о мазхабах... |
О мазхабах
Прекрасно сказал шейх Джамалюддин аль-Къасими:
“Истина не ограничивается словами какого-то одного ученого и положениями какого-то одного мазхаба[1]. Аллах оказал милость мусульманской общине посредством большого количества ученых-муджтахидов”.
Он также говорил:
“Такълид[1] – это проказа, распространившаяся среди людей и стремительно разлагающая их. Более того, это – укоренившаяся болезнь, общий паралич и полное сумасшествие, ввергающее человека в бездействие и лень”.
См. “аль-Исти’нас” 44.
Заслуга ученых в том, что они доносят до людей правильное понимание Корана и Сунны, помогая людям жить по ним, а не в том, чтобы становиться объектами слепого следования.
[1] Махзаб – религиозно-правовая школа какого-либо ученого. Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» - пойти, направиться. Поэтому любое направление в религии, основанное на чьем-либо мнении, стало называться «мазхаб». Аль-Файюми в “Мисбах аль-мунир” 1/211 сказал:
“В арабском языке «пойти по мазхабу такого-то» значит пойти по его пути и направлению, а «пойти по мазхабу такого-то человека в религии» значит последовать за его мнением в религиозных вопросах”.
[1] Такълид – слепое следование за каким-либо ученым. Мукъаллидом именуют человека, который слепо следует за каким-либо имамом, зная о том, что его мнение противоречит Корану или Сунне. Такълид запрещали имамы во все времена, и они осуждали тех, кто слепо подражал тому или иному имаму в противоречие Корану и Сунне. Имам ат-Тахауи сказал:
“Никто не подражает слепо, кроме недалекого и глупого человека”.
См. “Расмуль-муфти” 1/32.
Имам Ибн Хазм сказал:
“Поистине, ученые, за которыми слепо следуют, сами были противниками слепого следования (такълида). Они запрещали своим сторонникам слепо следовать за их мнением. Самым ревностным из них в этом отношении был имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, поскольку он часто и более последовательно, чем кто-либо другой, подчеркивал необходимость следования достоверным сообщениям и принимать то, что соответствует доводам. Он также противился тому, чтобы ему слепо следовали, и предостерегал от этого окружающих. Пусть же за это Аллах дарует ему милость, и пусть его награда будет огромна, ибо он был причиной великого блага!”
См. “Усулюль-ахкам” 6/118.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |