-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zzyzx_Zzyzx

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 10139


Бунт на подводной лодке во времена ГКЧП

Пятница, 23 Мая 2008 г. 23:00 + в цитатник

Как-то прошло у меня незамеченым: оказывается в суровые дни ГКЧП во Владивостоке некие моряки устроили бунт на подводной лодке. И записались в историю - первыми подняли на советском корабле Андреевский флаг. Хотя есть и другие мнения на сей счет. Подборка статей и ссылок

 

Забытый герой демократии


Моряки маршируют под Андреевским флагом
Теперь на парадах российские моряки ходят под Андреевским флагом
Одним из последствий августовского путча 1991 года стала смена государственной символики России. Сейчас на всех боевых кораблях военно-морского флота страны развевается Андреевский флаг. Однако мало кто знает, что первыми его подняли подводники Тихоокеанского флота (ТОФ) во время путча.

За это они были вскоре уволены в запас по служебному несоответствию. Инициатора смены символики на флоте капитан-лейтенанта Андрея Медведева российские власти забыли.

 

В ночь с 20 на 21 августа 1991 года впервые за всю историю российского военно-морского флота подводная лодка ТОФ самовольно покинула место дислокации и вышла в море. Как только было объявлено о создании ГКЧП, командование флота никак не проявило своей позиции, замполиты не знали, что говорить личному составу, а бывший командующий адмирал Геннадий Хватов "ушел на больничный".

Жители Владивостока 20 августа с митинга направились к штабу флота, чтобы спросить, на чьей стороне вооруженные силы, но их остановил патруль.

Поздно ночью капитан-лейтенант Андрей Медведев, старший помощник командира подводной лодки проекта 641, решил каким-либо образом выразить свое отношение к "путчистам".

За месяц до этого лодка участвовала в военно-морском параде, стояла в линии кораблей в Амурском заливе. В августе встала на ремонт в бухте Улисс, на окраине Владивостока. С лодки сняли все вооружение, топлива хватало для подержания живучести и перехода до базы, которая находилась по соседству.

Узнав из выпуска новостей, что путчисты собираются лететь в Форос и арестовывать Михаила Горбачева, старпом Андрей Медведев предложил офицерам и мичманам, которые находились в это время на лодке, выйти в море и заявить по УКВ, что экипаж поддерживает президента России Бориса Ельцина, что народу не по дороге с ГКЧП. Морякам казалось, что только таким способом они могут выразить свое отношение к властям. О последствиях никто не думал.

Угнанная подлодка

С экипажем в 16 человек (штатное расписание превышает 40 человек) лодка вышла из бухты. На малой скорости в четыре узла подошла к острову Аскольд (в семь милях от Владивостока).

 

Утром, когда лодка, экономя топливо, легла в дрейф, мы вышли в радиоэфир. Рассказали гражданским судам, что подняли Андреевский флаг и поддерживаем Ельцина
Алексей Пестерев, командир отделения минно-торпедной группы подлодки
Моряки даже предлагали объявить голодовку (продуктов на борту все равно не было).

Когда лодка отходила от пирса, старпом приказал снять флаг советского военно-морского флота - мол, экипаж не разделяет позиции ГКЧП. Вместо него решили поднять российский "триколор", но на лодке не смогли найти красной материи. Тогда решили поднять Андреевский флаг. В кубрике нашли чистую белую простынь, к ней пришили крест-накрест синие полоски, вырезанные из одеяла. Получился флаг российского флота.

Флаг мастерил и водрузил на ходовой флагшток старшина 1-й статьи, командир отделения минно-торпедной группы Алексей Пестерев.

"Утром, когда лодка, экономя топливо, легла в дрейф, мы вышли в радиоэфир. Рассказали гражданским судам, что подняли Андреевский флаг и поддерживаем Ельцина", - вспоминает Алексей Пестерев.

"Нам моряки предлагали помощь и еду. Еще предлагали взять нас под свою защиту - подойти к лодке и "взять в кольцо", чтобы другие военные корабли не смогли к нам подойти. Мы отказались. Пограничный корабль, который подошел к нам, даже сделал предупредительные выстрелы в воздух", - добавляет он.

Развязка

На поимку "сбежавшей" лодки отправили шесть боевых кораблей, три торпедных и ракетных катера, пограничный корабль, торпедолов и спасательные суда.

 

Виктор Черепков
Андреевский флаг с подлодки взял себе Черепков и обещал показать Ельцину
В штабе Тихоокеанского флота рассматривали несколько версий "угона" лодки - ее захватили и угнали террористы, сам Медведев угнал лодку с непонятной целью.

С борта катера командующего подводникам сообщили, что власть перешла к Ельцину, он поднялся на танк и решил вопрос с ГКЧП.

Морякам дали послушать радиостанцию "Маяк". Там передавали песни, новости культуры. "Вы когда музыку слышали в последний раз? Все время "Лебединое озеро" и траурные марши", - убеждали с катера. Дождавшись выпуска новостей и убедившись, что ГКЧП свергнут, подводники решили вернуться во Владивосток.

На пирсе их ждали автоматчики, контрразведчики и все командование ТОФ. Андрея Медведева первым делом отвезли в госпиталь, где взяли анализ крови на алкоголь, провели осмотр у невропатолога и психотерапевта. Из госпиталя отвезли на гауптвахту.

Андреевский флаг забрал себе капитан второго ранга, депутат Приморского краевого Совета народных депутатов Виктор Черепков. Он обещал показать флаг лично Ельцину.

Той же осенью Андрея Медведева и других офицеров с его подводной лодки, первыми в России поднявших Андреевский флаг, уволили по служебному несоответствию. Командование ТОФ называло поступок старпома безрассудным, считало, что он подвергал смертельной опасности всех 16 членов экипажа, которые находились на борту лодки.

Бессилие силовиков

 

Начальник флотской контрразведки Александр Егоркин передавал эти телеграммы [руководства КГБ СССР] без своей резолюции - мол, ознакомьтесь и поступайте, как знаете. Все заняли выжидательную позицию, и, как оказалось, поступили правильно
Николай Марковцев, бывший начальник особого отдела в поселке Тихоокеанский
Почему лодка смогла незамеченной пройти мимо радиотехнических постов, сторожевых кораблей, дежурных подразделений флота и погранвойск, которые в дни путча были приведены в состояние повышенной боеготовности, вразумительного ответа флотоводцы не дали до сих пор.

"Безнадзорность" за передвижением подводных лодок во время путча можно объяснить расколом в силовых структурах. Московское руководство спускало директивы, но на местах их не выполняли.

"К нам поступали телеграммы от [председателя КГБ СССР] Крючкова с требованием отслеживать тех, кто противостоит ГКЧП, выявлять офицеров и командиров частей, которые против путчистов, - говорит бывший начальник особого отдела в поселке Тихоокеанский Николай Марковцев. - Но начальник флотской контрразведки Александр Егоркин передавал эти телеграммы без своей резолюции - мол, ознакомьтесь и поступайте, как знаете. Все заняли выжидательную позицию, и, как оказалось, поступили правильно".

Перековался

 

Это все из прошлой жизни, когда мне было 30 лет, были сплошные эмоции, полное отсутствие логики и здравого смысла
Андрей Медведев, бывший офицер Тихоокеанского флота
После увольнения из вооруженных сил Андрей Медведев вернулся на родину в Алтайский край. Работает в частной фирме, которая занимается литьем и ковкой металлических изделий. О том, как поднимал Андреевский флаг, предпочитает не вспоминать.

"Это все из прошлой жизни, когда мне было 30 лет, были сплошные эмоции, полное отсутствие логики и здравого смысла. У меня осталась одна обида - за то, что уволили по служебному не соответствию. Хотя бы за дискредитацию или пьянство", - говорит Медведев.

Особенно обидно было то, что в свое время он был признан одним из лучших офицеров на Тихоокеанском флоте. Позже Медведева приглашали вернуться на флот, но он отказался.

Командование флота поступок Медведева списывали на его пьянство. "Если говорить, что я был трезв в тот момент, это было бы неправдой. Но бойцам я все спокойно объяснил, никого не заставлял. На берегу оставили матросов, которые хотели с нами пойти, но им до "дембеля" оставался месяц, и мичмана, у которого через неделю должна была состояться свадьба. Никакого приказа с моей стороны не было", - говорит Медведев.

При этом лодка под управлением Медведева без помощи буксиров вышла из узкой бухты и осталась незамеченной всеми службами слежения. Об угоне узнали только тогда, когда старпом вышел в эфир.

О своем поступке он не сожалеет. "Когда началась эта суета адмиралов на катерах, когда нас окружили корабли, у меня появилось желание застрелиться. Но моряки меня удержали - мол, мы за тобой пошли, мы же флаг подняли, а ты нас бросаешь, так нельзя", - вспоминает Медведев.

Он до сих пор поддерживает демократию "хотя "правые" в последнее время как-то неправильно себя ведут, не могут организоваться. Но все равно, пусть лучше такая жизнь, чем при коммунистах".

Алексей Пестерев "Как мы «угнали» лодку…".
О событиях 21-го августа 1991г. на ПЛ Б-855 проекта 641
Описание событий 21.08.91 по материалам «Комсомольской Правды».

Командующий флотом (Хватов, если не ошибаюсь) лёг в госпиталь сразу, после объявления ГКЧП, 19-го числа. Была, какая то неопределённость. Командование флота как бы выжидало с определением как быть. Информации на Дальнем Востоке не хватало, люди чувствовали себя в изоляции. Некоторых офицеров эта неопределённость мучила, и они отчаянно хотели разобраться в ситуации. Прошло два дня. Обстановка накалялась. Флот находился в боеготовности №1.
Гражданское население буквально «бурлило». Выходили какие-то местные листовки. Доходили каким-то чудом и «самиздатские» газеты из Москвы. Явно было видно, что народ против ГКЧП, и полностью за ДЕМОКРАТИЮ! Пикеты граждан с транспарантами собирались и стояли возле КПП всех частей стоявших во Владивостоке. Народ требовал поддержки от флота или хотя бы знака, на чьей стороне флот находится?
К этому моменту наша лодка уже несколько недель (встали после выступления на Параде в День ВМФ…) стояла в заводе в бухте м. Улисс. Насколько я помню, это был средний ремонт. Естественно всё вооружение и некоторое оборудование было снято. Топлива имелось только на то, чтобы маневрировать в бухте и дойти своим ходом в родную бригаду (бухта б. Улисс).
В заводе тебе ни начальства, ни строевой службы, ни режима особого… Лежи себе, грейся на солнышке. Во Владивостоке в августе «бархатный сезон». В самоволку, без проблем. Переоделся, перемахнул через забор, и ты уже в городе. Экипаж с офицерами, на лодке появлялся только в «рабочее» время, так что вечера и выходные были у нас свободными. В основном вахта подбиралась, таким образом, чтоб в ней были служащие одного года призыва. Естественно на вахту на лодке стремились в основном «старослужащие». Вот и получилось в ту ночь, что всем нам, стоявшим на вахте, оставалось служить всего месяц, до выхода приказа «об увольнении…».
В ночь с 20-го на 21 августа, 1991 года в кубрике дежурил Старпом Медведев. Где-то за полночь начались первые вечерние новости из Москвы. Новости смотрел Медведев и ещё несколько старшин срочной службы (которым через месяц «на дембель»). События развивались стремительно. Медведев посмотрел выпуск новостей. Если не ошибаюсь, это был момент, когда ГКЧПисты полетели в Форос к Горбачёву. Сейчас я уже не помню всех подробностей умозаключений Медведева, но смысл их был такой: «…нам (народу) не по пути с такой властью! Надо что-то делать!».
План был такой. Выйти на лодке из завода. На это не могут не обратить внимания. И заявить (выражая мнения народа Приморского Края), о своём отношении ко всему происходящему и не желании терпеть эту ГКЧП! Заявить можно было по радио, на частотах гражданского флота. О последствиях в тот момент никто не думал. Всем хотелось сделать что-то важное и полезное.
Медведев поднял всех отслуживших больше 2-х лет, обрисовал ситуацию и дал несколько минут на обдумывание. Не помню точно, но вроде все пятнадцать человек вызвались стать добровольцами в этой затее. Немного посовещавшись, решили взять только самых опытных из разных БЧ, человек семь-восемь…
В это время на лодке вахта уже крепко спала мирным сном. Я проснулся от сильного шума. Кто-то, пробегая мимо, пояснил, мол, в море выходим… Я, конечно, подумал (сквозь сон), что это какая-то шутка и попробовал спать дальше. Но тут меня по «каштану» вызывает Старпом. Я, обалдев, срываюсь со шконки в седьмом отсеке, привычно пролетаю за три секунды до третьего. По пути мне попадают на глаза мои сослуживцы, готовящие отсеки к выходу.… Поднимаюсь на мостик и вижу. Точно! Старпом методично, своим чётким, железобетонным голосом, отдаёт команды по подготовке лодки к «бою и походу».
На свежем воздухе я окончательно проснулся, Старпом ввёл меня в курс дела и дал на размышление несколько минут (пока мы не отошли от пирса). Я гляжу, что все мои товарищи за работой и с вахты на берег никто не вышел и конечно, не долго думая, согласился идти со всеми.
Сам я был командиром отделения минно-торпедной группы и командиром 7-го отсека по совместительству. Как всегда торпедисты исполняют роль швартовой группы, а стало быть, я был и командиром швартовой группы. Вот мне и «карты в руки». Отшвартовались быстро и без проблем. Аккуратно стали отходить от пирса. Начало светать.
В этот момент наш командир, кап. 2 ранга Жгирёв, отдыхал дома. Но почему-то ему в эту ночь не спалось. Он тоже долго смотрел телевизор, пытаясь получить побольше информации о том, что там, в Москве происходит. Устав от бессонной ночи, он вышел покурить на балкон. К своему удивлению, он увидел невероятную картину. Хоть и далеко, но всё же в прямой видимости (многоэтажный дом стоит удачно на сопке, и окна выходят на бухту м. Улисс), ему показалось, что его лодка отошла от пирса.… Первым делом он позвонил в штаб бригады. Там конечно все в порядке, ни кто, ни чего не знает. Подойдя второй раз, командир убедился, что это именно его лодка, и она уже направляется в сторону выхода из бухты. Тут, наверное, у него в голове всякие дурные мысли появились, и он уже звонил в штаб, чтобы там объявляли тревогу!
А в это время, на лодке для меня занятия закончились. Ведь не зря торпедистов называют «румынами», а оттого, что всё основное время в море мы «бездельничаем», пока все остальные работают.… А работаем мы редко. Только когда стрельбы учебные, и мы пришли в нужный для этого район. В данном случае нам стрелять, кроме воздуха, было не чем. Мало того, что я «бездельничал», так я ещё в обычной, флотской жизни и председателем редколлегии был. По этому кому, как не мне поручить деликатное задание.
Старпом вызвал меня на мостик и говорит: «Боевому кораблю, без флага, в море, никак нельзя! Сообрази-ка Лёха флаг из подручных средств!». Поразмышляв, мы пришли к такому выводу. Раз мы «мятежная» лодка, то и флаг у нас должен быть соответствующий. Конечно не пиратский – не поймут. Лучше «триколор» или «Андреевский». С «триколором» сложнее. Где, на разукомплектованной лодке взять куски красной, синей и белой материи? Решили шить «Андреевский». К тому же это не просто Российский флаг, а флаг Российского флота. В офицерском кубрике я нашёл чистую белую простыню и синее одеяло. Оторвав от одеяла полоски соответствующего размера, я пришил их с обеих сторон белого прямоугольника, «крест на крест». Симпатичный получился флаг!
Поскольку рассвет уже начался, мы водрузили наш символ свободы России на ходовой флагшток. К этому моменту мы уже вышли из бухты, прибавили скорости и поравнялись с «Брандвахтой». Конечно, мы не забыли, что флот находится в повышенной боевой готовности. Старпом ожидал, что на этом наше путешествие закончится и настанет пора «выступать». Но не тут-то было! Мы благополучно миновали выход из Владивостока «неусыпно» охраняемый ПСКРом и ракетным катером и направились в сторону «караванных путей» торгового флота.
К этому моменту в штабе нашей бригады убедились, что лодки в заводе, у пирса действительно нет. Командир прибыл в штаб и вошёл в оперативную группу, созданную для выяснения происходящего. Выяснилось также, что пропал Старпом с несколькими матросами. Появились версии. 1.Лодку и вахту, захватили и угнали террористы. 2.Лодку с вахтой, захватил и угнал Медведев, с не понятной целью. Через несколько часов, к поискам и задержанию лодки подключился штаб КТОФ во главе с командующим. Видимо Хватов в этот момент уже «выздоровел». Было принято решение, по крайней мере, догнать лодку в наших водах, задержать и выяснить намерения «захватчиков».
Для этой задачи связались с пограничными катерами, патрулирующими границы нейтральных вод, а также с бригадой ракетных катеров в б. Улисс. К этому моменту уже совсем рассвело. Мы полным ходом шли по направлению от берега. Была замечательная погода. Практически полный штиль. Солнце светило так ярко и жарко, что все свободные от ходовой вахты люди, забрались на мостик и загорали, по пояс раздевшись. Было ощущение чудесной, воскресной прогулки на яхте. Старпом уже допивал полбанки спирта, но чувствовал себя как всегда замечательно. Радисту удалось связаться с несколькими гражданскими судами. Все команды гражданских судов, присутствовавших в эфире, поддержали нашу затею, а некоторые вызвались помочь, кто, чем может. Одни предлагали нам взять нас в кольцо (под защиту), другие предлагали топливо и провизию…. Слух об этой акции мгновенно разнёсся по всему Тихому Океану.
Вдохновлённые таким оборотом, мы совсем потеряли голову. Завидев на горизонте пограничный катер, мы решили погрузиться в позиционное положение. Возможно, это было бы роковым решением, и мы бы погрузились гораздо глубже и насовсем, если бы открылся клапан во втором отсеке… Нас «спасли» электрики второго отсека. За три недели в заводе, они ни разу по настоящему не «провернули» клапан (во время ежедневного «проворачивания оружия и технических средств»), что он закис «насмерть». Погрузиться нам так и не удалось. Мы чут-чуть «притопили» лодку. Топлива оставалось совсем немного, и мы решили лечь в дрейф.
Пограничники подошли и тоже легли в дрейф в трёхстах метров от нас. Тут же расчехлили носовое орудие и дали пару предупредительных залпов вверх. Мы же развернули лодку носом в их сторону. Им, конечно, это не понравилось, т.к. им не было известно, что лодка «пустая», без торпед. В общем «поиграв» так какое-то время, наши командиры начали переговоры. Пока шла перепалка на тему кто прав а кто нет, подошли ещё пара ракетных катеров, ПСКР, спасатель ПЛ (на всякий случай), торпедоловы (зачем то?). Нас взяли в плотное кольцо, и нам пришлось дожидаться катера, командующего флотом. Он не заставил себя ждать, правда, самого командующего на нём не было, но людей в адмиральских погонах хватало.
Катер попытался подойти поближе, чтоб высадить на борт «группу захвата», но мы не дали это сделать, работая винтами в противоход и создавая сильную волну. Поняв, что ничего не вый дет и придётся с нами мирно разговаривать, катер отошёл на безопасное расстояние. Выяснив в чём собственно дело, и почему мы так себя ведём, адмиралы доложили нам, что Ельцин, уже залез на танк и решил вопрос, с ГКЧП. Нам пришлось пустить на борт одного из адмиралов-парламентёров. Мы дождались очередных новостей по «маяку» и убедились в действительности, что всё уже решено.
На этом нам пришлось «сложить оружие» и в составе грандиозного кортежа, проследовать в родную бригаду. Как мы подходили на пирс! Такого количества чёрных волг я никогда не видел. Весь пирс был оцеплен автоматчиками.
Как только Медведев сошёл на берег, его тут же посадили в машину комендатуры и увезли в «неизвестном направлении». Нас всех построили на пирсе, командир, хоть и злой, но довольный, поблагодарил нас, что смогли «не угробить» лодку и что видимо не зря учил нас всему, раз мы в количестве 14 человек, смогли сделать такое.… Потом подошёл сам Хватов, проорал немного, а мы, думая, что нам уже нечего терять, по молодости и по дерзости как то нагрубили ему, что, мол, меньше надо было прятаться по госпиталям, а больше вести разъяснительную работу среди личного состава и ясно выражать свою позицию (и позицию флота) по поводу случившегося.
Потом было следствие. Медведева так и допрашивали на гарнизонной гауптвахте. К нам же приезжали и вызывали по одному в кабинет. Хотели уйти от политической темы и навязать нам попытку угнать лодку в Японию.… Если бы это было не со мной, то все, казалось бы, как в художественном кино, а так, и я поверил в репрессивные, и абсолютно глупые методы ведения следствия в нашей стране. Помог нам тогда кап. 3 ранга Черепков. На сколько мне известно, это именно он взял на себя смелость возглавить «мятежные» подразделения Тихоокеанского Флота. Помню, мы тогда все расписались на нашем (моём) «Андреевском» флаге и Черепков забрал его, обещая показать в Москве, Ельцину. Приезжали всякие журналисты, фотографировали нас, писали статьи.
Потом мне говорили, что в центральном музее революции, есть стенд, посвящённый Путчу, и на нём есть наша фотография на лодке и рядом «Андреевский» флаг с росписями команды участников.
Медведева со службы «ушли» якобы «по собственному желанию». Нам всем удалось благополучно уволиться после приказа.
Теперь, спустя много лет, я нисколько не жалею о произошедшем. Хороший тогда у нас получился экспромт!

Старшина 1й статьи, Командир отделения минно-торпедной группы, Пестерев Алексей. ПЛ Б-855, проекта 641.
Написано 19 марта 2002 года.

В. Авдеев «Андреевский флаг они сделали из простыни и матросского одеяла».
(статья из газеты «Комсомольская правда»)


Больше всего капитан-лейтенант Медведев переживает сейчас из-за того, что поднял в ту мятежную ночь на флаг¬штоке своей подлодки не российский, а Андреевский флаг. Не догадался.
- Хотя Андреевский всегда ведь был символом российского флота, - рассуждает он после десяти суток ареста, - Дело в главном - не мог же я, выступая против этого "советского руководства", выхо¬дить в море под их флагом ...
Он, конечно, мог вообще не выходить никуда. Подводная лодка вторую неделю стояла в ремонте, кое-что было ра¬зобрано, а связь, кроме УКВ, отсутствовала.
Из-за отсутствия связи и каких-нибудь радиоприемников, кстати, они и не знали толком, что 21 августа в раз¬витии событий уже наступил коренной перелом.
Старший помощник, командира ПЛ Андрей Медведев и двое матросов до часу ночи смотрели телевизор (переда¬чи на Дальний Восток транслируются с естественным запозданием) до того места, когда сказали, что «гэкачеписты» вылетели к Горбачеву.
- Все, - сказал старпом, оглянувшись на своих бой¬цов, - Надо что-то делать. Не¬медленно,
Это потом выяснится, что еще вечером, сдав дежурство по части, он выпил с друзьями стакан водки, слушая те же передачи. Потом те, кому по долгу службы положено, будут доказывать, что угнать подводную лодку незаметно невозможно. Потом будут судить национальный герой он, морской офицер Медведев, или авантюрист одиноч¬ка. Это все потом.
А пока исполняющий обязанности командира дизель¬ной подводной лодки капитан-лейтенант Медведев пришел в кубрик к своим матросам и сказал: дело плохо, братцы, сами видите. Я предлагаю сняться с якоря, выйти в нейтральные воды и обратиться к первому же гражданскому пароходу с заявлением: подчиняемся только российскому правительству, требуем освобождения Президента СССР и личной встречи с ним. Если последнее невоз¬можно, тогда обеспечьте с ним связь по радио. Объявим голодовку. Свяжемся с Ель¬циным и Кобецом. Черту ро¬га пообломаем, но подчинять¬ся этим сволочам не будем! Кто пойдет со мной?
Из полусотни матросов с кроватей поднялись семеро. Восьмого, рванувшегося было тоже одеваться, осадили: те¬бе до "дембеля" два дня, ты не ходи. На лодке вахту стоя¬ли тоже семеро - они согла¬сились без лишних слов. Предложили сойти на берег мичману — у него свадьба через неделю, тот наотрез от¬казался - и, таким образом, экипаж мятежного корабля к моменту отхода состоял из шестнадцати человек вместе с Медведевым.
Уже потом, после всего, начальник штаба Тихоокеан¬ского флота вице-адмирал В. И. Калабин на встрече с журналистами будет говорить, что, выходя в море всего с третью численного состава на неисправной лодке, капитан-лейтенант Медведев подвер¬гал смертельной опасности людей и рисковал кораблем. Что он был, наконец, в стель¬ку пьян - вот оно, вот - ме¬дицинское заключение!
Но не скажет Владимир Иванович, что ремонт у лод¬ки был в принципе косметический, и она была на ходу. Что, по боевому уставу, в случае нападения на ПЛ вы¬вести ее в точку рассредото¬чения (куда и вывел Медве¬дев) командир обязан силами одной вахты, то есть с семью матросами. И уж, конечно же, не расскажет журнали¬стам вице-адмирал, что даже самый опытный командир лодки входит в эту малень¬кую и мелкую бухту (всегда!) с помощью двух - буксиров. Без них и трезвый-то не каж¬дый рискнет, а пьяный - вывел бы? Ночью? И команда бы пошла с таким командиром?..
Они пошли за Медведевым, потому что он позвал. Пото¬му что не могли оставить, предать его. Потому что, то, что он предлагал, совпало с их убеждениями и настроениями. Они просто оказались хорошими, смелыми и честными парнями — Андрей Гармышев и Андрей Ревенко, Леха Пестерев (это он смастерил из простыни и синего матросского одеяла Андреевский флаг) и Виталий Дегтярев, Игорь Тютерев и Сергей Машницких.
Они вышли из бухты более чем благополучно. Прошли незамеченными мимо всех радиотехнических постов, сто¬рожевых кораблей и дежур¬ных подразделений погран¬войск и флота (заметим: в часы всеобщей повышенной боевой готовности), "Засветились" они, когда, приводя в рабочее состояние рацию, вышли в эфир и дали свои по¬зывные
Ну а потом была погоня. На задержание взбунтовавшейся лодки бросили шесть боевых кораблей, три торпед¬ных и ракетных катера, по¬граничный корабль, торпедоловы (хотя лодка была совершенно безоружна) и спаса¬тельные суда. Сопротивляться было бессмысленно, и Медведев положил лодку в дрейф.
На пирсе мятежного капитан-лейтенанта ждала машина комендатуры. На ней его отвезли сначала в госпиталь где провели освидетельствование на наличие алкоголя в крови. Потом - беседы у нев¬ропатолога в психотерапевта, потом - одиночная камера гауптвахты.
Сейчас, когда защитников «Белого дома» в Москве на¬зывают патриотами и спаси¬телями Отечества, с каждого из членов экипажа мятежной владивостокской подлодки ад¬миралы берут объяснитель¬ные за их безобразное, пре¬ступное поведение и полнейшее непонимание ситуации: как вы могли подумать, го¬ворят им, что командование флота будет выполнять при¬казы ГКЧП? Мы же заявили о своем полном нейтралитете! Наказуема инициатива. И, значит,- запросто можно назвать преступниками и весь экипаж подводной лодки, и целое соединение атомных подлодок на Камчатке, и де¬сятки других воинских частей, заявивших в дни переворота о своей поддержке законного правительства и объ¬единившихся в единые даль¬невосточные вооруженные си¬лы в защиту демократии под командованием капитана пер¬вого ранга В. И. Черепкова. Только не будем забывать, что наши сегодняшние и завтрашние завоевания (а они обязательно будут!) уже подготовлены, оплачены судьбами многих людей, подобных капитан-лейтенанту, Медведеву. Только за последний год и только на Дальнем Востоке на алтарь борьбы за новую армию сложили свои погоны замполит корабля с Камчатки капитан-лейтенант Петр Ива¬нов, замполит атомной под¬водной лодки из Приморья ка¬питан третьего ранга Сергей Иващенко, командир экипа¬жа вертолета капитан Сергей Рыжов, политработник стар¬ший лейтенант Алексей Черевко. Они не нажили за время ратной службы себе ни денег, ни славы, они не имели представления о том, что может случиться в нынешнем августе.
Они имели только честь.

Уходила наша лодка на "Гражданскую войну"...

"…Мы так подкованы,

что нам

копыта жгут подковы,

и остается только

грызть

стальные удила"

В.Высоцкий.

1. ПОДПИСАН В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЯТЕЖА…

 

"ПРИКАЗ № 580. 19 августа 1991 г. Командиру в/части.

ПРИКАЗЫВАЮ:

       

    1. Увольнение личного состава прекратить до особого указания. Выход в город всех категорий военнослужащих разрешить только в крайних случаях для решения задач боевой подготовки.

       

       

    2. Организовать в частях круглосуточное дежурство из числа командиров и их заместителей. Силы и средства, согласно приказу № 14 от 30.03.90 г. и приказу № 81 от 9.11.89 г., привести в постоянную готовность. Доклад о готовности сил и средств производить ежедневно по телефону: 64-17, 21-64-17.

       

       

    3. Усилить охрану частей, особое внимание обратить на охрану складов оружия и боеприпасов, хранилищ с боевой техникой.

       

       

    4. Начальникам местных гарнизонов организовать постоянное взаимодействие с районными отделениями милиции.

       

Всем должностным лицам, указанным в приказе, привлекать силы и средства для фактического применения только с личного разрешения начальника (военного коменданта) Владивостокского гарнизона.

Начальник Владивостокского гарнизона генерал-майор А.ШЕРЕГЕДА."

Хочется спросить тех, кто пытается сегодня пинать флот, вешать ярлыки и обвинять нас в пособничестве мятежникам: много ли преступного в этом приказе, обнародованном в самый первый день ГКЧПизма?

Отнюдь. Нормальный приказ, уравновешенный (чего не скажешь об исполнении). Таким он, наверное, и должен был быть в условиях, когда обстановка остается неясной, информация – противоречивой, а ответственность – десятикратной…

 

2. ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

 

"Из достоверных источников редакции стало известно, что в ночь с 20 на 21 августа капитан-лейтенант Медведев, старший помощник командира подводной лодки, самовольно вывел ее в океан. Это произошло сразу же после интервью, которое давали путчисты редакции стало известно, что капитан-лейтенант Медведев, старший помощник командира подводной лодки, самовольно вывел ее в океан. …

…Медведев сошел на берег и обратился к морякам с призывом не подчиняться ГКЧП. Его поддержали четверо мичманов и два матроса… В 4 часа утра лодка отчалила от пирса и ушла в сторону острова Кремлева…"

Н.БУРБЫГА ("Известия" - 24.08.91).

 

"Отчаянный офицер… заявил по радио, что не вернется на базу, пока не будет освобожден Президент Союза ССР и восстановлен прежний порядок.

…Официальные структуры хранят глубочайшее молчание и ведут следствие."

С.АВДЕЕВ ("Комсомольская правда" - 24.08.91).

 

"По другим сообщениям, которым можно верить, этот офицер был совершенно трезв.

…По неофициальной версии, офицер и экипаж лодки, не зная о том, что путч подавлен, решили таким образом выйти из подчинения мятежного маршала Язова."

А.ЛЯЛЯКИН, Т.ЮДИНА ("Владивосток" - 24.08.91).

 

3. ГЛАВНЫЙ "ГЕРОЙ"

 

Андрей Медведев (возраст 30 лет, выпускник ТОВВМУ имени С.О.Макарова), от бесед с представителями прессы отказывается наотрез. Особенно не нравится ему именно флотская "Боевая вахта".

- Тебя, Валера, - говорит он мне уже на следующий день после "происшествия", - я знаю давно (еще по лодкам) и уважаю, а вот газету, в которой ты теперь служишь, не уважаю вовсе! Поэтому извини, но даже с тобой ни о чем сейчас говорить не буду. Вот выйду с гауптвахты – тогда другое дело… К тому же, здесь я нахожусь по причине употребления спиртного на службе, выход лодки к моему аресту отношения не имеет, вот я о нем говорить и не буду.

(возраст 30 лет, выпускник ТОВВМУ имени С.О.Макарова), от бесед с представителями прессы отказывается наотрез. Особенно не нравится ему именно флотская "Боевая вахта".

- Ну что ж, дело хозяйское, тебе жить… Но все же – не раскаиваешься в том, что сделал?

- Нет.

- Считаешь: так и должно быть?

- Да…

…Вот такой получился, а точнее – не получился разговор с главным участником действа, развернувшегося на акватории Уссурийского залива утром 22 августа, на другой день после прекращения кремлевского мятежа, упорно именуемого почему-то путчем.

 

4. ГЛАВНЫЙ "ПОСОБНИК"

 

Сергей Кравцов (возраст 23 года, мичман, на военном флоте с 1985 года, старшина команды рулевых-сигнальщиков, боцман) – единственный из мичманов экипажа, участвовавший в "демонстрации", да и то потому лишь, что оказался в то утро дежурным по кораблю, стоявшему в заводском ремонте:

- В половине шестого утра меня разбудил (до шести я должен, по инструкции, отдыхать) вахтенный центрального поста и сказал, что вызывает старпом. Вышел я на пирс, доложил, как положено: за ночь происшествий не было. Он говорит: "Все нормально, срочно снимаемся, уходим в нейтральные воды". Я спросонья еще не очень соображал, в чем дело.

После уже старпом рассказал, что в команде до трех часов ночи смотрели телевизор, но до сих пор ничего не ясно. Насмотрелись, хватит! ГКЧП начинает все рвать и метать, а Ельцин один им всем противостоит, на его сторону перешли уже три дивизии, надо и нам тоже выступить в поддержку: выйти, сказать, что мы тоже его ребята, что есть и на Тихоокеанском флоте герои!

Гирокомпас завести не смогли, выходили визуально. Когда уже вдогонку подошел к нам на полкабельтова дежурный тральщик и оттуда передали: "Приказ – остановиться. Уполномочен применять оружие" (никто ведь не знал тогда – что за лодка, почему выходит из завода без разрешения), старпом им ответил по рации: "Требую встречи с Президентом РСФСР или с вице-президентом. В противном случае, если требования не будут выполнены, мы угрожаем затоплением корабля".

- Это затопление Медведев как-то обсуждал с экипажем? Ведь если я, к примеру, собираюсь топить, кроме себя, еще 15 человек, то должен хотя бы спросить: а хотят ли они тонуть?..

- Да нет, это была его угроза в адрес тральщика… Вот с голодовкой, которая, в принципе, получила одобрение, переговоры по трансляции были. Мол, все равно на лодке есть нечего, можно устроить голодовку. Продукты и боезапас мы ведь с нее еще до ремонта выгрузили…

- Что происходило дальше?

- Задрейфовали. Потом подошли три или четыре корабля, взяли нас в полукольцо, выход в море перекрыли. Одна дорога оставалась – в базу, назад. Подошел катер с первым заместителем командующего А.Олейником, потом торпедолов с командиром лодки, комбригом и начальником политотдела, дали послушать "Маяк", новости культуры: где какая премьера, где что… НачПО говорит: видите, все нормально, если б заваруха была в стране, разве про культуру передавали бы?

Ну, развернулись тогда и пошли обратно своим ходом. Радио на трансляцию включили, песни слушаем. НачПО опять: вот, когда вы в последний раз песни слушали? Все дни – балеты да траурная музыка, а тут – эстрада.

Да я и сам не пойму, какого черта мы выходили. Если бы все это хотя бы на сутки раньше произошло, тогда -– другое дело, а так…

- Тут вот командир лодки сокрушается, что за одну "героическую" ночь таинственным образом испарился из сейфа спирт в трехлитровой банке… Старпом был трезвым на этом выходе?

- Как сказать?.. Не очень. "Выхлоп" был, и вообще…

- Вы не пытались отказаться выполнять его приказания?

- Мне – нельзя, я ведь на вахте стоял, не бросать же корабль. Да и если бы остался тогда на пирсе и не пошел с ними – не знаю, что бы у них потом, дальше было.

- А удержать его не пробовали?

- Разве его удержишь?.. Да и не так серьезно я все это воспринимал, думал – перейдем из завода в базу и все. Недооценил немножко обстановку. Мы, вахта на корабле, с 19 часов прошлого вечера никакой информации не имели: лодка в ремонте – радио не работает, телевизора нет.

А старпом предлагал тогда: выбирай, либо с нами идешь, либо остаешься.

- И что же определило Ваш выбор?

- Да понимаете, на лодке многие механизмы не в строю, многие разобраны, единственный рулевой еще молод, опыта мало, да и темновато тогда было… В общем, без меня даже из узкости выйти, может, не смогли бы. Да и в конце концов, что угодно могли сотворить, пока до открытого моря добрались бы. А ведь там 14 пацанов было! Их ведь мамки дома ждут, пятерым через месяц домой возвращаться…

- Но они ведь на это, как пишут газеты, добровольно пошли, в порыве патриотизма.

- Вахта, скорее всего, стихийно пошла, по приказу, а некоторые и понять ничего не успели, уже в море проснулись…

Да и те семеро, кого старпом из казармы привел, тоже не сразу с ним пошли. Мне моряки потом рассказывали, что он экипаж несколько раз строил, начиная с четырех часов ночи, призывал. Только потом, когда поодиночке стал с постелей поднимать нужных для выхода специалистов, вызывал к себе и персонально беседовал, тогда пятеро пошли, да еще он дежурного по команде прихватил и дневального.

- А флаг Андреевский над лодкой поднимали?

- Поднимали. Моряки соорудили его из простыни и обрезков синего одеяла. Потом пришлось убрать…

 

5. ОДИН ИЗ "НЕЙТРАЛОВ"

 

Максим Кузьминский (штурман этой же подводной лодки, старший лейтенант) ту ночь провел дома, с происшествием знаком по прессе и рассказам сослуживцев:

- Он просто хотел выразить свой протест. Ну и что, что не сразу выразил, что три дня собирался, на такое ведь сразу не решишься… А я ему, старпому, потом сказал: если бы Вы прислали ко мне домой рассыльного, я бы вместе с Вами туда пошел бы!

(штурман этой же подводной лодки, старший лейтенант) ту ночь провел дома, с происшествием знаком по прессе и рассказам сослуживцев:

 

P.S. (ОТ АВТОРА)

 

Каюсь, и я хотел бы стать героем. Но – не за счет других людей…

Со многими пришлось поговорить об этом "пароксизме героизма" в бригаде подводных лодок, где сам я еще недавно служил… Намеренно не привожу здесь достаточно резких оценок поступка офицера А.Медведева командованием, списка предыдущих его грехов и достоинств, ироничных и скептических отзывов профессионалов-подводников, восторженных и не очень слов тех, кому эта "героическая" эпопея известна лишь понаслышке. Думаю, и так все понятно… Sapientis sat.

Еще (орфография оригинала) + пять страниц обсуждения моряками:

Расказываю как было .Лодка 641 проэкта стояла в ремонте в бухте Улис.Кто был в ремонте тот знает,что такое экипажи ремонтируюшихся кораблей.На них остаются все раздолбоны, в худшем смысле ,и еще моряки входяшие в категорию хитровывернутых военнослужащих офицерского состава,которые перебегая с лодки на лодку, в ремонте, избегают настоящего флота,но как ни странно дослуживаются иногда до высоких званий,но это отдельная тема.Так вот наш герой- был просто помоха из минеров ТОВМУ,и раздолбон.Оставленный старшим на борту,и традиционно приняв на грудь ,смотрел кино по чернобелому ТВ с личным составом ,таким же пьяным как и он,и вдруг по телевизору путч!!!!!!
Приняв стакан и окончательно охренев он как то вывел полуразобранную лодку в Уссурийский залив,надо сказать ,что во время оное всеобший п
***м окончательно разложил могучий флот.Смастерив из простыни и военного одеяла подобие андреевского флага- команда подняла его над рубкой.Когда адмирал Хватов (Ком ТОФ)обнаружил на рейде метежный корабль,он со штабной командой на катере подошел к "кораблю революции" и ,набив рожу еще до конца не протрезвевшаму претенденту на лавры лейтенанта Шмитда, подавил восстание, но приказал шуму не поднимать и ,после 10 суток гарнизонной губы, тихонько уволить героя в запас.Все это поведал мне наш минер Слава Бариев, однокласник и дружок героя,со Славой тогда мы служили в бригаде пл в городе Большой Камень.Кстати все революционные корабли-Потёмкин,Очаков,Аврора были кораблями ремонта или новостройками.Почему такой героизм оказался замолченным в истории новой России -заслуга мудрого адмирала.
 

Метки:  

Аноним   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2017 г. 11:02 (ссылка)
Прошу дать электронную почту или контакты Андрея Медведева. Я его старый друг, если есть возможность дайте адрес электронной почты. Вот моя почта (leonid953@ukr.net).
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 04:19 (ссылка)
Ман
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку