-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в zaneta26

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.02.2011
Записей: 4245
Комментариев: 131
Написано: 4492


МУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Среда, 20 Августа 2014 г. 19:48 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto Музыка средневековой Европы

Любителей такой "доисторической" музыки не так уж и много. Но, возможно, и она окажется кому-то интересной.

Согласно свидетельствам многочисленных старинных документов и художественных изображений музыкальная жизнь периода раннего Средневековья была довольно богатой и насыщенной.

ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская (1098 – 1179) - немецкая монахиня, настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине.


Хильдегарда родилась в 1098 году в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен, в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Она была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте 8 лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св. Дизибоду. Образование Хильдегарды охватывало по меньшей мере элементарные занятия по Библии и латинской патристике, семь свободных искусств и литургию бенедиктинцев.
После смерти Ютты фон Шпонхайм в 1136 году Хильдегарда взяла на себя руководство женской монашеской общиной - к тому времени в ските было уже около десяти монахинь. В 1147-1152 годах она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину. В 1165 году был создан филиал монастыря в Айбингене, сохранившийся до сих пор, куда принимались и послушницы недворянского происхождения.
Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших её труд Sci vias lucis («Познай пути света, то есть Господа»), обычно известный как Scivias, визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация Scivias получила одобрение св. Бернара Клервоского и папы Евгения III.
Хильдегарда с детских лет сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum). В него вошло более 70 одноголосных песнопений (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось Деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Ряд добродетелей» (Ordo virtutum), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.
Среди других важных работ Хильдегарды следует прежде всего назвать написанную около 1150—1160 годов «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), которая сохранилась в виде двух частей, «Книги о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), известной обычно как «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» (Liber compositae medicinae, или Causae et curae). В «Физике» описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и не лечебными свойствами. Многое из медицинских наставлений Хильдегарды имеет только историческую ценность, но есть также сведения и советы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В сочинении Causae et curae Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней.
В наследие Хильдегарды входят также более короткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.
Умерла Хильдегарда в 1179 году в основанном ею монастыре Рупертсберг под Бингеном. Её житие было написано двумя монахами, Готфридом и Теодорихом.



Песнопения Хильдегарды на собственные молитвословные стихи (всего 77) отличаются необычной протяжённостью, богатой мелизматикой(мелизматика-способ распева текста, при котором на один его слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии)
 


O Aeterne Deus





O Ecclesia





Favus Distillans





O Cruor Sanguinis





Laus Trinitati





Cum vox sanguinis






АЛЬФОНС X Мудрый (1221-1284) - поэт, композитор, король Кастилии и Леона.
 

Он был музыкантом и покровительствовал хугларам (хранителям и распространителям героического эпоса и народной поэзии). От его времени сохранился знаменитый сборник "Cantigas" (Гимны), включающий 401 произведение. Они делятся на светские и религиозные. Религиозные гимны Альфонса Х посвящены Богоматери. Они составляют особую группу "Cantigas de Santa Maria" (Гимны Святой Марии). Возможно, что Cantigas является компиляцией, составленной по королевскому указу, но несомненно, что некоторые кантиги были написаны самим Альфонсом. Исследователи полагают, что музыку к ним сочинил сам король-поэт.

В 1254 году Альфонс Мудрый учредил кафедру музыки в Саламанкском университете.

Альфонс Х Мудрый, сын короля Фернандо III, еще, будучи инфантом, участвовал в войне с маврами. Во время своего правления (с 1252 по 1284 год) он пытался расширить и укрепить свои владения, однако все политические планы Альфонса Х потерпели крах. Но его труды в области культуры увенчались большими успехами.

Этот король был выдающимся учёным своего времени. Он обладал обширными по тому времени познаниями в самых разнообразных областях знаний - от астрономии (при Альфонсе X были составлены астрономические таблицы, получившие название «Альфонсовых») до логики и от риторики до права. Его интересовали самые разные сферы человеческой деятельности. Под руководством Альфонса Десятого Мудрого развернулась и деятельность по созданию исторических трудов.

Монументальный свод «Всеобщая хроника» (Crónica General) объединяет разносторонние испанские хроники и стремится дать связную историю Испании.

Альфонс X работал и над созданием «Великой и всеобщей истории» (General e grand Estoria), в которой излагает историю человечества от сотворения мира.

Стремясь усилить королевскую власть и положить конец непрекращающимся феодальным междоусобицам, Альфонс X Мудрый составляет свод законов - «Семь частей» (Las siete partidas). Сам король указывает, что начал работу над этим сочинением в 1251 году.
Альфонс X утверждает, что король должен иметь право издавать законы, чеканить монету, отправлять правосудие. Отрицательно относясь к тиранам, Альфонс полагает, что тираном может быть не только тот, кто захватил власть, но и тот, кто является законным государем, но ведёт себя как тиран: «…если бы даже человек встал во главе государства законным путём, одним из тех, которые мы изложили в предшествующих статьях, и впоследствии употребил бы свою власть во зло способами, сейчас нами изложенными, народ всегда имеет право считать его тираном, потому что власть его, бывшая законной, становится беззаконной».

В заключение следует отметить, что Альфонс X придавал большое значение своим гимнам (Cantigas). В своём завещании, где он не упоминает ни о каком другом своём труде, он указывает, чтобы эти гимны сохранялись в той церкви, где его похоронят, и чтобы их пели над его могилой в День Богоматери. Вот таков он, кастильский король Альфонс X, прозванный Мудрым, - яркая личность, замечательный человек той далёкой эпохи.


Cantigas de Santa Maria.

427 тщательно переписанных и искусно иллюстрированных кантиг (традиционный испанский музыкально-поэтический песенный жанр) о чудесах Девы Марии занимает особое место. Это и антология поэтических шедевров на кастильском языке («изобретателем» которого также считается Альфонсо X), и бесценный «словарь» средневекового музыкального языка, и важнейший свод иконографических документов, позволяющих реконструировать инструментарий, способы исполнения кантиг, а также детали придворных празднеств и обстоятельства обыденной жизни в Испании XIII века. Но главным образом, Cantigas de Santa Maria – это памятник культа Богоматери, важнейшего в католической культуре средних веков и живого по сей день.
На смертном одре он завещал вместо ежегодной панихиды петь Кантиги в честь Девы Марии в севильском кафедральном соборе.







Saltarello (Cantigas 77-119)





Ductia (Cantigas 248-353)






ГЕРМАН Расслабленный (1013 -1054) - немецкий монах-бенедиктинец, историк, астроном, математик, поэт, теоретик и сочинитель музыки.






Salve Regina






Гийом де МАШО (1300 - 1377) - французский поэт и композитор, один из наиболее известных представителей периода Ars nova.
Гийом де МАШО является создателем первой авторской мессы (т.е. написанной одним композитором на полный текст ординария) – четырёхголосной Мессы Нотр-Дам (La Messe de Nostre Dame), сочиненной для исполнения в кафедральном соборе города Реймс. Автором 23 мотетов и другой церковной музыки. Кроме того, многие его стихотворные сочинения содержит музыкальные вставки.
Гийом де Машо – автор 15 поэм-dits (т.е. устное повествование) и сборника лирической поэзии «Loange des dames» (240 стихотворений, перемежаемых музыкальными пьесами).

"Liement me deport" (Virelai)





"Puisqu"en oubli" (Rondeau)






источник
Рубрики:  Для души/Музыка

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку