Шалва Герасимович Кикодзе
Shalva Kikodze
შალვა ქიქოძე
1894, Бахви, Грузия - 7 ноября 1921, Фрайбург, Германия
Шалва Кикодзе Автопортрет. 1920 г.
Грузинский художник – экспрессионист, график, карикатурист и театральный декоратор, представитель Парижской школы. Вместе с Ладо Гудиашвили и Давидом Какабадзе считается ключевой фигурой в искусстве грузинского авангарда начала ХХ века.
Шалва родился в далеком грузинском селе Бахви в Гурии. Напомню, что с 1801 по 1917 год Грузия находилась в составе Российской империи. Учился юноша в гимназии грузинского дворянства. В 1914 году Шалва уехал в Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1916 году он продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и после двух лет учебы вернулся в Грузию.
Шалва Кикодзе Пейзаж 1910-е гг.
Шалва Кикодзе Аджарская женщина 1910-е гг.
В Москве, еще будучи студентом, а позже и в Тбилиси, Кикодзе сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с сатирическими журналами, публикуя там карикатуры на общественных деятелей.
Шалва Кикодзе Карикатура на грузинского просветителя и общественного деятеля Нико Николадзе (1843 - 1928).
Шалва Кикодзе Карикатура на грузинского писателя Якова Гогебашвили (1840 - 1912).
В 1916 году он принял участие в экспедиции в грузинском селе Набахтеви, сделав там копии фресок XV века в местной церкви.
Вернувшись в 1918 году в Тбилиси, Кикодзе стал работать сценографом и декоратором в театре -студии Георгия Джабадари.
Грузинский модерн
После Октябрьской революции Грузия на короткий период (с 1917 по 1921 год) обрела независимость. Именно в это время столица республики Тифлис стал центром национального авангардного искусства. Этому способствовал приток русских деятелей культуры, бежавших из России от большевиков, и интерес примитивистскому искусству в лице Нико Пиросмани.
Шалва Кикодзе Портрет Нико Пиросмани.
Грузинский писатель, поэт, драматург, критик, один из отцов грузинского символизма Григорий
Робакидзе (1884 - ?) в своих воспоминаниях писал: «Со сцены можно было услышать голос Качалова ... Пьяный композитор Черепнин (Николай Николаевич Черепнин (15 мая 1873, Санкт-Петербург — 26 июня 1945, Париж) — русский композитор, дирижёр и педагог) сидел целыми днями в кафе и горевал о России. В Тбилиси жил Илья Зданевич (Илья Михайлович Зданевич (21 апреля 1894 - 25 декабря 1975, Париж) — русский, теоретик русского авангарда, издатель и художник), он был прекрасен, когда читал свою поэму «Смерть Гарро». Художник Сергей Судейкин разрисовал ресторан, который грузинские поэты называли «Химериони», поскольку художник заполнил ресторан росписями химер. Кого только не было там, в Тбилиси того времени?»
Неизвестный художник Портрет Сергея Судейкина.
Нико Пиросмани Портрет Ильи Зданевича 1913 г.
Николай Николаевич Черепнин.
Нужно отметить, что в Тбилиси, как и в Париже, центром культурной жизни были также художественные кафе. Наиболее известным из них было кафе «Фантастическая таверна», которое в 1917 году расписали художники Ладо Гудиашвили, Нико Николадзе и Илья Зданевич. Историки считают, что эти росписи являются одним из самых ранних примеров тбилисского авангарда.
Еще художники и поэты собирались в кафе «Лодка аргонавтов», это кафе в 1918 году расписали Кирилл Зданевич, Ладо Гудиашвили и Александр Бажбеук—Меликов (30 августа (11 сентября) 1891 – 20 июля 1966). А в следующем, 1919 году росписи появились и в кафе «Химериони», где Сергею Судейкину помогали тот же Гудиашвили и Давид Какабадзе. Остается добавить, что настенные росписи в «Лодке аргонавтов» и «Химериони» сохранились до сих пор.
Пишу всё это, чтобы вы представляли, что Кикодзе, воспитанный в Москве на академической классической живописи, за столь короткий срок «впитал» всю эту атмосферу новых веяний, основанных, конечно же, на национальном грузинском искусстве, и уехал в Европу уже творчески наполненным стилями авангарда.
Шалва Кикодзе Автопортрет. 1920 г.
Увидеть Париж и умереть…
В 1916 году в Тифлисе было создано Общество грузинских художников, Кикодзе принимал активное участие в его деятельности и организации выставок. В 1919 году Общество организовало выставку работ молодых художников, среди которых были Шалва Кикодзе, Ладо Гудиашвили и Давид Какабадзе.
Шалва Кикодзе Гурийские женщины.
Выставка прошла с огромным успехом, и руководством Общества грузинских художников было решено оказать вышеназванным художникам финансовую поддержку для того, чтобы они смогли продолжить образование в Европе.
Таким образом, три художника, три друга, которых перед поездкой друзья, шутя, называли «тремя мушкетерами», в конце 1919 года поехали завоевывать Париж.
Шалва Кикодзе Париж. Эйфелева башня. 1920 г.
Период пребывания Шалвы в Париже был продуктивным, но очень коротким. Вместе с соотечественниками он поселился в знаменитой коммуне художников «Улей» (Ля Рюш), познакомился и подружился со многими художниками Монпарнаса, стал много работать. Причем, Шалва пытался охватить все жанры – писал и сюжетные сцены, и пейзажи, и портреты.
Шалва Кикодзе Париж. Лодки на Сене. 1920 г.
Шалва Кикодзе Париж. Вид на Сену. 1920 г.
Шалва Кикодзе Париж. Карусель. 1920 г.
Шалва Кикодзе Хевсурети. 1920 г.
Для справки: Хевсурети - местность в горной части Грузии, которая граничит с Чечней и Ингушетией на севере, с Пшави на юге и с Тушети на востоке. Этот район Грузии еще в начале 1920-х годов была практически отрезана от всего мира.
В 1921 году в галерее «Единорог» (La Licorne) состоялась коллективная выставка грузинских художников – Какабадзе, Гудиашвили и Кикодзе. Эта выставка прошла с большим успехом и громко заявила о самобытном творчестве грузинских авангардистов.
Шалва Кикодзе Париж. 1920 г.
Шалва Кикодзе Пир (Праздник Бахуса). 1920 г.
Шалва Кикодзе Артистическое кафе в Париже. 1920 г.
Критики писали, что творчество Кикодзе приближено к немецкому экспрессионизму и характеризуется интересом к цвету и умелой широкой манерой мазка. Можно предположить, что именно к этой выставке Шалва написал картину «Три художника», на которой изобразил себя (в центре) и своих друзей Ладо и Давида.
Шалва Кикодзе Три художника. 1920 г.
Давид Какабадзе (слева) и Шалва Кикодзе в Париже. 1920 г.
В этом же 1921 году Шалва тяжело заболел, он отправился лечиться в немецкий город Фрайбург-в-Брайсгау. О причинах болезни источники не пишут, но поискав в интернете информацию о больницах и клиниках этого старинного немецкого города в земле Баден-Вюртемберг, я вычитал, что город известен Университетской клиникой – одним из старейших и авторитетнейших медицинских учреждений Германии. Клиника была основана на базе медицинского факультета Фрайбургского университета имени Альберта Людвига, основанного австрийским эрцгерцогом Альбрехтом VI еще в 1457 году. В конце XIX века при содействии Университетской клиники в пригороде Хэрдэрн были открыты психиатрическая больница, а позже дерматологическая клиника. Скорей всего, в одном из этих учреждений и лечился Шалва Кикодзе.
7 ноября 1921 года художник скоропостижно скончался в Фрайбурге, где и был похоронен.
Шалва Кикодзе Париж. В память о молодом умершем друге. 1921 г.
Послесловие
Можно предположить, что творческое наследие Кикодзе вернулось в Грузию, благодаря его друзьям. Большая часть картин художника ныне находится в собрании Национального Музея искусств Грузии в Тбилиси.
В 1928 году Общество грузинских художников организовало единственную и уже посмертную выставку Шалвы Кикодзе. Выставка открылась 27 мая 1928 года в выставочном зале Общества в гостинице «Ориант», в экспозиции было представлено более ста произведений художника.
Шалва Кикодзе Молодая пара (Предполагаемый автопортрет художника). 1921 г.
Шалва Кикодзе Аджарские женщины. 1921 г.
Шалва Кикодзе Гурийская женщина с кувшином. 1921 г.
Еще есть информация о том, что в 2009 году большая выставка «Фантастическая таверна: тбилисский авангард», где было представлено творчество грузинских художников начала ХХ века, прошла в Нью-Йорке в Галерее Каси Каплана.
Шалва Кикодзе Поцелуй II. Серия "Из жизни кукол". 1920 г.
Шалва Кикодзе Свадебная церемония в церкви. Серия "Из жизни кукол". 1920 г.
Историки пишут, что Кикодзе прожил очень короткую, но очень яркую творческую жизнь. Вернись он, как и его друзья – «мушкетеры», назад в Грузию, то, скорей всего, исчез бы в кровавой мясорубке репрессий начала 1930-х. Поскольку, обладая независимым и вспыльчивым характкером, не стал бы мириться «с культурной жизнью Тифлиса, которая начала «мутировать» под официальным давлением нового строя страны Советов».
Но даже те картины, которые успел написать Шалва, говорят о том, что в свои 27 лет он был уже сформировавшимся и самобытным живописцем.
Шалва Кикодзе Композиция с автопортретом. 1921 г.
Шалва Кикодзе Женский портрет.
Шалва Кикодзе Женский портрет.
Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты
1 и
2.
Серия сообщений "Грузия":
Часть 1 - ЖЗЛ (НИКО ПИРОСМАНИ. ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН...)
Часть 2 - ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 154 - ВЕЛИКИЕ ЖИВОПИСЦЫ ГЛАЗАМИ ГИИ БУГАДЗЕ.)
...
Часть 4 - ЖЗЛ (ВЕРА ПАГАВА. ГРУЗИНСКАЯ КНЯЖНА В ПАРИЖЕ)
Часть 5 - ЖЗЛ (ЛАДО ГУДИАШВИЛИ. ВАХ, КАКОЙ ГЕНИЙ ГРУЗИНСКОГО АВАНГАРДА!)
Часть 6 - ЖЗЛ (ШАЛВА КИКОДЗЕ. ТРИ ГОДА ЯРКОГО И САМОБЫТНОГО ТВОРЧЕСТВА.)
Часть 7 - ЖЗЛ (ДАВИД КАКАБАДЗЕ. НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ, ПРИПРАВЛЕННАЯ КУБИЗМОМ И АБСТРАКЦИЕЙ)
Часть 8 - ЖЗЛ (ВАЛЕРИАН СИДАМОН-ЭРИСТАВИ. МЕЖДУ МОЛЬБЕРТОМ И КИНОКАМЕРОЙ.)