|
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь - в озере, горящем огнём и серою» (Откр 21:8)
«Мертв бе и оживе». Даже Господу пришлось умереть и сойти во ад, чтобы мы сейчас все могли жить вечно. Через два с лишним года после начала СВО совершенно очевидно, что не было у нас иного лекарства, кроме войны. Чем дольше духовно будем деградировать или оставаться на месте, тем дольше это противостояние будет длиться. Выйти из него можно только здоровым. Или умереть. Война высветила прожектором все те проблемы, которые скрывались под толстым слоем благоденствия и внешнего благочестия подобно онкологии.
В различных произведениях и проповедях святитель Серафим (Соболев) выразил своё отношение к войне. Так, вслед за святыми отцами древности, он считал войны, как и природные бедствия, следствием грехов человеческих: «Грехи наши более и более увеличиваются. Люди в страстях своих перестают уже быть подобными бессловесным тварям: они уподобляются демонам. Мы говорим это, имея в виду политические смуты, анархию и, в особенности, страшные по жестокости кровопролитные войны, уничтожающие не только целые армии, но и мирное беззащитное население».
Свт. Серафим, приводя пророчество свт. Феофана Затворника, говорил о том, что две войны с Германией были наказанием России за грехи, в том числе за отступление от чистоты Православия: «Будем верить, возлюбленные, что пророческое вразумление епископа Феофана о наказании нас Богом войною с Германией окажет на нас спасительное воздействие и наши богословы престанут наконец преклоняться перед инославными богословскими авторитетами и в своём богословии как высшим авторитетом будут руководствоваться только святыми отцами Церкви. И тем более надо отметить, что данное пророчество епископа Феофана было за двадцать лет до первой войны с Германией, а мы пережили уже вторую с ней войну».
В войнах XX столетия, из-за их особой жестокости, кровопролитности, технологичности, свт. Серафим видел страшное предзнаменование последних времён: «Близятся времена антихриста, когда, по откровению св. Иоанна Богослова, природа не только будет изумлять людей своими ненормальными явлениями, но, как лютый враг, будет карать их за отступление от Бога и Его Божественных законов. Тогда человечество, в конце своего существования, увидит неслыханные в истории ужасы людской злобы и жестокости. Уже и теперь в современных войнах орудия истребления в воде, на земле и над землею подготовляют наше сознание к уразумению этой жестокости».
По данным религиоведов и социологов, социальную опору православия составляют около 11–14 % населения, из которых глубоко веруют и соблюдают все каноны примерно 3–4 %. В ночь с 15 на 16 апреля 2023 года 2,8 миллиона верующих приняли участие в мероприятиях, посвященных православному празднику Пасхи. Что составляет 2% населения России. На Рождество и Крещение цифры еще меньше. При этом большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи и освящают куличи. Верующих в стране все меньше. Особенно мало - среди молодежи. Неверующих совсем - 42%. Если в целом по стране православных в 11 раз больше, чем мусульман (57% против 5%), то в молодежной группе ситуация принципиально иная - 29 против 9.
Единственный позитивный момент: в 2023 году тех, кто ходит в храм хотя бы раз в месяц, стало 15% - в 2 раза больше, чем в 2012-м. И конечно, среди военных, непосредственно принимающих участие в боевых действиях, многие стало истинно верующими. Что вполне закономерно.
«Когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, они не проявляются в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани. Только в тяжкие годины войн познаётся воочию, что вера Христова есть дыхание и жизнь русского народа, что с утратою и оскудением этой веры в сердце народа неминуемо прекратится и жизнь его.» (Преподобный Варсонофий Оптинский)
К сожалению, слова митрополита Антония Сурожского, обращенные к верующим в конце XX столетия, актуальны и сейчас: «Мы ответственны за то, что люди стали искать другие мировоззрения, ибо то, что мы говорили о христианстве, их не могло удовлетворить - из-за того, что не находят полноты в том христианстве, которое мы проповедуем и которое мы проявили… Бердяев когда-то писал брошюру, которая называлась «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан» - вот это-то и есть. Если бы христианство было христианством Евангелия, осуществленного, реального, то все бы говорили: «Да, это полнота жизни, этим стоит жить...» Но кто может сказать это о русском православии в России?..
Мир в своем отказе от Бога и от Церкви нам говорит: «Вы, христиане, ничего нам не можете дать, что нам нужно. Бога вы нам не даете, вы нам даете мировоззрение. Оно очень спорно, если в сердцевине его нет живого опыта Бога. Вы нам даете указания, как жить, - они так же произвольны, как те, Читать далее...
|