Без заголовка |
Алексей Михайлович Перевощиков родился 24 февраля 1905 года в селе Усть-Чепца Вятского уезда.
В семье Михаила Андреевича и Анны Яковлевны Перевощиковых был определённый достаток, который позволил Алексею учиться и закончить в 1923 году среднюю школу второй ступени. В юношеские годы Алексей Перевощиков, один из первых комсомольцев села, мечтал стать живописцем. В декабре 1924 года Алексей Михайлович женился и скоро переехал в Вятку, где стал работать в клубе спичечной фабрики "Красная звезда". В 1926 году он становится студентом Вятского художественно-промышленного техникума. В то же время увлекается фотографией и знакомится с проживающим в Вятке Сергеем Александровичем Лобовиковым, знаменитым фотохудожником-реалистом, сыгравшим исключительную роль в развитии отечественной фотографии. Встреча с большим мастером произвела на юношу неизгладимое впечатление, определив его дальнейшую судьбу.
Иней
Алексей Михайлович Перевощиков, кроме огромного количества фотокартин, оставил после себя и интересные записки, которые он называл "осколками мыслей". Примерно на двух тысячах листов им записаны как самостоятельные рассуждения и отдельные реплики об искусстве и жизни, проблемах творчества и культуры, так и мысли великих деятелей мировой культуры.
То, что от сердца, - чисто и честно. Разум врет, а сердце, сердце не обманет. Явления жизни преходящи, а чувства человеческие вечны. То, что сегодня - сегодня. Завтра это будет уже вчера. Все стареет. И любому, даже "самому-самому" направлению искусства не избежать этого закона. Искусство жило, живет и будет жить, неизменно обновляя формы своего выражения.
Меня интересовало и увлекало не отражение жизни, а рисование жизни. Я - фотограф, а не фактограф. Я стремлюсь постичь, найти, узнать - на что все же способна фотография. Все, что мы видим, это сырье, ждущее, требующее обработки, трансформации. Писать светом. Писать, а не описывать все, как есть. Чистая фотография - голая фотография. Не все голое прекрасно.
Я совсем не собираюсь зачеркнуть документализм. У птицы два крыла. Спорят ли они между собой? В принципе я за то и другое, а лично мне по душе сочинительство.
Отражать действительность? Да ведь существует не только видимая действительность, есть действительность в мечтах, мыслях, даже в таких сложных нюансах чувств человеческих, которым и не подобрать словесных определений.
Мир удивительно фантастичен и поэтичен. Мы только его здорово опрозаили. Каждый предмет - натуральный и рукотворный - имеет свою душу. Деревья, кусты, трава, цветы, - безусловно, видят, имеют зрение. Иначе зачем им соревноваться в разнообразии и прекрасном цветении?
Художнику-фотографу любить природу - мало. Надо добиться, чтобы и она отозвалась взаимностью и явилась ему в том блеске - сочетании своего наряда, души и настроения, которое близко сердцу и душе художника.
Море синее - синее, а вода в нем совершенно бесцветная. Почему?
Как лучше - вниз головой или вверх ногами?
У лягушки и орла взгляды на мир разные, а мир один и тот же. Кто же из них прав?
Полезно ли человеку иметь дело только с одной полезностью? Жители мы на земле или жильцы?
Если душа не материальна, то почему же она так мучительно болит?
Которая у человека жизнь настоящая? Когда он в ярких снах или в серой, однообразной действительности?
Почему талант должен, обязан быть нищим?
Что беднее - бедность материальная или бедность духовная?
В чем талант художника? В правильности, верности, точности изображаемого или..?
Как воспринимать картину - через эмоции или через сознание?
Счастье человека в том, что он никогда, ничего толком не узнает во всех делах и явлениях мира. Искусство - ветер, стихийный ветер. Ему нет дела до выдуманных планов. Единственно жизненный план - это сама жизнь.
Я не победитель, но и не побежденный. Всю жизнь я искал Синюю Птицу и не нашел. Ее никому и никогда не найти. Хвалю себя не за то, что я чего-то сумел добиться, а за то, что пытался. Я с радостью ложусь спать, ибо знаю, что завтра ждет меня не бесцельный день, а ждет меня мое любимое творчество.
Зимняя сказка
Зимний лес
Мороз
Снежный остров.
Снег и вода, мороз и тепло, противоположные явления одной природы.
Зима была любимейшим временем для натуральных съёмок .
Вся природа являла собой необыкновенные градации серых тонов.
Купание солнца в реке.
Об этом произведении хорошо сказал писатель Лев Лубнин в статье о творчестве А.Перевощикова "Певец красоты":
"Холодным паром курится незастывший ручей в лесу.
Морозный дым окутывает кусты, стволы деревьев, они почти неразличимы,
их очертания стерты, тонут в студёном тумане.
А в тяжёлой, чёрной воде плывёт, купается зимнее солнце.
Это … наша северная природа, но в другом её состоянии, увиденная зорким глазом
и опоэтизированная чувством и мастерством художника".
В заводи.
Узор на реке.
Древо жизни.
Время.
"Фотография-раздумье о вечно обновляющейся жизни". (Л.Лубнин)
Природа.
Нива.
Ночное.
Наблюдательному фотохудожнику природа иногда дарит естественную графичность пейзажа;
важно рассмотреть это и достойно воплотить.
Конёк-горбунок.
Он принёс автору мировуюславу.Световое решение, как всегда необычно и неповторимо.
Портрет художника.
Взгляд на лицо сквозь забрызганное ветровое стекло автомобиля,
пример нестандартного подхода фотохудожника к натуре,
Моделью послужил известный живописец П.С. Вершигоров.
Русалка.
Входящий.
Что может быть привычнее и неприметнее коридорчика своей квартиры,
но светом и лаконичным фотомантажом автор превратил его
в символ целого мира, в который он входит с нескрываемым интересом.
Два взгляда, направленные на Неё - красивую, добрую, молодую продолжательницу жизни.
Сталевары.
Уха на всех.
Проводы скворцов.
Автопортрет художника, неординарно решённый,
на тёмном фоне - рой птиц, светлых, как чувства и помыслы Художника,
снявшего шляпу перед великолепием природы.
Вылупился.
Детство.
Трудно характеризовать этот трогательный портрет.
Смонтированный с облаками образ обретает ангельские черты.
На качелях.
Постоянство детского ощущения радости жизни.
Невесомость.
На окне.
Трио.
Фотомастер не чурался и бытовых зарисовк,
если они искрились юмором,
выразительностью нестандартной ситуации.
У баньки.
Тройной автопортрет.
Многое здесь хотел выразить мастер,
ещё больше оставлено за кадром,
каждый из трёх портретов - отдельная характеристика.
Более полную биография фотохудожника ,
о его жизни,работах , вы найдёте на сайте посвящённом
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |