Galyshenka все записи автора
German armorial goblet, 1592 Немецкий геральдический кубок
Понятие Геральдика своим происхождением обязана средневековому латинскому слову heraldus (глашатай) (что составляет любопытную параллель происхождению слова «реклама»)
Главный объект исследования геральдики — герб. ( нем. "Erbe"-наследство) - символический знак отличия отдельного лица, фамилии, рода, области, города, государства, учреждений
Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями.
Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они «подписывали» документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.
В XIV веке первое изложение правил геральдики было сделано итальянским юристом Бартоло. Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам — герольдам.
Поскольку гербы выдавались герольдами только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. Важность правильного составления и понимания гербов была так велика, что королевские дома повсеместно создают коллегии герольдов, специальные институты, где изучают гербы и родословные. Правила геральдики входят в учебные программы молодых дворян. При пожаловании нового титула или получении дворянства составляются новые гербы, которые подтверждаются королевской грамотой.
В более поздние времена геральдика не исчезла, а только упрочила свои позиции, возникло новое понимание и толкование когда-то зашифрованных в ребусах имен и титулов.
Согласно книге «Герметизм и геральдическое искусство» (Париж, 1907) Каде де Гассикура и Барона дю Рур де Полон внешние геральдические компоненты, а также внутренние гербовые наделеяются символическим смыслом. Так например металлы и цвета получают собственную символику:
золото Солнце,
серебро Луна,
красный цвет Марс,
зеленый Венера,
лазурный Юпитер,
пурпурный Меркурий,
черный Сатурн.
Подобным же образом были интерпретированы гербы городов; так, Жерар де Сед в своей работе «Тамплиеры среди нас» (Париж, 1962) предположил, что изображение корабля на гербе Парижа, вероятно, обязано своим происхождением мифу об аргонавтах, поисках Золотого Руна и «Деланию» алхимиков. Т.е. в Новое время скрытый подтекст символов порой приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.
Ещё пример: Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» — это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика.
Для описания гербов повсеместно применяется блазон (язык геральдики, от старофранцузского слова blason — щит).
Старейшая из геральдических коллегий действует и сейчас — это «Колледж оф армз», разбирающий родословные и гербы Англии, Северной Ирландии и Уэльса. Он основан Ричардом III в 1484 году. Своя коллегия есть в Шотландии, Ирландии. Они же присваивают гербы новым дворянам, а также государственным и общественным организациям, пожелавшим иметь герб. В некоторых других странах также сохранились учреждения, занимающиеся вопросами геральдики: это Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария и ЮАР.
Armorial glass in the Schloss Ratibor, at Roth, Bavaria, Germany
Геральдический витраж в замке Ратибор, в Роте, Бавария, Германия
Stained Glass. Heraldic windows Shropshire, Ludlow, West window - Lords of the Manor - Roger Mortimer, Edmund Mortimer and Richard Duke of Cambridge - painted by T Williment c1862
Витраж. Геральдические окна Шропшир, Ладлоу, Западное окно - Помещики - Роджер Мортимер, Эдмунд Мортимер и Ричард Дюк из Кембриджа - мастер T Williment c1862
Stained Glass. Heraldic windows Shropshire, Ludlow, West window - Lords of the Manor, Joce de Dinan, Fulk Fitzwarine and Peter de Geneville - painted by T Williment c1862.
Витраж. Геральдические окна Шропшир, Ладлоу, Западное окно - Помещики, Joce de Dinan, Фалк Фицварайн и Питер де Женевиль - мастер T Williment c1862.
Penshurst - St John the Baptist Parish Church. Heraldic glass of 1627 in the west window.
Пеншерст - Приходская церковь Св. Иоанна Крестителя. Геральдическое стекло 1627 в западном окне.
St Olave's Church, Hart Street, London.
Церковь Св. Олэйва, Харт-Стрит, Лондон.
Stained Glass. Heraldic windows Wotton Underwood, Buckinghamshire.
Церковь Св. Олэйва, Харт-Стрит, Лондон.
Stained Glass. Heraldic windows Wotton Underwood, Buckinghamshire.
Витраж. Геральдические окна Подлесок Уоттона, Бакингемшир.
Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского.
Рыцарские Турниры распространили моду на гербы и эмблемы (не только на щитах и плащах, но также на шлемах, знаменах и одеянии лошадей) по всей Европе. В 1320 году был составлен древнейший справочник по геральдике — «Цюрихский гербовник».
Фрагмент немецкого Хигхальменского гербовника, около 1485
далее извиняюсь за подстрочный перевод
Акварели согласно «Кодекса рыцарей ордена Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене.
Le hérault Montjoie (Gaignières 1839) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Monjoie»
hérault Montjoie (Gaignières 1839)
Guillaume de Vienne, sgr de Saint-Georges (Gaignières 1838) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de St.Jorge»
Гийом де Виенн, sgr Святых-Жоржей (Gaignières 1838)
Roland d'Uutkercke, sgr de Hemsrode, (?-1442) (Gaignières 1835). -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes[sire] Rollant Duut Kerke»
Роланд д' Ююткеркк, sgr из Hemsrode, (?-1442) (Gaignières 1835). -
Pierre de Luxembourg, comte de Saint-Pol (Gaignières 1830) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Le co(n)te de St Pol»
Пьер де Люксамбург, граф Saint-Pol (Gaignières 1830)
Jean sgr de Roubaix (Gaignières 1836) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de Rouboies»
Жан sgr из Рубэ (Gaignières 1836)
Jean IV, sgr de Créquy et de Canaples (Gaignières 1841) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de Creky»
Жан IV, sgr из Créquy и из Canaples (Gaignières 1841)
Hugues de Lannoy, sgr de Santes (Gaignières 1832) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de Santes»
Hugues Lannoy, sgr из Santes (Gaignières 1832)
Jean II de Croÿ (Gaignières 1817) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes[sire] Jhe[an] de croÿ»
Жан II Croÿ (Gaignières 1817)
Régnier [= René] Pot, sgr de Prugne (v1362-1432) (Gaignières 1837). -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes[sire] Rinie Pot»
Régnier [= Возродившийся], sgr из Prugne v1362-1432 (Gaignières 1837).
Frédéric III dit "Valéran", comte de Meurs (Gaignières 1843) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Le conte de Meurs»
Жак sgr из Crèvecœur (Gaignières 1847)
Antoine de Vergy, sgr de Champlitte, comte de Dammartin (Gaignières 1834) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes(sire) Antone de Vergy»
Антуан де Вержи, sgr из Champlitte, граф Dammartin (Gaignières 1834)
Jacques sgr de Crèvecœur (Gaignières 1847) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Mo(n)s. de Cruevecuer»
Жак sgr из Crèvecœur (Gaignières 1847)
Ruprecht IV, comte de Virnebourg (Gaignières 1815) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «le conte de Verneborch»
Рупрехт IV, граф Virnebourg (Gaignières 1815)
Andrieu (= André] de Toulonjon (Gaignières 1845) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Mes. Andrieu de Toulonion»
Andrieu (= Андрэ] из Toulonjon (Gaignières 1845)
Detail from Stammbaum des Pfalzgrafen bei Rhein Philipp des Aufrichtigen (Pedigree of the Count Palatine of the Rhine, Philip the Sincere) - 1481.
Геральдические пластины Ордена золотого руна, 1559 с гербами их высокородий .
Ко всем гербам прилагаются громкие титулы (маркизы, герцоги и проч.) и звучные фамилии с приставкой "де", есть даже королевские.
Ландскнехты, как помнится, наемные воины, вероятно тоже представляющие свои земли
Landsknecht
Король Эдуард II, воссозданный с помощью 3D голливудской технологии в новом центре Бэннокберна за £9 миллионов
Этот пост на уровне красивых картинок с целью ознакомления с данной темой.
Геральдика, как и всякая наука невероятно сложна и требует очень детального изучения многих факторов и проч.
Т.е. функции цвета и его смысловые слои; увеличение количества вариантов герб фигур и эмблем; отличение знаков друг от друга в устойчивых сочетаниях с определенного вида фигурой; коммуникативные специфические знаки символическое значение собственно цвета национальные особенности цветовой символики и национальные цвета; политические и династические символы; религиозная символика; нюансировка символики фигур в зависимости от цвета; оккультная и мистическая символика; астрологическая символика; эстетическая функция; психологический и архетипический аспекты - в этом посте не рассматриваются.
Гораздо более подробно о символах блазон:
http://www.symbolarium.ru/index.php/Цвет_в_геральдике
https://ru.wikipedia.org/wiki/Геральдика
http://www.symbolarium.ru/index.php/Геральдика
http://sigils.ru/heraldic/