-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Иоганн Себастьян Бах.

Четверг, 05 Марта 2015 г. 13:58 + в цитатник

Цель музыки — трогать сердца.
Иоганн Себастьян Бах

(21.03.1685 - 28.07.1750). 


31 марта 2015 исполняется 330 лет со дня рождения И.С.Баха.
В переводе с немецкого «Бах» означает «ручей».
«Не ручей – море ему имя!» - так воскликнул Людвиг ван Бетховен, услышав музыку Баха.

Гёте заметил: «Музыка Баха — это музыка пути к Богу – в этом ее величие».
Творить для Господа было главным в жизни музыканта. Когда Бах скончался, в протоколе магистрата Лейпцига было записано: «...среди прочих, умер кантор школы Фомы». И это не случайно – слава, известность были для него вторичны и необязательны. Не о славе думал великий гений. Свое предназначение он понимал как служение Богу. Не случайно свои партитуры он украшал надписями Soli Dei Gloriа — «Одному Богу слава» или Jesu Juva - «Иисус, помоги».
Музыка Баха современна, как вечна и современна вера. И надежда. И любовь. Как всегда современны небо, река и роща.

"Цель музыки - трогать сердца" - Иоганн Себастьян Бах 



3620784_21469814 (474x608, 40Kb)Какой же силой наделён
был этот гений,
какою тайной умудрён,
каким веленьем?
И океан, а не ручей
стремит потоки
великих баховских идей
с его истоков.
Как очищение людей
от грешной муки,
как оправданье жизни сей,
вот эти звуки.

3620784_signatur (391x95, 1Kb)





Гениальность этого человека сродни невероятной одаренности величайших умов эпохи Возрождения. Бах изобрел лютневый клавесин, виолу помпоза, усовершенствовал конструкцию органа. Исполнитель и композитор, изобретатель и мастер, сведущий в законах акустики, Бах досконально знал технику строительства органа и умел извлекать из этого поистине божественного инструмента все многообразие звуков от тяжелых сочных басов до возвышенных звуков сопрано, напоминающих звучание ангельских голосов.
 

 

 

 

 

3620784_38045441300x200 (300x200, 35Kb)

 

 

Появление лютни в клавесине

Невозможно определенно сказать, когда появилась сама идея лютни в клавесине. Не сохранилось ни чертежей, ни подлинной копии этого инструмента. Известны лишь его изображение на старинной гравюре, да упоминания о нем в нескольких документах и книгах того времени.

Принципиальным отличием лютневого клавира от обычного клавесина является то, что у клавесина металлические струны, а у лютневого клавесина –жильные.




Послушайте, как звучит лютневый клавесин. (Сарабанда Баха до минор)

Прослушать запись Скачать файл


Кстати, заметим, что в области клавишных инструментов все еще царит полная неразбериха. Такие наименования, как спинет, клавесин, клавикорд и фортепиано, и их эквиваленты во французском, немец­ком, итальянском и испанском языках сплошь и рядом упо­требляются как Бог на душу положит, хотя инструменты, кото­рые они обозначают, очень различаются между собою. Причина этой путаницы лежит, возможно, в том, что в Германии на протя­жении XVII и XVIII столетий слово "Klavier" (клавир) использо­валось для обозначения любого клавишного инструмента, включая орган. Более того, клавесин обозначался такими взаимозаменяемыми терминами, как Fliigel, Kielflugel, Clavicymbel или Cembalo (флюгель, кильфлюгель, клавичембало или просто чембало), или французскими названиями — clavecin или clavessin (клавесин). Несведущему человеку может показаться, что имена эти принадлежат различным инструментам.

Невероятная мощь полифонических произведений Иоганна Себастьяна Баха поражала умы его современников, она же заставляет благоговейно трепетать сердца ценителей высокой музыки и теперь. Будущие поколения музыкантов все также будут отрабатывать технику фортепианной игры на фугах и прелюдиях Баха, написанных композитором специально для обучения этому искусству собственных сыновей. Музыка Баха вне времени и пространства, а космическое звучание органа - любимейшего инструмента Баха и в будущие века будет возносить души к возвышенному любованию вселенской гармонией, наполняющей все мироздание и так явственно звучащей в классической музыке, поэзии, живописи и архитектуре.

3620784_Eisenach1231 (455x606, 118Kb)

Айзенах, памятник Баху



21 марта (31 марта по новому стилю) 1685 года, в субботу, в Эйзенахе, в "Зеленом центре" Германии, как называют Тюрингиюу Амброзия Баха и Элизавет Леммерхирт рождается самый младший ребенок, Иоганн Себастьян. Два дня спустя его крестили в церкви св. Георгия на Рыночной площади. В церковной книге записаны и имена его крестных родителей: Иоганн Георг Кох, герцогский лесник, и Себастьян Нагель, смотритель готского замка. Айзенахе .Предки Баха издавна славились своей музыкальностью."Род Бахов"- непременные участники музицирования в церквах и при дворах. Известность этих музыкантов была столь велика, что в Эрфурте 17 в. вообще всех музыкантов называли "Бахами".Сохранился любопытный документ: в 1735 году Бах составил генеалогию своего рода по отцовской линии, вписав имена 53-х родственников, которые, за редким исключением, целиком посвятили себя музыке. Родоначальником этого семейства музыкантов был Фейт Бах, немец из Тюрингии, центральной области Германии. Второй его сын, Ганс Бах, по преданию отличный скрипач, был прадедом Иоганна Себастьяна.



3620784_502035_html_m79b7b826 (700x466, 51Kb)

Дом в Эйзенахе, где родился И. С. Бах



Иоганну Себастьяну не было еще и десяти лет, когда он лишился родителей (На фото ниже изображен его отец.)

3620784_Johann_Ambrosius_Bach (300x426, 34Kb)
В феврале 1695 года осиротевший «Себастьян уехал в Ордруф к своему самому старшему брату Иоганну Кристофу, тамошнему органисту. Под руководством брата он приобрел основные навыки игры на клавире. Любовь и склонность к музыке исключительным образом проявлялись в маленьком Себастьяне уже в младенческие годы. Музыкальные пьесы, которые преподал ему брат, он за короткое время изучил в совершенстве. У брата его был целый том нот с произведениями самых знаменитых в то время авторов – Флобергера, Керля, Пахельбеля, который он неизвестно по какой причине не давал в руки Себастьяну, несмотря на все его просьбы. Жажда знаний толкнула Себастьяна на невинный обман. Книга хранилась в шкафу, закрытом лишь решетчатой дверцей. Переплетена она была не твердым картоном, а обычной бумагой. Однажды ночью, когда все спали, Себастьян протянул свою ручонку сквозь решетку, достал нужный том, свернул его, что было легко, так как он был в бумажном переплете, и вытащил из шкафа. Он переписал себе всю книгу при лунном свете, так как у него не было под рукой даже лампы. Через шесть месяцев страстно желаемая музыкальная добыча уже благополучно была в его руках. С жадным нетерпением, тайно он стремился использовать малейшую возможность для своей работы, но к величайшему его огорчению брат застал его на месте преступления и жестокосердно отобрал копию, изготовленную ценой стольких трудов. "Я напишу музыку лучше этой",- сказал Иоганн брату, но брат посмеялся над этими словами. Ордруфская гимназия графа Глейхена пользовалась доброй славой во всей стране. Иоганн получил здесь очень хорошее начальное образование. Обучение и воспитание в школе велось по опыту и учению великого чешского гуманиста, философа и педагога Яна Амоса Коменского. Он умер за четверть века до того, как его идеи начали входить в жизнь. Коменский, основоположник дидактики, наставлял педагогов и воспитателей: на уроках при передаче знаний касаться нужно первоначально не столько чувств, что, впрочем, тоже обогащает учащихся, а обращаться к мышлению, к корням сознания и, питая их, возбуждать чувства, что вместе с мышлением укрепит знания в памяти. Не здесь ли, в классах ордруфской гимназии, у мальчика-музыканта в зачатке на равных стали жить и получили впоследствии совместное развитие интеллект и чувство, гармоническое слияние которых в творчестве Баха редко ценилось современниками, но с поразительной полнотой оценено в нашем XX веке? Кстати, здесь же учился и Мартин Лютер, великий религиозный философ, который восстал против засилия церковников, и основал церковь, которая называлась лютеранской, и которой верно служил всю жизнь И.С.Бах. В гимназии основательно проходили латинский язык, читали в подлиннике римских ораторов и писателей; в старших классах проводились даже маленькие диспуты.
В этой школе Иоганн Себастьян достиг огромных успехов, поэтому, когда ему исполнилось 15 лет, его учитель дал рекомендацию на поступление в гимназию при церкви Святого Михаила (Город Люнебург). Брат, у которого пять лет прожил юноша, был беден, поэтому пятнадцатилетний мальчик отправился в Люнебург пешком (от Ордруфа до Люнебурга около 300 километров). Поступив в гимназию, мальчик стал по-настоящему счастлив. За отличную учебу ему платили стипендию, он мог целый день заниматься любимым делом – слушать и исполнять музыку. Бах учился одновременно в «Рыцарской академии» Люнебурга (школе для детей дворян) и общедоступной латинской школе, которые существовали при монастыре святого Михаила в Люнебурге; пел в церковном хоре святого Михаила, играл на скрипке и брал уроки игры на органе у знаменитого кантора церкви святого Иоанна - Георга Бёма (1661-1733).Помимо обычных школьных дисциплин, которые Бах осваивал в латинской школе (латынь, греческий язык, теология, логика, риторика и философия), в «Рыцарской академии» он обучался верховой езде, фехтованию и танцам. В академии регулярно показывали французские спектакли, благодаря чему Бах впервые услышал музыку французских придворных композиторов своего времени. Кроме того, в монастыре святого Михаила была самая большая нотная библиотека в Германии, в которой Бах познакомился с обширной коллекцией церковной музыки 17 столетия – произведениями Иоганна Фишера, Иоганна Фробергера, Генриха Шайдеманна и Самуэля Шайдта.
История Люнебурга неразрывно связано с солью, которую тут добывали очень долго, буквально из-под города. Даже первое упоминание о нем в летописях датируется 956 годом, когда здесь стали добывать соль. Соль доставляли по Старому соляному пути в Любек, через него до балтийского побережья, а затем дальше – в Норвегию, Швецию и Россию. Добыча соли в городе была прекращена только в 1980 году. Благодаря торговле солью Люнебург превратился в один из самых процветающих городов Ганзейского союза.

3620784_239373_original (700x525, 313Kb)
А это и есть храм Св. Михаила,
где в певческой школе при этом храме учился Иоганн Себастьян Бах.


В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую токкату и фугу ре минор.

3620784_570pxBachkirche_Arnstadt (570x600, 86Kb)

В этой церкви Святого Бонифация в Арнштадте И.С.Бах
и написал свою знаменитую токатту и фугу ре-минор


Токката (на итальянском toccata - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов (клавир, орган).

3620784_799pxTF_opening (700x189, 24Kb)
Начало Токатты

Фуга (итал. fuga — бег, бегство, быстрое течение) - наиболее развитая форма полифонической музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения.

Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство.







Столетия развивалась полифоническая музыка в странах Европы. Искусство одновременного ведения двух или нескольких равноправных голосов было и наукой, требовало от музыканта, композитора глубоких знаний. И в сочинении инструментально-хоровых произведений – мотетов или кантат, и в инструментальной музыке. Орган, инструмент, имевший десятки и сотни регистров, занимал царственное место в музыке предшествующих столетий и эпохи XVII – XVIII веков. Именно органу Бах и отдал страсть молодого художника в Арнштадте. Музыкальное миросозерцание Баха нашло свое совершенное отражение в органных произведениях. Органная музыка наиболее отвечала философским, нравственным, поэтическим устремлениям времени. Орган был инструментом мышления Баха, как фортепьяно – Шопена, оркестр – Бетховена; «Бах мыслил органно» – эта фраза встречается во многих книгах о Бахе, не оставим ее в стороне и мы. Но нужна оговорка. Произведений для клавира Бах сочинил за свою жизнь больше, чем для органа. Он мыслил и «клавирно». Его гений столь всеохватен, что нельзя сводить его музыкальное мышление только или преимущественно к органному искусству. Бах был художником и мыслителем полифонии – это более общая характеристика его как композитора и музыканта. Совершенствование полифонии во всех жанрах музыки – главнейшая его художническая задача.

Здесь, в Арнштадте, Баху пришла мысль ввести в школьный хор женский голос при исполнении кантаты. Он пригласил симпатичную девушку Марию Барбару, которая вскоре станет его женой. Пасторы позволили ему испробовать женский голос на репетициях хора. С замиранием сердца смущенная Мария Барбара взбиралась по узкой лесенке на хоры и там вместе о мальчиками выводила свою партию сопрано, а то и пробовала голос на правах солистки. Волнующие часы! В пении милой сердцу Марии Барбары Иоганн Себастьян различал звучания идеальных женских голосов, которые, он верил в это, будут украшать хоры Германии. От чистого сопрано Барбары как бы осветилось все гулкое пространство пустой в неслужебные часы церкви. Примолкли и удивленные ученики, почувствовав необычность присутствия в хоре Марии Барбары, над которой они до сих пор украдкой посмеивались, встречая ее на улице с учителем. Они примолкли, переминаясь с ноги на ногу, но удержит ли эта ватага языки за зубами? Ученики, наверно, и разнесли по городу весть о выдумке господина органиста. И легко представить, какими добавками расцвечивалась эта весть в пересудах! Городской Совет пригласил Баха для разбирательства. Совет поставил в вину ему распущенность учеников, посещение ими «неприличных мест» и прочие проступки. Особенно же сила власти блюстителей нравственности обрушилась на Иоганна Себастьяна в связи с нарушением им строжайшего правила церкви – в хор допущена женщина! Председатель совета устремляет взор вверх, он ссылается на авторитет апостола Павла: «Taceat muller in ecclesia!» – «Да молчит женщина в церкви!» Бах решил покинуть Арнштадт. Расставался Бах с Арнштадтом спокойно: обиды в его двадцать с небольшим лет смягчаются быстро. Он не забудет Арнштадта. Увы, Арнштадт забудет его. Имя Баха, как установили исследователи жизни композитора, не будет упоминаться в городе более полутораста лет. Его не найти в обстоятельных справочниках прежних времен среди сведений о всех знатных горожанах и всех достопримечательностях Арнштадта. Отсутствовали произведения Баха в программах здешних музыкальных вечеров и концертов духовной музыки. Лишь в 1878 году великий музыкант Ференц Лист навестит город юности Баха, и в его исполнении прозвучит фута арнштадтского органиста.

В 1707г. Иоганн становится органистом собора Св. Блаза в Мюльхаузене. Здесь он мечтал получить большую свободу для развития своих новых замыслов и для создания более новаторской музыки. Вскоре Бах уже хорошо известен здесь как органный виртуоз. Он знал все про работу органа и к нему часто обращались за советом, как улучшить звучание того или иного инструмента. Летом этого же года Бах решил жениться на той самой Марие Барбаре, которая пела у него в церкви.

Венчались в маленькой церкви деревни Дорнхейм, близ Арнштадта. Венчал молодых пастор Штаубер, друживший с семьями Бахов. Сохранившаяся запись в церковной книге – документ, полный примет времени. Вот он: «17 сентября 1707 года достопочтенный господин Иоганн Себастьян Бах, холостой, органист церкви св. Власия в Мюльхаузене, законный сын умершего в Эйзенахе достойного уважения известного муниципального органиста и музыканта Амвросия Баха, и достойная девица Мария Барбара Бах, законная младшая дочь блаженной памяти геренского муниципального органиста Иоганна Михаэля Баха, весьма достойного всяческого почитания и ставшего известным своим искусством, вступили в брак с согласия нашего милостивого повелителя, объявив об этом должным образом в Арнштадте».

3620784_800pxKirche_Dornheim (700x525, 96Kb)

Вот в этой церкви в Дорнхайме и венчался И.С.Бах и Мария Барбара Бах


В июле 1708г. Бах был назначен придворным органистом и камерным музыкантом герцога Вильгельма Эрнста Сакс-Веймарского. Это назначение резко отличалось от его работы при городском Совете, и Баху выдали форму, какую носили все домашние слуги. Герцог был очень строгим и набожным человеком, но любил поощрять хорошую музыку в своем маленьком герцогстве. Бах обязан был играть в дворовой часовне и на концертах в придворном оркестре. Здесь у него было больше свободного времени для сочинительства, поэтому большинство его лучших произведений для органа написаны именно в эти годы жизни в Веймаре.
Вскоре после переезда сюда, в конце декабря 1708 года, у Марии Барбары родилась дочь Катарина Доротея. Молодой отец, конечно, был обрадован, однако по давней фамильной традиции немецких мастеров всех цехов истинную гордость вызывало у отцов рождение сыновей, особенно первенцев, – им надлежало продолжать дело отцов, им передавались секреты мастерства, будь то род механиков, скорняков или музыкантов.
22 ноября 1710 года свершилось такое событие и в семье Баха: Мария Барбара подарила Себастьяну первенца – Вильгельма Фридемана. Пройдет два года – родятся в семье близнецы, но они умрут в младенчестве; через год же, в марте 1714 года, появится на свет еще сын, Карл Филипп Эммануель. А еще через год Мария родит третьего сына, Иоганна Готфрида Бернарда. Себастьян к июню 1715 года окажется сам шестым.
В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

 

3620784_dennerbahssynovyami (638x524, 86Kb)

И.С.Бах с сыновьями


Известность принесла Баху то, что у него теперь было много учеников, и он начал сочинять для них сборник несложных произведений, который назвал Клавирная книжечка. Это было началом его преподавательской деятельности, которая потом длилась всю его жизнь. Когда скончался капельмейстер герцога, Бах думал, что эта должность достанется ему. Но на этот пост был назначен сын покойного. Тогда Бах решил уволиться со службы герцога. Но тот был очень рассержен и не отпустил его, а даже на один месяц посадил в тюрьму. Своенравный композитор вскоре был с позором освобожден и ему разрешили вместе с семьей покинуть двор Веймара. Но к тому времени Бах уже стал знаменитым.
Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты. Все эти инструментальные опыты нашли свое блестящее претворение на новой почве: в 1717 г. Бах был приглашен в Кетен на пост великокняжеского ангальт-кетенского капельмейстера. Здесь царила весьма благоприятная музыкальная атмосфера благодаря самому князю Леопольду Ангальт-кетенскому — страстному меломану и музыканту, владевшему игрой на клавесине, гамбе, обладавшему недурным голосом. Творческие интересы Баха, в чьи обязанности входило сопровождение пения и игры князя, а главное, руководство состоявшей из 15-18 опытных оркестрантов превосходной капеллой, естественно перемещаются в инструментальную область. Сольные, в основном скрипичные и оркестровые концерты, в т. ч. 6 Бранденбургских, оркестровые сюиты, сонаты для скрипки и виолончели solo. Карьера виолончели как сольного инструмента началась ближе к концу XVII века с появлением сонат и других пьес Доменико Габриели (1659-1690) и продолжилась благодаря произведениям И.С.Баха. Послушайте, как звучит моя самая любимая сюита №2 ре-минор Баха в исполнении М.Ростраповича. На выпускном экзамене в музыкальной школе в Кронштадте я играл эту сюиту. Немного забыл в середине и начал импровизировать, но закончил достойно. Один из экзаменаторов, С.И.Вугман, сказал, что Баха нельзя поправлять, его музыка - само совершенство. И мне поставили тогда за эту вольность четверку.



После Баха только Бетховен услышал этот замечательный инструмент, потом Дворжак. 

Но вернемся к жизнеописанию И.С.Баха.

В Кетене открывается (вернее продолжается, если иметь в виду «Органную книжечку») еще одна линия в творчестве мастера: композиции педагогического назначения, выражаясь баховским языком, «для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи». Первая в этом ряду — «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха» (начата в 1720 г. для первенца и любимца отца, будущего известного композитора). Здесь помимо танцевальных миниатюр и обработок хоралов — прообразы 1 тома «Хорошо темперированного клавира» (прелюдии), двух и трехголосных «Инвенций» (преамбулы и фантазии). Сами эти собрания Бах завершит соответственно в 1722 и 1723 гг.
Время не донесло до нас ни одного изображения первой жены Баха. Не в обычаях цеховых мастеров было заказывать художникам портреты своих супруг. Не осталось и писем Марии Барбары. Чистому сопрано ее не довелось артистически расцвесть. Жизнь свою она посвятила заботам о муже и детях.

Мария Барбара помогала Себастьяну сохранять спокойствие, когда его самолюбие ущемлялось властителями, не рассуждая, верила она в его идеалы. Можно предполагать, что она не очень берегла свое здоровье и мало заботилась о себе. Барбара знала разного Себастьяна: удрученного, когда он не прикасался к нотной бумаге, и переполненного музыкой, счастливого, возбужденного, – тогда он едва успевал записывать мелодии, возвратившись домой после импровизации на церковном органе. Себастьян сбрасывал сюртук, парик и садился за стол. Непременно за стол, потому что и ученикам запрещал сочинять музыку за инструментом, в шутку называя таких сочинителей «гусарами».

Жена обыкновенно загодя затачивала перья, и Себастьян скорописью заносил в нотные строки найденные сегодня музыкальные темы. В шкафах накапливались тетради с записями кантат, хоральных прелюдий, фуг, фантазий, токкат.

Молодая мать и жена чувством, непереложимым на слова, понимала, как в строгие формы прелюдий, фуг и мотетов Себастьяна выливались страдания, молитвы, надежды, радости, колыбельные мотивы. Может быть, и мотивы мук и счастья матеря она отыскивала в звуках органа, когда, оставив детей на попечении старшей сестры или служанок, слушала, сидя на скамье в веймарской церкви, импровизации Себастьяна.

Увы, не найдено ни одного сочинения, хотя бы песни, посвященной ей. Молодой Бах видел в жене опору своего артистического труда, надежную хозяйку, воспитательницу детей. В Веймаре семья потеряла двух младенцев-близнецов, кетенскйе годы омрачатся смертью еще одного ребенка, сына. Жена странствующего музыканта стойко переносила скорбь. И делила радости с мужем.

В Кетене начата «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (второй жены композитора), включающая наряду с пьесами разных авторов 5 из 6 «Французских сюит». В эти же годы создавались «Маленькие прелюдии и фугетты», «Английские сюиты», «Хроматическая фантазия и фуга» и др. клавирные сочинения. Подобно тому, как множился год от года ряд баховских учеников, пополнялся его педагогический репертуар, которому суждено было стать школой исполнительского искусства для всех последующих поколений музыкантов.
7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей.
...Как ведь совпало: отец Баха после смерти жены тоже остался с четырьмя сиротами, тоже с тремя сыновьями и дочерью. Следуя семейным обычаям, Себастьян не помышлял долго оставаться вдовцом. Родственники по старинке подыскивали ему подругу жизни. Но надежда объявилась не со стороны родни.

3620784_1508_15081 (250x294, 39Kb)В Кетен стала наезжать молоденькая певица (мало-помалу и в германских княжествах входила мода на женские голоса в придворных капеллах). Певица была та самая девочка, которую несколько лет назад представил Баху трубач Вильке. То была его дочь, ставшая теперь артисткой на службе у князя Ангальт-Цербтского. Хорошо обработанное красивое сопрано Анны Магдалены зазвучало в гостиной князя Леопольда Кетенского, она бегло играла и на клавикорде. Девушка привязалась к детям овдовевшего капельмейстера. Прошли месяцы раздумий. Четверо детей у вдовца. Старшая, Катарина, лишь на восемь лет младше Анны Магдалены. Один из современных немецких биографов Баха, Вернер Нойман, деликатно пишет о певице Ангальт-Цербтского двора: «...Интересы искусства сближали; Анна Магдалена с гордостью и дружбой приняла предложение знаменитого гофкапельмейстера стать матерью его нескольких детей». Венчание произошло спустя полтора года после кончины Марии Барбары. Строки книги дворцовой церкви гласят: «3 декабря 1721 года вдовец господин Иоганн Себастьян Бах, княжеский капельмейстер, и девица Анна Магдалена, младшая дочь Иоганна Каспара Вюльскена (Вильке. – С. М.), придворного и войскового трубача его высочества князя Саксонского и Вейсенфельского, по княжескому приказу обвенчались в нашей церкви». Новая жена Баха была на шестнадцать лет моложе его. Анна Магдалена рисуется и в молодости своей тихой, домовитой, отличающейся душевным благородством, мягким и ровным характером; она натура в то же время артистическая; одаренная певица, способная ученица мужа, сразу же начавшего преподавать ей игру на клавесине и «генерал-бас», как называлось в те времена искусство сопровождения мелодии, с признаками импровизации.

 

В этом браке родилось 13 детей, но 7 из них умерли в раннем детстве: Христиана София Генриетта (1723–1726), Готфрид Генрих (1724–1763), Христиан Готтлиб (1725–1728), Елизавета Юлиана Фредерика (1726–1781), Эрнст Андреас (1727–1727), Регина Иоанна (1728–1733),Христиана Бенедикта (1729–1730),Христиана Доротеа (1731–1732), Иоганн Кристоф Фридрих (1732–1795), Иоганн Август Абрахам (1733–1733), Иоганн Христиан (1735–1782), Иоганна Каролина (1737–1781),Регина Сузанна (1742–1809), Кроме собственных детей, Анна Магдалена сразу приняла на себя заботу о четырёх детях от первого брака мужа: Катарина Доротеа (1708–1774), Вильгельм Фридеман (1710–1784), Карл Филипп Эммануил (1714–1788), Иоганн Готтфрид Бернхард (1715–1739).

Эта девочка была не только певицей, матерью, великолепной женой. Она еще писала музыку! В декабре 1721г. принц Леопольд, у которого работал Бах, женился. Новая принцесса не любила музыки, и она стала настаивать, чтобы её муж не проводил так много времени с музыкантами. Бах чувствовал, что пора покинуть Кётен. И еще он хотел, чтобы его повзрослевшие дети были поближе к хорошему университету. Поэтому он написал специальную кантату для конкурса на должность кантора собора Св. Фомы в Лейпциге. Он опять, через пятнадцать лет сочинительства для светских господ, жаждал писать духовную музыку, и город Лейпциг представлял для него такую возможность. Лейпциг был большим торговым центром Саксонии. У него не было своего аристократического правителя, а он управлялся городским магистратом. И в мае 1723 года магистрат предложил Баху новую работу. Удивительно то, что он был уже третьим кандидатом на эту должность. Сначала она была предложена знаменитому композитору Телеману, но магистрат был раздосадован, когда тот от неё отказался. На посту кантора у Баха было очень много работы. Он должен был сочинять и исполнять музыку каждую неделю для двух главных соборов города, присматривать за мальчиками, учащимися школы Св. Фомы, учить их музыке и латыни, и еще сочинять музыку для городских торжеств. У него оставалось мало времени для репетиций, а исполнителями были в основном ученики школы. Некоторые из них попадали в хор по решению магистрата, хотя не знали нот, что еще больше усложняло работу Баха. И кроме всего этого, у Баха всё больше прибавлялось работы дома, по мере того, как росла его семья. Всего у него бьшо 20 детей, десять из которых умерли в младенчестве. Однажды он похвастался своему другу, что в его семье достаточно талантов, чтобы составить хор или небольшой оркестр.


3620784_364pxLeipzig_Thomaskirche_2009 (364x600, 48Kb)
3620784_Johann_Sebastian_BachDenkmal (255x480, 26Kb)

 

 

 

 

 

Церковь Святого Фомы, где 20 лет жил и работал И.С.Бах.
Около церкви стоит этот памятник. В этой церкви он сейчас и похоронен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хор мальчиков при церкви Св.Фомы был создан в 1212 году и является одним из старейших в Германии. В течение 27 лет, с 1723 по 1750 годы, церковным хором мальчиков (нем. Thomanerchor) руководил И. С. Бах. Сейчас в нем поют около 100 мальчиков в возрасте от 9 до 18 лет. Они живут в интернате и обучаются в одной из старейших школ Лейпцига - Томасшуле. Главное место в репертуаре хора, естественно, занимают призведения И.С. Баха, но не только. Хор исполняет музыку разных эпох - от Возрождения до модерна. Помимо активной гастрольной деятельности как в Германии, так и за рубежом, хор трижды в неделю поет и в церкви св. Фомы: по пятницам, субботам и воскресеньям. Желающие послушать знаменитый хор платят за эти церковные концерты всего 2 евро, дети и жители Лейпцига посещают их бесплатно.

Послушайте страсти по Матфею в исполнении этого хора.





«Страсти по Матфею» Бах создал в 1727 году. В этой музыке толпы народа взрываются гневом, а такие образы как апостол Петр, Пилат и Ирод имеют свои собственные сольные партии. Рассказчик ведет повествование, а традиционные лютеранские гимны как бы плавно перевиваются между ариями. Тот же самый подход он использовал и при написании в 1734г. Рождественской оратории, рассказывающей о появлении на свет Христа И опять у Баха были неприятности оттого, что он делает духовную музыку слишком похожей на оперу. Но для Баха положение улучшилось, когда в 1730г. во главе школы Св. Фомы встал новый ректор Иоанн Маттиас Гешнер. Он высоко ценил музыку Баха и смог улучшить стесненное положение семьи Баха в школе.

К великому сожалению Баха в 1734 году Гешнер был заменен на посту ректора школы Св. Фомы высокомерным молодым чело-веком по имени Август Эрнеста, который считал, что в школе должно быть меньше музыки. Он постоянно старался подорвать авторитет Баха и сделал так, что ученики его перестали слушаться. Случались даже драки в органных хорах во время служб. Так началась вражда между упрямым кантором и двадцатисемилетним ректором, которая длилась не один год.
Бах искал выход. Он решил обратиться прямо к королю Августу Ш с прошением о должности придворного композитора по совместительству. Он надеялся, что придворный титул оградит его от лейпцигских властей. План удался. Он написал величественную католическую мессу и её первую часть посвятил королю. Месса В-минор оказалась самым грандиозным музыкальным духовным произведением из всех когда-либо написанных, и в 1736г. он наконец получил придворную должность.

Проблемы в школе Св. Фомы все продолжались, поэтому Бах решил уделять больше времени сочинению светской музыки. В 1729г. он стал руководителем кружка под названием Коллегия музыкантов, который состоял в основном из музыкантов — студентов университета. Они собирались на свои выступления каждую пятницу в кофейне Циммермана. Кофе тогда был новым модным напитком, и посетители Циммермана попивали кофе из своих чашек и слушали Баха и его музыкантов. Это было новшеством, так как тогда еще не устраивались концерты для простой публики.
Бах переработал для этого коллектива некоторые из своих сочинений, написанных в Кётене. Кроме этого, он написал и новые вещи, включая и жизнерадостную Кофейную кантату, которая была больше всех его остальных произведений приближена к опере.

Его отношения на службе были сложными, и он частенько подумывал об уходе, но в работе кантора была и своя положительная сторона. Она давала ему возможность исполнять на публике свои полномасштабные произведения. В исполнении этих произведений участвовали хоры, оркестр, солисты, клавишные исполнители и даже виртуозы-музыканты, которые, случалось, приезжали в город.

Бах был одним из самых великих учителей. Он написал много учебных пьес, особенно для клавишных инструментов. В одном из своих последних произведений Искусство фуги, он разбирает самые сложные способы применения фуг и правил. Это работа опытного маэстро, передающего свои знания будущим поколениям.
Пятеро его сыновей стали выдающимися музыкантами. Один из них, Карл Филипп Эмануэль (1714-1788) был придворным музыкантом у Фридриха Великого, молодого короля Пруссии. Сын организовал для своего отца посещение королевского двора в Потсдаме. Когда приехал Бах, Фридрих, который играл на флейте, остановился и воскликнул: «Господа, вот Бах-старший!»

Композитор сыграл для него, а позднее написал специальное Музыкальное подношение, в основе которого была мелодия, написанная самим королем. В эту работу он включил сонату для флейты и скрипки, чтобы её мог исполнить сам Фридрих. С 1750г. Бах уже меньше работает, отчасти потому, что его уже меньше интересует работа кантора и отчасти потому, что он хуже видит. В конце концов он соглашается перенести две операции, чтобы не ослепнуть окончательно. Анестезирующих средств в те времена не было, и должно быть боль была невыносимой. Операции были неудачными, и его здоровье быстро ухудшалось. Он проболел три месяца и скончался 28 июля 1750г.




3620784_8cf1a8000037 (640x480, 62Kb)




«Гении начинают поучать тогда, когда глаза их давно закрыты и когда вместо них говорят их творения. Бах, не уставая, твердил своим ученикам, что учиться надо на произведениях великих мастеров, он и не подозревал, что сам станет учителем только для будущих поколений»
В жанре и стиле музыкальных произведений И. С. Баха ясно прослеживаются рационализм и математичность. Однако в мире И. С. Баха за строгим соблю дением заданных пропорций сокрыта и глубокая внутренняя свобода. Ключом к постижению творчества И.С. Баха, может стать стихотворение О. Мандельштама «Бах», содержащее удивительные по глубине характеристики его музыки.

Бах

Здесь прихожане - дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом - Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.

Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах!

Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа, в самом деле,
Ты в доказательстве искал?

Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик -
Лишь воркотня твоя, не боле,
О, несговорчивый старик!


И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, гневный собеседник,
Мешает звук своих речей.


1913

Составленный Вольфгангом Шмидером каталог произведений Баха включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за исключением оперы. (Его Кофейная кантата очень была близка к этому жанру). Как и другие композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан церковными служебными обязанностями. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Многие современники Баха считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев была заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха). При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Иоганна Себастьяна Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя пол века после его смерти.


...В июльский вечер 1750 года скончался великий композитор и артист Иоганн Себастьян Бах.

О судьбе его сыновей известно, все они стали музыкантами. Что же стало с другими детьми кантора?

Из дочерей одна Лизхен познала радость семейной жизни, но спустя девять лет муж ее, Альтниколь, скончается; Елизабет доживет до 55 лет. Остальных дочерей кантора судьба оставит одинокими. Катарина Доротея умрет в Лейпциге шестидесятилетней в 1774 году, Иоганна Каролина в Лейпциге же в 1781 году, сорокачетырехлетней.

Одна Регина Сузанна из детей Баха встретила XIX век. Известный в ту пору музыкальный деятель, ценитель эстетики Баха, Фридрих Рохлиц объявил в 1800 году сбор средств для помощи бедствующей пятидесятипятилетней дочери лейпцигского кантора и музикдиректора. Среди первых отозвался на этот призыв молодой Бетховен.

И.С.Бах был похоронен на кладбище Св. Иоганна в Лейпциге. Его останки были выкопаны учеными в 1 894г., которые подтвердили, что это именно он здесь захоронен, и еще раз — уже в 1950г., когда они были перенесены в собор Св. Фомы.

Поговорим о сыновьях И.С.Баха. Самым преуспевающим был Карл Филипп Эмануэль Бах.

Фотография Карл Филипп Эмануэль Бах (Photo of Carl Filipp Emanuel Bach)

В 1738 году, в возрасте 24 лет, Карл Филипп  получил степень юриста в Лейпциге, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке. Он стал придворным музыкантом прусского короля Фридриха II. Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эмануэль был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы — дети». Музыка Карла Филиппа Эмануэля оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп Эмануэль заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как итальянской, так и венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя. Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. 


Послушайте одно из самых известных произведений К.Ф.Э.Баха МАГНИФИКАТ.



Три других сына Баха тоже стали знаменитыми музыкантами. Старший, Вильгельм Фридеман (1710-1784), был хорошим композитором и прекрасным органистом, но у него никогда не было постоянной работы, и он умер в бедности. Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1792) стал придворным музыкантом в Бёкебурге, а Иоганн Христиан (1735-1782) был очень преуспевающим композитором, который жил в Англии. Они все понимали, что их отец был великим человеком, но их собственная музыка была другого направления. Музыка Баха теперь звучала старомодно.


Подлинный масштаб гения Иоганна Себастьяна Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И. Н. Форкель (опубликовавший в 1802 "Очерк жизни и творчества Баха"), К. Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф. Мендельсона в 1829. Это исполнение, имело историческое значение и послужило первым импульсом к возрождению творчества Баха в 19— 20 вв. Надо заметить, что великий Моцарт открыл для себя великого Баха (я имею ввиду Иоганна Себастьяна) только под конец своей карьеры, а до того он увлекался творчество Иоганна Кристиана Баха, самого галантного и изящного из семьи Бахов, как  о нем писала пресса. "Галантнейший из всех сыновей Себастьяна" (Г. Аберт), властитель дум музыкальной Европы, модный педагог, популярнейший композитор, могущий поспорить славой с любым из своих современников.

Столь завидная судьба выпала на долю младшего из сыновей И. С. Баха - Иоганна Кристиана, вошедшего в историю под именем "миланского" или "лондонского" Баха. Лишь юные годы Иоганна Кристиана прошли в Германии: до 15 лет в родительском доме, а затем под опекой старшего сводного брата Филиппа Эмануэля - "берлинского" Баха - в Потсдаме при дворе Фридриха Великого. В 1754 г. юноша, первый и единственный из всей семьи, навсегда покидает родину. Его путь лежит в Италию, продолжающую и в XVIII в. быть музыкальной меккой Европы. За плечами молодого музыканта успех в Берлине как клавесиниста, а также небольшой композиторский опыт, который он усовершенствовал уже в Болонье, у знаменитого Падре Мартини. Фортуна с самого начала улыбалась Иоганну Кристиану, чему немало способствовало принятие им католицизма. Рекомендательные письма из Неаполя, затем из Милана, а также репутация ученика Падре Мартини открыли перед Иоганном Кристианом двери Миланского собора, где он занял место одного из органистов. Но карьера церковного музыканта, каким был его отец и братья, нисколько не привлекала младшего из Бахов. Очень скоро о себе заявил новый оперный композитор, стремительно завоевавший ведущие театральные подмостки Италии: его опусы ставились в Турине, Неаполе, Милане, Парме, Перуджии, а к концу 60-х гг. и на родине, в Брауншвейге. Слава об Иоганне Кристиане докатилась до Вены и Лондона, и в мае 1762 г. он просит церковное начальство об отпуске для выполнения оперного заказа Лондонского королевского театра.

Начался новый период в жизни маэстро, которому суждено было стать вторым в знаменитой триаде немецких музыкантов, составивших славу... английской музыки: преемник Г. Ф. Генделя, Иоганн Кристиан почти на 3 десятилетия опередил появление на берегах Альбиона И. Гайдна... Не будет преувеличением считать 1762-82 гг. в музыкальной жизни английской столицы временем Иоганна Кристиана, по праву завоевавшего прозвище "лондонский" Бах.

Интенсивность его композиторской и артистической деятельности даже по меркам XVIII в. была огромной. Энергичный и целеустремленный - именно таким он смотрит на нас с замечательного портрета своего друга Т. Гейнсборо (1776), который висит в городском музее Болоньи.

 "Лондонский" Бах, целиком посвятил себя светской музыке. За сравнительно недолгую жизнь Иоганн Христиан Бах создал огромное количество сочинений, с необычайной полнотой выразив дух своего времени эпохи рококоДля стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо?  В.А.Моцарт высоко ценил творчество И.К.Баха. Послушайте и Вы концерт Иоганна Кристиана Баха для клавесина с оркестром.




Остается сообщить об Анне Магдалене Бах. Она познала горечь ранней старости. Первое время вдове Баха несомненно оказывал некоторую помощь магистрат, сохранились расписки в получении ею денежных сумм. Нет достоверных сведений о взаимоотношениях с мачехой и матерью сыновей Баха после его кончины. Приемные дети Анны Магдалены плохо обошлись со своей мачехой, и ей почти не на что было жить. Она умерла в нищете через десять лет после смерти мужа. Анна была похоронена в безымянной могиле на кладбище для нищих при церкви Св. Иоанна в Лейпциге.

Ну вот и все. Надеюсь, что Вам со мной было интересно. А если я вас утомил, то послушайте лекции великолепного музыковеда и рассказчика Михаила Казиника о многоголосии и многомерности фуг Баха.

 





Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку