YO.iMGSRC.RU
История утонувшей сиамской королевы
Сначала исторический факт. В 1880 году жена короля Сиама Чулалонгкорна (Рама V), королева Сунанда Кумарираттана, которой в этот момент было 19 лет, кактаясь на королевской лодке в сопровождении многочисленной свиты, утонула вместе с новорожденной дочерью. Никто из свиты не посмел протянуть королеве руку и тем самым спасти ей жизнь. Совершенно дикий с точки зрения западной морали случай, на самом деле имеет совершенно другой смысл в соответствии с тайским мировоззрением.
Попробую объяснить, хоть я, прямо скажем, не силён ни в буддизме вообще, ни в его тайском варианте. Поэтому рад буду грамотным замечаниям, потому как ошибки в изложении неизбежны.
Повсеместной религией в Тае был и есть так называемый «южный буддизм», Тхеравада. Одним из важнейших компонентов этого учения является понятие перерождения души и карма. Т.е. жизнь каждого человека в физическом теле – это лишь краткий миг существования его души в длинной цепи перерождений в разных физических телах и более того, в разных мирах. Отсюда, кстати, происходит весьма спокойное отношение буддистов к смерти – ибо смерть человека, это лишь освобождение его духа из плена телесной оболочки, которая никакой ценности не представляет. Поэтому при всём почтении к семье и старшим нет и особого почтения к «могилам предков» и вообще материальным проявлениям истории. Зачем копить скорлупки духа?
Следующий аспект. Карма. Карму надо улучшать всяческими хорошими поступками, что бы в следующем перерождении жизнь и тело случилось получше. Конечной целью перерождений является нирвана, но т.к. она практически недостижима, то верхние целевые ступени цепи перерождений занимают бодхисатвы (т.е. люди (или другие существа), достигшие нирваны, но добровольно отказавшиеся от неё с целью помощи всем остальным, и тем самым вернувшимся в цепь перерождений) и, тут вот важно, члены королевской семьи, а в максимальном её проявлении – король и королева, которые являются последним перерождением души перед нирваной.
Следующее верование, повлекшее за собой описанное трагическое событие – это то, что человек с более низкой кармой, прикоснувшись к другому, с более высокой кармой, получает от него долю «благости», а более кармический этот кусочек кармы – теряет. В следствие этого, к членов королевской семьи никто и никогда, даже с самыми благими намерениями, касаться не может, т.к. тем самым отдалит душу короля (королевы) от нирваны. Наказание за любое, даже случайное касание, только одно – смерть.
Таким образом, оставив королеву тонуть, подданные отправили её душу прямиком в нирвану и заодно спасли от неминуемой смерти свои бренные тела. Однако король Рама V посчитал по-другому. Уж не знаю, что он там сделал со свитой королевы, подозреваю, ничего хорошего, но это правило относительно «касания» особ королевской крови он отменил. И вообще после этого случая он стал сильно прозападным королём и даже ездил в Россию с официальным визитом, а его сын, принц Чакрапонг, был офицером русской армии, и даже женился на русской (точнее на украинке) Екатерине Десницкой. Но это уже совсем другая история.- «Катя и принц Сиама» 8о)
Теперь о памятнике. Само печальное событие произошло, скорее всего, в Бангкоке, т.к. история упоминает о «королевской лодке». А королевской лодкой в Тае называют вовсе даже не любое судно, на которую соизволил сойти кто нибудь из королевской семьи, а вполне конкретные лодки, которые ныне показываются на Чао Прайя только в день рождения короля. А раньше ими пользоволись, по всей видимости чаще, т.к. старый Бангкок расположен на многочисленных каналах и протоках реки Чао Прайя.
Почему же тогда «скорее всего»? Потому что памятники несчастной (с нашей точки зрения) королеве раскиданы у по всему Таиланду и разных рек и водоёмов, про которые гиды вам расскажут, что именно тут королева и утонула. Но это не так, как вы сами понимаете. Если спросить тайцев, а почему именно тут памятник, ведь утонула то она в другом месте, то, скорее всего они не поймут вопроса – «а какая разница где это на самом деле произощло? А здесь место красивое!». Вот вам и разница в мироощущении. Восток – дело тонкое.
Изображённый выше памятник и ступа в нац. парке Пхриеу, где, действительно, очень красивое место, водопад и пруд с карпами, которых один русский турист пытался ловить на живца:
http://www.liveinternet.ru/users/yuo/post27332757/
Виды мест ниже в разных вариантах…
на подходах к водопаду:
YO.iMGSRC.RU
YO.iMGSRC.RU
ступа:
YO.iMGSRC.RU
YO.iMGSRC.RU
водопад и пруд
YO.iMGSRC.RU
YO.iMGSRC.RU
YO.iMGSRC.RU
YO.iMGSRC.RU
YO.iMGSRC.RU