Александр Ханжонков - судьба и фильмы |
Свадебный обряд на Руси 16 столетия - 1908
Русские славянские традиции до периода правления Петра I.
"Честь имею, Ханжонков"
Документальный фильм о пионере российской кинематографии Александре Алексеевиче Ханжонкове (1877 - 1945). Основатель русской киноиндустрии и Ялтинской киностудии.
К началу Первой мировой войны годовая прибыль фирмы Ханжонкова превышала фантастическую по тем временам сумму в 150 тысяч рублей.
Но уже в 1915 г. у фирмы начинаются крупные неприятности: умирает старейший режиссер В.М. Гончаров, конкуренты переманивают большими гонорарами таких звезд, как Холодная, Полонский, Мозжухин.
Александр Алексеевич перепоручил дела в Москве своей жене Антонине Николаевне и уехал в Ялту создавать съемочную базу для съемок фильма с одним из лучших режиссеров того времени - Е. Бауэром. События 1917 г. стали роковыми для кинопредпринимателя: неожиданная кончина Бауэра, Октябрьская революция, последовавшая за ней Гражданская война.
Но Ханжонков продолжал свою работу - он снимал фильмы. Ялта переходила от белых к красным, потом к немцам и опять к красным. В 1919 г. некогда успешнейший предприниматель стал нищим - все его московское имущество было национализировано большевиками.
В конце того же года Антонина Николаевна с двумя детьми чудом смогла добраться до Ялты.
А в 1920 г. семья Ханжонковых покинула родину.
Они жили в Лейпциге, Берлине, Праге. Здоровье Александра Алексеевича оставляло желать лучшего - полностью отдаваясь работе, он запустил свой хронический ревматизм и уже не мог передвигаться самостоятельно.
В 1923 г. Ханжонкову пришло приглашение из Советского Союза организовать и возглавить производственный отдел акционерного общества «Русфильм».
Чтобы вернуться на родину, Александр Алексеевич разрушил семью - его жена и сын остались в Праге - и с дочерью Ниной уехал в Москву. Через год первая жена умирает. В 1956 году на родину вернулся и его сын Николай.
В 1925 г. он со своей дочерью и второй женой Верой Дмитриевной Поповой переехал в Киев, надеясь найти там работу. Но работы никто не давал, состояние здоровья все ухудшалось, и семья отправилась в Ялту. Здесь, в коммунальной квартире, Александр Ханжонков начал писать, вернее, диктовать жене, подвергшейся чистке как классово чуждый элемент, заметки об организации кинодела в России.
Вышедшая в 1937 г. книга «Первые годы русской кинематографии» была признана ценным методическим пособием для студентов ВГИКа.
Но нашлись люди, которые отстояли творческое наследие и доброе имя бывшего кинопредпринимателя, а в начале 1930-х гг. - фактически нищего безработного. Это были видные деятели кино и театра того времени. Ханжонков был восстановлен в праве голоса, ему назначили персональную пенсию союзного значения и дали отдельную квартиру. Воспрянувший духом Александр Алексеевич продолжал писать свои мемуары, на этот раз посвященные звездам дореволюционного кино.
В начале Великой Отечественной войны, в 1941 г. Ялта была оккупирована немцами. Зимой 1943 г. в берлинском еженедельнике «Слово» вышли две статьи, посвященные Ханжонкову, в которых его называют отцом русской кинопромышленности.
Александр Алексеевич дожил до Дня Победы. Неполных 5 месяцев спустя, 26 сентября 1945 г., в возрасте 68 лет родоначальник русского кино скончался.
В 1956 г. фильмы Ханжонкова были впервые показаны по советскому телевидению.
В фильме демонстрируются сцены из первых кинолент А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова: "Понизовая вольница", "Усердный денщик", "Дама в таборе подмосковных цыган", "Сонька золотая ручка", "Оборона Севастополя" и др.
С первой женой, сыном и дочерью на открытии кинотеатра
Драма в таборе подмосковных цыган / Драма под Москвою(1908)
Одна из первых картин фирмы А. Ханжонкова.
А. Ханжонков (1937): "Мы решили поставить художественный сюжетный фильм. И наше внимание привлек цыганский табор, раскинувшийся под Москвой. Там было все, что надо: и молодая, пластичная в танцах цыганка, и красавец-цыган с демоническим лицом, толпа старых цыган и подрастающих цыганят, необыкновенно шумных и грязных.
Состряпанный наскоро сценарий, производил хорошее впечатление: была и любовь беззаветная, и страсть к азарту неудержимая (цыган проигрывал в карты свою молодую жену), и месть кровавая, и танцы, танцы без конца. Съёмки показали, что нас ждет неудача. Цыгане были терроризированы съёмочным аппаратом.
Стоило Сиверсену завертеть ручку, как лица цыган «замораживались» от страха. Красавица-плясунья и её партнер с ужасом косились на аппарат. Какие уж тут могут быть танцы! Так или иначе съёмки были закончены.
Табор тронулся в свой дальний путь, а мы с волнением и тайной надеждой приступили к лабораторным работам. Но чудес не бывает. Картина получилась неудачной. И негатив и позитив пустили на «концы».
Таким образом, мечта о выпуске в этом сезоне первой русской бытовой картины не осуществилась."
Режиссер: Владимир Сиверсен Сценарист: Владимир Сиверсен Оператор: Владимир Сиверсен Продюсер: Александр Ханжонков Производство: Т/д А. Ханжонков и Э. Ош Премьера: 2 января 1909 Актеры: Цыгане табора.
Вера Попова / Ханжонкова
Русалка, 1909 г.
Режиссер: Василий Гончаров Производство: Т/Д А.Ханжонкова
В ролях: Василий Степанов, Александра Гончарова, Андрей Громов.
Очередным выпуском собственной фабрики торгового дома будет "Русалка", выпускаемая 30 марта. Кто не знает этой поэтической сказки Пушкина. Кто не слыхал её музыкального воспроизведения в опере того же названия. Кто не сочувствовал бедной, покинутой обольстившим её князем, дочери мельника.
Лев Толстой. Документальный фильм 1908 – 1910
Документальный фильм о Льве Николаевиче Толстом. Фильм смонтирован Госфильмофондом СССР в 1960 году из кадров снятых кинофирмами: Ателье А. Дранкова, Московское представительство фирмы Братья Пате, Т/д А. Ханжонков, Общество Чинес.
Есть кинодокументы, которые имеют непреходящую ценность. К ним относятся и съемки великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Историческое значение съемок Л.Н. Толстого было признано довольно рано. Сам факт первой съемки Л.Н. Толстого, выполненной в 1908 году А.О. Дранковым, существенно повысил в глазах общества значение кинематографа.
В 1960 году в РГАКФД от Госфильмофонда поступил «Документальный фильм о Льве Николаевиче Толстом» — именно такое название присвоила ему монтажер В. Д. Ханжонкова, вторая жена. Она смонтировала оригинальные позитивные копии фильмов, ранее хранившиеся в музее Л.Н. Толстого и восстановленные сотрудниками Госфильмофонда в том же 1960 году, когда отмечалось 50-летие со дня смерти Л.Н. Толстого.
В 1965 году Вера Дмитриевна рассказывала об этой работе: «Вспомнился мне один интересный случай из моей работы. Приходит ко мне начальник ОТК (а я консультирую ОТК), приходит ко мне и спрашивает, как быть: получили несколько коробок, разрозненных маленьких кусочков неизвестно чего. Пришла смотреть.
К моему удивлению, вижу съемки Толстого, причем снимки... съемки сняты в 1908–1910 годы. Съемки, снятые непосредственно с негатива. Это было очень интересно. Зная, что негатив Толстого пропал, что это единственный, я просто задохнулась от волнения. Я поехала в музей толстовский, я подняла их на ноги, заставила собрать научный Совет. И взяла от них поручение — через Госфильмофонд, конечно.
Госфильмофонду было поручено смонтировать картину на этой хронике — в хроникальном порядке сделать картину. Собралось 5 частей. И я очень счастлива, зная, что 5 частей всех снятых моментов жизни Толстого осталось в Советском Союзе». Вера Дмитриевна объединила фильмы по хронологическому признаку, сопроводив титрами с указанием года съемок.
В первой части киносборника эта хронология была ошибочно нарушена: фрагмент фильма с заглавным титром «Лев Николаевич Толстой в Ясной Поляне» (съемки А. Дранкова, пр-во фирмы «Чинес»), помещенный сразу после титра «1909 год», был снят в начале 1910 года. Возможно, какие-то фильмы при монтаже киносборника были разъединены. Например, в содержащейся в киносборнике копии фильма «Лев Николаевич Толстой у г. Черткова и в Москве» (пр-во А.О. Дранкова) имеются фрагменты фильма фирмы «Чинес» «Лев Николаевич Толстой».
Оборона Севастополя 1911 год
Режиссер: В. Гончаров, А. Ханжонков В ролях: А. Бибиков, Павел Бирюков, Б. Борисов, Гончарова Александра Васильевна, Горин-Горяинов Борис Анатольевич, Громов Андрей Антонович, Максимов Владимир Васильевич, Мозжухин Иван Ильич, Ольга Петрова-Званцева, Н. Семёнов
Описание: Оборона Севастополя» (другое название - «Воскресший Севастополь», 1911) - российский документально-игровой фильм о Крымской (Восточной) войне, одна из важнейших постановок в истории отечественной кинематографии.
Фильм Бэла 1913 год
Режиссер: Андрей Громов Сценарист: Мария Каллаш-Гаррис Оператор: Александр Рылло
Производство: Акц. о-во "А.Ханжонков и К" Премьера: 5 ноября 1913
Актеры: О. Белла, Ашо Шахатуни, Андрей Громов, А. Сорин
Слава нам, смерть врагам 1914 год
1812 год (1912)
Производство: АО "А.Ханжонков и К", Бр.Пате
Режиссеры: Василий Гончаров, Александр Уральский
В ролях: Павел Кнорр, Владимир Гардин, Александра Гончарова, Андрей Громов, Василий Сережников
Описание: Фильм к 100-летию Отечественной войны 1812 года, в 4 частях. 1812 год (1912).
Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой.
«Юбилейная историческая картина Отечественной войны в 4-х частях» — так гласит афиша.
Марсельеза, «1812 год» Чайковского, военные марши — за экраном. На экране — длинный ряд картин с Наполеоном, Кутузовым, Ростопчиным и др. Режиссеры заметно тяготеют к известным картинам Верещагина из эпохи двенадцатого года, а «Военный совет в Филях» — точное воспроизведение картины Кившенко.
Ханжонков был сложной и противоречивой фигурой, и оценка его деятельности до сих пор вызывает споры.
Человек правых политических убеждений, он, как и другие кинофабриканты, выпускал товар, который должен был приносить прибыль. Но Ханжонков боролся против иностранного капитала, за всестороннее развитие отечественной кинопромы тленности, ц в. этом положительное значение его деятельности.
В выборе сюжетов Ханжонков ориентируется (особенно в первый период существования фирмы) на русскую классическую литературу и наиболее яркие страницы истории.
Он выпускает ленты-иллюстрации к произведениям А. Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Русалка», «Домик в Коломне»), М. Лермонтова («Маскарад», «Боярин Орша», «Песня про купца Калашникова»), Н. Гоголя («Мертвые души», «Женитьба»),, Л. Толстого («Власть тьмы», «Фальшивый купон»), А. Островского, Н. Некрасова, Ф. Достоевского. Он организует выпуск исторических картин: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», • «Оборона Севастополя», «1812 год»1.
Фильм «Оборона Севастополя», размер которого достигал 2000 м, явился первой в России и одной из первых в мире полнометражных кинокартин.
Кроме игровых лент Ханжонков выпускает хронику, а с 1911 года — научно-учебные фильмы, которыми предпочитали не заниматься другие фирмы.
В заслугу Ханжонкову надо поставить также организацию производства объемной мультипликации. Он привлек к работе в кино талантливого художника-самоучку В. Старевича, который начиная с 1912 года снимает кукольные фильмы, явившиеся первыми картинами объемной мультипликации не только в России, но и во всем мире.
Успехи Ханжонкова объясняются главным образом тем, что он умел находить и привлекать к работе способных людей. Кроме Старевича у Ханжонкова начинают работать пионеры русской профессиональной кинорежиссуры П. Чардынин и Е. Бауэр. У него впервые снимается крупнейший актер русской дореволюционной кинематографии И. Мозжухин. В отдельных постановках Ханжонкова участвуют такие видные театральные актеры, как Л. Юренева, И. Берсенев.
В научном отделе фирмы работают зачинатели русской научно-учебной кинематографии В. Н. Лебедев и Н. В. Баклин. Ханжонков пробует заинтересовать работой в кино профессиональных писателей, для чего заключает договоры на написание сценариев с рядом литераторов.
Ханжонков был капиталистом, но он принадлежал к числу тех немногих представителей этого класса, которые, подобно Третьякову, Мамонтову, Морозову, занимались не только погоней за прибылями, но и ставили перед собой задачи, в той или иной мере совпадавшие с общенародными интересами.
Александр Ханжонков сидит первый слева
Рубрики: | Кинематограф/И всё кино (отечественное) |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |