Ярополец Чернышёвых.
Напротив усадьбы Чернышёвых, через дорогу, высится огромный своеобразный храм, состоящий как бы из двух церквей, соединенных общим притвором с портиком посредине. С востока апсида алтаря, с запада - усыпальница фельдмаршала. Первоначально здесь должен был разместиться театр, но после смерти графа Чернышева его жена перестроила сооружение в церковь.
Казанская церковь (1798 г.) - оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками - насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона - белоснежные. Немного мрачно, но торжественно.
Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг. Стоит ли после такого отстранённого описания вновь возвращаться к жестокой действительности…
Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы… Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем. Что же теперь осталось от "Версаля"? Думаю, Вы видите сами..