-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Артур Рубинштейн исполняет сочинения Э.Грига,Ф.Шопена,К.Сен-Санса

Среда, 22 Августа 2012 г. 05:53 + в цитатник
Тангейзер все записи автора


 

Тангейзер: Одной из первых приобретённых мною аудиозаписей музыки Ф.Шопена были CD с исполнением сочинений Артуром Рубинштейном.Слушаю и переслушиваю теперь эти CD,не переставая восхищаться искусством пианистического исполнения польского музыканта,...его жизненным и творческим долголетием.Почитайте  объёмную статью о нём,в которую я как обычно добавил несколько иллюстраций и послушайте музыку(большой ролик довольно высокого качества).До встречи...

Картинка 3 из 370

Артур Рубинштейн

АРТУР РУБИНШТЕЙН (Rubinstein)
(1887–1982)

Картинка 5 из 370

Польский музыкант Артур Рубинштейн — личность легендарная

Картинка 15 из 370

. Его пианистический путь начался в 1900 году в Берлине, завершился в 1976-м в Лондоне. Гастроли Артура Рубинштейна в СССР в 1964 году произвели ошеломляющее впечатление. Поначалу молодежь была настроена скептически: чего можно ожидать от исполнителя в возрасте 77 лет? Однако, как высказался тогда музыкальный критик Г. Коган, „опасения оказались неосновательными. Перед нами предстал увлекательнейший пианист, полностью сохранивший свою «форму»— не только свежесть и чуткость восприятия, но и изумительный виртуозный аппарат, юношеский огонь, энтузиастическую влюбленность в музыку“*.



В 1999 году фирма „BMG“ выпустила уникальное собрание дисков „The Arthur Rubinstein Collection“— „Коллекция Артура Рубинштейна“ (RCA 630002). На 94 дисках представлены все студийные и „живые“ записи великого музыканта. Многие произведения Рубинштейн записывал по нескольку раз, и теперь мы можем наконец сравнить его исполнения разных лет, реально проследить творческую эволюцию пианиста. Записи одного сочинения порой сильно отличаются, причем различия касаются именно исполнительской концепции, а не каких-то внешних особенностей.



Большой интерес представляют редкие „живые“ записи концертов Артура Рубинштейна. В одном из своих интервью 1964 года музыкант признавался: „Для настоящего артиста играть перед людьми — счастье... Радио не заменяет общения в концертном зале. Артисту нужны слушатели. Я люблю, когда на концерте сидят даже на эстраде, и обычно прошу пропускать на эти места консерваторскую молодежь: она меня вдохновляет. Радио не дает вдохновения. Человек слушает музыку «между делом», а концерт должен быть праздником. Вот почему я избегаю трансляций своих концертов...“

Неповторимость, узнаваемость исполнительской интонации любого музыканта создается двумя элементами — звуком и временем. Звук фортепиано под пальцами Артура Рубинштейна был полный, глубокий, ясный, рельефный. Его фразировка происходила от какого-то ощущения дыхания, его фортепиано как будто пело — ударный инструмент трансформировался в поющий... Рубинштейн не пытался сделать мягкие пассажи почти неслышными — это лишило бы их эмоций и смысла; он всегда глубоко погружал пальцы в клавиши, когда требовалось, и „с ощущением piano“, как он говорил. Сочность звука стала одним из его фирменных знаков. Однажды великого виолончелиста Григория Пятигорского спросили: „У кого самый богатый виолончельный (курсив наш.— Ред.) звук?“ И он ответил: „У Рубинштейна“.

Картинка 16 из 370

Временем Рубинштейн также владел необыкновенно тонко. Темп, который он выбирал, всегда был „tempo giusto“, то есть темп „сообразный характеру пьесы“. По словам Даниеля Баренбойма, его темп „всегда был «правильным»— не слишком быстрым для того, чтобы все было слышно, и не слишком медленным, чтобы звук распадался. Он был очевидно в идеальной пропорции к содержанию...“

Однако самое главное, что отличает исполнение Артура Рубинштейна,— это удивительная пластичность, гибкость, естественность течения музыки, иначе говоря, особенности rubatо. Форма его фраз была очень вокальной, слушатель чувствовал живое дыхание музыкальной линии. Пианист хорошо знал, что певцы и духовики достигают большой выразительности умелым взятием дыхания внутри фразы, и он переносил это на свою игру. Rubato Рубинштейна не только проявление огромного таланта, но и результат осознанной работы, о чем говорит его обращение к Эмме Дестин, которой он восхищался и которую считал лучшим драматическим сопрано начала ХХ века: „Ваша манера пения... послужила мне большим уроком. Вы научили меня разумной трактовке rubato — этого столь ложно понимаемого определения свободы выражения в мелодии. Я попытаюсь перенести Ваше совершенное владение дыханием в мою собственную фразировку и убежден, что именно это имел в виду Шопен, предписывая rubato в своих произведениях“ (Рубинштейн А. Дни моей молодости//Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. М., 1981. С. 157).

Наш разговор теперь плавно переходит к Фридерику Шопену, и это неудивительно, ибо Рубинштейн прежде всего „шопенист“. Ни для кого не секрет, что глубинное, подлинное погружение в музыку Шопена чаще удается пианистам-полякам, так как ощущение „polskosci“ (польского духа, польского начала) у них в крови. Большую часть произведений композитора Рубинштейн играл на протяжении всей своей жизни, но, пожалуй, особенно глубоким и тонким проникновением в сложный мир шопеновской музыки отличаются его интерпретации 1950–60-х годов.

Ключом к пониманию особенностей интерпретации Шопена Артуром Рубинштейном служат собственные слова музыканта: „Чтобы понять Шопена, нужно знать, что композитор был учеником Баха и Моцарта, учеником точности и гармонии. Это благородный гений. Rubato Шопена — от итальянского пения: композитор постоянно посещал итальянскую оперу, изучая искусство певцов. Учтите дыхание певца, выразительность арий и речитативов, пение для души — и появится должная степень свободы, не навязанной, а вытекающей из смысла мелодии...“ Но при этом в Шопене, по мнению пианиста, „отвратительна... примитивная танцевальность, подпрыгивающие ритмы, назойливое подчеркивание акцентов, бальная лихость“.

По мнению Рубинштейна, в первой половине ХХ столетия большинство пианистов „гипертрофировали естественный лиризм Шопена, утрировали пластичность и красоту мелодии, вместо того чтобы исполнять произведение чисто, просто, с прямотой и внутренним чувством. Порой задерживали ноты, которые не следовало тянуть, разбивали аккорды, ждали по полчаса, когда нужна была лишь маленькая пауза“. Апофеоз такого подхода мы можем наблюдать у Игнацы Яна Падеревского. К сожалению, многие музыканты до сих пор придерживаются этих принципов. Рубинштейн был первым, кто начал бороться за „моцартовски точного, чистого Шопена“. Он противостоял традиции преувеличенной чувствительности, сентиментальности, созданной шопеновскими учениками, однако это послужило поводом к серьезным нападкам; польские критики и публика говорили: „Рубинштейн играет талантливо, но Шопен абсолютно сух“.

Картинка 19 из 370

Из записей концертов Шопена для фортепиано с оркестром, представленных в собрании дисков фирмы „BMG“, хочется выделить альбом № 17: Первый концерт e-moll с оркестром Лос-Анджелесской филармонии под управлением А. Валленштейна (1953) и Второй концерт f-moll с Симфоническим оркестром NBC под управлением У. Штейнберга (1946) — и альбом № 44: Первый концерт e-moll с Новым симфоническим оркестром Лондона под управлением С. Скровачевского (1961) и Второй концерт f-moll с оркестром „Симфония воздуха“ („Symphony of the Air“) под управлением А. Валленштейна (1958). Заметны различия в исполнительских концепциях первых частей концертов. Так, первая часть Первого концерта из альбома № 17 звучит императивно, крупным мазком, довольно быстро, Agitato; вся фактура очень ясна и мелодизированна, никакой педальной дымки. Первая часть Второго концерта из того же альбома исполняется страстно, устремленно, патетично, рельефно в интонационном плане, ярко, но несколько маршеобразно; возможно, такая „прямолинейность“ и чрезмерная „маршевость“ объясняются определенной полемической заостренностью исполнения. Что касается вторых и третьих частей в записях всех концертов обоих альбомов, то все они по-своему прекрасны, особенно вторые части, исполненные ласково, упоительно, без какой-либо слащавости. Говоря об интерпретации Рубинштейном концертов Шопена, вошедших в альбом № 44, хочется вспомнить слова из рецензии Р. Шумана 1836 года: „Нас снова приветствует дух Моцарта...“ Общий тон интерпретаций концертов альбома № 44 спокойный; это сдержанное, серьезное, чуть отстраненное повествование. Нарочито неторопливые темпы, тонкие ритмические оттяжки в финалах, удивительное единение солиста и оркестра...

Давно уже стали эталонными рубинштейновские трактовки баллад, экспромтов, баркаролы, скерцо Шопена; особенно это относится к записи 1949 года (альбом № 26). Запись четырнадцати вальсов, сделанная в 1963 году за очень короткое время — четыре с половиной часа (альбом № 47), поражает своей цельностью; это поэма, произнесенная на одном дыхании, словно проникнутая воспоминаниями о давно ушедшем... В полонезах Шопена у Рубинштейна также присутствуют нетрадиционные исполнительские решения — например, непривычно медленный темп в Полонезе c-moll, „тихая“ мазурка в середине Полонеза fis-moll. Великолепна кульминация в коде Полонеза-фантазии.

По-разному раскрывает Артур Рубинштейн мир шопеновской музыки в ноктюрнах. Трудно отдать предпочтение какой-либо из записей. Одни ноктюрны пианистом „пропеты“, другие „проговорены“, третьи „продекламированы“; некоторые будто иллюстрируют знаменитую шумановскую оценку 1836 года из рецензии на появление ноктюрнов Ф. Шопена и Д. Филда: „Самое задушевное и просветленное, что только может быть создано в музыке“.

Самое „польское“ в Шопене — это, наверное, его мазурки. И наиболее глубокое постижение личности композитора, бесконечную широту в раскрытии разных сторон польского духа Рубинштейн демонстрирует именно при исполнении мазурок. Поначалу как раз мазурки-то пианист записывать не хотел, опасаясь возможной монотонности звучания. Тем не менее исполнение Рубинштейна — идеальное воплощение авторского замысла, который прекрасно охарактеризовал Б. Асафьев: „За элементарностью конструкции скрывается «необычайное многообразие»: мазурки-песни, мазурки-рондо, мазурки-думы, мазурки — романтические элегии, лирические ариозо, пасторали, мазурки — массовые танцы среди «пленэра», как у старых фламандцев, мазурки «интимного тона», словно монологи «наедине с собой», мазурки иронического склада, словно тонко зарисованные над «человеками» очерки, мазурки — юношески шаловливая, прихотливая игра воображения, мазурки — «у пропастей жизни»: тема песен и плясок смерти, мазурки — сказы про весну и про девушек, мазурки — похоронные хоралы, мазурки — свадебные перезвоны. Границы настроений беспредельны, диапазон звукописных образов вызывает многообразие живописных ассоциаций...“

Картинка 24 из 370

Интересным дополнением шопеновского раздела коллекции являются записи альбома № 69 — Фантазия на польские темы, исполненная Рубинштейном вместе с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди (1968), и Andante spianato и Большой полонез в оркестровой версии, сыгранные с оркестром „Симфония воздуха“ под управлением А. Валленштейна (1958). Эти записи отличаются невероятным ритмическим разнообразием и удивительной элегантностью.

Наряду с произведениями Фридерика Шопена, Артур Рубинштейн на протяжении всей своей жизни исполнял сочинения Роберта Шумана. От Роберта и Клары Шуман нити преемственности протягиваются к Рубинштейну через великого скрипача Йозефа Иоахима, который в юности был близок великому композитору, а на склоне лет благословил молодого Артура Рубинштейна на вступление в мир музыки.

Концерт Шумана для фортепиано с оркестром был записан Рубинштейном трижды. Запись 1958 года с Симфоническим оркестром компании „RCA Victor“ под управлением Й. Крипса (альбом № 39) — единственная из известных интерпретаций, где вторая и третья части, благодаря удивительной исполнительской тонкости — звуковой, штриховой, ритмической, не уступают в художественном отношении гениальной первой части, которая звучит свободно, увлеченно, импровизационно. Интерпретация 1947 года с Симфоническим оркестром „RCA Victor“ под управлением У. Штейнберга (альбом № 19) менее убедительна из-за некоторой тяжеловесности, ритмической прямолинейности. Запись 1967 года с Чикагским симфоническим оркестром под управлением К.-М. Джулини (альбом № 53) привлекает прекрасной ансамблевой слаженностью и тонко сбалансированной звучностью оркестра, которые всегда отличают трактовки такого мастера, как Джулини.

В шумановском разделе коллекции есть уникальная „живая“ запись Симфонических этюдов, сделанная в 1961 году в Карнеги-холле (альбом № 39). Перед нами бурный, кипучий, бушующий, захватывающий Шуман. Интерпретация волнующая и красноречивая, изобилующая виртуозностью.

„Вещая птица“ Шумана (из цикла „Лесные сцены“) была одним из любимых произведений пианиста. Из трех замечательных записей (1946, 1961, 1969), пожалуй, наиболее впечатляет версия 1961 года, прекрасно сделанная и, как верно замечает музыковед Г. Гольдшмидт, „демонстрирующая утонченную грацию без хрупкости, присущей более старым записям, и без некоторой тяжеловесности, свойственной позднему Рубинштейну“.

Картинка 37 из 370

Неторопливо, крупно, рельефно, декламационно, можно сказать, в духе Софроницкого звучат „Арабески“ в записи 1969 года (альбом № 39), тогда как запись 1947 года (альбом №19) представляет совсем иную трактовку: музыка льется певуче, свободно и мягко. Из шумановских записей Рубинштейна, может быть, самое большое откровение — Фантазия C-Dur. Музыкант играл ее с 17 лет, но записал лишь однажды, в 1965 году (альбом № 52). Не знаю другого исполнения, которое бы с такой полнотой раскрывало знаменитый эпиграф Ф. Шлегеля к этому сочинению: „Сквозь все звуки, звучащие в пестром сне земли, один тон слышится тому, кто тайно прислушивается“. Темп исполнения очень сдержанный, звучности — волшебные...

Хочу напомнить один из отзывов об исполнении Рубинштейном шумановского „Карнавала“ в Москве в 1964 году: „Стоящая в одном ряду с лучшими среди слышанных — у Рахманинова, Софроницкого и Микеланджели, его интерпретация «Карнавала» с первой секунды погружает слушателя в атмосферу шумановского лиризма. Это Шуман — воздушный, летящий, клубящийся. Рубинштейн избегает какой-либо броскости, оголенной пианистичности. Он сознательно жертвует элементами внешней зрелищности во «Вступлении», бравурой в «Паганини». Он решительно отказывается от вошедших в обыкновение у концертантов эффектной колкости staccato в эпизоде «Панталоне и Коломбина», головокружительной стремительности пассажей в «Паузе», грузной помпезности в начальных строках «Марша Давидсбюндлеров». Его цель не «зарисовки с натуры», не изображение в звуках Пьеро и Арлекина, выхваченных из калейдоскопа карнавальных масок, но передача интимных душевных состояний романтического поэта. В рубинштейновской передаче все и неиссякаемо разнообразно и едино. <...> «Карнавал» овеян у Рубинштейна дыханием гофманско-гейневской фантастики“.

Особое место в репертуаре Артура Рубинштейна занимает Второй концерт Камиля Сен-Санса. Это произведение было включено в программу берлинского дебюта пианиста в 1900 году и в программу одного из последних выступлений в Лондоне в 1975 году; невольно напрашиваются параллели с деятельностью самого Сен-Санса, которому судьбой была дана длительная и насыщенная творческая жизнь. Второй концерт Сен-Санса, украшение репертуара Артура Рубинштейна, возник благодаря Антону Рубинштейну, о чем рассказывает Сен-Санс в своей книге „Портреты и воспоминания“: „Однажды Рубинштейн мне сказал: «Я еще не дирижировал оркестром в Париже; дайте концерт, чтобы я имел случай взяться за палочку!»— «С удовольствием». <...> И я написал концерт в соль миноре, дебют которого, таким образом, состоялся под столь знаменитым покровительством“. Интересно, что Артура Рубинштейна парижской публике в начале XX века представил именно Сен-Санс: „Позвольте представить вам одного из величайших артистов, которых я знаю. Я предсказываю ему блестящую карьеру. Коротко говоря, он достоин фамилии, которую носит“.

По поводу Концерта Сен-Санса Артур Рубинштейн писал, что он был „благодатной новинкой; я взялся за него с большой энергией и должен сознаться, что он в течение долгих лет служил мне первоклассным боевым конем. В этом концерте есть все — пыл и элегантность, ослепительная бравура и темперамент; в то же время это хорошая музыка, хотя и не лишенная известной банальности. Но я по-прежнему убежден, что талантливый интерпретатор способен облагородить все, что играет, если он «со-творец», а не просто исполнитель“.

Картинка 87 из 371

Известно высказывание Сен-Санса о необходимости „рассматривать сольную партию в фортепианном концерте наподобие роли в пьесе для театра, эта роль должна быть задумана и передана как драматический персонаж“. В коллекции Рубинштейна даны три записи Второго концерта, и каждая в своем роде замечательна. Наиболее цельной является интерпретация 1958 года с оркестром „Симфония воздуха“ под управлением А. Валленштейна (альбом № 53). Интересно расставлены драматургические акценты. Первая часть носит характер Maestoso, образуя смысловой выразительный центр сочинения — в духе монолога актера-трагика; это находит отражение и в темповых пропорциях: первая часть по протяженности практически равна двум следующим. В записи 1969 года с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Ю. Орманди (альбом № 70) совершенно ошеломляет вторая часть: солист с помощью особенного штриха создает невероятно упругий, летящий звук; вторая тема этой части произносится с особым упоением, радостно, во весь голос. В альбоме № 82 представлена „нелегальная“ запись 1939 года с оркестром Концертного общества Консерватории (Orchestre de la Socie’te’ des Concerts du Conservatoire) под управлением дирижера и знаменитого флейтиста Ф. Губера. Здесь немало „огрехов“ и у солиста, и у дирижера (особенно в финале, где оркестр просто не может угнаться за пианистом), но в эмоциональном плане это необыкновенно яркое исполнение. Наше воображение поражают свобода и мощь первой части Andante sostenuto, элегантность и изумительное с точки зрения вкуса rubato второй части, феерическая тарантелла финала. „Когда слушатель приходит в себя от головокружительного темпа Финала, то он поражен ритмической упругостью, «пульсом» солиста, за которым, не всегда успевая, несется оркестр“,— пишет в комментариях к альбому Г. Гольдшмидт.

Картинка 98 из 371

С именем Артура Рубинштейна связано много открытий в искусстве ХХ века. В частности, это испанская музыка. Интересное описание того, как он стал „испанистом“, одним из лучших исполнителей испанской музыки, дает сам Рубинштейн в своих мемуарах: „Исаак Альбенис — человек, которому я обязан своей большой популярностью в Испании и во всех испаноязычных странах. В Пальме, на Майорке, вдова Альбениса пригласила меня на обед... Она жила в предместье города со своими двумя дочерьми... Во время обеда я развлекал их рассказом о том, как я встречался с Альбенисом, не зная, кто он.
— Играете ли вы его музыку?— поинтересовалась сеньора Альбенис.
— Разумеется! — ответил я.— Я хорошо знаю и очень люблю его сюиту «Иберия», но я боюсь играть ее в Испании. В Польше самые знаменитые иностранные пианисты вызывают смех, когда берутся играть мазурки Шопена; они остаются совершенно чужды ритмическому духу этой типично польской музыки. И я не хочу рисковать быть осмеянным в Испании; успехом в этой стране я очень дорожу.
— Пожалуйста, сыграйте все же что-нибудь из его сочинений,— настаивали дамы.
— Сеньора,— сказал я, немного смущаясь, г-же Альбенис,— я играю эту музыку с увлечением, но в моей собственной манере. Видите ли, по моему скромному мнению, фактура сюиты «Иберия» излишне богата, и это изобилие средств мешает естественному течению мелодии. Очень опасаюсь, что вы будете шокированы, услышав, как я опускаю множество нот с единственной целью рельефнее выделить существо этой музыки.

Картинка 123 из 371
Ничто не могло остановить этих дам.
— Играйте так, как вы чувствуете,— сказали они.— Нам в высшей степени интересно послушать вашу интерпретацию.
Я начал с «Трианы», вложив туда всю мою врожденную любовь к испанским ритмам. Когда я кончил, сеньора Альбенис повернулась к Лауре и сказала:
— Это поистине удивительно, не правда ли? Он играет это точно так, как когда-то твой отец.
— Да, да,— ответила Лаура.— Папа тоже опускал многое менее существенное в аккомпанементе.
Такое одобрение, исходящее от вдовы и одной из дочерей композитора, которые обе были пианистками, сильно подняло мой дух. Я сыграл три или четыре другие пьесы из «Иберии», трактуя их на свой манер, и мои слушательницы без конца прерывали меня восклицаниями:
— Папа делал такое же rubato и так же заканчивал pianissimo. И темп его был точно тот же, что и ваш.
Не требовалось ничего больше, чтобы я принял решение... Месяцем позже я объявил три экстраординарных концерта в Мадриде, в программу которых вошли четыре из двенадцати пьес «Иберии». Так как их никто еще никогда не играл, они явились для публики совершенной новинкой. Могу без преувеличения сказать, что эти концерты стали поистине поворотным пунктом в моей карьере. После каждой пьесы весь зал вопил: «Бис, бис!..», заставляя меня повторять их одну за другой... На улице толпа, продолжая кричать «Браво!», сопровождала меня до самого отеля. Сеньора Альбенис, ее дочь Лаура, Арбос, де Фалья и другие музыканты обнимали и поздравляли меня, опьянев от энтузиазма.

Картинка 255 из 371
— Вы играли эту музыку так, словно родились здесь,— говорили мне.
Начиная с этого дня я был признан лучшим из современных интерпретаторов испанской музыки и должен был играть какие-либо из этих пьес во всех городах, где бывал, и всегда играл их с одинаковым успехом. Я включил в свои программы также посмертное сочинение Альбениса — «Наварру», ставшую моим излюбленным «бисом». Многие годы мне не давали кончить концерт, пока я не сыграю эту пьесу...“

Картинка 77 из 371

В коллекции Артура Рубинштейна собраны записи произведений И. Альбениса, Э. Гранадоса, Ф. Момпу, М. де Фальи. Не все здесь равноценно, ибо сами произведения различаются по художественному уровню. Сочинения Момпу, „Наварра“ Альбениса — эффектные эстрадные номера, пианист исполняет их с неподражаемым шиком. В основном Рубинштейн играет лучшие произведения испанских композиторов ХХ века. Возникает ощущение поразительной достоверности: перед нами словно оживает атмосфера литературных произведений великих испанцев — Сервантеса, Лорки; мы чувствуем ароматы, ощущаем напоенный зноем сухой воздух. Мы вовлечены в эту жизнь...

Картинка 79 из 371

„Ночи в садах Испании“ для фортепиано с оркестром Мануэля де Фальи — одно из лучших испанских сочинений прошлого столетия. Рубинштейн впервые услышал его в 1916 году, „заболел“ им и включил его в свой репертуар. В коллекции оно представлено тремя версиями. Запись 1969 года (альбом № 70) с оркестром „Симфония воздуха“ под управлением А. Валленштейна, на мой взгляд, несколько академична (если вообще можно говорить об академичности Артура Рубинштейна), две другие — прекрасны каждая по-своему. Запись 1954 года (альбом № 18) с Симфоническим оркестром г. Сен-Луи под управлением В. Гольшмана оставляет яркое и цельное впечатление: органичны темпы, великолепен диалог солиста и оркестра, с каждым новым эпизодом они словно все более вдохновляют друг друга. Совершенно иная трактовка „Ночей“ представлена в записи 1957 года (альбом № 32) с Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением Э. Хорда. Это подлинно „симфонические впечатления для фортепиано с оркестром“ (авторское жанровое определение). Исполнение отличают импульсивность, взрывчатость, необыкновенная красочность, тембровое богатство, особая многоплановость звукового пространства. Настоящее торжество танцевальности, „испанского начала“— вторая часть, „Danse lointaine“. Оркестр подобен ансамблю самобытных солистов, и пианист один из них, что соответствует замыслу композитора.

Картинка 52 из 370

Наши выдающиеся критики Г. Коган и Д. Рабинович в своих рецензиях, посвященных выступлениям Артура Рубинштейна в СССР в 1964 году, не удержались от замечаний такого рода: „...яркая, обаятельная индивидуальность. И... как всякая индивидуальность,— имеющая свои границы. Рубинштейн... не претендует на философскую глубину и трагедийность концепций, на открытие «новых горизонтов» в пианизме...“ (Г. Коган); „...отходы от общепринятого... не создают впечатления принципиального разрыва с... традициями. ...Своеобразие рубинштейновских трактовок призвано не столько открывать слушателю неведомые миры, сколько радовать его неистощимой способностью... находить все новые и новые красоты в казалось бы давно изведанном“ (Д. Рабинович). Сейчас, по-видимому, наступает переоценка ценностей. В период 1950–60-х годов советский слушатель имел возможность наряду с Артуром Рубинштейном слушать таких замечательных пианистов трагедийного склада, как Владимир Софроницкий, Мария Юдина, в сравнении с которыми Рубинштейн, допускаю, мог казаться художником „слишком оптимистичным“. Ныне трудно кого-либо удивить совершенством исполнения или качеством записи; и как часто роскошно изданные компакт-диски с прекрасным цифровым звуком не только не оставляют впечатления трагедийности и новизны, но, не трогая ни ум, ни сердце, мгновенно стираются из памяти после прослушивания, тогда как мощное, жизнелюбивое, яркое искусство Артура Рубинштейна — это „праздник, который всегда с тобой“.

Картинка 61 из 371

Ирина Темченко

http://forum.nmp4.ru

Рубрики:  Музыканты/Пианисты
Музыка/Фортепианная
Метки:  

Процитировано 48 раз
Понравилось: 27 пользователям

ИМеля   обратиться по имени Добрый день! Среда, 22 Августа 2012 г. 12:05 (ссылка)
Тангейзер, Артур Рубинштейн - великий пианист, его игра просто великолепна! То, что вы для иллюстрации статьи выбрали "Концерт для фортепьяно с оркестром" Грига, меня порадовало - я очень люблю этот концерт и на диске у меня его исполняет именно Артур Рубинштейн. Люблю его Шопена и Шумана, и вообще всё, что играет этот пианист!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Среда, 22 Августа 2012 г. 12:13 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Рад,что Вам пришлась по душе и слуху моя подборка произведений в исполнении Артура Рубинштейна.Хотел вначале обойтись только Ф.Шопеном(ролики есть),но этот с Э.Григом,да ещё приличного качества,просто находка...Лично сам последнее время всё более отдаю предпочтение именно аудиозаписям классической музыки...Здесь побеждает качество записи над визуальностью.И возможность не слишком отвлекаться на видео...) На концертах,на которых удаётся побывать тоже не особенно люблю глазеть на то,что происходит на сцене(кроме балета и оперы,конечно)) Главное - сама музыка и тот(те) кто её исполняет...До встречи...
Ответить С цитатой В цитатник
Т34ТУРБО   обратиться по имени Среда, 22 Августа 2012 г. 20:05 (ссылка)
Я не музыкант, и не фанат классической музыки. Но Ваш пост порадовал меня как просто лубознательного человека. Прекрасная музыка (всегда восхищался пианистами и скрипачами) и текстовое наполнение очень интересно. Забирать не буду, это все таки для знатоков. Но дослушаю.
Спасибо Вам.
Ответить С цитатой В цитатник
Т34ТУРБО   обратиться по имени Среда, 22 Августа 2012 г. 21:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Т34ТУРБО

Дослушал, очень хороошо. Спасибо еще раз.
Ответить С цитатой В цитатник
Vera1450   обратиться по имени Среда, 22 Августа 2012 г. 21:25 (ссылка)
Талант!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 06:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Т34ТУРБО

Значит именно эта музыка Вас,что называется,"зацепила"...Вот с этого и у меня начиналась любовь к классической музыке и желание её слушать и знать о ней как можно больше.До встречи...
Ответить С цитатой В цитатник
Hatshepsoot   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 10:21 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Вера_Разумбаева   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 14:38 (ссылка)
Спасибо Вам, что даете возможность послушать шедевры классической музыки. Всегда с огромным трепетом захожу на вашу страничку, зная, что Вы порадуете замечательной музыкой и обязательно встречу интересную информацию.
Ответить С цитатой В цитатник
Анатолий_Массарский   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 15:11 (ссылка)
У меня нет слов!.. Могу только выразить мою огромную благодарность и восхищение за столь роскошный подарок!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 18:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Вера_Разумбаева

Спасибо за добрые слова...До встречи...)
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 18:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Анатолий_Массарский

Я и сам был поражён и обрадован столь качественным роликом...)
Ответить С цитатой В цитатник
прпрпрпрп   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 19:28 (ссылка)
слушаю и наслаждаюсь....спасибо Вам большое за этот пост
Ответить С цитатой В цитатник
bremer   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 20:47 (ссылка)
Большое спасибо за Историю и Музыку!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
чоризо   обратиться по имени Четверг, 23 Августа 2012 г. 23:48 (ссылка)
Спасибо,спасибо огромнейшее!
Ответить С цитатой В цитатник
tatbur   обратиться по имени Пятница, 24 Августа 2012 г. 00:04 (ссылка)
Отличный пост,спасибо-спасибо!Забрала к себе в копилку,послушаю еще при свете дня с большим удовоьствием!
Ответить С цитатой В цитатник
miha_svoi   обратиться по имени ЧУДО! Пятница, 24 Августа 2012 г. 00:37 (ссылка)
Какое чудо Вы выставили! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени я вспоминаю что Рахманинов... Пятница, 24 Августа 2012 г. 03:43 (ссылка)
.


я вспоминаю что Рахманинов...
посвятил 3-й концерт какому-то пианисту виртуозу
а потом писал в своей книге
- "я потом в нем разочаровался"

почему?

потому на мой взгляд что все эти ловкие пианисты
- часто не имеют отношения к музыке
это кокетливое беготня по клавишам
и срывание аплодисментов

истинный пианизм это конечно
- сам Рахманинов за ф-но...


.
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Пятница, 24 Августа 2012 г. 06:04 (ссылка)

Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ

Думаю,что было бы не правильно всех пианистов "унифицировать",как каких то ловкачей...) Скорее всего у Сергея Васильевича были какие то свои конкретные претензии к "тому пианисту",а не ко всем остальным...Ну,а он сам,конечно,признанный пианист-виртуоз...Прежде всего в исполнении своих собственных сочинений.Замечательно,что сохранились записи его исполнений.Всего доброго и до встречи...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Пятница, 24 Августа 2012 г. 06:07 (ссылка)

Ответ на комментарий bremer

Давно для себя сделал вывод,что знание "истории" музыки,биографий музыкантов(исполнителей,дирижёров,композиторов) только ещё больше помогают понять саму музыку...До новой встречи...)
Ответить С цитатой В цитатник
dima_555   обратиться по имени Пятница, 24 Августа 2012 г. 17:39 (ссылка)
Спасибо огромное!!!Сейчас нет времени на прослушивание.Ну а вечером на десерт!Ещё раз спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Пахалина_Наталья   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 11:35 (ссылка)
Спасибо за возможнолсть прослушать такие записи!
Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Суббота, 25 Августа 2012 г. 23:25 (ссылка)
Тангейзер, В который раз слушаю, и нахожу все новое и новое... Пришло мне в голову провести аналогию с Клаудио Аррау. Просто недавно снова его слушала. Оба гениальные пианисты, оба эти концерты играют потрясающе, по разному, и каждый по своему великолепен... Это относится и к Владимиру Горовицу, и к Эгону Петри и к Альфреду Корто...Только почему-то того же нельзя сказать о сегодняшних пианистах - все-таки на первом месте у них стоит техническая сторона в ущерб музыке. Исключение составляет на мой взгляд, только Кисин...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 26 Августа 2012 г. 05:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Tamara_Potashnikov

Какие великие имена Вы называете!...И спора здесь нет...Но вот с "исключением" только Е.Кисина,думаю,многие "сообщники" не совсем согласятся...) Хотя может быть спорить и не будут(публика не конфликтная,за редким исключением)...Я бы назвал имена,которые не только у всех на слуху,но и любимы многими...Из "наших" Н.Луганский,Б.Березовский...Я уже не говорю о давно ушедших...С.Рихтере,Э.Гилельсе...Разговор,начатый Вами побуждает к дискуссии,обсуждению и даже спорам...Это то,что на мой взгляд, пока не хватает нашему сообществу.Спасибо и до новой встречи!...)
Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Воскресенье, 26 Августа 2012 г. 22:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Такое мое "субъективное" восприятие... На мой взгляд Кисин выбивается из ряда Луганский-Березовский - Мацуев... Он ближе к тому , что можно назвать "совершенным исполнением"... Ему я ВЕРЮ по Станиславскому, как и всем великим, которых я назвала. Он хватает за струны души без приторности и слащавости.... А быть "на слуху" - это не достижение. Вы можете их поставить в один ряд с Горовицем, Рубинштейном, и иже с ними?... Планка именно такая...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Понедельник, 27 Августа 2012 г. 05:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Tamara_Potashnikov

Сложный и ,скорее всего не разрешимый спор о степенях совершенства исполнения...И т.н "субьективный" фактор оценки здесь неизбежен.Мне сложно судить(да и невозможно!) о "профессионализме" знаменитых исполнителей...А "нюансы" не профессионалы распознать очень сложно...Вот и получается,что попав раз под внешнее обаяние исполнителя,создаёшь его культ.Независимо от мнения и оценок других...У меня,как дилетанта нет особых предпочтений...Но симпатии,конечно есть...Например по манере исполнения(при визуальном восприятии).Е.Кисин для меня идеальный исполнитель...Он не навязчив своей манерностью,как например,Денис Мацуев...Хотя уверен,что Д.М многим нравится именно этой энергичностью.Мне нравится сдержанная манера Эмиля Гилельса...Разговор бесконечный...В нём можно нажить,как сподвижников,так и противников...) Потому как у многих есть свои кумиры...И это абсолютно нормально...Объективность при этом пусть слегка отдохнёт...)) Спасибо за разговор и до новой встречи.
Ответить С цитатой В цитатник
Апельсинные_цветы   обратиться по имени Вторник, 28 Августа 2012 г. 21:46 (ссылка)
Тангейзер, За находку спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
вереница   обратиться по имени Среда, 29 Августа 2012 г. 19:15 (ссылка)
В классике я дилетант , но давний любитель. Воспринимаю музыку сердцем и слушаю с закрытыми глазами.Но то что сегодня я испытала...Изумительная музыка, исполнение и звучание ( так трудно найти всё вместе !)...Я так вам благодарна за этот праздник души!!!Ещё обязательно вернусь к этой записи, такая изумительная подборка!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Четверг, 30 Августа 2012 г. 03:46 (ссылка)

Ответ на комментарий вереница

Спасибо за утренние добрые слова...) Хотя в большей степени их заслужил не я...) До встречи...
Ответить С цитатой В цитатник
вереница   обратиться по имени Четверг, 30 Августа 2012 г. 09:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Я это понимаю. Но, согласитесь, без усилий"старателей", многие не получили бы такого удовольствия, как я.Успехов!!!
Ответить С цитатой В цитатник
galakolcova   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 13:26 (ссылка)
Тангейзер, как хорошо...Прекрасная музыка! Видео замечательное! Сколько удовольствия! Благодарю Вас! Узнала много нового и интересного! Наилучшие пожелания!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку