Лавры имеет свои недостатки, из-за которых возникла склонность предпочитать киновию пустынному (анахоретскому) образу жизни.

3. Система киновии или общежития - следующий шаг монашеского образа жизни. Основателем общежития в Египте в IV в. был преподобный Пахомий Великий. Он собрал монахов в одном жилище и придал их жизни уставной облик (канон). Кроме молитвы и послушания все остальное было совместным: проживание, одежда, питание и труд (рукоделие). Первая общежитийная община была основана Преподобным в 320 г. на восточном берегу реки Нил. Во время его руководства в общежитии пребывало три тысячи монахов.

Из Египта этот образ монашеской жизни распространился в Малую Азию, Палестину и другие Восточные земли, а также укрепился и на Западе. Основателем общежития такого типа был преподобный Феодосий Великий. Здесь, в Палестине, веками уживались как лаврский, так и киновийский уставы. Развитию и упорядочению общежития во многом содействовал святой Василий Великий (†378) своими аскетическими поучениями и особыми монашескими правилами. Отсюда общежитие стало главным видом монашеской жизни в течение веков как в Византии, так и во всех остальных православных землях, в том числе и в Сербии.

4. Идиоритмическая система. Общежитие не является последним обликом монашеской жизни. Некоторые монашествующие пришли к его отрицанию. В XI в. во время правления Льва Мудрого возникла идиометрия, которая была широко распространена на Святой Горе Афон. В монастырях такого типа совместными были управление, молитва по воскресеньям и праздникам, иногда труд и одежда, а питание было раздельным (т. е. каждый заботился сам о себе). Таким до некоторых пор был порядок и в сербском монастыре Хиландар.

И еще одна странная картина Нестерова. .Называется она "Святая Русь". Я бы назвал ее - Явление Христа русскому народу.

3620784_nesterov11 (700x437, 154Kb)

Эта картина называется "Святая Русь" (1905)

Нестеров рисует Святую Русь очень поэтично:  где человек и природа, объединены  молитвенным созерцанием. Художник создает свой тип пейзажа, "нестеровский". Его пейзажи и природа на них - природа средней полосы России, неброская, с приглушенными красками. Это тонкие русские березки, рябина, сосенки, полевые цветы, пушистые вербы... Ничего яркого и вызывающего.

Творческий гений Михаила Васильевича Нестерова в том, что он показал явление Христа русскому народу, и сюжет его картины "Святая Русь" органично ложится на русскую почву. Содержание произведения определяли евангельские слова: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы". На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники - Николай, Сергий и Георгий ("Егорий Храбрый" - герой русских былин). Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, это любимые нестеровские герои - странники, монахи, старообрядки, девушки, дети.

На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Картину объявили неудачей. По меткому выражению Льва Толстого, Христос на картине походит на итальянского тенора. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный.

Художник Маковский об этой картине написал: "Еще раз погубила русского художника христианская идеология. Иванов, Поленов, Ге, Крамской, Репин, Рябушкин, Васнецов - все отдали дань тому же роковому призраку - Христосу. Иванов поплатился жизнью, другие - лучшею частью своего дарования. Плохие "христианские" картины и плохие иконы - действительно какой-то злой рок русских живописцев. Я уверен, что, если бы ни Поленов, ни Ге, ни Васнецов, ни Рябушкин, ни Нестеров не писали "Христов", они создали бы гораздо больше. Одному Репину удалось благополучно пережить опасное самовнушение: репинский "Христос" ужаснул всех, но не обесславил мастера... "Христос" Нестерова оттолкнул от него даже самых искренних друзей. Трудно выразить "идею" менее удачно. Фигура Христа настолько уродлива, что ее невольно хочется закрыть, стереть, чтобы как-нибудь спасти картину, хотя бы один уголок картины - весенние нивы, даль леса, белые березки, небо - где виден прежний Нестеров, автор "Отрока Варфоломея" и "Царевича Димитрия". Чем объясняется это странное упорство русских художников и странное единодушие в стремлении к теме, одинаково для них непосильной? Все тем же трогательным, если угодно, но некультурным в корне заблуждением, что цель живописи - идейное откровение. Написать картину, которая бы воплощала глубокую суть христианства, т. е. творческое понимание высшей моральной проблемы - "Христос"; выразить синтез жизни одним образом, одним вдохновенным видением..." 

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Нестеров написал запрестольный образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11).

3620784_pic0196_1024 (700x459, 58Kb)

Мозаичная картина Нестерова "Ветхозаветная троица" в храме Спас на крови в Петербурге

3620784_04f47e7b69c8t (256x700, 35Kb)

 Нестеров М.В. Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве 1892

3620784_nesterov_181 (393x500, 34Kb)

Рождество Христово. Киев. Владимирский собор.

В 78 км от Батуми есть живописный горный курорт Абастумани, где жил и скончался 28-летний брат царя Николая Второго Георгий. По предложению Петрова-Водкина Нестеров расписал здесь храм, который был воздвигнут в честь святого Александра Невского.

3620784_petvod_2_put_4 (700x525, 80Kb)

3620784_P1020139 (700x525, 321Kb)

Эту фреску "Знамение" создал Михаил Нестеров.

Образ Христа Михаил Васильевич увидел в настоятеле Абастуманского храма и духовнике цесаревича, протоиерее Константине Алексеевиче Рудневе, который помог и с евангельским эпиграфом: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Это был глубокий и добрый человек, болевший за Церковь и Россию. Он просил написать в абсиде Знамение: «Там есть космос, вселенная; их высочеству понравится...» А наследник, действительно, очень любил звезды и даже построил в Абастумани первую у нас горную обсерваторию. «Там есть и предчувствие катастрофы, - говорил отец Константин, - и русского братоубийства». Был исторический случай: в 1169 году суздальцы атаковали Новгород. Осажденные пошли со Знаменской иконой крестным ходом, одна стрела вонзилась в лик, и все увидели, как из глаз Богородицы потекли слезы. Город был спасен...

    "Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо. ...Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало..." ,- пишет М.В.Нестеров.

    Самооценка Нестеровым собственной церковной живописи представляется слишком суровой. Художнику удалось внести в нее и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, новые краски. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком.

Совершенно непревзойденным мастером-портретистом был Михаил Васильевич Нестеров. Начнем с автопортрета.

3620784_70785384_avtoportret1 (700x596, 54Kb)

Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Один - аналитический, во многом похожий на портретный этюд. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.
Другой тип портрета - это портрет-обобщение, портрет-биография, иногда - портрет-символ. Часто он решается художником как картина, с включением нестеровского пейзажа-настроения или интерьера, заполненного "говорящими" вещами, способствующими постижению образа.

После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Все церковные заказы отпали. Исчерпал себя и миф о Святой Руси.
На первых порах Нестеров продолжает лирическую линию своего искусства, преимущественно в женских портретах. Создать лирический портрет - именно такую цель художник ставит перед собой в портрете дочери, Веры Михайловны Титовой, написав ее в интерьере музея 1840-х годов. Девушка в пышном бальном платье на мгновение присела на старинный диванчик, чтобы в следующее мгновение закружиться в вихре бала.
Однако уже в портрете Наташи Нестеровой, получившем название "Девушка у пруда" (1923), возникает иная музыка - музыка революции. Облик героини, одетой в платье стиля "директория" с подобием фригийского колпака на голове, напоминающего о Великой французской революции, полон молодой энергии, порыва к действию. Нестеров не стремится сделать девушку олицетворением революции, но прав был Горький, когда заметил, что эта не-стеровская девушка в монастырь не уйдет. "Ей дорога в жизнь, только в жизнь".
Как ни странно, чем старше становился художник, тем более энергичным, страстным, мастеровитым делалось его искусство. Лучшие из его портретов - И. Шадра, И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет.

Начнем мы, пожалуй, с одного из самых трагичных портретов. Нестеров написал портрет своей дочери, Ольги Михайловны Шретер в 1905 году. 

3620784_70785257_amazonka1 (331x698, 32Kb)

Портрет дочери Ольги Михайловны Нестеровой (1905)

В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, - в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе. Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы. Нестеровым было сделано много этюдов, однако портрет он заканчивает в Киеве. Так как Ольги не было в городе, ему позировала Е.П. Нестерова. В это время была дописана нижняя часть картины. Композиционным нервом портрета-картины является контраст удлиненного остроэлегантного темного вертикального силуэта амазонки, подчеркнутого узким вертикальным форматом холста, и светлого вечереющего пейзажа, построенного на повторах горизонталей. Параллельные горизонтальные линии вносят в пейзаж покой, и вместе с тем они фрагментируют портрет словно бы на отдельные кадры, сообщая динамику статичному в основе образу. Вечерний пейзаж по-нестеровски элегичен. Меркнущие розово-золотистые краски неба, отраженные в неподвижной глади реки, делают траву голубовато-зеленой, бросают холодные отсветы на романтически бледное лицо девушки. Еще ярче кажутся ее губы, цвет которых подчеркнут малиновой шапочкой. Амазонка предстает одинокой мечтательницей, с изящной и загадочной душой, отзывчивой на красоту природы и искусства. Она стала собирательным образом женщины "конца века". Хрупкая, утонченная, элегантная, сродни блоковской незнакомке, "дыша духами и туманами", она вошла в историю русского искусства как излюбленная героиня символизма.

Трудно поверить, но так это и было - в советскую эпоху поэтическая амазонка Ольга Нестерова оказалась узницей "архипелага ГУЛАГ".

Ольга Михайловна Нестерова была замужем за видным ученым-юристом, профессором МГУ Владимиром Николаевичем Шретером, который преподавал законодательство о промышленности и торговле. В 1938 году его по ложному доносу арестовали и потом расстреляли, а Ольгу Михайловну отправили в Джамбул, где она пробыла до 1941 года.(Из документов КГБ: Шретер Виктор Николаевич. Род. 1885, г.Одесса; русский, б/п, обр. высшее, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова и старший консультант иностранного сектора Наркомата тяжелой промышленности СССР, прож. в Москве: пер. Сивцев-Вражек, д.43, кв.12. Арестован 16 января 1938. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 19 апреля 1938 на 327 чел., №313, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро. Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов. Приговорен ВКВС СССР 27 апреля 1938 по обвинению в шпионаже.) 

В 1917  году семья Нестерова уехала в Армавир "подкормиться", и застряла там на 3 года. Возвратившись в 1920 году в Москву, М.В.Нестеров обнаружил, что его квартира и мастерская на Новинском бульваре заняты Реввоенсоветом. Выброшены на улицу вещи, этюды, искизы, которые пропали. Виктор Николаевич Шретер предложил тестю занять две комнаты в его четырехкомнатной квартире на Сивцевом Вражке. Тот с женой и двумя детьми поселился у зятя "временно". Оказалось, до конца жизни.

Имя Сергея Юдина знакомо даже далеким от медицины людям благодаря знаменитому портрету кисти Михаила Нестерова. Деятельность Сергея Сергеевича Юдина выходит за рамки его профессии, а судьба столь необычна, что представляет интерес для всего общества.

3620784_870481316 (564x700, 64Kb)

О Юдине говорили: «Он жег свечу с обеих сторон». Сергей Сергеевич Юдин — гениальный хирург, разносторонне талантливый человек, чьи последние 6 лет жизни были омрачены несправедливым преследованием Режима, лишением возможности работать, развитием на этой почве тяжелых заболеваний, приведших к преждевременной смерти.

Хороших хирургов много, талантливых меньше, но также немало, а вот гениальных — единицы. Среди российских можно назвать только двух — Николая Ивановича Пирогова и Сергея Сергеевича Юдина.

Если фамилия Пирогова на слуху, то о Юдине я узнал только на выставке. А он 25 лет проработал в институте скорой помощи имени Склифосовского. О Юдине в пятидесятые годы 20 века говорили часто: самый популярный в то время в СССР хирург, обласканный властью: дважды лауреат сталинской премии, академик, член хирургических ассоциаций почти всех европейских стран и США вдруг был арестован 23 декабря 1948 года за шпионаж и на 10 лет выслан в Сибирь. Правда, после смерти «вождя народов», в 1953 году реабилитирован, возвращен в Москву, вновь работал и оперировал в «Склифе», но через 11 месяцев умер от инфаркта.Я не буду подробно описывать биографию этого великого человека. Почитайте здесь.

3620784_pavlov (700x491, 50Kb)

На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога, Нестеров склонен был ответить отказом, хотя относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова. Познакомившись с фотографиями Павлова, он не нашел в них ничего такого, что могло бы его "раззадорить". Но вот состоялась личная встреча, и Нестеров был потрясен самобытностью и непосредственностью, буйным темпераментом этого человека, разменявшего девятый десяток. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова - виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета - "нестеровские", светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.

Вот такой мы увидели выставку замечательного русского художника М.В.Нестерова.

Закончим мы рассказ о нем картиной, которую Нестеров назвал "Философы"

3620784_70783835_bulgakovflorensky2 (697x699, 81Kb)

Два великих русских мыслителя – Сергей Булгаков и Павел Флоренский – запечатлены вместе в двойном портрете Михаила Нестерова "Философы". На картине философы-богословы ведут беседу на фоне лесов Сергиева Посада.
Но, как известно, на самом деле революция развела по разные стороны баррикад этих великих мыслителей, так же как и всю русскую интеллигенцию.
Один из персонажей, этого двойного портрета, С. Н. Булгаков, в своих воспоминаниях так говорил о «генеральной идее» «Философов»: «Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей, но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали для художника одно и то же постижение, но по-разному, одно из них как видение ужаса, другое же как мира радости, победного преодоления. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия...» После 1917 года жизни Нестеровских героев, неторопливо идущих на картине опушкой по-осеннему пригорюнившегося русского леса, складывались трагично. Флоренский, арестованный в 1934 году, в 1937 году погиб на Соловках. Булгаков, высланный в 1922 году из России на знаменитом «философском пароходе», окончил свои дни на чужбине. Написанный между двумя русскими революциями (достоверно известно, что «Философы» создавались в конце лета 1917 года), двойной портрет мыслителей стал своеобразной вехой и в их судьбах, и в судьбе России, Сам Нестеров считал эту работу одной из лучших у себя — и по «идеологии», и по художественному воплощению.

Мне нравятся картины Нестерова, потому что в них чувствуется любовь к мелодии цвета, искреннее искание оригинального стиля (пусть даже только искание), благоговение перед красотой жизни, чуждое всему временному и пошлому.

Нестеровские поиски истины, добра, красоты полны трагизма, противоречий, надежды и веры. Именно это делает картины великого русского художника столь значительными и созвучными современным размышлениям о судьбах России. 

Вот так прошло Восресение Христово в 2012 году для меня. (Сегодня Пасха)

Всех поздравляю с этим радостным праздником!

 

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

egulumbek   обратиться по имени Пятница, 10 Мая 2013 г. 21:59 (ссылка)
Исходное сообщение Валерий_Звонов
... Это тоже автопортрет Николая Фешина. ...

С большим удовольствием прочитал Ваши соображения о Фешине и Нестерове -- спасибо.
----------------------
Прошу извинить, но это не " ... тоже автопортрет Николая Фешина", а "Портрет архитектора Петра Абрамычева" (1912; холст, масло; 68,8 х 58,7; Частная коллекция, США) [выверено по: Г.П.Тулузакова "Николай Фешин" ("Русские художники. XX век"); Издательство "Золотой Век", Спб, 2007, c.212 и с.463 (#35 по нумерации "Иллюстрации в альбоме") ]
-----------
С уважением
ЭГ
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

СПАСИБО за сделанное замечание.

Пятница, 10 Мая 2013 г. 23:14ссылка
Да, конечно Вы правы, уважаемый Эрнст Галимович, Небрежность недопустима, я понимаю, профессор, но автопортрет почему-то ушел при очередном редактировании, а подпись под портретом известного казанского архитектора тоже . Теперь я это поправил. Сделал, как было.
http://www.liveinternet.ru/users/3620784/post216122718/
Но Фешин меня поразил, словно амур, в самое сердце.
Несколько замечаний о моем "творчестве". Эти заметки я пишу для себя, для памяти, но очень рад, когда они находят отклик.
Аноним   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 22:11 (ссылка)
а мне у Фешина (здесь) понравились семейные: дама с девочкой в голубом и девочка с фруктами (ананас) - такая лёгкость, импрессионизм, трепещущий воздух и антураж - и сами мимолётные образы...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Октября 2015 г. 18:31ссылка
Исходное сообщение asa_moon
а мне у Фешина (здесь) понравились семейные: дама с девочкой в голубом и девочка с фруктами (ананас) - такая лёгкость, импрессионизм, трепещущий воздух и антураж - и сами мимолётные образы...
(Добавил ссылку к себе в дневник)

Вы точно заметили, в Америке его чуть ли не официально (ну, понятно, это клишЕ) называли "Great american impressionist"
egulumbek   обратиться по имени Четверг, 22 Октября 2015 г. 18:40 (ссылка)
Оказывается, я здесь уже был. В своё время (ещё во время первого появления [выставки, конечно же] Фешина в Казани в семидесятые годы) работы Николая Ивановича тоже поразили меня. Поэтому-то я подробно разобрал ту самую выставку "От Казани до Таоса", она открылась в Казани в ноябре 2011, зимой переехала в Спб, летом в Москву, потом в США. Выставки в разных местах несколько отличаются составом экспонируемого, о Казанской выставке я оставил свои впечатления здесь: http://egul.livejournal.com/28909.html
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку