-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Французская органная музыка. Мари МИХАРА.

Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 18:00 + в цитатник

Давно мы не говорили о музыке.
23 ноября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся органный концерт Мари МИХАРА из Японии, которая исполнила произведения ГРИНЬИ, БАХА, ДЮПРЕ, ВЬЕРНА, МЕССИАНА, ТАРИВЕРДИЕВА.
Мари получила в 2012 году Гран-при международного конкурса органистов в Шартре (Франция).

Родом из Токио, Мари Михара начала заниматься музыкой в пять лет — сначала на фортепиано, позднее, в тринадцать лет — на органе. В 2004 году она поступила в Токийский Университет Искусств на кафедру органа. В 2008 году — получила звание бакалавра и две премии — Ataka и Acanthus. Её музыкальное образование продолжилось в 2009 году, когда она приняла участие в мастер-классах Мишеля Бувара, Франсуа Эспинасса, Оливера Латри, Кристофа Манту и других. Она получила магистерскую степень в 2011 в Токио и с тех пор учится у Эрвана Лё Прадо в Консерватории Кана.

Играть на органе непросто. Это сложный инструмент, требующий не только музыкальной сноровки, подготовленности, хорошей школы, но и физической силы. Поэтому многие считают, что орган – это мужской инструмент, силовой. И, когда видят хрупкую девушку за органом, тихо посмеиваются. Когда на сцену Большого зала Санкт-Петербургской Филармонии вышла красивая хрупкая японская девушка   Мари Михара, она шокировала публику своим исполнением сложнейших произведений французских композиторов.

Давайте немного поговорим об органе и органной музыке

Само слово "ОРГАН" (варган /рус/, die Orgel /нем./, the organ /англ./, l'orgue /фр./, le organo /ит./, de organo /исп./, orgona /вен./, varhany /чеш./, арханы и виргани /укр./, арган, арганы /б-русс/), сходно звучащее и пишущееся на различных языках мира, происходит от греческого organon /ОРГАНОН/ и означает, собственно, ИНСТРУМЕНТ или ОРУДИЕ. Это понятие в применении к музыкальной сфере означает МУЗЫКАЛЬНОЕ ОРУДИЕ или МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.

С IV столетия в Европе стало применяться в обиходе латинское название organa, однако точно этого утверждать нельзя. Иногда название инструмента встречается в единственном числе - organum, варган, иногда во множественном - organa, арганы, варганы, как это осталось и сейчас во французском языке "un orgue"/орган/ и "les orgues"/органы/. Различен и род существительного в разных языках. Например, в немецком языке орган означен женским родом. Наименование "ОРГАН" на протяжении развития музыкальной истории облекалось и в поэтические формы, символизируя дыхание жизни человека, как - бы дарованное свыше. Со времён Гийома де Машо орган именуют "Королём инструментов"/часто создание этого эпитета приписывают Моцарту/.

Однако во времена Реформации, восставашей против помпезности поздне-средневекового церковного ритуала, орган именовали и как "Дьявольские трубы", "Чёртова волынка".

Из жиз­ни пер­вых лет Се­вер­ной сто­ли­цы из­вест­но, что в 1708 го­ду из церк­ви ра­зо­рен­но­го Дер­пта (ны­неш­не­го го­ро­да Тар­ту в Эс­то­нии) по при­ка­зу Пет­ра I в строя­щий­ся Пе­тер­бург при­вез­ли ор­ган вме­сте с ор­га­ни­стом. Так что мож­но счи­тать, что в 2008 го­ду ис­пол­ни­лось 300 лет с мо­мен­та по­яв­ле­ния пер­во­го ин­ст­ру­мен­та в на­шем го­ро­де. В Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии орган появился в 1932 году.

3620784_organ02 (600x400, 65Kb)

Если сравнить только внешний вид нескольких различных органов, то становится очевидным одно из свойств, особенностей этого инструмента - он никогда не повторяется даже в своём внешнем облике, оставаясь всегда уникальным, единственным в своём роде. Каждый орган строится /кроме малых переносных форм/ раз и навсегда для определённого конкретного помещения. По величине, количеству и качеству регистров он расчитывается на акустические особенности этого помещения, а внешний вид будущего инструмента определяется архитектурно-художественным его оформлением. Как у скрипки корпус её является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струны, так у органа его резонатором является пространство, в котором он находится и с которым он составляет единое звуковое целое. Поэтому любые изменения помещения, его крупных или даже не слишком значительных с точки зрения архитектуры деталей, вплоть до мелких изменений декора, неизбежно влекут за собой весьма значительные изменения звуковой картины органа и потребуют в лучшем случае его полной переинтонировки. Прецеденты переноски органов из одного помещения в другое случались в истории органной культуры, но нет ни одного, когда такое предприятие оканчивалось бы успехом. Отсюда следует и другое правило: изменения в самом органе также не должны производиться /при неизменных акустических параметрах помещения/, ибо и в этом случае общее звуковое целое будет нарушено.

Каждый орган - продукт своего времени, своей эпохи. Он отражает в себе её художественный и звуковой идеал, наиболее характерные черты художественного стиля своего времени. Инструмент несёт в себе черты своей страны - её ландшафта, её климатических особенностей, уклада её жизни, своего народа - его темперамента, характера, фонетического строя его языка. В итальянских органах слышатся тёплые тембры сходные с певучими гласными звуками итальянской речи. Грассирующие, слегка рокочущие краски характерны для французских и, уж тем более, испанских органов, в которых отражается фонетика языка народов этих стран.

Музыка среди всех видов искусств является наименее конкретной, образы её нельзя облечь в зримую форму, как в изобразительном искусстве (живописи, скульптуре, графике) или словестном (поэзия, проза, драматургия). Она менее всего подвержена цензуре и, возможно, поэтому из всех искусств наиболее полно отражает общие проблемы человеческого бытия, смыкаясь с философией и религией, представляя собой наиболее концентрированное выражение всеобщей истории искусств. Органная музыка, отбирая наиболее типичные черты её развития, тенденции, противостояния, этапы, различные стили с их художественно-идеологическим базисом, ещё более концентрированно формулирует всё содержание искусства, накопленное человечеством и представляет его в отшлифованном, кристально-совершенном облике.

Долгие годы среди историков было распространено убеждение, что орган и органная музыка являются составной частью западной музыкальной культуры и в России своей истории не имеют. Между тем, орган и органная культура в нашей стране имеют весьма древние корни и многовековой путь развития этого вида музыкального искусства отличался в России своеобразием и принципиально иным характером, чем хорошо изученный и богато представленный в многочисленных трудах зарубежных историков его западный вариант.

Коренным отличием истории отечественной органной культуры от западноевропейского пути ее развития является исключительно светский характер использования органа в России, полное отсутствие связи между этим инструментом и русской православной церковью. С самого первого появления на земле Киевской Руси и до наших дней орган никогда не звучал в православных соборах, и поэтому органная музыка в России никогда не ассоциировалась с церковной обрядовостью.

Совершенно иначе сложилась история западного органного искусства, так как в VII столетии особым вердиктом Папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь. С одной стороны, это обстоятельство способствовало широкому распространению, непрерывному совершенствованию органного инструментария, созданию богатейшей литературы для органа, появлению крупных национальных школ, выдающихся композиторов и исполнителей. С другой стороны, эта теснейшая связь с католическими, а в дальнейшем и с лютеранскими храмами наложила на органную культуру Запада определенный мистико-религиозный отпечаток, поскольку органная музыка даже в настоящее время в странах Западной Европы звучит преимущественно не в концертных залах, а в различных культовых помещениях, где находятся лучшие органы.

Расцвет органного искусства в странах Западной Европы приходится на середину XVI - середину XVIII веков; он связан с возникновением национальных школ, которые представляли А. и Дж. Габриели и Дж. Фрескобальди (Италия), Ж..Титлуз, Ф.Куперен и Л.Клерамбо (Франция), А. де Кабесон и X. Кабанильес (Испания), Дж. Булл, Г. Пёрселл (Англия), Я.П. Свелинк (Нидерланды), С. Шейдт, Я.А. Рейнкен, В. Любек, И. Пахельбель, Д. Букстехуде и И.С. Бах (Германия). В XIX - XX веках музыку для органа писали композиторы Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Лист, М. Регер, П. Хиндемит и X. Вальха (Германия), С.Франк, Ш.М. Видор, М.Дюпре, О. Мессиан, Ж. и М.К. Ален и Ж. Гийю (Франция), Ф. Пеетерс (Бельгия) и другие.

В России органную музыку сочиняли С.И. Танеев, А.К. Глазунов, С.М. Ляпунов, Ф.К. и А.Ф. Гедике, М.Л. Старокадомский, X.С. Кушнарёв, Р.С. Леденев, Р.К. Щедрин, Ю.М. Буцко, В.Г. Кикта, Р.Б. Ермак, Н.Я. Выгодский и О.Г. Янченко.

Звучащим телом у органа является столб (объём) воздуха, заключённый в корпусе (верхней части) трубы. Этот воздух находится в ней постоянно - и тогда, когда звучит (находится в состоянии колебания), и тогда, когда звука нет, то-есть когда воздух находится в состоянии покоя.

В колебательное состояние столб воздуха приводит воздушная ленточная струя, поступаемая из нижней части (ножки) трубы. Значит этот инструмент относится к духовым, поскольку колебательный процесс возбуждается также воздухом.

И, наконец, какова система управления этим процессом, собственно - техника игры на органе? Управление достаточно сложной системы устройства органа осуществляется посредством клавиатуры и регистровых рукояток.

Каждая труба в органе издаёт звук одной высоты, одного тембра и одной силы. Чтобы получить звуки различной высоты нужно иметь большое количество труб. Обычно их количество равно числу клавиш в клавиатуре: по одной трубе на каждый тон. В современных органах от "До" большой октавы до "соль", "ля" третьей или "до" четвёртой в клавиатурах для игры руками (мануалах, от лат. manus - рука) и от "До" большой октавы до "фа" или "соль" первой в клавиатуре для игры ногами (педали, от лат.pedus - нога). Такой ряд труб единого тембра и единой конструкции, из одного и того же материала разной высоты звучания, соответствующей тонам современной хроматической последовательности из 12 полутонов называют регистром.

Но звучание лишь одного регистра не сделало бы орган богатым музыкальным инструментом - в нём присутствует большое количество различных тембров в разных динамических оттенках, различной звуковысотной позиции. Чтобы получить другой тембр нужен другой регистр, т.е. другой ряд труб, иной конструкции, мензуры, материала, высотности, обладающий иным тембром и динамикой, соответствующий по количеству труб полному объёму клавиатуры. Поэтому в органах заключается огромное количество труб до 7, 8 -10 тысяч, разделённых на такие ряды-регистры.

На звучание труб влияет помимо типа звукоизвлечения материал, из которого они изготавливаются. В органостроении применяется обычно древесина и металл. Более твёрдые или более мягкие сорта древесины используются чаще всего для больших, низкозвучащих труб. Применяется сосна, дуб, красное дерево, буковые породы, орех и другие виды. Редко встречается бамбук. Дерево должно быть хорошо просушено, обладать ровной слоистой структурой без сучков. От качества материала в большой степени зависит звуковой результат, долгий срок службы труб.

Из металлов органные мастера с давних пор используют сплав свинца и олова в различных пропорциях, который часто так и называют органный металл. Красивые блестящие трубы, находящиеся в передней, видимой части органа (в органном проспекте), изготовляются из сплава с высоким (70-90%) содержанием олова или из чистого олова.

Во все времена очень высоко ценилось английское олово. Эти трубы тщательно обрабатываются, полируются до блеска - помимо звуковой функции они должны представлять собой и внешний облик органа, его архитектурное лицо. Они обычно обладают светлой, серебристой окраской. Когда в этих трубах заметна некоторая голубизна металла, это означает, что в сплаве присутствует больший процент свинца. Такие трубы мягче, менее устойчивы, легче подвержены деформациям. Сам сплав - органный металл - обладает значительным весом и со временем может терять форму, "оплывать", что негативно сказывается на звучании.

Кроме сплава свинца и олова для изготовления труб используют медь, латунь, реже - цинк (в эпоху романтического органостроения), жестяные и железные листы. Здесь царствует единый закон - чем твёрже материал, тем жёстче и определённее звук.

На звучание труб влияет их форма и конструкция. Так открытые трубы обладают ясным и конкретным тембром, закрытые звучат приглушённо. Трубы воронковидной формы усиливают звук, форсируют его. Наоборот, трубы сужающиеся к верхнему концу (конические) как-бы прикрывают, приглушают звук, сообщая ему более таинственные тембры. Форм труб существует великое множество. Между основными видами - цилиндрическими, коническими, воронковидными, открытыми и закрытыми, существует огромное разнообразие промежуточных форм и видов - полуприкрытые, веретенообразные, шаровые, в виде сдвоенных конусов и т.п. Представляя себе внешний вид трубы, можно приблизительно получить представление о её звучании.

На звучание труб влияет их мензура. В широком смысле это понятие включает все размеры трубы, отдельного ряда труб или отдельного комплекса труб. Здесь учитывается длина ножки и корпуса, толщина материала, подробности отдельных частей формы (колпачка, конуса, трости и т.п.). Но в более узком смысле это понятие применяется как соотношение длины трубы к её диаметру. Чем шире труба, тем звук её мягче, неопределённее, объёмнее. У труб средней ширины звучание чёткое, сдержанное, конкретное. Чем меньше диаметр трубы, тем большее в её звучании проявляется качество, схожее со звучанием струнных смычковых инструментов. Тембр таких труб интенсивный, немного напряжённый, очень характерный.

На органе играют и руками и ногами. Как можно играть на органе ногами? Дело в том, что так называемая органная педаль – это ничто иное, как очень крупная клавиатура с чёрными и белыми клавишами, только огромных размеров. Эта гигантская клавиатура располагается у подножия органа и предназначена для игры на ней ногами.

О возникновении органной музыки можно прочитать в книжке Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения): Учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983.

Франция является одной из крупнейших органных держав. Именно она дала миру невероятное количество великих органистов разных времен; достаточно назвать такие имена, как Луи Маршан, Николя де Гриньи, Луи и Франсуа Куперены, Николя Клсрамбо, Сезар Франк, Шарль Турнемир, Александр Гильман, Шарль-Мари Видор, Камилл Ссн-Санс, Оливье Месснан, Марсель Дюпре, Морис Дюруфле, Луи Вьерн...

В концерте звучала преимущественно французская органная музыка. Она имеет своеобразна. Это связано с историей.

В 1662 году во Франции, был принял новый «Церемониал Парижской Церкви», запрещающий использование каких-либо инструментов в церкви, кроме органа. Перед органистами встала задача с помощью своего инструмента передать многообразие существовавшей в то время инструментальной музыки. Вероятно, этим и объяснима резкая смена жанровой системы во французской органной музыке: от строгих форм к органной сюите тембров. Сочиняя музыку для органа, композиторы мыслили ее как образец импровизации во время литургии. Пьесы объединялись в органные мессы, от 20 до 24 пьес в каждой. Такие циклические композиции отражали французскую церковную практику XVII века, когда орган заменял хор (но не аккомпанировал ему), и в богослужении попеременно пели певцы, и играл органист.

Фигура органиста Никола де Гриньи (1671–1703), рано ушедшего из жизни, занимает особое место среди музыкантов «Великой эпохи». Его музыка отличается особой лирической проникновенностью, утонченной образностью, меланхоличными интонациями, которые можно расслышать в самых помпезных пьесах.



Марсель Дюпре — французский органист, композитор. Член Института Франции (1956 г.). Сын органиста Альбера Дюпре. Занимался в Парижской консерватории. Ученик А. Гильмана, Л. Дьемера, Ш. Видора. В 1914 г. получил Римскую премию за кантату «Психея». Был органистом в парижских церквах, в т. ч. в соборах Нотр-Дам (1916—22 гг.), Сен-Сюльппс (с 1934 г. ; сменил на этом посту Ш. Видора). С 1926 г. профессор (класс органа) Парижской консерватории, а в 1954—56 гг. ее директор.

Среди его учеников — О. Мессиан, Ж. Ж. Грюненвальд, Ж. Ален, М. К. Ален и др. Выдающийся исполнитель, импровизатор, Дюпре в 1920 г. исполнил в 10 концертах все органные сочинения И.С. Баха наизусть (впервые в мире). 

Выдающийся исполнитель-импровизатор исполнял наизусть все органные произведения И. С. БАХА, три десятка лет он был профессором Парижской консерватории, ее директором. За свою артистическую карьеру он дал 2178 концертов.

Послушайте музыку Дюпре. Часто его сравнивают с Паганини, имея в виду в первую очередь сложность техники исполнения.

Прослушать запись Скачать файл

Луи Вьерн – последний из великих органных композиторов-романтиков. Он родился в 1870 г. Операция на глазах  в детстве (и повторная во время Первой мировой войны) сделали его почти слепым. Его дядя Шарль Колин, преподаватель класса гобоя, рано распознал музыкальную одаренность мальчика и привел его в церковь св. Клотильды, где он услышал игру С.Франка. Это событие определило дальнейшую судьбу Вьерна как органиста. После трагической смерти С.Франка (в автомобильной катастрофе) Вьерн занимался в Парижской консерватории по классу органа у Шарля-Мари Видора, которого он очень ценил и отзывался о нем, как о «самом великом органисте, которого я когда-либо слышал».

Он создал новый музыкальный язык, совершенно непохожий на традиционный язык предшественников и современников, заняв свою определенную «нишу» в ряду создателей непревзойденных произведений для симфонического органа

Жизнь Вьерна не была легкой. Многочисленные неудачи преследовали его. В 1906 г. Он провалился в дыру в дороге, что привело его на некоторое время к инвалидности и ему пришлось заново учится педальной технике. Через несколько лет от него ушла жена к его другу Чарльзу Мутину, которому Вьерн посвятил свою вторую симфонию! В Первую мировую войну он потерял своего брата, также известного органиста.



Оливье Мессиан (1908 - 1992) родился в семье учителя английского языка Пьера Мессиана (1883—1957) и поэтессы Сесиль Соваж (1883—1927). В одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Поля Дюка и органа — Мориса Эмманюэля и Марселя Дюпре. Окончил консерваторию с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки, композиция. Год спустя после окончания консерватории Мессиан получает место органиста в церкви Святой Троицы в Париже (занимая впоследствии эту должность в течение более 60 лет). Послушайте отрывок из его мессы "Рождество Господне.

Прослушать запись Скачать файл

В концерте прозвучала музыка М.Таравердиева. Кто не знает этого замечательного композитора? Музыка к кинофильмам "17 мгновений весны", "Ирония судьбы"... Но он много писал для себя. А в 1986 году произошел Апокалипсис.

«...И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет...» Откровение Иоанна Богослова, гл. 21.1

В 1986 году Микаэл Таривердиев был в Киеве и Чернобыле. Он выступал перед теми, кто работал на тогда еще не прикрытой до конца саркофагом Чернобыльской АЭС. Он не собирался ничего писать по этому поводу. Но Чернобыль стал той трагедией, которую он видел и не смог пережить. Поэтому через полгода после этой поездки Симфония для органа «Чернобыль» появилась сама собой, как будто была услышана и записана композитором.

Вот что он писал через некоторое время после поездки:

"Мы едем в сторону станции. Стоит ранняя осень. Деревья покрыты золотом и багрянцем. Чисто выбеленные хаты, огромные неубранные тыквы в огородах возле аккуратных деревенских домиков. Где-то раскрыты окна, как будто в этих домах кто-то живет. Детские игрушки в палисадниках. И тишина. Какая-то ненормальная тишина. Я не могу сначала понять, почему она такая. Потом понимаю: птицы молчат. Их просто нет. Совершенно пустое, огромное небо. Обочины, покрытые пластиком. Надписи: "Внимание: радиоактивность!" Навстречу нам мчатся бронетранспортеры с людьми в защитных масках. Все это напоминает поразительное предвидение Андрея Тарковского в фильме "Сталкер". Но это был уже не фильм. Это была жизнь. Небо темнеет. На фоне сгущающихся сумерек проступает силуэт разрушенного реактора, почти скрытый возведенными стенами саркофага. Странно, но ощущения опасности нет. И только на обратном пути от станции появляется нечто странное, говорящее о том, что опасность все-таки есть. Просто ее не видишь. Она растворилась в теплом вечернем воздухе. Нас, как и всех, останавливают, проверяют степень зараженности. Датчики зашкаливают и звенят... Впечатление, которое я вынес из этой поездки, было оглушительным. Поначалу я даже не предполагал, что оно окажется таким сильным. Как будто я сам стал частью этой Зоны. Как будто подвергся какому-то облучению. В моей жизни появилась новая точка отсчета. Не знаю почему, но то, что произошло в Чернобыле, связалось во мне с тем, что произошло с американским космическим кораблем "Челленджер". Может быть, потому, что мы впервые смотрели эти кадры из Америки в прямом эфире. В моей жизни появилось ощущение, что время конца света наступило. Апокалипсис сегодня. Вы ждете огненный дождь, который прольется на землю? Вот он. Он уже идет. Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны."

Чернобыльская катастрофа стала знаковой не только для тех, кто попал в зону радиации. Она стала знаковой катастрофой ХХ века. Это почувствовал Микаэл Таривердиев и передал В своей симфонии. Не случайно две части симфонии названы «Зона» и «Quo vadis?» (Камо грядеши, Куда идешь?) Симфония появилась в нем как озарение, как откровение. Она была исполнена им, как это часто бывало, сначала в его студии звукозаписи и лишь потом - перенесена на бумагу. Он никогда подробно не комментировал свои партитуры. То, что процитировано выше - это все, что Микаэл Таривердиев на словах сказал о Симфонии. Уведенное в Чернобыле, поразило, потрясло его. Он писал только ту музыку, которую он слышал внутри себя. И как будто после Чернобыля он стал слышать ее острее и напряженнее. Так он услышал одну из самых необычных своих музык. Необычную своим масштабом, трагизмом, остротой поставленных проблем современности и вместе с тем преодолением времени, соединенностью ее внутреннего пространства с силой и мощью пророческих высказываний. А в заключение посмотрите фильм об этой симфонии МИКАЭЛ ТАРИВЕРДИЕВ "QUO VADIS? КАМО ГРЯДЕШИ? КУДА ИДЕШЬ?"



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку