-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Выдающийся дирижёр XX века, композитор Леонард Бернстайн

Суббота, 25 Августа 2012 г. 14:11 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com


леонард (700x466, 35Kb)

 

 

 


Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на сцене, так отдается музыке! Оркестры его обожают.
           Р. Челетти

 Деятельность Бернстайна (1918 - 1990) поражает своим разнообразием: один из самых выдающихся музыкальных деятелей США, талантливый композитор- экспериментатор в области как джазовой, так и серьезной музыки, он стал ведущим теоретиком и практиком мюзикла, крупнейший дирижер XX века, яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.   

   Родители Леонарда Бернстайна до эмиграции в США жили на Украине, неподалеку от Ровно. Леонард родился 25 августа 1918 года в городе Лоренс, штат Массачусетс, а вырос в Бостоне. Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и Леонард стал сам зарабатывать деньги на учение.

 Учился Леонард в знаменитой Бостонской Латинской школе.  Здесь он выступал солистом и дирижером школьного оркестра и поставил оперу «Кармен». В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по истории музыки, филологии и философии.

  В 1939-1941 годах Леонард поступил учиться в Музыкальный институт Кёртис в Филадельфии. Дирижирование вел Ф. Рейнер, инструментовку - Р. Томпсон, фортепиано - И. А. Венгерова. С 1942 года Берстайн совершенствовался в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд). В это время появляются первые серьезные сочинения композитора - соната для кларнета и фортепиано , вокальный цикл «Ненавижу музыку». Но главным событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, Кусевицким. Стажировка под его руководством в Танглвуде положила начало теплым дружеским отношениям. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-1944). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от уроков, концертных выступлений, таперской работы.

   Счастливый случай положил начало блистательной дирижерской карьере Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, выступил перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

  Один из крупнейших современных дирижеров, художник романтического направления Леонард Бернстайн обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью: стихийный темперамент, стремление к красочности, изобразительности и динамичности сочетались с глубиной и масштабностью интерпретаторской концепции. Ему в равной степени удавалось истолкование классической  и современной музыкиАртистизм музыканта поистине не знал предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал без рук, управляя оркестром только мимикой лица и взглядами.

 Успехи Бернстайна на дирижерском поприще были оценены по заслугам. В 1945-1949 годах он уже главный дирижер оркестра «Нью-Йорк сити сентр», как преемник знаменитого дирижера Л. Стоковского. В 1957-1958 - дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра, с 1958 по 69 - главный дирижер.

С 1951 года Бернстайн начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла аудиторию любого университета. В это же время Бернстайн преподавал в университете чехословацкого города Брандис. Как пианист он выступал с фортепианными партиями и собственными оркестровыми сочинениями. С 1944 года Бернстайн гастролировал во многих странах мира. Побывал он и в СССР.

   Публичное исполнение первого произведения Леонарда Бернстайна - симфонии «Иеремия» на библейскую тему, состоялось в 1944 году в Питсбурге под управлением самого автора. Позднее такой же насыщенной экспрессией отличалось и другое монументальное вокально-инструментальное сочинение, в котором он разрабатывал древнееврейские мотивы, - оратория «Кадиш».

По предложению хореографа Дж. Роббинса в том же году композитор сочинил музыку балета «Свободная фантазия», постановка которогобыла осуществлена на сцене «Метрополитен Опера». Вскоре совместно с Роббинсом, Комден и Грином он переработал этот балет для мюзикла «Там, в городе». Превращение балета в мюзикл не стало для Бернстайна случайным эпизодом. Во всех его мюзиклах балет занимает важное место. Такое тесное сотрудничество, какое установилось между Бернстайном и Роббинсом, больше характерно для взаимоотношений композитора с либреттистом. Уже в мюзикле «Свободная фантазия» Роббинс поразил публику сценой драки между тремя матросами. Танцевальный вихрь движений рук, ног, тел давал уже тогда представление о возможностях балета в мюзикле. Тринадцать лет спустя в танцах и пластике «Вестсайдской истории» Роббинсу удалось добиться такой смысловой выразительности и образности, которой до этого мюзикл не знал.

  Следующий балет Бернстайна - «Факсимиле», поставленный в 1946 году, относится уже к области серьезной музыки. За ним в 1949 году последовала Вторая симфония, которая позже в хореографии Дж. Роббинса получила свое сценическое воплощение. В 1953 году Бернстайну предложили написать песни для мюзикла. Так как его не прельщала роль соавтора, он сочинил всю музыку сам. Так возник мюзикл «Удивительный город». В нем настолько мастерски, с проникновением в стиль пародируются сентиментальные баллады 1930-х годов, что публика чистосердечно приняла их за оригинальные.

 (700x700, 128Kb)

   Третий мюзикл Бернстайна «Кандид» (1956) на либретто Л. Хелман, написанное по одноименному роману Ф. Вольтера, успехом не пользовался. Хотя художественные достоинства партитуры были высоки, сам сюжет показался публике непривычно желчным и циничным. Интересно, что позднее в начале 1970-х, когда средняя стоимость бродвейской постановки достигла полмиллиона долларов, продюсеры предпочли обратиться к проверенным именам и проверенным названиям. Следствием такого положения явилось, в частности, возобновление многих классических произведений американского музыкального театра. Среди них оказался и «Кандид» Бернстайна. Успех такого возобновления во много раз превзошел первую постановку. «Кандид» в сезоне 1973 - 1974 года выдержал 740 представлений, тогда как первая постановка 1956 года прошла на сцене лишь 73 раза.

Неуспех «Кандида» полностью компенсировался Бернстайном и Роббинсом уже в следующем году, когда, согласно их замыслу, А. Лоренц написал либретто нового мюзикла «Вестсайдская история» (1957). Еще в 1955 году Л. Бернстайн написал симфоническую сюиту из музыки к суровому и серьезному кинофильму «В портовом районе», изображавшему жизнь каменных джунглей больших городов. В фильме рассказывалось о положении нью-йоркских портовых рабочих, находящихся в сетях разных гангстерских организаций. В «Вестсайдской истории» Бернстайн выявил другие грани социальной действительности - преступность среди молодежи и расовые проблемы.

  

  По «Вестсайдской истории» можно судить обо всех признаках мюзикла - молодого музыкально-драматического жанра. Этот классический мюзикл дает возможность сделать и некоторые выводы о тенденциях развития жанра. «Вестсайдская история» создана Л. Бернстайном по пьесе Л. Лоуренса «История западной окраины». Действие ее происходит в Америке в начале пятидесятых годов двадцатого века на фоне обострившейся расовой вражды. «Вестсайдская история» остро современна. Это прослеживается и в выборе проблемы и героев, взятых прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка, и в выборе выразительных средств: современная живая разговорная речь, почти жаргон привычные, звучащие сегодня музыкальные ритмы. Развиваясь, мюзикл включает в себя элементы и оперетты, и ревю, и достижения джаза. «Вестсайдская история», например, живо откликается на новый джазовый стиль cool, где конструктивная четкость и графичность становятся качествами, отчуждающимися от эмоционального. В «экстравагантно-творческом» устремлении мюзикла таится, по мнению Бернстайна, условие его успеха. Каждый мюзикл готовит сюрприз, и «никто никогда не знает, какого рода повороты, обработки и стили стоят на очереди». В «Вестсайдской истории» симфоническое начало сочетается с балладным.

Мюзиклу с самого начала сопутствовал успех. Постановка выдержала 734 представления, после чего началось её триумфальное шествие. Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 году он был включен в репертуар Линкольновского культурного центра. В 1961 году по «Вестсайдской истории» был снят одноименный фильм, который завоевал самую большую популярность среди американских музыкальных фильмов.
 



  В 1971 году к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма.

 Бернстайн никогда не проводил резкую границу между развлекательной и серьезной музыкой. В своей книге «Радость в музыке», переведенной на девять языков, Бернстайн охарактеризовал Пятую симфонию Бетховена как джаз, американский мюзикл как большую оперу, сравнив его с музыкой Иоганна Себастьяна Баха. Другими словами, для Бернстайна существовала только хорошая или не очень хорошая музыка, независимо от того, является она классической или развлекательной.

Источник: http://www.classic-music.ru/

берн (500x500, 33Kb)

Рубрики:  Дирижёры
Метки:  

Процитировано 21 раз
Понравилось: 10 пользователям

ИМеля   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 16:21 (ссылка)
Берстайн хорош везде - и за фортепиано, и за дирижёрским пультом, и на кафедре, а его мюзиклы просто обожаю. Совершенно согласна, что деление музыки может отвечать одному принципу - хорошая или плохая!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 17:20 (ссылка)
Л.Бернстайн замечательный пропагандист музыки Г.Малера...Он записал все симфонии великого композитора и дирижёра...Записи были сделаны,когда Л.Б был уже довольно преклонных лет,но сохранял при дирижировании присущую ему "энергичную" манеру... Некоторые музыкальные критики считают,что дирижирование Бернстайна близко по манере к Г.Малеру... Автору поста большое спасибо за замечательные материалы...Особенно в День рождения выдающегося дирижёра...
Ответить С цитатой В цитатник
ameli44   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 19:46 (ссылка)
Большое спасибо за пост . Все интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Gallena   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 20:31 (ссылка)
Великий человек!!! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:05 (ссылка)
Спасибо за очень интересный пост. Замечательная музыка. Замечательный музыкант.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо за комментарий Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

А многие сравнивают Бернстайна, как дирижёра, с Карояном. Но Берстайн - неподражаемый, только он один мог дирижировать мимикой лица
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:26 (ссылка)

Ответ на комментарий vladk3

Спасибо, Владимр. Я рада, что Вам понравился мой опус
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:30 (ссылка)

Ответ на комментарий ameli44

Спасибо, Амели. Мне понравилось у Вас в осколках: Жизнь как сидение в Фейсбуке: смысла нет, а уходи...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Я очень его уважаю Бенстайна за отсутствие снобизма, умение донести свое чувство музыки до любого слушателя
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Gallena

Спасибо за отклик. Успехов Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:47 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Мне тоже нравится его демократичность, свобода в выборе произведений широчайшего диапазона и глубокого содержания
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 21:47 (ссылка)

Ответ на комментарий LIDJA

Спасибо, Лилия
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 26 Августа 2012 г. 05:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Возможно их можно сравнивать,но на мой взгляд, их манера дирижирования не очень близка...Я уже не говорю об определённых чертах характера...Читал о Караяне,что он лично терпеть не мог Бернстайна и делал всё,чтобы с ним нигде не пересекаться.Кто из критиков объяснял это сохраняющимися у Г.Караяна малыми симпатиями к еврейскому происхождению Леонарда Бернстайна.Кто то находил иные причины "претензий",о которых мне не хотелось бы здесь распространяться...Обоих дирижёров обожаю,но считаю их очень разными.
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 26 Августа 2012 г. 05:43 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Вот эта демократичность и мне очень нравится...Бернстайн - доступен в восприятии...Хотя сдержанность при дирижировании того же Караяна или Р.Штрауса тоже многим импонирует...Главное - что все они настоящие маэстро!...И оставили после себя (Р.Штраус в гораздо меньшей мере) замечательные аудио и видео записи...Особенно Герберт фон Караян в этом преуспел...) До новой встречи...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 26 Августа 2012 г. 08:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Спасибо большое за обсуждение. Я неточно выразилась: Бернстайна и Караяна сравнивают, как дирижёров не по манере, а ставят рядом по дирижёрской мощи
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 26 Августа 2012 г. 10:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Вот это безусловно...В череде выдающихся дирижёров 20-ого века оба входят в первую десятку.Я думаю...
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Понедельник, 27 Августа 2012 г. 05:26 (ссылка)
Спасибо за интересный пост. Бернстайн большой художник и создал хорошую музыку.
Исполнение симфоний Густава Малера и Шостаковича интересные, с живым нервом.
НЕ стал бы сравнивать Бернстайна и Караяна, как не стану сравнивать Гилельса и Рихтера.
1. Бруно Вальтер
2. Герберт фон Караян
3. Артуро Тосканини
4. Сейджи Озава
5. Евгений Мравинский
6. Геннадий Рождественский
7. Георг Шолти
8.Вильгельм Фуртвенглер
9. Шарль Мюнш
10. Карл Бём и Андре Клюитенс, Леопольд Стоковский и Джордж Сэлл и Леонард Бернстайн.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо за комментарий Понедельник, 27 Августа 2012 г. 07:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов

Однако сравнили!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку