liudmila_leto все записи автора
Никогда не задумывалась о вдохновении у композиторов.А тут,такая неоднозначная статья.
Предлагаю ее вашему вниманию.
Автор-
Алексей Сканави
"Меня как-то спросили, часто ли композиторам нужен какой-то внешний стимул, аксессуар или особые, искусственно созданные обстоятельства, чтобы сочинять музыку? Ну вот, например, как у писателей: рассказывают, что Шиллера приводил в творческое состояние запах гниющих яблок, Золя привязывал себя к стулу, чтобы сочинять, не вставая, а Агата Кристи придумывала детективы, лежа в ванне и жуя яблоко и т.п. Вопрос, собственно, в том, можно ли (и, я бы спросил, нужно ли) стимулировать вдохновение.
С точки зрения отношений с этим самым вдохновением, я бы поделил композиторов (условно, конечно) на четыре типа:
а) композиторы «по призванию»
б) композиторы «за компанию»
в) композиторы «на гарантии»
г) композиторы «по долгу службы».
Типичный
композитор «по призванию» - это Ф. Шуберт. За свои неполные 32 года, которые он провел на этом свете, он создал более 600 песен, 10 с половиной симфоний, бессчетное количество камерных и фортепианных сочинений и еще кучу всего другого.
Единственный аксессуар, который был ему нужен как композитору – это нотная бумага, на которой он с невероятной скоростью записывал музыку, которая буквально его распирала. Вопрос о «стимулировании творчества» у таких людей просто не стоит.
Такой же был и В.А.Моцарт, кстати сказать.
Композиторы «за компанию» - это талантливые люди, которые «еще и сочиняют». Стимул к творчеству им тоже не нужен, но уже по другой причине. У них нет необходимости сочинять – ни внутренней непреодолимой потребности (как у композиторов «по призванию»), ни практической необходимости (как у тех, кто «по долгу службы»). Хотят – сочиняют, не хотят – не сочиняют.
Примеры – Вальс дипломата А. Грибоедова,
фортепианная Соната писателя Б.Пастернака,
музыкальные сочинения художника (уж извините) М.К.Чюрлёниса,
а также напряженные композиторские опусы (сейчас ушат критики выльется на мою голову) великого пианиста и музыкального просветителя А.Г.Рубинштейна.
Композиторы «на гарантии» - это такие люди, про которых все знают, что они – композиторы (т.е. представители уважаемой и весьма престижной профессии), и поэтому они получают достойное жалованье и могут с какого-то момента своей жизни уже свободно распоряжаться своим временем, особо не напрягаясь по поводу вдохновения или сроков сдачи работы. При этом они действительно могут быть хорошими композиторами, как, например, профессор консерватории Н.А.Римский-Корсаков (надо заметить, что в его времена зарплата профессора была не в пример выше, чем сейчас).
Яркий пример
композитора «по долгу службы» - Йозеф Гайдн. Служа придворным капельмейстером у князей Эстерхази, он должен был к каждому приему, званому ужину или празднику обязательно что-то сочинять – симфонию, кантату или, скажем, квинтет для какого-нибудь причудливого состава (сообразно гостям, пришедшим с музыкальными инструментами и с намерением поиграть – например, для двух баритонов, флейты, скрипки и валторны и т.п.). Здесь вопрос вдохновения и его стимулирования просто засовывался куда подальше, и «папаша Гайдн» засучивал рукава и садился писать партитуру. Будучи профессионалом экстра-класса, он, естественно, просто не мог написать плохо. Все его 104 симфонии (а сейчас раскопали уже и больше!), а также сотни других оркестровых, камерных и вокально-симфонических произведений) безупречны с композиционной точки зрения. Но вот по поводу вдохновения (снова предвижу критику!) я бы поспорил. Симфонии, в которых «искра» действительно явно видна (слышна) – это его 12 «лондонских» симфоний (последние из 104-х), которые он написал не по «служебной надобности», а именно от души (хотя и по контракту, но совершенно другого рода) - когда у него появилась возможность отвлечься от работы у Эстерхази и пару лет пожить и поработать в Лондоне…
Таким образом, возвращаясь к началу, можно заключить, что а) профессиональному композитору для его профессиональной работы никакой специальный стимул не нужен (кроме условий его контракта), б) истинному вдохновению никакой стимул не поможет: либо оно есть, либо его нет, в) композиторам «за компанию» стимул не нужен – они и так сочиняют, когда хотят, и, наконец, г) композиторам «на гарантии» стимул не нужен, поскольку у них и так все хорошо.
Иными словами:
Хотите – пишите, не хотите – не пишите.
Можете не писать – лучше не пишите.
Должны написать – садитесь и пишите.
У вас все хорошо – расслабьтесь и получайте удовольствие!"

Алексей Сканави -
блестящий пианист, музыковед и пропагандист классической музыки с очень интересной судьбой и нехарактерными для музыканта увлечениями. В детстве у Алексея были проблемы со здоровьем, и врачи не сулили ему ничего хорошего, но он так хотел выступать на сцене, что начал заниматься различными китайскими практиками (ушу, цигун и др.) и, можно сказать, вылечил сам себя. С тех пор увлечение китайской культурой, языком остались и принесли много полезного Алексею, как музыканту: ушу помогло преодолеть некоторые технические трудности в игре, также как и принесло понимание отточенных верных движений и как это влияет на звук, понимание своего музыкального партнёра в ансамблевом исполнении. Алексей даже вёл специальный курс лекций по духовным практикам в Консерватории для студентов. Может, обладая именно этими глубокими древними знаниями, Алексей Сканави пробуждает самые светлые чувства своей лёгкой изысканной игрой на рояле.
Алексей Сканави известный радиоведущий, в своих авторских программах вдохновенно рассказывает о классической музыке и композиторах, джазе, современных течениях.
Невероятное количество программ в репертуаре и все они неповторимы и любопытны тем, что объединяют в себе, как правило, концертные камерные номера с образовательными мини-лекциями, которые сопровождаются видео-проекциями, сценическими яркими шоу со световым аккомпанементом. Проникновенная и несравненная игра маэстро придаёт концертам атмосферу утончённости и изысканности.
Превосходный вкус исполнителя позволяет Алексею составить настолько безупречные и эстетские шоу-программы, а звуки рояля настолько особые и неповторимые, что у самого взыскательного слушателя возникает приятное ощущение ностальгии, комфорта и радости.
Знания Сканави не могут не удивлять, он повествует так, будто бы сам присутствовал при рождении нетленных шедеврах классической музыки и их гениальных творцах – будь то Бетховен, Гайдн, Шопен или Дебюсси.
А мне кажется,что -
"Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой."