Аноним обратиться по имени
Среда, 24 Июля 2013 г. 13:02 (ссылка)
5 ноября2010 Давид Казакевич, профессор
Введение
В 7 веке в Аравии, в Мекке и Медине, выступал с пропеведями Мухаммад ибн Абдала (580-632). Проповедник Мухаммад определял себя как божественного посланца, получившего «откровения Верного учения от Единого Бога Аллаха». После смерти Мухаммада его проповеди остались в разрозненных записках. Причем часто их содержание повторялось в разных вариантах.Только где-то к середине века записи проповедей Мухаммада были собраны вместе, и был выбран один вариант каждой проповеди-суры, и все они были включены в одну книгу – Коран, текст которой стал каноническим.
Всего в Коране 114 сур. Каждая сура включает какое-то количество аятов, от 286 в первой до 6 – в последней. Проповеди-суры в Коране не предполагают развития какого-то последовательно излагаемого сюжета. Суры расположены в Коране в последовательности убывания числа аятов в них. Книга Коран содержит много повторов, поскольку проповедник многократно возвращался к избранным темам.
При подготовке данной публикации использовался последний перевод арабского Корана на русский язык, выполненный крупным ученым-востоковедом, арабисткой, профессором Б.Я.Шидфар (1928-1993). Перевод Корана на русский язык с ее комментариями был опубликован после ее смерти (Коран. М., Издательский дом «УММА», 2003, 687 стр.). В случаях обращения в статье к текстам Торы использовался перевод Торы на русский язык, выполненный в Израиле (Пять книг Торы. Йырушалаим, Мосад Арав Кук, 1975).
Танах, Евангелия и Коран
Арабский Коран, появившийся в середине 7 века н.э., есть Священное Писание Ислама, принятое мусульманами мира. Первый и очень важный вопрос, которого целесообразно коснуться, – это вопрос о связи Корана со Священным Писанием Иудаизма, существующим в письменном виде на древнем иврите с 10 века до н.э., когда появилась Тора, и Христианским Священным Писанием, существующим в письменном виде на греческом языке со 2 века н.э. Три монотеистические религии и три священные писания связаны. Христианское Священное Писание связано с Иудейским уже потому, что около 80% всего его текста составляет текст Ветхого завета, как назван включенный в Христианское Писание иудейский Танах. А как обстоит дело с третьей по времени возникновения монотеистической религией, насколько Священное Писание Ислама, представленное в Коране, связано с Иудейским и Хистианским? Для ответа на этот вопрос обратимся к самому Корану, чтобы разобраться какой имеется на него ответ с позиций ислама.
Вот четыре аята суры 112 под названием «Единобожие»: «1.Скажи: «Он – Аллах Единый, 2.Аллах Вечный, Неизменный, 3.Не родившийся и не рожденный, 4.И не был никто Ему равным». Единый и Вечный Бог, говорится в Коране, передал людям через своих посланцев первое и затем второе священные писания. «Иудеи и христиане – люди Писания». «Мы ниспослали Мусе Писание и дали наставления на правую стезю сынам Исраила»(17.2). «Даровали Мы Писание Исе, сыну Марьям»(2.87). «И сказал Иса: «О сыны Исраила, поистине, я Посланец Аллаха к вам, подтверждая Тору, что была ниспослана до меня»(61.6)». Ниспосланное Мусе Писание было «предваряющим», а Коран – Писание, «подтверждающее» предыдущие, «указующее истину».
Священное Писание Ислама вобрало в себя ранее ниспосланные Богом Иудейское и Христианское Писания. В Коране приведены основные сюжеты Танаха и связанные с ними имена: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моше, Моисей) и его брат Харун (Аарон), Исхак, Исмаил, Якуб (Яаков), Талут (Саул – первый еврейский царь), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Джалут (Голиаф – воин филистимлян, вызывавший евреев на единоборство и пораженный из пращи 15-летним юношей Давидом), еврейские пророки: Самуил, Узейра (Эзра), Айюб (Иов), Юнус (Иона), Ильяс (Илия) и другие.
В Коране говорится об Исе как посланце, принявшем от Единого Бога Христианское Писание. Однако принципиальное положение христианского канона Кораном не принимается. «Троица» отвергается и Иисус не признается Богом-сыном: «Поистине Аллах – Бог Единый и не может быть у него сына»(4.171). «Проявили неверие те, кто сказали: «Поистине, Аллах – Масих Иса» (5.17). По Корану он, как и Муса и Мухаммад, – посланец Бога. Об Исе говорится в Коране часто и с уважением, как о пророке-посланце. Коран заключает: «Мухаммад лишь посланец, а были до него другие посланцы. Веруйте же в Аллаха и Посланца его» (3.144,179). «О люди Писания (иудеи и христиане –Д.К.), не будет у вас никакой веры, пока не станете вы придерживаться Торы и Евангелия и того, что ниспослано вам от Господа вашего в Коране» (5.68). Но имеются в Коране и аяты, противоречащие процитированному, в частности, о Торе и верующих в Тору. (Об этом речь пойдет ниже)
Итак, как можно понять из Корана, повторение в нем текстов Торы и Евангелия ( с упомянутым исключением относительно Исы) – это не предосудительные заимствования, а освещение монотеистической концепции Единого Бога в ее развитии и божественных свершений прежде и на момент послания Корана. Использованные тексты Торы и Евангелия органически входят в Коран.
О «сынах Исраила» и Иерусалиме
В Коране содержится много суждений о евреях и обращений к евреям, «сынам Исраила», весьма разноречивых, но по преимуществу уважительных. В части из них нет и категорического отрицания доктрины избранности евреев: «Дали Мы сынам Исраила Писание, и власть и пророчества… и пред мирами оказали им предпочтение» (45.16). «И помяни о рабах Наших Ибрахиме, Исхаке и Якубе, разумных и сильных верою… Поистине, они у нас среди лучших, избранные» (38.45,47). Среди героев книг Танаха с особым почтением говорится в Коране о праотце Аврааме. Примечательны следующие тексты о нем: «О люди Писания! Зачем спорите вы о Ибрахиме! Ведь ниспосланы Тора и Евангелие уже после него… Не был Ибрахим иудеем, и не был назареем, христианином, а был мусульманином…» (3.65,67). Явно имеются в виду евреи, когда Коран призывает быть «в вере праотца вашего Ибрахима, что назвал вас предавшимися Богу – мусульманами еще до зтого Писания» (22.78).
Много места в Коране отведено сюжетам Торы об исходе евреев из Египта, и много говорится о пророке Моисее и его брате Аароне. «И оказали Мы милость Нашу Мусе и Харуну… И оставили о них добрую славу на века и поколения… Поистине, были они рабами Нашими, разделяющими истинное верование» (37.114,119,122). А царь Давид удостоин в Коране следующих Божественных слов: «О Дауд, поистине, Мы сделали тебя Нашим наместником на Земле…»(38.26).
Упоминается ли в Коране Иерусалим как священный город евреев? Широко известна распространенная в интернете содержательная публикация религиозного философа Натана Лопеса Кардозо. В ней, в частности, говорится, что Иерусалим более 700 раз упоминается в Танахе и ни разу не упоминается в Коране. Приходится сказать, что это – досадная неточность в упомянутой статье Кардозо. В сурах Корана главное внимание приковано к исконной земле арабов – Аравии. Здесь находится Мекка – «мать городов», а в ней – «Священная Мечеть» – главная мусульманская святыня. «Откуда бы ты ни вышел, – требует Коран, – обрати лик свой к Священной Мечети, и где бы вы ни были, обращайтесь к ней при молитве…» (2.150). В Коране не говорится о других территориях Ближнего Востока, где вскоре после появления проповедей, составивших Коран, разразятся исторические сражения с христианами за овладение ими и превращение их в исламские.
А что касается Иерусалима, то одно прямое и косвенные упоминания Иерусалима в Коране имеются. И по существу они не противоречат пониманию исторического статуса Иерусалима как священного города еврейского народа и иудаизма. В суре 17 приведены слова, обращенные к иудеям: «войдут враги ваши в место вашего поклонения – Иерусалим» (17.7). В этой суре говорится об избавлении сынов Исраила от фараона, об уничтожении всех их преследователей и врагов на пути в землю обетования. И после этого такие слова: «Мы сказали сынам Исраила: «Живите в сей земле». И еще один аят, в котором согласно примечанию профессора Шидфар, переводчицы Корана на русский, косвенно упоминается Иерусалим: «И сказали Мы: «Войдите в это поселение…, но входите во врата его склонившись, моля о прощении, и простим Мы вам ваши прегрешения. И дадим Мы добродетельным еще большее воздаяние» (2.58).
В 7 веке, вскоре после появления проповедей, составивших Коран, начались войны арабов с христианами и арабские завоевания, начиная с Ближнего Востока, когда были завоеваны арабами принадлежавшие в то время христианам: Сирия – в 635 году, Иерусалим – в 638 году, Египет – в 640 году. Тогда же был завоеван принадлежавший христианам Магриб, то есть современные Тунис, Алжир и Марокко. В 668 году началась война за Константинополь, длившаяся 5 лет. А в 711 году арабо-христианские войны перебросились в Европу.
И после захвата арабами Иерусалима он не сразу вошел в число городов исламского поклонения. Это произошло на полвека позже, после построения в Иерусалиме в 705-715 годах мечети «Аль-Акса». С тех пор Иерусалим стал третьим по значению городом, после Мекки и Медины, где находятся исламские святыни. Лишь во второй половине 8 века Иерусалим в его арабском названии Аль-Кудс был признан третьим святым городом для исповедующих ислам.
О «неверных»
Выше было уже отмечено, что отношение Корана к «сынам Исраила» разноречиво. И до сих пор в основном упоминались высказывания, уважительные по отношению к евреям. Картина меняется, когда обратишься к местам Корана, где говорится о неверных. Причем здесь обнаруживаются крайне противоречивые положения. С одной стороны, в Коране множество раз говорится о том, что неверные – это язычники, то есть те, кто поклоняется изваяниям, идолам, а не Единому Богу. И это – доминирующий критерий Корана. Но, с другой стороны, в противоречии с этим многократно повторяемым критерием, определение «неверные» использовано в Коране в отношении тех иудеев и христиан, которые не приняли новое писание – Писание Ислама.
«И когда говорят им: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах (в Коране – Д.К.)», отвечают они: «Мы веруем лишь в то, что было нам ранее ниспослано», не веря тому, что после этого, а ведь это – истина, подтверждающая то, во что они веруют. Да проклянет Аллах вас, неверные» (2.89,91). В полном противоречии с определением самого Корана: неверные – язычники, поклоняющиеся изваяниям, в суре 98 Коран говорит: «Поистине, неверные, – люди Писания (евреи и христиане – Д.К.) и язычники, – в пламени геенны во веки веков» (98.6). Процитированные аяты из Корана приобрели зловещее звучание в 7 веке и последующих веках.
И непосредственно о евреях: «О сыны Исраила, вспомните милость Мою, которую Я оказал вам – ведь пред мирами высказал Я вам предпочтение» (2.122). «И дали Мы им ясные доказательства Нашего веления, но стали они противоречить после того, как пришло к ним знание, сея смуту между людьми» (45.17). Продолжающие признавать только Тору названы в Коране «иудействующими»: «О иудействующие, если вы утверждаете, что вы – избранники Божии помимо всех других людей, то пожелайте себе смерти, если правдивы ваши речения» (62.6)