Знаменитые увертюры Великого Бетховена |
Бетховеном написано 11 увертюр. Все бетховенские увертюры связаны с различными сценическими жанрами. Одна представляет собой вступление к балету «Творения Прометея», четыре предназначены для оперы «Леонора», четыре написаны к драматическим постановкам в венском и пештском театрах — трагедии Коллина «Кориолан», трагедии Гёте «Эгмонт», пьесам Коцебу «Король Стефан» и «Афинские развалины». Однако вскоре после возникновения многие из этих увертюр отделились от породивших их спектаклей и приобрели самостоятельную популярность на концертной эстраде.
В увертюре Бетховен проявил себя как вполне зрелый по мастерству композитор, но тот героический размах симфонизма, который характеризует произведения центрального творческого периода (1802—1812), здесь еще не чувствуется, хотя стремление выявить героический характер музыки уже проявляется в отдельных штрихах.
Следующий этап в освоении увертюрного жанра связан с первой и единственной оперой Бетховена, работа над которой началась с 1804 года и продолжалась вплоть до 1814 года. «Из всех моих детей она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения...» — так высказывался Бетховен об опере «Фиделио» незадолго до смерти.
Опера «Фиделио» отразила отдельные этапы титанического труда Бетховена, поскольку она имела три редакции, каждая из которых была закреплена соответствующей театральной постановкой. Нагляднее творческий процесс выявляется в созданных композитором четырех увертюрах к этой опере — ведь все они входят в современный концертный репертуар.
Одно из исследований принадлежит Йозефу Браунштейну. История создания всех четырех увертюр выглядит следующим образом. В 1804 году, занявшись эскизами будущей оперы, Бетховен одновременно делает наброски увертюры, известной под названием «Леонора № 1». Исполненная в 1805 году, незадолго до премьеры оперы в узком слушательском кругу в доме князя Лихновского, эта увертюра не встретила признания. Для состоявшейся в том же году венской премьеры композитор написал совершенно новую увертюру, известную ныне как «Леонора № 2». После неудачи оперы Бетховен создает ее вторую редакцию, для которой предназначает и новый вариант увертюры—так называемую «Леонору № 3» . Новая неудача постановки, вызванная, как и в первом случае, непониманием смелых замыслов Бетховена, заставила композитора надолго распроститься со своим любимым детищем. Но в 1814 году, во время Венского конгресса в высших кругах вспомнили о Бетховене и его опере, которую было решено поставить. Вот тогда и возникла третья редакция с вновь написанной, уже четвертой по счету, увертюрой. Именно в этой редакции опера окончательно закрепила за собой название «Фиделио» (псевдоним переодевшейся в мужское платье героини — Леоноры), С названием «Фиделио» композитор вынужден был примириться, так как «Леонорой» назвали еще раньше свои оперы на тот же сюжет другие два композитора . В результате «Леонорами» стали называть первые три, хронологически близкие бетховенские увертюры, а "четвертая получила имя «Фиделио».Тип драматической программной увертюры получает затем развитие в созданных непосредственно после «Леоноры № 3» двух последующих знаменитых увертюрах Бетховена— «Кориолан» и «Эгмонт».
«Король Стефан»
Увертюра «Король Стефан» («Король Стефан, или Первый благодетель Венгрии») интересна стремлением Бетховена передать венгерский национальный колорит. Своеобразно и вступительное нисходящее движение по квартам перекликающихся духовых инструментов. В композиции важная роль принадлежит образу вступления. Его развитие, в том же темпе, заменяет собой разработку, а последнее напоминание о нем дается перед кодой. В результате увертюра приобретает торжественно-эпический характер, запечатлевая и в этом чередовании медленных и стремительных разделав особенности венгерской национальной музыки.
«Леонора № 3»
Основная идея в «Леоноре»—идея героического подвига. В «Леоноре № 3» эта идея еще раз подчеркивается появлением уже звучавшей в экспозиции музыки — между эпизодом спасения и завершающим ликованием свободы, заставляя отвлечься от цепи событий и сосредоточить внимание на самом существенном. Главная заслуга Бетховена заключалась как раз в том, что он создал самостоятельное симфонически обобщающее инструментальное произведение на данный сюжет.
Имея продолжительность исполнения около 15 минут, «Леонора № 3» является одной из самых монументальных увертюр во всей истории музыки.
"Эгмонт"
В 1809—1810 гг. при создании Бетховеном музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» возникла увертюра, до сих пор остающаяся самой популярной увертюрой Бетховена. В самой увертюре композитор продолжает линию предельно четкого драматического содержания.
Поразительно мастерство, с каким Бетховен из вступительных суровых аккордов в ритме сарабанды и ответных жалобных певучих фраз строит всю композицию, отражающую глубокое героико-драматическое содержание.
Действие драмы олицетворяется не столько темой, сколько ритмом. Речь может идти о временном трагическом этапе борьбы, поскольку господство аккордов с жестким ритмом сарабанды бесспорно. Ничуть, однако, не выглядит натяжкой осмысление эпизода как момента казни Эгмонта: в пользу этого говорят и самое мощное во всей увертюре звучание грозных аккордов, и ответная фраза скрипок, подобная предсмертному крику, и, наконец, последующие хоральные аккорды в духе тихого траурного пения. Что появляющаяся затем победная кода олицетворяет конечную победу освобожденного народа — об этом двух мнений быть не может.
"Фиделио"
А. Н. Серов говорил, что эта увертюра «считается одним из величайших чудес симфонического творчества Бетховена». Для Рихарда Вагнера она была «драмой в самом идеальном смысле слова» Однако такая увертюра, относительно «нейтрального» характера, не вступала в серьезное противоречие ни с одной из стилистических сфер оперы «Фиделио», и потому именно она до наших Дней удержалась в качестве увертюры к опере, тогда как три остальные стали произведениями исключительно концертного репертуара. В увертюре «Фиделио» Бетховен не только намеренно «облегчил» содержание, лишив его конфликтности, но создал всю музыку совершенно заново, ничего не заимствуя у трех прежних увертюр, даже тональности: теперь на смену до мажору трех «Леонор» пришел ми мажор.
«Кориолан»
В 1807 году Бетховен создает увертюру для постановки трагедии «Кориолан» австрийского драматурга Г. Коллина, с которым композитор находился в дружеских отношениях. Коллин, так же как в свое время В. Шекспир, должен был опираться на «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, где изложена биография римского полководца I в. до н. э. Гая Марция, по прозвищу Кориолан. Основная драматическая коллизия, заинтересовавшая писателей и, видимо, по-настоящему вдохновившая Бетховена, заключалась в том, что Кориолан— из честолюбивых побуждений — пошел войной против Рима, вступив в союз с его врагами. У Коллина, по сравнению с Плутархом и Шекспиром, усилен момент внутреннего разлада героя, что приводит к его самоубийству. Суровый, мужественный и в то же время мятущийся герой, трагический разлад в его душе, разрешаемый лишь гибелью, — всё это заставляет вспомнить те темы и сюжеты, которые впоследствии стали особо привлекательными для композиторов эпохи романтизма.
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Музыкальные жанры и формы/Увертюра |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Ylada
Ответ на комментарий Нина-Ник
Ответ на комментарий Ylada
Ответ на комментарий Нина-Ник
Ответ на комментарий Исавель
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |