-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в xTr

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) axeeffect_ru Стек

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.12.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 71

Дневник xTr






Gfvznybr ufcnfh,fqnthfv или Памятник гастарбайтерам

Четверг, 19 Июля 2012 г. 22:38 + в цитатник

В Калининграде без особой помпы открыт первый в России памятник гастарбайтерам.
Необычный мемориал появился на площади маршала Василевского. Он привлекает внимание простотой и оригинальностью дизайнерского решения: вмурованная в бетон металлическая плита, из которой к небесам поднимаются разноцветные руки в рабочих перчатках. Пространство вокруг плиты декорировано битым красным кирпичом, символизирующим руины Кенигсберга (это имя носил город до 1946 года) и современным строительным мусором, символизирующим постоянно ведущееся в последние годы строительство.

2220515_000 (385x700, 245Kb)
В этих простых символах зашифровано все: и тяжелый труд, и загнанные в подполье мастера, и возрождение города из руин, в которых стоял он как после Второй мировой, так и после Третьей. Здесь содержатся даже намеки на низкое качество современного коммерческого строительства и нищенские зарплаты гастарбайтеров.
Калининградские культурологи хранят молчание, опасаясь в открытую обсуждать этот во многом спорный мемориал. Официальные структуры тоже не спешат с комментариями. Чтобы понять обстановку, сложившуюся вокруг памятника, достаточно упомянуть о том, что открытие его прошло без официальной церемонии, и ни одна благотворительная структура не объявила о своем участии в финансировании этого проекта. В кулуарах уже высказывалось мнение о том, что памятник этот воздвигнут на собственные средства самими гастарбайтерами, пожелавшими в таком виде увековечить свое присутствие и свой труд на этой земле.

2220515_001 (700x464, 246Kb)


Метки:  

Понравилось: 25 пользователям

Про фильм \

Воскресенье, 12 Июня 2011 г. 02:42 + в цитатник

Большой джихад комдива Котова

«Каждый из нас немного комдив Котов. Просто не всякий себе в этом признается»
Н.С. Михалков

ЛГУН, -а, муж. То же, что лжец.
| унич. лгунишка, -и, муж.
| жен. лгунья, -и, род. мн. -ний.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Синонимы: бесогон, брехло, брехун, ветроплет, кривослов, облыжник, фуфломет, тюлькогон...


Бесогон м. перм. ветрогон, беспокойный, непоседа.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, 1863 - 1866.


Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах р.р. Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением св. муч. Никиты-бесогона. Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке. ... По мнению ряда исследователей (А. В.Рындиной, С. В. Гнутовой), этот сюжет наиболее характерен для памятников новгородско-тверского круга XIV-XVI вв. Восходит он к Новозаветному апокрифу \"Сказание о Никитиных мучениях\" (Житие св. муч. Никиты, Никитине мучение), список которого был впервые открыт А. Н. Пыпиным и издан графом Кушелевым-Безбородко. \"Сказание\" известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХIII вв. ... В нем содержится рассказ о Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом, рассказ о его смерти и посмертных чудесах.
События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергали пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам \"кумирским\". Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол в ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам \"кумирским\". Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть \"Божьего посланника\" испытанию. Что Никита и сделал: и \"...простре руку свою, и наступи на шею его. - и снем оковы, яже бяху на ноге его, и бьюше дьявола оковами\". Дьяволу пришлось несладко, и он признался в своих черных замыслах (Поручение Сатаны). Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.
\r\nАпокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, непризнаваемые священными; рассматриваемый нами относится к Новозаветным. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в \"Индекс\" запрещенных книг уже в XVII в. Среди них мы и встречаем наше \"Сказание...\". ...
Изображение св. муч. Никиты может находиться в центральной части креста, в нижней или на обороте. При многофигурной композиции помимо св. Никиты возможны и изображения Спаса Нерукотворного, св. Николы, Распятия, сюжеты 12 праздников. ... На оборотной стороне чаще всего - охранная молитва к святому или животворящему кресту (\"Кресту Твоему поклоняемся.\"). Молитва, как правило, зашифрована в заглавных буквах (типа \"ББББ\" - \"бич божий биеть бесы\").
В. В. Хухарев. К вопросу об изображениях Святого Мученика Никиты,
изгоняющего беса, на крестах и иконках из Твери. Сборник.


Когда я шел в кинотеатр на «Цитадель», я собирался посмотреть вторую часть не слишком удачного фильма о войне. Даже – совсем неудачного.
«Предстояние», воспринятое мною буквально, т.е. именно как «великое кино о великой войне», оставило тяжелый осадок по многим причинам. Некоторый жизненный опыт и серьезное увлечение военной историей позволили увидеть, что обстановка, поведение героев и вообще большая часть происходящего на экране – поразительно неправдоподобны. Позиции, явно оборудованные людьми, черпавшими представления о военном деле из компьютерной игрушки «Противостояние»; «добрая мина» и летающие головы Сталина; танки под парусами и стальные когти ЗК Котова, наконец – красноармейцы 40-х, ведущие себя и говорящие с экрана как дворовая шпана 90-х… все это оставило ощущение «развесистой клюквы», тем более досадное, что речь шла о величайшей трагедии в истории моей страны. Трагедии, которую вовсе не нужно «допридумывать» или приукрашать, чтобы она вызвала ужас.
Вторая часть не обещала быть лучше. И примерно половину сеанса я провел, то морщась, то нервно смеясь над тем, как на экране сумбурный пересказ подменяет собой реальность. Основная проблема современных фильмов о войне: вытяни сюжет большинства из них обратно в текст – и получишь нечто, гораздо более близкое к реальности, нежели отснятый материал. «Цитадель» не избежала этого огреха – общаясь после просмотра с друзьями, я заметил, что в пересказе фильм прибавляет правдоподобия.
По экрану метались двухмерные картонные герои, полностью исчезавшие, стоило им повернуться в профиль, отвернуться от камеры; мультики с крестами на крыльях сыпали рисованные бомбы – и то убивали кого-то столь же мультяшного, как они сами, то не могли навредить даже прямым попаданием никому, хоть немного отличающемуся от грубой отрисовки; генералы и политики впадали в затяжной тяжелый бред, не стесняясь оператора; комары и паучки включались в битву…
И только ближе к концу картины, когда мозг устал от нарочитой нереальности происходящего, пришло понимание.
Если есть премия за лучший буддистский фильм – она по праву должна быть вручена Михалкову. Если есть премия за лучший исламский фильм – ее должен получить Никита Сергеевич. Если есть премия за лучшее христианское кино – никто не вправе оспорить ее у него.
Просто чтобы понять и прочувствовать этот фильм, нужно смотреть его так, как читаем мы хорошую книгу. Нужно не верить героям и обращать внимание на подсказки, которые дает нам автор. Нужно думать над тем, что нам показывают, смотреть даже не на сам экран, а сквозь него – и вот тогда откроется удивительная, жесткая и неожиданно гармоничная картина.
               Про обманутые ожидания
Основная проблема дискуссий о «Цитадели» в том, что самозваные критики впали в банальность. Да, им не нравится то, как Михалков снял боевик. Им не нравится то, как сделал он кино про войну. Им, наконец, не нравится то, как показана жизненная семейная драма.
Да, штрафбаты появились в 1942 году (даже первые, на Ленинградском фронте, всего за несколько дней до Приказа 227). Да, лагеря с «политическими» не размещали у границ, немецкие танки раннего периода войны при всей их убогости ездили без парусов, позиции роты/взвода оборудовались не по «Справочнику психических расстройств», а из кабины летящего со скоростью более 200 км/ч (до 310 км/ч для Ju-87А, до 408 км/ч – для Ju-87D) самолета совершенно невозможно не только испражниться, но даже плюнуть. Да, цитадели не строят в глуши, вдали от судоходных рек, транспортных узлов и городов. И, разумеется, не посылают безоружные дивизии в атаку ради того, чтобы получить красивые фотографии с горами трупов. Тем более что в 1943 году недостатка в трупах не было. И в гражданском, и в униформе громоздились сотни и тысячи тел по всей стране. И в Сталинграде, и в Ленинграде можно было делать эти фотографии. Да и что толку с тех фотографий в мире, где основное средство коммуникации – радио. Количество телевизоров исчислялось десятками. Не было в 1943 году ни Яндекс-фоток, ни Гугла, ни видеоблогов, ни журнала «Медведь». А фотографии в газетах печатать было трудно, и качество цинкографии было невысоким.
Но ведь сам режиссер обмолвился не раз и не два: то, что он показывает на экране – аллегория.
И теперь давайте подумаем: о войне уже снято. Боевиков полно. Жизненные драмы есть в избытке. Кстати, сам Михалков и боевики и жизненные драмы снимал более чем успешно 20 и даже 35 лет назад. Неужели вы полагаете, что автор «Своего среди чужих…» и «Неоконченной пьесы…» не знает, как ведут себя персонажи под обстрелом или как реагирует женщина на возвращение супруга из небытия? Поверьте: однажды успешно сделанное просто перестает интересовать настоящего Мастера. Ему интересным остается только одно: что же дальше? Когда герой пройдет невозможное испытание и получит свою награду: что будет твориться в его душе? Что может оказаться для него страшнее и сложнее испытаний внешних? Да и вообще – внешняя сторона – для детей и юношества. Зрелым творцам интересны процессы глубинные. Скрытые.
И вот на эти вопросы пытается он ответить своей новой картиной. Картиной, совершенно не понятой ни восхищенной, ни возмущенной публикой.
                 О джихаде большом и джихаде малом
Дабы не превращать эту критическую заметку в романоподобное эссе, я постараюсь избежать излишних описаний и пересказов, я исключу утомительный путь ассоциаций, выстроенных в процессе осмысления картины, и откажусь от значительной части рассуждений, которые могут самостоятельно быть восстановлены пытливым читателем.
Сгубило всех критиков, негативно воспринявших фильм (да и меня самого едва не сгубило) желание получить простые, прямые ответы и символы. Внутренний настрой на то, что если сам Михалков в своем фильме играет главного героя, то значит он считает его молодцом. Если говорит с экрана: \"Я - хороший\", то значит именно хорошего и пытается изобразить. И все хором плюются после: \"Как же он мог так бездарно сыграть, что от его положительного героя желудок выворачивает?\" А сыграно-то - гениально. Сыграно - честно и замечательно. Потому как никогда не был Сергей Котов положительным героем. И о том, почему и как такое произошло, что должен он совершить и к чему прийти - весь этот фильм-притча, насыщенный подсказками, указателями и символами, которые становятся понятными не сразу.
Значительная часть этих подсказок, по сути, имеет вид сценарных, режиссерских и актерских ляпов, которые песчинками режут глаз. В результате уже через несколько минут после начала картины верить в то, что на экране действительно «великое кино о великой войне» становится невозможно. А о какой же тогда войне может оно быть?
…Выйдите на улицу и спросите первого встречного суфия: какой джихад важнее, большой или малый, и в чем разница между ними. И тот объяснит вам, что малый джихад, который правоверный ведет против внешних врагов, весьма важен, но несоизмеримо важнее него большой джихад, который разворачивается в его душе, где битву ведут вовсе не армии людей, а высшие силы. Бог и темное начало. И этот большой джихад каждый правоверный должен вести в первую очередь против собственного эго. Именно эго – крепость дьявола в душе человеческой.
Вы спросите, зачем я приплетаю ислам, если неоднократно было объявлено о христианском (точнее – православном) религиозном наполнении фильма? Да во-первых, потому, что отсылки на ислам есть в самой картине – через многочисленные художественные образы. Во-вторых – потому, что понятия большого и малого джихада не забыты, они близки и понятны большому количеству мусульман, в то время как аналогичные христианские понятия ныне утрачены широкими массами верующих. А в-третьих – потому, что именно этот образ наиболее точно описывает все, происходящее на экране. И стоит начать смотреть на экран через его призму, то исчезают враз все «ошибки», «несоответствия», «фальсификация истории», «техническая глупость» и «психологическая недостоверность персонажей». А мы получаем цельный, емкий, жесткий фильм, достойный руки Мастера. Фильм не о малом джихаде – войне за свободу и независимость с внешним врагом, а о джихаде большом – битве с теми демонами, что обитают в темных глубинах души.
И сразу же условимся: все написанное предназначено людям, видевшим фильм. Способным вспомнить упомянутые далее сцены, а не вообразить их по приведенному описанию. Не стоит обсуждать, не видя. Если вы готовы воспринимать реальность чужим умом – то должен предупредить вас: автор сего текста безумен. Если же готовы соотносить свое видение с видением и режиссера, и критика – то смело листайте дальше.
             О фугасном воздействии мыслей
Многие зрители жаловались после просмотра картины на рваный сюжет и постоянные перескоки с одного на другое. Это, кстати, более характерно для «Предстояния», «Цитадель» же выстроена вполне линейно. Но «логические скачки» есть и там. Однако – с чего мы взяли, что на экране реальные события «внешнего мира»? Допустите на секунду, что это – лишь аллегорическая проекция сознания, и данный стиль показа становится единственно возможным.
Вот грузовик, в кузове которого рожает женщина, а вокруг - рвутся бомбы. Вот - камера отъезжает, и мы видим, что одна воронка располагается непосредственно рядом с правым передним колесом, а другая - с левым задним. Ju-87 \"Штука\" нес, как правило, 50-, 100- или 250-кг бомбы. Спросите у любого служившего в армии человека об их фугасном воздействии, и вы поймете, что рядом с любой из этих воронок мог бы быть лишь опрокинутый остов грузовика и трупы, вытряхнутые из брюк. Возможно - два-три контуженных в состоянии различной степени тяжести.
Вот заградительный отряд открывает огонь из пулемета в спину едва поднявшимся в атаку штрафникам. Чтобы шустрее наступали. Вот сосредоточенная толпа с лопатными черенками наперевес шагает к Цитадели.
Это что, простите, реальность? Сцена из военной жизни? В 1943 году можно было гнать вперед мобилизованное население освобожденных территорий. Но все же даже одна полностью укомплектованная дивизия была уже ценностью.
Но на экране – не дивизия. Перед нами - не люди, не отдельные личности и не герои. Перед нами - смятение и хаос в сознании и душе бывшего комдива, бывшего любимца народа и врага народа, бывшего мужа и отца - не сумевшего, впрочем, стать ни отцом ни мужем. Перед нами символы духовного преображения, которое либо случится, либо не случится с героем картины в конце ее.
Грузовик с рожающей женщиной - чем вам не аллегория осознания? Подумайте, как рождается оно в нашем разуме? Из хаоса, сквозь неприятие, под бомбардировкой со стороны привычек и шаблонов. И первая реакция на осознание - почти всегда - одна и та же. Оставить его или убить? Что будет проще? И заградотряд, стреляющий в спины наступающим - абсурд ли? Всем нам ведомы сомнения, которые разрушают порывы и попытки осознания ничем не хуже пулеметных очередей в спину...
Да и сам штурм Цитадели - очередная метафора, отражающая сложные процессы в сознании самого Котова; процессы психические, а не ментальные - и оттого нарочито алогичные. Самая важная, возможно, метафора в этой истории.
                    Многоликий комдив
Нет, есть в этом фильме и настоящие люди, с которыми Котов встречается, общается, взаимодействует. Тот же Митя, те же его домочадцы, через встречу с которыми характер Котова раскрывается перед нами нараспашку. Ведь бывший комдив постоянно меняется. Михалков в этой роли необычайно пластичен, его герой перетекает из одного состояния в другое в зависимости от того, с кем он имеет дело.
Вот Котов в землянке со своими штрафниками. Он немного брюзглив, слегка подавлен, но в целом - вполне вписывается в этот быт. С кем-то - ровен, с кем-то - снисходительно-пренебрежителен даже. Но дружественен со всеми.
Однако вскоре ситуация меняется. Вот едет он с Митей на машине в Москву, и тот останавливает «додж» около речки, чтобы искупаться. К этой сцене мы еще вернемся позже, сейчас же следует сосредоточиться лишь на герое Михалкова. Вот Котов понял, что его могут везти обратно на Лубянку, что он вновь может стать подследственным и осужденным. И вся бравада слетает с него в мгновение ока. Истерика, безудержный словесный ток - при том, что явно видно: никто его не слышит и не слушает. Следствия обычно боятся люди, попавшие под него впервые. Уже во второй раз психика и разум знают, чего ожидать; как когда и почему может все повернуться. И эта истерика - истерика человека по-настоящему сломленного, человека, боящегося в первую очередь самого себя; человека знающего, что душа его не чиста и не свободна. Перед нами - конвульсивно извивающийся раздавленный червяк, сыгранный виртуозно и филигранно. Тон, мимика, движения и позы - достоверны до дрожи. Это, кстати, и отталкивает эстетов. Зачем, дескать, такое показывать?..
Вот Котов прибывает в свой дом, и его у дверей встречают домочадцы, давно похоронившие его и оплакавшие. Встречают не просто воскресшего, а реабилитированного, восстановленного в звании и правах, в генеральском мундире, с пайковыми пакетами, вином и коньяком... Вот счастье-то! Однако счастья не видно. И реакция этих людей дает нам для понимания Котова многое. Их игра рисует его портрет ярче, чем сам Михалков может его нарисовать. Их игра – софиты, которые неожиданно освещают то, что лишь за секунду до их включения было невидимо.
Все - в ужасе. Все запинаются, отводят глаза и жмутся по стенам. В чем их вина? Вины как таковой нет. Они не оговаривали комдива, не писали не него доносов, не давали порочащих показаний. Мы уже знаем: это он на следствии назвал жену агентом британской разведки. Она же его не предавала. Все в панике. Ребенка, случайно оказавшегося в руках «любимого супруга» с истерикой отбирают, вручают няньке и велят спрятать немедленно. А сам Котов? Что же он? О, он вальяжен, глумлив и надменен. Он ведет себя одновременно и как жертва этих людей, пришедшая напомнить о некоем образовавшемся в результате жертвования долге, и как царь, явившийся повелевать, карать и миловать. Тон – пренебрежительный, движения – вальяжные, используемые в речи эпитеты – уничижительные. Нет, это не праведник, возвратившийся к родному порогу после пройденных с честью немыслимых испытаний. Это диванный деспот, кухонно-столовый цезарь, скорый на расправу и скупой на похвалу.
Обратите внимание: для этой роли была выбрана новая актриса. Вместо Ингеборы Дапкунайте в этой серии жену Котова играет Виктория Толстоганова. Случайная замена? Вовсе нет. Это – очередная подсказка. Перед нами – та жена, которую видит Котов. Которая не может быть похожей на реальную его супругу, которая даже не родня ей, которая – лишь опечаток смазанных воспоминаний. Он не волнуется за нее, не боится, не стремится защитить ее. Он лишь готов ей немного попользоваться – весь показанный нам интерес чисто прикладной. И тельник, носимый под генеральским мундиром – очередная деталь, подсказывающая нам, что действие происходит даже не в сознании, а в пластах бессознательного.
Вот вампирообразный Сталин поит Котова чаем с баранками в полутемном кабинете и предлагает ему план операции по взятию Цитадели. План, кстати, простой: взять наскоро собранных граждан призывного возраста, отловленных на недавно освобожденных территориях, вооружить их черенками от лопат (не лопатами, конечно – металл нужен фронту), и штурмовать немецкие укрепления. Дают ему для этого одну – две дивизии (по меркам 1943 года), это 15 000 человек.
Есть ли исторический прецедент у этой истории? Мне рассказывали, что в рядах штурмовавших Зееловские высоты были белорусские коллаборационисты. Выжившим было обещано прощение Родины. И простили – нескольких человек, уцелевших из нескольких тысяч. Понятно, что выглядело все это иначе, чем в фильме. Но ведь в фильме, как мы убедимся дальше, и речь идет не совсем о людях… Пока же важно одно: как ведет себя Котов на прием у Сталина, которого не так давно в сладостном сне топил он в огромном торте. А Котов ведет себя сдержанно. Тихо. С пониманием. Добавки чаю просит… Готов исполнить любое веление Родины и лично товарища Сталина. 15 000 отвести колоннами на пулеметы? Понятно. Когда приступать прикажете?
Это сталинское предложение является внутренним хотя бы потому, что оно вовсе не в духе Сталина – даже такого, каким рисует его автор картины. Сталин прежде всего – прагматик. Его действия нацелены на результат, а не на внешнее шоу. Тут, кстати, опять же есть режиссерские подсказки, позволяющие понять, что это внутренний Сталин. Одет он в мундир генералиссимуса (само звание появилось в 1945 году, единственный, кому оно было присвоено 27 июня – это как раз Сталин), на котором видна Золотая Звезда Героя Советского Союза (звание было присвоено Сталину 26 июня 1945 г.). Так что это – либо первое послевоенное лето, либо внутренний, воображаемый диалог. И подобный разговор между Сталиным и Котовым, происходящий летом 1945 года, представляется очевидной нелепостью.
                Искупление комдива
\r\nИ после этого кто-то считает, что показанный Михалковым образ – это его идеал мужчины, командира, воина? Да нет же. Это человек, утонувший во внутренних противоречиях. Это человек, который принес в мир гораздо больше боли, чем получил ее сам. Чего стоит одна история про казненного им священника. Котов зарубил его шашкой – не на скаку, а так, в кустах. Казнить, рубя шашкой – это черное ухарство; это забава, а не необходимость. Упоминаются и травленные им газами крестьяне (подобное было, кстати, не только в Тамбовской губернии). Газами травили не боевые отряды мужиков, а всех поголовно. Бунтарей – вместе с теми, кто рассчитывал отсидеться, и всех их – вместе с бабами, детьми и стариками. Так что рука Котова, по которой лупит злой энкавэдэшник в подвале, не по локоть в крови – по шею…
Согласно христианской традиции, после всего содеянного им Котов мог бы возродиться лишь через полное покаяние. А покаяния – даже частичного - в фильме нет и близко. Есть бунт оскорбленной гордыни, есть обида ущемленного эго. Михалков выстраивает каждую сцену на экране вокруг своего героя. Что бы ни происходило – мир крутится вокруг Сергея Котова, мир в кадре – комдивоцентричен, и уже это подчеркивает его условность. Показывает нам, что весь этот мир мы видим не напрямую, а через восприятие главного героя: пожилого инфантильного барина «большевистской волны».
И он не может встать на путь воина, ведущего борьбу с внешним миром до того момента, пока не победит сам себя. Поэтому с лета 1941 года воюет Котов в штрафном подразделении, хотя сами штрафбаты создавались, повторюсь, на основании приказа № 227 от 28 июля 1942 года (положения о штрафных ротах и штрафных батальонах Действующей армии были утверждены Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года). Поэтому и сидит он в штрафниках два года, хотя срок для переменного состава установлен в три месяца. Он просто не готов выйти из этой тюрьмы, которой стал сам для себя. И даже надев генеральские погоны, должен он стать генералом-штрафником - и в этом качестве либо умереть уже, либо воскреснуть.
Сергей Котов - это человек, которому выпало страдание, но не очистило его. Который стал жертвой, но жертвой насильственной, не искренней; жертвой, не принявшей себя в таком качестве и потому - не принятой. Который прошел неимоверные испытания, не преобразившие его внутренний мир.
Самовлюбленность Котова (которую почему-то ставят в вину сыгравшему его Михалкову) - это и есть стержень всей картины! Именно в ней смысл, именно его ЭГО и есть Цитадель! И оно либо взорвется само под натиском безоружных внутренних его сущностей - в том числе и призраков всех убитых им без нужды людей - или падет сам Котов под ее гнетом. Ибо сотворение кумира из самого себя - грех смертельный и тягчайший. И война со своим эго по законам, навязанным им - это лишь потакание ему. Как любой штурм Цитадели по правилам войны на экране оборачивается новыми и новыми жертвами.
Но крушение Цитадели еще не означает победы. Люди-тени проходят мимо комдива и растворяются в клубах дыма, образовавшихся на месте разрушенной твердыни (несколько килотонн, судя по показанному на экране взрыву). Но самому комдиву еще предстоит очищение. Оно приходит в образе дочери – и противопехотной мины.
Отец и дочь встречаются на минном поле - и мина между ними. Понятно, что это – аллегория, что мина существует в первую очередь в исковерканном сознании комдива; мина, которая способна погубить его дочь - или которую должен он принять на себя. И это справедливо, ведь даже если эго разрушено, если душа готова принять очищение - следы прошлого остаются минами в нашем сознании, и мины эти опасны в первую очередь именно для тех, кто искренне любит нас.
И остается только одна возможность: самому встать на эту мину.
Именно когда судьба предлагает ему принести очередную жертву - дочь, создание, по фильму, совершенно блаженное, т.е почти святую - Котов должен сделать выбор. Три серии фильма ушло на подготовку к выбору, к штурму Цитадели. И несколько секунд на сам штурм. Сможет ли самовлюбленный, в меру трусливый, сломленный и не наученный ничему ни вознесением, ни крушением комдив пересилить себя и сделать этот шаг? Зрителю сложно понять то, что эта сцена является ключевой именно потому, что слишком велико ведущее к ней действие, слишком длинна дорога. Но ведь не так велика как жизнь, а и в жизни бывает так, что много лет ожиданий и свершений ставят перед необходимостью за несколько секунд переоценить все и принять решение, и уплатить цену за искупление вины своей и выправить хоть малую часть мира…
                    О людях и букашках
На самом деле ключи к пониманию фильма нам ненавязчиво давали еще до премьеры – хотя бы когда говорили, что лента будет глубоко христианской по символике. Нужно было лишь не забывать об этом, усаживаясь в зале. Символов более чем достаточно, главное - не лениться обратить на них внимание.
И если «Предстояние» оказалось насыщено прямыми и очевидными образами, то в «Цитадели» одними из главных действующих лиц стали букашки. Вместо «крестильной мины» и храмовой люстры в дело включаются комар, паучок… Это образы, которые не только подтверждают, что мир един, и все мы являемся лишь частями целого. Есть и вторая сторона образа: букашки возвышаются до уровня людей, но люди вокруг них низводятся до уровня букашек – властью, друг другом, сами собой…
Хотя, нужно отметить, Никита Сергеевич не удержался и от прямых, «тычковых» ассоциаций. Часть образов, созданных им на экране, кричаще ассоциативна.
Вот Меньшиков везет «вытащенного из атаки» Котова в Москву. Он останавливается у реки и идет, раздеваясь, к воде. На шее у него веревка. С собой - чтобы точно уж не было сомнений в образе - кусок мыла. Что это, как не хрестоматийный образ Иуды? Ведь мы знаем, что именно он сокрушил легендарного комдива Котова.
Но... но мы знаем и то, что после этого своего предательства - вовсе, впрочем, не первого и, быть может, не самого страшного - Митя впал в раскаяние. Было закадровое его самоубийство в первой части трилогии. Были показанные во второй и третьей части действия по спасению как семьи Котова так и самого его - действия, растянутые на годы. Не разовый жест, а планомерная работа, сопряженная с риском.
\r\nИуда покаялся, не доведя до конца свое предательство, сумев немыслимыми усилиями лишить его последствий и обратить события вспять. И теперь он идет к реке - омыться... или принять новое крещение? Вместо смерти - возрождение к жизни новой, к искуплению прежних грехов? В то время как Котов на заднем сидении машины обрушивается в свои страхи, Митя окончательно закрепляет свой выбор. Косвенно мы видим подтверждение этому почти в самом конце картины - когда в следственной камере он легко принимает решение подписать все протоколы допросов. И - подписав - дает нам еще один символ, убивая пристроившуюся на листе букашку. Он отказался от жизни насекомого. Он преобразился. Его можно отпустить отсюда - пусть даже через расстрельный подвал.
                       Испытание возвышением
И теперь, когда канва и нагрузка картины становятся понятно, остается главный («сталинский») вопрос: зачем? Зачем снято это кино? О чем оно на самом деле?
И ответ лежит на поверхности. Этот фильм – об «элите». Об элите в кавычках, или о так называемой элите. О тех, кто занял в обществе место элиты, будучи вознесен на него катаклизмами революций, но оказался совершенно не готов к обременению, которое это место дает. О людях, которые властвовать готовы, а править – не могут. О тех, для кого власть – это спецсигналы и спецтусовки, распилы и откаты, ордена к юбилеям, правительственные дачи и санатории и вина с именными этикетками напрямую с заводов. Такая «элита» во множестве встречалась в коридорах власти в 30-е. Такую «элиту» мы с вами наблюдаем сейчас.
Персональное возвышение в период катаклизмов статистически неизбежно и в каждом отдельном случае – вполне возможно. Однако цена места, на которое оно забрасывает человека, открывается тому слишком поздно. Люди, которые проявляют чудеса изобретательности, терпения, ловкости и жестокости в борьбе за то, чтобы оказаться наверху, оказываются совершенно неподготовленными к новому положению, которое им удается занять. Их души несоизмеримы с новыми возможностями. Их умы не способны решать задачи, которые ставит перед ними их новая роль. Цитадель их эго, остается несокрушенной. И та Сила, которая стоит над миром, ради их же спасения должна обрушить их в горнило испытаний. Из них они могут выйти как Митя - через расстрельный подвал в иной, лучший, возможно, мир. Могут – как Котов, через штурм и крушение своей Цитадели – на путь Воина, которому есть еще за что бороться в мире этом…
 


Метки:  

Давно не писАл...

Среда, 18 Августа 2010 г. 22:39 + в цитатник

Сто лет здесь не был, двести не писал... вряд ли кто заскучал без этого)))

Но вот случайно вспомнил, залез - и решил отметиться... типа - я еще тут. Все еще...

Устроил себе презентацию книжки - без помпы, но с водкой и с хорошими людьми. А хорошие люди с водкой - это уже дорогого в наши дни стоит. Так что жаловаться не на что (после презентации еще пара десятков книжек осталась - в шкаф, до тех времен, когда потребуются на подарки))). И в то же время - вроде как и жаловаться не на что, и какое-то чувство неудовлетворенности не оставляет... что-то, наверное, не так идет, хотя пока что не понимаю, что и куда. Ну, доделаю еще одну книжку, Бог даст, по осени... ну позлю еще народ, подразню гусей, помечу бисер.... хотя свиньи, думаю, на мой бисер клали вприсядку - им своих жемчугов хватает ))))))))))))). Ладно, фиг с ними - книжку еще доделать надо, а потом уже дальше придумывать... Не похоже все это на творческий кризис. На возрастной тоже...

А может, все проще? Может мне просто бабла не хватает? Нужно, наверное, пару мешков его накопать по осени - да посмотреть, что изменится вокруг от этого...


Аудио-запись: Flёur - Новое матное слово

Музыка

Пятница, 06 Июня 2008 г. 00:36 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

предрассветное

Воскресенье, 20 Апреля 2008 г. 22:19 + в цитатник

Я просто сон, увиденный во сне.

Причем – не самый худший из кошмаров.

… А в наискось распахнутом окне

Висит луна.

                        … В ночи бренчит гитара –

Не слишком чистый звук, зато живой.

… Стук каблучков вдали на Викингштрассе

Чуть различим.

Читать далее

Попустин

Среда, 09 Апреля 2008 г. 22:19 + в цитатник
В колонках играет - Queen
Настроение сейчас - ... с легкой примесью адекватности...

*   *   *

Устал и хром, почти недопустим
Идет по пляжу Кранца Попустин.
Его глаза – застывшая слеза,
Его лоза не доится вином,
Он никогда не голосует «за»,
Он знает все об этом и о том.

Читать далее

Метки:  

Йа

Среда, 26 Марта 2008 г. 01:35 + в цитатник
В колонках играет - Лили Марлен
Настроение сейчас - маршевое

Я вовсе не сошел с ума, камерады. Я сбежал с него - и с большим, надо признаться, трудом.

Плакаты для души - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 07 Марта 2008 г. 02:28 + в цитатник

Memel

Четверг, 06 Марта 2008 г. 16:54 + в цитатник

Ну вот и состоялся исторический визит в Мемель. Визит проходил в рамках творческого семинара калининградских писателей/поэтов/фотографов. Для меня лично семинар свелся, в основном, к вечерним посиделкам с товарищем Clandestinus’ом в казармах местной консерватории, где нас расквартировали.

Читать далее

Метки:  

Типа, весна что ли?

Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 23:22 + в цитатник

Я постоянно забываю о том, как же сильно дует в Клайпеде. И вспоминаю всякий раз, едва оказавшись на переправе. Вроде мой любимый Кранц - тоже на берегу моря, на такого ветродуя там нет. В общем, весну я встретил в Великой Литве, под местным холодным дождем. Теперь жду - не выглянет ли солнце. После пусть даже и теплой зимы хочецца погреться...


Че-та в Кранце навеяло... грустное такое...

Четверг, 28 Февраля 2008 г. 01:09 + в цитатник
Настроение сейчас - фиолетово-ровное

Внутри твоей тюрьмы – моя тюрьма.

Сияет в небесах, сводя с ума

Полночная звезда.

За горизонт

Уходит Бог, придерживая зонт,

Чтоб дождь, с земли текущий в небеса,

Не растворил вдруг божьи чудеса.

 

Он вовсе не расстроен из-за нас,

И сердце божества не скроет наст,

И мой неудивительный рассказ

Его не удивит в урочный час…

 

Уходит Бог, зонтом прикрывши полы,

И мы – душой одеты,

                        телом – голы –

Едва ли поглядим ему вослед.

Уходит он.

Но нас здесь тоже нет.

И, то, что час назад являлось нами,

Лежит тяжелым грузом под ногами…



Метки:  

Результат теста ":: Ваш "психологический" возраст ::"

Четверг, 14 Февраля 2008 г. 22:03 + в цитатник

приход Санта Валентайна

Четверг, 14 Февраля 2008 г. 21:57 + в цитатник
В колонках играет - Ольга Арефьева
Настроение сейчас - рассссссслабленное

Ну, вот и праздник привалил. День Святого Валентина, он же – День Всех Влюбленных (не в кофе «Моккона»). И праздник-то не наш, праздник католический – но отмечает его вся православно-исламо-буддийская Россия. Во-первых, праздник, - это всегда приятно и много приличнее, чем просто пить без повода. А во-вторых – День Влюбленных, не абы кого! Чистое, светлое и доброе состояние души, светлые и добрые мысли, доброе настроение…

Впрочем, как говорил Борат в одноименном фильме, «Не очень!»

Читать далее

Метки:  

Ну, вот и Йа

Вторник, 05 Февраля 2008 г. 19:26 + в цитатник
В колонках играет - тишина

Ну вот, все оказалось как обычно: когда опросили всех, то выяснили, что какой-то мелкий раздолбай из канцелярии перепутал адрес (фамилия-то ходовая, инициалы - тоже). Так что повестка на небеса оказалась ложным вызовом. На прощание немолодой уже мужик с серебристыми крыльями и почему-то в греческим совершенно хитоне долго тряс руку и пытался выбить обещание не курить. Я мялся, изображал готовность к раскаянию и смотрел по сторонам. Ничего особо примечательного там не было.

Вскоре доктора сообщили мне, что я здоров, годен - и выписали. После этого, разумеется, пришлось срочно ехать в Кранц - дышать ионизированным морским воздухом, понемногу спиртовать обратно печень, творить и общаться с коллегами по мировосприятию.

Ох, дивен город Кранц, чудны его волноломы! (Собираясь туда - прихватывайте фонарик, все остальное в этом городе, в принципе, в той или иной степени представлено, даже ресторанчик приличный появился - с черными люстрами и хорошей кухней, а вот на променаде вечером ноги переломать не проблема.) Странное ощущение: чувствуется несвойственная курортным городам нехватка "женского духа" при вполне допустимой и понятной нехватке "духа мужского". Ну да, может быть, друзья-эзотерики найдут какую-нибудь астральную линзу, которую стоит развернуть - и все наладится?


Спасаем котиков - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 30 Января 2008 г. 23:38 + в цитатник
Фотографии xTr : Спасаем котиков

Не удержался, нарисовал пару плакатов. Спасаем котиков. Кто в танке плавал - тот поймет)))



Аудио-запись: Т. Альбинони. Адажио.

Музыка

Понедельник, 21 Января 2008 г. 02:13 (ссылка) +поставить ссылку
Файл удален из-за ошибки в конвертации Denkerin Первоисточник записи спасибо камраду Denkerin

[+ добавить в свой плеер]


Комментарии (0)Комментировать

Еще вернусь )))

Понедельник, 21 Января 2008 г. 02:03 + в цитатник
В колонках играет - Бог устал нас любить
Настроение сейчас - Рассллабблленное...

И случилось так, что у врат, за которыми была мгла, путь мне преградили трое.

- Ответь, путник, куда держишь ты путь свой? – спросил первый из них, и единственным, что могло примирить меня с сакраментальным «путник-путь» было явно восточное лицо его – лицо, впрочем, честного и славного воина, который если и задает вопрос, то исключительно ради получения внятного ответа, способствующего дальнейшим духовным изысканиям. Рука его, - смуглая, как и лицо, узкая, но мускулистая – тем временем неуловимым движением огладила эфес личного жезла для духовных изысканий.

Эфес был изогнутым, открытым, без лишних украшательств. Мне оставалось только пожать плечами.

- Как могу я, о просветленный брат мой, - язык настоятельно желал выдать «братишка», и лишь в последний момент я овладел им в полной мере, - утверждать, что держу свой путь «куда-то»? «Куда-то» - предполагает наличие сразу и «откуда-то», и «где-то»… да и вообще начать следует с того, что я вовсе не держу своего пути, как и он не держит меня.

С заметным сомнением во взгляде мой собеседник еще раз огладил эфес, но видимо, не счел мои речи слишком вызывающими.

Читать далее

Эх, снова не дождались )))

Пятница, 18 Января 2008 г. 20:43 + в цитатник

В колонках - подобающий случаю "Сплин", "Романс".

С кухни - еще более подобающй запах куриного супчика (не по-жегловски, "с потрошками", по все же, все же...)

Всего-то пара дней в реанимации, пара - на обычной уже койке, и воздух улицы снова обретает настоящий запах. Завтра отправлюсь в Кранц, дышать ионизированным морским ветром. В пенные волны пока бросаться не стану - обещал доктору вернуть организм в клинику))) В клинике над организмом будут, надо полагать, ставить опыты - все равно раз ходит, лечить там уже нечего) Так что придется быть поаккуратнее с промилле - во избежание порчи лабораторного оборудования. Хотя - вот странно: на этот раз как-то даже пить не хочется. Глоток хорошей конины - и никакой вкусовой радости.

Ладно. Зато есть и пазитифф - неделю, по крайней мере, можно будет спокойно читать любимые книги, до которых иначе не добраться уже, и творить в свое удовольствие - без графиков и планов. Мож, что-то и вызреет)))



Поиск сообщений в xTr
Страницы: [2] 1 Календарь